| | Проблемы современной экономики, N 3 (27), 2008 | | К РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ ЭНЕРГЕТИКИ | | Ряховская А. Н. заведующий кафедрой экономики и антикризисного управления
Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (г. Москва),
доктор экономических наук, профессор Таги-заде Ф. Г. профессор Института экономики и антикризисного управления (г. Москва)
| |
| | Статья посвящена проблеме тарифного регулирования сферы жилищно-коммунальных услуг, анализу различных тарифных схем, выявлению их положительных и отрицательных сторон, а также особенностям, которые необходимо учитывать органам исполнительной власти, регулирующим и утверждающим тарифы в этой сфере. Сделан вывод о принципиальной возможности обеспечения баланса интересов всех субъектов рынка коммунальных услуг | Ключевые слова: жилищно-коммунальные услуги, тариф, тарифное регулирование | Один из «духовных отцов» социального рыночного хозяйства Вальтер Ойкен говорил: «Основной принцип экономического конструирования заключается в том, чтобы сделать механизм цен способным к функционированию. Любая экономическая политика, которой не удается добиться этого, обречена на провал. Это стратегически важная точка, на которой следует сконцентрировать все усилия» [1]. Поэтому любое мероприятие, предлагаемое для совершенствования тарифных отношений, должно оцениваться с точки зрения того, какое влияние оно оказывает на поведение экономических субъектов: увеличивается или уменьшается в ходе реализации этих мер тенденция к затратности; становится ли достижение интересов более или менее свободным, поскольку уменьшение этой свободы всегда связано с ростом затрат.
С этих позиций мы намерены проанализировать и оценить эффективность использования различных видов тарифов и тарифных схем для оплаты коммунальных услуг.
1. Прямые тарифы
Существующий механизм ценовых отношений в сфере естественных монополий технологического типа (ЕМТ) основывается на использовании прямых тарифов, ставка которых устанавливается за единицу услуг. Соответственно, доходы производителя изменяются прямо пропорционально отпущенному и потребленному их количеству. При постоянной величине тарифа производитель услуг заинтересован в том, чтобы наиболее полно удовлетворить спрос на свои услуги, другими словами, увеличить объем отпуска услуг потребителям. Как экономический субъект, он заинтересован в повышении ставки тарифа, ее частом пересмотре, дифференциации потребителей по уровню платежеспособности.
Аналогичный механизм действует при формировании тарифов на основе издержек. Затратная ориентированность является общим свойством коммунальной деятельности и сохраняется при любой форме оплаты услуг потребителями. Она усиливается при использовании одного вида тарифов и ослабляется при другом.[2] Также затратное поведение производителя коммунальных услуг при применении прямых тарифов обусловлено механизмом отношений с потребителями. При использовании прямых тарифов возникают два явления: а) появление порога безубыточности и б) проблема финансовой устойчивости.
а) порог безубыточности
На рис. 1. представлена графическая зависимость экономических показателей коммунального предприятия от изменения объема потребления услуг. Прямая линия, выходящая из начала координат, представляет собой доходы D предприятия, изменяющиеся прямо пропорционально отпущенному количеству услуг Q. Угол наклона этой линии определяется значением отпускного тарифа t. Горизонтальная линия Сa выражает величину постоянных издержек, а линия Сq – величину переменных издержек. Линия Сq выражает одновременно величину суммарных издержек предприятия, если отсчет вести от линии абсцисс. Наклон линии Сq определяется значением средних переменных издержек. Точка М на рисунке определяет тот объем услуг Q0, выручка от реализации которого равна величине издержек, то есть эта точка дает нулевую прибыль и определяет критический объем отпуска услуг. Отпуск услуг, в количестве Q2 > Q0, приносит предприятию прибыль, а при Q1 < Q0 приносит убытки. | | | Рис. 1. Изменение показателей коммунальных предприятий при оплате услуг по прямому (постоянному) тарифу. | При пропорциональной системе оплаты услуг прибыль предприятию приносит только сверхкритический отпуск услуг потребителям.
