Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (27), 2008
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА
Воронцов Б. В.
докторант Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов,
кандидат экономических наук


формирование механизмов деятельности кредитных организаций на основе инновационного подхода
В статье проанализированы особенности банковских продуктов и организационных процессов как объектов для инновационного преобразования. Показана специфика принятия управленческих решений при разработке инновационной стратегии развития банка. Акцентирована роль долгосрочного стратегического планирования в формировании инновационного конкурентного преимущества банка и определено место долгосрочных целей в структуре инновационного управления кредитной организации
Ключевые слова: инновация, банковская система, инновационная стратегия, внешняя среда организации, внутренняя среда организации, процесс управления

Произошедшие в России за последние десять лет революционные изменения в кредитно-финансовой сфере обусловили высокую степень динамизма финансовых рынков и, в частности, рынка банковских продуктов. На протяжении относительно недолгого пути его развития появилось большое число новых участников, наблюдалась тенденция к перераспределению долей рынка между ними, происходили постоянные изменения в сфере регулирования рыночных взаимоотношений со стороны государства, что обусловило постоянное наличие дополнительных стимулов для пополнения и изменения имеющегося спектра банковских продуктов. Эти процессы вплотную подводят нас к сфере банковской деятельности, имеющей наименование «инновационной».
1. Особенности банковских инновационных продуктов и процессов
Понятие «инновации» (нововведения) современная экономическая наука трактует как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Применительно к особенностям банковского сектора, об инновациях можно говорить как о создании банковского продукта, обладающего более привлекательными потребительскими свойствами по сравнению с предлагаемым ранее. Под инновациями можно понимать и создание качественно нового продукта, способного удовлетворить неохваченные ранее потребности его потенциального покупателя, либо использование более совершенной технологии создания того же банковского продукта.
Среди непременных свойств, присущих инновации, можно выделить такие характеристики, как новизна, удовлетворение рыночного спроса; коммерческая реализуемость.
Все вышеперечисленные признаки в полной мере отвечают понятию банковского продукта, однако в виду неоднозначности самого понятия инновационной деятельности банка, необходимо отдельно обосновать понятие новизны применительно к внедрению новых банковских продуктов. Так, новым можно считать любой продукт, самостоятельно разработанный банком для удовлетворения потребностей клиентов и не имевший ранее аналогов на рынке; любой продукт, уже имеющийся в спектре услуг банка и используемый на одном из рынков, но выведенный на другой. Новым может считаться также продукт, внедряемый банком на основе анализа рынка и оценки коммерческой реализуемости создания копии уже имеющегося на рынке продукта.
Вышеизложенное позволяет однозначно сделать вывод о том, что понятие «инновации» применимо ко всем нововведениям во всех сферах функционирования банка, обладающим определенным положительным экономическим или стратегическим эффектом, примером которого можно считать прирост клиентской базы банка, увеличение доли рынка, сокращение издержек на проведение какого-либо вида операций. Инновациями в банковской сфере можно считать и виды деятельности, создающие условия для этого.
Инновационный процесс, т.е. процесс, связанный с созданием, освоением и распространением инноваций, охватывает все стороны деятельности банка: от разработки концепции или идеи до ее практической реализации. Все существующие в банке инновационные процессы можно подразделить на три логические группы:
1. Простой внутриорганизационный инновационный процесс, т.е. процесс, предполагающий создание и использование инновации в рамках одного и того же банка. В этом случае новшество не принимает формы нового банковского продукта, а лишь совершенствует технологию производства уже существующих продуктов либо какую-либо сервисную технологию.
2. Простой межорганизационный процесс, предусматривающий формирование нового банковского продукта, предназначенного для продвижения на рынке в качестве предмета купли-продажи.
3. Расширенный инновационный процесс, в основном связанный с формированием комплексного банковского продукта, когда при его создании банк сотрудничает со своими партнерами, тем самым, перераспределяя инновационный процесс между несколькими участниками. В качестве примера можно привести услуги эквайринга, системы дистанционного управления счетом, пакетное предоставление страховых услуг и т.д.
В целом, любой инновационный процесс в банке имеет циклический характер. Деятельность, имеющая в своей основе инновационный процесс, логически распадается на отдельные четко выраженные элементы, реализуемые хронологически последовательно, а зачастую и разными подразделениями банка. Банковский инновационный цикл распадается на несколько стадий, причем каждая из них предназначена для решения отдельной задачи.
На первой стадии происходит появление идеи и постановка задачи предстоящего инновационного процесса; на второй – осуществляется составление плана действий и мероприятий, необходимых для достижения цели. На третьей определяется потребность в ресурсах (кадровых, технологических, материальных), необходимых для реализации инновационного процесса, ставятся локальные задачи перед исполнителями. На четвертой стадии исполнители (сотрудники банка, ответственные за проведение инновационных мероприятий), реализуют действия, связанные с исполнением поставленных задач. Наконец, на пятой стадии осуществляется контроль, анализ и корректировка проводимых действий. Дается оценка эффективности инновационного проекта, инновационных управленческих решений, ведется дополнительная аналитическая работа для уточнения плана последующих мероприятий по внедрению результатов инновационного процесса.
2. Стратегия управления инновационным процессом в банковском секторе
Сводя воедино данные об инновационной деятельности кредитных организаций, необходимо выделить определенные закономерности ее зарождения и осуществления. Здесь следует заметить, что вопросы инновационного управления, которые становятся весьма актуальными на определенных стадиях функционирования кредитной организации, прочно связаны с вопросами стратегического управления. Соотношение данных связей позволяет рассматривать инновационную деятельность банка в этом аспекте как динамическую взаимосвязь пяти управленческих процессов: анализ среды, определение целей, выбор стратегии, выполнение стратегии, оценка и контроль выполнения.
Рис. 1. Схема взаимодействия стратегических процессов управления

Упомянутые процессы логически являются продолжением друг друга, поскольку уже при создании кредитной организации они возникают хронологически последовательно. Однако, в дальнейшем в процессе ее функционирования они протекают параллельно на постоянной основе, а обратная взаимосвязь между ними обусловливает четко выраженное влияние каждого из этих процессов на остальные и на всю их совокупность в целом. Схематически эти взаимосвязи можно представить в виде следующей структуры (рис. 1):
Анализ среды всегда подразумевается как исходный управленческий процесс, в ходе которого формируются предпосылки предстоящей деятельности, определяются отправные точки для выбора миссии и определения целей, а также происходит рыночная и продуктовая ориентация кредитной организации. Банк, как и любая система, активно взаимодействующая с внешней средой (в частности, с рыночной средой), имеет основополагающую задачу сохранения и поддержания баланса этого взаимодействия. Следующий отсюда вывод заключается в том, что в основном банк в ходе отношений с элементами среды вовлечен в такие общие для систем управления процессы, как получение ресурсов из внешней среды (т.н. вход); превращение ресурсов в продукт (т.н. преобразование); и передача созданного продукта во внешнюю среду (выход).
Сохранение баланса между этими процессами деятельности кредитной организации означает выживание ее на рынке. Процесс анализа среды в данном случае является логически первоначальным в цепочке элементов всей инновационной деятельности банка. Сегодня в банковском секторе наблюдается тенденция к акцентированию значения преобразования и выхода, так как в условиях рыночной экономики любой банк существует лишь потому, что имеется сложившийся спрос на его продукты. Отсюда следует, что в зависимости от результатов анализа среды, а также миссии банка, он вырабатывает конкретную продуктовую стратегию, придерживаясь ее в ходе своей деятельности. На современном этапе особое значение при выработке подобной стратегии делается на разработку и создание ряда новых банковских продуктов. Это расценивается как непременное условие стабилизации функционирования банка, сохранения и упрочнения его конкурентных позиций, в конечном итоге приводит к экономическому росту.
Учитывая тот факт, что банк как субъект рынка в процессе планирования и осуществления инновационной деятельности не может исключить влияния среды окружения, процесс анализа предполагает не просто изучение внешней среды банка, но и исследования внешней среды как совокупности микроокружения и макроокружения кредитной организации.