Отметим элементы тактики, которых придерживаются производители услуг, стремящиеся увеличить свою прибыль:
– отпуск услуг потребителям не должен падать ниже критического объема, поэтому предприятие будет стремиться превысить этот объем (Q2 > Q0). При заданном количестве и составе потребителей (данном уровне спроса) это возможно посредством: увеличения или пересмотра нормы потребления услуг (если отсутствует индивидуальный учет их потребления); путем манипулирования техническими параметрами системы инженерного оборудования (изменения температуры энергоносителей, давления в сетях, продолжительности работы установки и т.д.); путем принуждения потребителей на расточительное поведение (например, установление лимитов, введение штрафной санкции за недобор согласованных объемов услуг, ослабление работы служб технического контроля и ревизии оборудования и установок потребителя);
– повышение ставок тарифа увеличивает прибыль, поэтому предприятие будет стремиться к тому, чтобы тарифы пересматривались часто, не допускать снижения действующих ставок тарифа, искать основания для их повышения;
– средний тариф может повышаться при использовании разных ставок, изменении структуры потребления услуг в пользу потребителей с более высоким уровнем ставки. Зная об этой тенденции, предприятия будут стремиться воздействовать на структуру потребления услуг путем увеличения доли более «выгодных» потребителей, поощряя рост их потребления;
– увеличение фактической прибыли можно обеспечить за счет снижения удельной стоимости материальных затрат. Но осуществить это технически более сложно и не всегда возможно без модернизации и реконструкции коммунальной инфраструктуры. Кроме того, реализация указанного комплекса мероприятий в значительной степени повышает действующие тарифы без увеличения прибыли предприятий, что идет вразрез с их интересами. Поэтому на практике коммерческие предприятия мало заинтересованы в проведении модернизации и реконструкции;
– к росту фактической прибыли приводит также снижение величины постоянных издержек. Решение этой проблемы еще труднее, чем предыдущей, так как основные фонды коммунальных предприятий эксплуатируются, как правило, до полного физического износа. Поэтому постоянные издержки на практике имеют постоянную тенденцию к росту.
Порог безубыточности – Q0 можно определить по формуле: | | | В относительных единицах порог безубыточности будет равен: | | | величина постоянных затрат в себестоимости единицы услуг.
Как следует из формул (1–2), порог безубыточности тем выше, чем выше величина постоянных издержек в себестоимости услуг и меньше средний тариф. Это означает, что у производства, обладающего большой фондоемкостью, больше и риск подвергаться убыткам при уменьшении объема выпуска продукции. Среди коммунальных организаций к таким относятся теплоэнергетические предприятия.
Введение для населения льгот на оплату коммунальных услуг часто приводит именно к убыточности предприятий ввиду несвоевременного поступления финансовых ресурсов из бюджетов разных уровней на их компенсацию. Перекрестное субсидирование призвано исключить возможность таких случаев. Но если утвержденный тариф выше средних совокупных издержек, то наличие льготных потребителей вовсе не означает, что отпуск услуг им является для предприятия убыточным. При соблюдении приведенного соотношения сохраняется и заинтересованность предприятия-поставщика увеличить отпуск услуг всем потребителям. Но если тариф меньше средних совокупных издержек, то коммунальное предприятие становится абсолютно убыточным.
Значение порога безубыточности зависит также от концентрации (эффект масштаба) и централизации (эффект совмещения максимумов нагрузок) в производстве и потреблении коммунальных услуг. С ростом масштаба производства и централизации снижаются удельные капитальные вложения, происходит совмещение максимумов нагрузок во времени, увеличивается степень использования производительности системы коммунального обслуживания. Эти факторы приводят к снижению порога безубыточности, тем самым уменьшается вероятность производства услуг в зоне убытков.
Следует особо подчеркнуть роль продолжительности использования установленной производительности в повышении эффективности систем коммунального обслуживания: любое увеличение отпуска услуг, независимо от того, по каким причинам это происходит, увеличивает прибыль с каждой единицы услуги, отпущенной потребителям. И наоборот, снижение времени использования установленной мощности ведет к снижению прибыли предприятия. Таким образом, при реализации услуг потребителям получение прибыли начинается после превышения порога безубыточности.
С учетом сказанного, наименее обременительными для производства и наиболее эффективными в части получения прибыли являются действия производителя по повышению тарифа на услуги, которые не требуют от него каких-либо материальных затрат. Тогда как улучшение всех остальных показателей (оптимизация их значения) может потребовать дорогостоящей модернизации производства. При этом значение рассматриваемого показателя, как режимного, может изменяться в больших пределах под воздействием разных внешних факторов.
б) финансовая устойчивость
В основе колебания объемов производства в системах коммунального обслуживания лежит неравномерность потребления услуг, вероятностный характер возникновения потребности в них, географические и климатические факторы (изменение продолжительности светового дня, температуры наружного воздуха, времени наступления холодов, количество пасмурных дней и т.д.). Изменение этих параметров оказывает существенное влияние на текущие экономические показатели предприятия. Все факторы, лежащие в основе неравномерности потребления услуг, имеют неценовой характер, то есть не зависят от изменения цены услуг. | | | Рис. 2: Влияние изменения объема потребления услуг на ценовые границы | Поэтому колебание потребности в услугах на рис.2 изображено в виде вертикальной полосы: две вертикальные линии здесь означают, соответственно, верхнюю (справа) и нижнюю (слева) границу колебаний потребления услуг (кривые спроса D). Кривая, ниспадающая слева направо вниз, представляет собой средние издержки S (себестоимость единицы услуг).
Как показано на рис.2, средние издержки производства услуг на нижней границе спроса значительно превышают значение средних издержек на верхней границе зоны колебаний (S1S2.). Поэтому коммунальное предприятие имеет устойчивую прибыль при цене услуг (тарифе), равной или выше значения средних издержек на нижней границе кривой спроса, то есть когда Р1 S1. Оно не может получать прибыль и будет иметь убытки, если цена услуг установлена равной средним издержкам на верхней границе или ниже этого значения, то есть если Р2S2. Если цена, по которой продаются услуги, находится внутри зоны колебаний спроса, то экономическое положение коммунального предприятия будет неустойчивым: в отдельные периоды коммунальная деятельность будет прибыльной, а в другие периоды, наоборот, она будет приносить убытки. Именно такой характер имеет влияние месячной и сезонной неравномерности потребления на экономические показатели предприятия.
При определении ставок тарифа расчетный объем потребления услуг исчисляют, исходя из нормы потребления и структуры потребителей, присоединенных к данной системе коммунального обслуживания, с учетом некоторой перспективы роста спроса. Поэтому этот показатель (Q2) оказывается ближе к верхней границе колебаний спроса (рис.3). | | | Рис.3. Устойчивость показателей коммунального предприятия при использовании рыночного тарифа | Ставка тарифа, рассчитанная из этой величины, обеспечивает предприятию прибыль в очень узкой области колебаний потребления услуг, т.е. предприятие работает на грани безубыточности. Небольшое отклонение реальных объемных показателей от расчетных условий может вывести предприятие на убытки. Нужно учитывать и то, что зона колебаний спроса подвижна: невозможно точно определить ее границы, невозможно учитывать, какие факторы, влияющие на эти границы, будут доминировать в том или другом периоде функционирования предприятия. Все это в совокупности определяет неустойчивость экономического положения коммунальных предприятий, которые, как правило, работают на грани убыточности либо не получают той прибыли, на которую они могли бы рассчитывать.
2. Оплата услуг по твердой ставке
Такая форма оплаты применяется при невозможности учета потребления услуг конкретным потребителем. Например, при отсутствии измерительных приборов.
Основой платы по твердой ставке (постоянная сумма взносов) является ставка прямого тарифа. Общая сумма платы определяется путем умножения этой ставки на нормированную (расчетную) величину потребности в услуге конкретного потребителя. Такой способ расчета тарифов и соответствующих платежей для населения на все виды коммунальных услуг (кроме электроэнергии) применялся в советской экономике. Аналогичная практика продолжается и в настоящее время. Производители услуг по достоинству оценили преимущество оплаты услуг в твердой ставке и сопротивляются установке измерительных приборов в жилых домах и индивидуальных в квартирах.
Схема изменения основных показателей деятельности коммунального предприятия при оплате услуг по твердой ставке (рис.4) свидетельствует о том, что прибыль предприятия увеличивается при снижении объемов отпуска услуг потребителям, что не могло не сказаться на эффективности деятельности предприятий. | | | Рис. 4: Схема оплаты услуг по твердой ставке. | Кроме того, такая форма оплаты, поощряя производителей на расточительство, одновременно породила у потребителей (населения и организаций) полное безразличие к экономному использованию тепла, энергии, воды, газа. С точки зрения повышения эффективности потребления энергоресурсов в быту, такая форма оплаты услуг должна признаваться как неизбежное зло. Она может использоваться только для оплаты услуг, которые представляют собой чистые общественные блага.
3. Модификация прямых тарифов
Основное противоречие в использовании прямого тарифа для коммунального предприятия состоит в том, что любое снижение объема потребления услуг приводит к сокращению доходов предприятия, появлению у него убытков. Чем выше доля постоянных затрат в себестоимости услуг при неравномерности потребления, тем больше риск предприятия стать убыточным.
Прямые тарифы могут быть дополнены некоторым условием, позволяющим предприятию избежать такой ситуации (рис.5) | | | Рис.5: Схема оплаты услуг с фиксированной суммой платы. | При использовании прямого одноставочного тарифа с фиксированной ставкой потребитель при заключении договоров указывает требующийся ему объем услуг. Условия окончательных расчетов таковы: если фактическое потребление окажется более заявленного объема, потребитель оплачивает штрафные санкции в кратных размерах против действующего тарифа либо оплачивает сверхдоговорный объем услуг по повышенной против действующей ставке оплаты (точка 2 на рис.5). Если фактическое потребление окажется меньше заявленной величины перерасчет не производится (точка 3 на рис.5).
Как видно из рисунка, в обоих случаях потребитель несет дополнительные расходы. Поэтому он заинтересован в том, чтобы строго подойти к определению своих потребностей, четко планировать их, не допускать ошибок, которые обернутся ему убытками. При данной схеме расчетов поставщику нет необходимости навязывать свою волю потребителю, а потребителю – нет выгоды заявлять больший объем услуг, чем ему необходимо, поскольку при этом он заранее соглашается на повышенную против тарифа оплату услуг. Невыгодно ему также заявлять объем услуг меньше своих действительных потребностей, поскольку в этом случае выплачиваются большие штрафные санкции против зафиксированной суммы платы.
Рассмотренная схема может быть несколько скорректирована с учетом интересов потребителя, если предусмотреть в договоре возможность уменьшения объемов потребления услуг против заявленного количества и возвращения соответствующей этой экономии стоимости переменных затрат (рис.6). | | | Рис. 6. Схема оплаты услуг с возвратом стоимости недопотребленного количества услуг. | Что касается производителя, данная схема оплаты услуг избавляет его от убытков, образующихся не по его вине.
Следует отметить, что данная схема тарифных отношений предпочтительнее других форм оплаты; она отвечает интересам крупных производств, в себестоимости продукции которых высокую долю занимают затраты на энергоресурсы (электро- и тепловой энергии, газового топлива, воды). В этом случае предприятие будет проявлять крайнюю заинтересованность в оптимизации своих затрат, ведении строгого контроля и учета за расходованием ресурсов, проведении мероприятий по рациональному их использованию. Для мелких, массовых потребителей (население, сфера обслуживания), возможности которых для проведения мер по экономии потребления услуг значительно меньше, применение данной схемы приведет к воспроизводству механизма оплаты по твердой ставке.
4. Двухставочные тарифы
Двухставочный тариф состоит из ставки основной платы, уплачиваемой потребителем в постоянном размере, и дополнительной платы, величина которой определяется пропорционально количеству потребленной услуги. Назначение основной ставки можно определить как плату за готовность системы предоставлять потребителю соответствующие услуги (плата за подключение). Она должна возмещать затраты предприятия, связанные с обеспечением доступности системы потребителю. Назначение второй составляющей ставки – возмещение дополнительных затрат, возникающих при предоставлении соответствующей услуги. Для поставщиков услуг основным преимуществом двухставочного тарифа является обеспечение независимости основного дохода предприятия от количества предоставленных услуг потребителям, устойчивости его финансовых показателей, так как плановая прибыль предприятия включается в постоянную ставку оплаты.
Ставка переменной части платы определяет стоимость единицы отпущенного потребителю количества услуг. Ставка постоянной платы определяет стоимость единицы показателя, выбранного для расчетов с потребителями. Так, например, в энергетике постоянную плату обычно привязывают к показателям мощности и поэтому она носит названия «платы за мощность». При этом в качестве показателя мощности могут быть использованы величина присоединенной, расчетной (максимальной) мощности потребителей, пиковой (совмещенный максимум) нагрузки энергосистемы.
Наибольшее распространение система двухставочных тарифов получила в электроэнергетике при расчетах с крупными производственными потребителями с присоединенной мощностью выше 750 кВА. При этом при расчетах с населением и потребителями с присоединенной мощностью меньше указанной величины используется одноставочный прямой тариф. В некоторых системах массового обслуживания тариф принимает форму абонентской платы, представляющей собой фиксированную сумму платы за пользование услугами соответствующей системы. Таковой являлась до 2007 года оплата услуг местных телефонных сетей.
В конце 90-х годов в Москве и ряде других городов был официально осуществлен переход на повременную систему оплаты телефонных услуг, которая представляет собой разновидность двухставочного тарифа. Предполагается введение расчетов по двухставочным тарифам в системе водопроводно-канализационного хозяйства, а также Московского метрополитена. Это свидетельствует о заинтересованности в использовании двухставочных тарифов при расчетах с населением всех типов коммунальных предприятий. Причину такого интереса следует объяснить прежде всего тем обстоятельством, что использование этих тарифов позволяет коммунальным предприятиям устранять влияние внешних факторов на экономические показатели, повышать их устойчивость, и таким образом обеспечивать стабильные финансовые условия своей деятельности.
Как было показано выше, основное экономическое противоречие коммунального предприятия при использовании прямого тарифа заключается в несовпадении между собой механизма образования издержек на коммунальные услуги и способа их возмещения. Часть издержек изменяется пропорционально отпуску услуг (переменные издержки), другая часть носит постоянный характер и от изменения объема отпуска услуг потребителям не зависит. Возмещаются же обе части издержек предприятию пропорционально отпущенному количеству услуг. | | | Рис.7: Изменение показателей коммунального предприятия при оплате услуг по двухставочному тарифу | Для устранения этого противоречия оказывается вполне достаточным привести в соответствие между собой механизм формирования издержек и форму возмещения стоимости услуг. Графическое изображение двухставочной схемы возмещения затрат коммунального предприятия предоставлено на рис.7. При этом ставка постоянной платы включает в свой состав плановую (расчетную) прибыль, необходимую коммунальному предприятию для обеспечения нормальной эксплуатационной деятельности. Такой способ формирования нормальной прибыли устраняет ее зависимость от неравномерности потребления и других внешних факторов. Следовательно, устраняется одна из причин затратных тенденций в коммунальной деятельности, – заинтересованность предприятия отпускать потребителям как можно больше услуг, не считаясь с фактической потребностью в них. Однако для того, чтобы исключить проявление указанной тенденции в поведении коммунального предприятия, расчетная прибыль в полном размере должна включаться в ставку постоянной платы. Один из недостатков существующих видов двухставочных тарифов (например, в электроэнергетике) состоит как раз в том, что в них прибыль включается в обе ставки тарифа.
Другая причина затратности коммунальной деятельности, – ориентация цены услуг на издержки, – неустранима. По указанной причине коммунальное предприятие остается заинтересованным в повышении тарифов при любом удобном случае.
При пропорциональной системе оплаты услуг повышение тарифов предприятия является некоторой формой гарантии на получение прибыли при наличии риска ее потери по независящим от него причинам, что исключается при переходе на оплату услуг по схеме двухставочных тарифов. Более того, она обеспечивает условия, когда любая экономия от снижения издержек не уничтожается внешними случайными факторами, а становится прибавкой к фактической прибыли (см. рис.7). При использовании двухставочных тарифов риск банкротства поставщиков услуг является минимальным, т.к. даже работая плохо, они будут получать прибыль. Эта система позволяет также найти решение проблемы оплаты услуг потребителями с низким уровнем доходов, учесть общественный характер услуг и, соответственно, определить соразмерную долю (форму) оплаты услуг каждой отдельной социальной группы.
Тем не менее, при использовании двухставочных тарифов коммунальное предприятие также не может отказаться от возможности повышения тарифов на свои услуги, т.к. лишь таким способом оно снижает негативные последствия инфляции, увеличивает объем прибыли при том же объеме производства. Преследуя эти цели, коммунальное предприятие всегда будет изыскивать возможность повышения тарифов. Однако корпоративные интересы мешают ему найти такие формы применения двухставочных тарифов, которые не наносили бы ущерба интересам потребителей услуг. Схема двухставочного тарифа может быть легко приспособлена для повышения тарифа по разным основаниям и причинам.
Обратим внимание на одно обстоятельство, с которым связано более свободное формирование двухставочного тарифа на коммунальные услуги. Оно заключается в следующем.
Механизм формирования двухставочного тарифа позволяет привести в соответствие форму возмещения затрат со структурой себестоимости услуг. Для установления такого соответствия постоянная ставка рассчитывается на основе постоянных издержек, переменная ставка – на основе переменных издержек. При этом предполагалось, что если ставки тарифа будут зависеть от формирующих их величину затрат, то это послужит сдерживающим фактором от необоснованного его завышения. Но на практике ставки тарифа теряют непосредственную, жесткую зависимость от формирующих их элементов затрат, сохраняя лишь видимую связь со структурой себестоимости услуг. Очевидно, в такой переориентации свою роль сыграло переименование ставок тарифа на основную и дополнительную составляющие и привязка единицы основной платы к показателям, характеризующим мощности (нагрузки) потребительских установок. В результате этих метаморфоз коммунальные предприятия при использовании двухставочных тарифов получают практически полную свободу в отношении того, как рассчитать и обосновать цену своих услуг, что закладывать в тарифы, какие затраты в какую ставку включать и т.д. И таким образом, данный вид тарифов начинает работать против интересов потребителей услуг.
5. Тройной и многоставочные тарифы
Тройной тариф на услуги предусматривает, помимо платы за мощность и потребленные услуги, также плату за присоединение к системе обслуживания (абонентская плата). Многоставочные тарифы, кроме основной ставки, имеют несколько дополнительных ставок, привязанных к разным показателям системы. Применяя различные схемы тарифных отношений, энергетики, например, пытаются экономически заинтересовать потребителей в переходе на такие режимы работы, которые, в конечном счете, приводят к улучшению технико-экономических показателей всей энергосистемы. Помимо постоянно действующих ставок оплаты, энергетики пользуются системой скидок и надбавок к тарифам за компенсацию реактивной мощности в электроустановках потребителей. Кроме усложнения расчетов с потребителями и, возможно, некоторой пользы для энергетиков, многоставочные тарифы другими особыми преимуществами не обладают.
Данный краткий обзор тарифных схем показывает, что они учитывают, прежде всего, интересы производителей услуг, – подчинены им.
Анализ практики применения различных видов тарифов в разных странах показывает, что до тех пор, пока сохраняется использование тарифов в роли инструмента возмещения затрат, проблема стимулирования энергоресурсосбережения не может быть решена положительно,– против нее работают интересы производителей услуг, заинтересованных в том, чтобы увеличивались доходы и прибыль производства. Тарифы на услуги не являются аналогом цен на конкурентном рынке и не реагируют на спрос и предложение, а потому не могут выполнять те функции, которые производители пытаются им приписать.
Однако не следует забывать также и о том, что любая структура управления, которая получает право на формирование тарифов, будет стремиться монополизировать эту функцию, и таким образом, действовать против интересов потребителей услуг.
6. Модификация двухставочного тарифа
Производители товаров всегда заинтересованы в повышении цены на свою продукцию, и если ситуация на рынке этому благоприятствует, то они добиваются своего. На конкурентном рынке это происходит к обоюдному согласию субъектов рынка, или говоря иначе, при непосредственном участии в этом процессе также покупателей товара. На коммунальном рынке повышение цен является односторонним волевым актом, который противоречит интересам потребителей услуг. Однако конфликтность ситуации, противостояние общества, а также желание производителей радикально улучшить свое финансовое состояние посредством повышения цены услуг приводит, в конечном итоге, к внедрению новой тарифной схемы, позволяющей добиваться поставленной цели. В обычных условиях резкое повышение тарифов (в разы) способно вызвать социальный взрыв в обществе, но, будучи проведено под видом обновления тарифных отношений исключительно в интересах потребителей услуг, воспринимается последними положительно. На самом деле, любое совершенствование тарифов, проводимое производителями услуг, всегда преследует цели их общего повышения, но проводится с соблюдением «правил», при которых оно не воспринимается обществом как ущемление интересов потребителей.
Такого рода компанию в начале 2007 года провел Ростелеком, который объявил своим абонентам о переходе на новую систему оплаты разговоров по городским (стационарным) телефонным установкам. Это была блестящая операция, проведенная в кратчайшие сроки и одновременно в масштабе всей страны. Успеху этого мероприятия способствовало прежде всего то обстоятельство, что указанной компании удалось убедить пользователей, прежде всего население, в том, что новая система оплаты телефонных разговоров со стационарных телефонных установок, в отличие от существующей системы, представляет абонентам возможность самостоятельно выбрать удовлетворяющую его интересам схему оплаты и таким образом избежать лишних расходов на телефонные разговоры.
Рассмотрим, что же предложил Ростелеком абонентам городских телефонных сетей?
Новая тарифная система Ростелеком предлагает своим абонентам три варианта оплаты телефонных разговоров. Каждый вариант содержит два вида оплаты: первая называется абонентской платой, которая уплачивается за доступность телефонной сети ее абоненту, и вторая ставка называется повременной и определяет стоимость минуты разговоров по телефону. Сумма повременной платы равна произведению ставки на продолжительность разговоров с данного телефонного аппарата. Общая месячная сумма оплаты городского телефона складывается из абонентской платы плюс повременная плата.
Варианты оплаты телефона, представленные пользователю для самостоятельного выбора, отличаются между собой: а) размерами ставок повременной и абонентской платы и б) количеством минут (лимитом) бесплатного разговора, которое предоставляется абоненту соответствующего варианта.
Для примера рассмотрим параметры новой тарифной системы, принятые в Московской городской телефонной сети.
I вариант, названный разработчиками «повременным тарифом» предусматривает: ставку постоянной платы – 125 руб/мес.; ставку повременной платы – 28 коп/мин; лимит бесплатных разговоров – 0 мин. (это означает, что любое включение телефона для первого варианта является платным).
II вариант, названный «комбинированным тарифом», включает: ставку постоянной платы – 229 руб/мес.; ставку повременной платы – 23 коп/мин.; лимит «бесплатных» разговоров – 370 мин/мес.
При III варианте, названном «безлимитным тарифом»: ставка постоянной платы – 380 руб/мес; ставка повременной платы – 0 (т.е. абоненты повременную плату не производят); лимит бесплатных разговоров – неограниченный.
Выбор варианта оплаты телефонных услуг, как подчеркивали авторы новой системы тарифов, производится абонентом самостоятельно, причем, выбрав один из предложенных вариантов, абонент вправе затем за дополнительную оплату поменять его на другой. Заметим, что такое право у абонентов появилось в начале августа 2007г. | | | Рис.8. Варианты оплаты телефонных услуг | По существу, новая система оплаты телефонных разговоров для московской городской телефонной сети представляет собой лишь модификацию системы двухставочных тарифов. Цель дополнительных условий, которые Ростелеком ввел в эту систему, – обеспечить получение больших доходов от каждой абонентской установки. Для этой цели было бы достаточно увеличить абонентскую плату с 200 руб. (ставка, действовавшая до перехода на новую тарифную систему) до 380 руб. в месяц. Но при существующем уровне платежеспособности населения удвоение тарифа невозможно. В то же время форма двухставочного тарифа оказалась гибкой, дающей возможность приспособить ее для поставленной цели. В результате Ростелеком предложил своим абонентам приведенные выше варианты оплаты телефонных разговоров.
Как видно из рис.8, «чистая» схема двухставочного тарифа используется только в первом варианте.
Во втором варианте она немного видоизменяется: путем введения лимита «бестарифного» разговора ставка постоянной оплаты повышается до 229 руб. Разница 229–125=104 руб. представляет собой стоимость лимита «бесплатного» разговора (370 28:100=104).
В третьем варианте таким же способом ставка постоянной платы доведена до 380 руб/мес. При этом количество минут, стоимость которых включена в указанную ставку, определяется точкой, где кривая повременной оплаты при комбинированном варианте пересекает линию абонентской платы безлимитного тарифа (третий вариант). Поэтому бесплатными в этом варианте являются не все разговоры, как это трактуют разработчики, назвав этот тариф «безлимитным», а только те разговоры, которые состоялись после исчерпания оплаченных 1027 минут.
Таким образом, переход на новую тарифную систему представляет собой единовременное существенное повышение стоимости услуг местных телефонных сетей. Кроме того, новая система тарифов обеспечивает местным телефонным компаниям условия, исключающие риск банкротства: они всегда будут иметь прибыль, поскольку любые свои убытки могут покрывать за счет ставки «абонентской» платы.
Заметим между прочим, что обозначение данной платы как абонентской приводит совершенно к иному толкованию содержания тарифной системы, уводит мысль от поиска решений по согласованию отношений в сторону борьбы интересов, в которой, как известно, побеждает сильнейший поставщик услуг.
Также Ростелеком посредством модификации двухставочного тарифа сумел разделить абонентов телефонной сети на отдельные тарифные группы, и таким способом увеличить получаемые доходы по сравнению со схемой «чистого» двухставочного тарифа. Положительным для производителя является то, что он получает доходы от услуг, которые не всегда предоставляет абонентам, навязывая им лимит времени на разговоры, которые они должны оплатить полностью, независимо от того, сумели они использовать в течении месяца этот лимит или нет. Речь идет об абонентах, избравших схему оплаты телефонных услуг по второму и третьему вариантам. На самом деле абонент может временно отсутствовать и не пользоваться домашним телефоном (был в отпуске, жил на даче все лето), однако он вынужден оплачивать эти 370 и 1027 минут. Тогда как при выборе схемы «повременного» тарифа абонент не оплачивает те минуты, когда он не пользовался телефоном.
Такое положение в РФ стало возможным потому, что Федеральная служба тарифов (ФСТ) полностью игнорирует интересы населения при разработке новой тарифной системы, в основе которой лежит система двухставочных тарифов. Переменная ставка этого тарифа обладает свойством, склоняющим потребителей к экономному расходованию средств: чем выше эта ставка, тем больше стимулов к экономии. Но для поставщиков такая экономия означает снижение в той же степени их доходов. Поняв это, авторы новой тарифной системы ее «усовершенствовали», лишив части абонентов возможности экономить свои расходы на телефонных разговорах.
Можно ожидать, что очень скоро абоненты местной сети придут к такому выводу, что для оплаты услуг местной сети всем выгоднее использование повременного тарифа, поскольку именно эта схема позволяет желающим абонентам при новой тарифной системе экономить расходы на услуги, ограничив число звонков и продолжительность разговоров по домашнему телефону.
Проведенный анализ функционирования механизмов ценовых отношений в системах, относимых к естественным монополиям технологического типа, свидетельствует о наличии возможностей обеспечения баланса интересов производителей услуг и их потребителей. Именно это обстоятельство необходимо учитывать органам, регулирующим тарифные отношения в этой сфере, а также Антимонопольной службе России.
Кроме того, органам регулирования необходимо детально изучить возможности применения двухставочных тарифов и варианты их использования, имея ввиду негативный для населения опыт Ростелекома. Антимонопольной службе РФ, призванной обеспечивать интересы потребителей продукции и услуг, также необходимо еще раз более детально изучить систему оплаты услуг, оказываемых Ростелекомом. |
| |
|
|