Внутренняя среда банка не есть часть окружения, но элемент, который постоянно взаимодействует с другими составляющими, подвергается их влиянию и включает в себя тот потенциал, которым располагает банк в своей деятельности. Данная составляющая включает в себя совокупность нескольких компонент, ее образующих:
– организационная компонента (внутренняя нормативная база банка, организационная структура, иерархия подчинения, прав и ответственности);
– финансовая компонента (структура финансовых потоков, ресурсная и инвестиционная база);
– кадровая компонента (организация труда, стимулирование, структура взаимоотношений внутри коллектива)
– производственная компонента (производственные и хозяйственные структуры банка).
Микроокружение, или, как его еще именуют, непосредственное окружение представляет собой область прямого и постоянного контакта внутренней среды банка, включает в себя потребителей банковских продуктов, партнеров, конкурентов, рынка рабочей силы. Структура взаимоотношений этих субъектов, находящаяся под влиянием географических, демографических и социально-психологических факторов, непосредственно определяет наличие или отсутствие у банка дополнительных возможностей развития и является «полигоном» для осуществления его деятельности.
Макроокружение банка формирует общие условия функционирования банка и его взаимодействия с внешней средой. Ее составляющие представляют собой факторы, не оказывающие конкретного влияния на деятельность кредитной организации, но определяющие ее позиционирование на рынках, продуктовую направленность, прочие возможности для ведения бизнеса. При анализе этой составляющей рассматриваются общеэкономический, политический, нормативно-правовой, социальный и технологический срезы общественных отношений.
Процесс определения целей подразумевает создание и определение общих ориентиров инновационной деятельности банка, в ходе которой кредитная организация в каждый отдельный момент времени фиксируется на достижении определенных характеристик, являющихся для нее благоприятными и желаемыми, и на достижение которых эта деятельность направлена. Цели, устанавливаемые банком, определяют количество и сущность протекающих инновационных процессов и подразделяются на краткосрочные и долгосрочные. Долгосрочные обычно подразумевают их достижение по завершению какого-либо этапа развития банка, определенного стратегическими задачами, т.е. три-пять лет. Краткосрочные цели варьируются в зависимости от тактических задач банка, и срок их достижения может колебаться от одного-двух месяцев до одного-двух лет. Такое подразделение целей далеко не случайно, т.к. практика инновационной деятельности показывает, что долгосрочные цели изначально менее конкретизированы и обретают необходимую детализацию лишь на последних стадиях их достижения.
Долгосрочные цели зачастую увязаны с совокупностью краткосрочных, последовательное или параллельное достижение которых означает в итоге достижение и долгосрочной цели. При возрастании динамизма финансовых рынков усиливается и необходимость применения более гибкого подхода к управлению инновационной деятельностью банка. Поэтому долгосрочные цели, в отличие от краткосрочных, периодически подлежат корректировке в процессе их достижения.
Определяемые в процессе осуществления инновационной деятельности цели относятся ко всем сферам функционирования кредитной организации и работе с клиентами: инвестиционной, ресурсной и кадровой политике банка, его организационной, хозяйственной и производственной структурам и т.п. Цели устанавливаются после осмысления результатов анализа среды взаимодействия и принятия ряда стратегических решений, касающихся дальнейшего пути развития всей кредитной организации в целом. Каждая цель в зависимости от масштаба и сложности проблемы определяет зарождение одного или нескольких инновационных процессов, направленных на ее достижение. Однако, от того, каким путем пойдет процесс достижения цели, зависит вероятность достижения успеха в данном направлении.
В связи с этим получает актуальность процесс выбора инновационной стратегии, от которого зависит, в какое русло будет направлена инновационная деятельность банка. Ресурсная база одной кредитной организации отличается от другой кредитной организации достаточно сильно, имеющийся у банков интеллектуальный и кадровый потенциал также неодинаков. Качество анализа окружающей среды, а, главное, определенность его результатов, выражающаяся в выявлении дополнительных возможностей для дальнейшего закрепления и расширения своих позиций на рынке, у каждого отдельно взятого банка разные. Каждая кредитная организация выбирает свой уникальный набор средств, способов, принципов и мероприятий для достижения поставленных целей, т.е. определяет свою индивидуальную стратегию. Термин «стратегия» современной экономической наукой трактуется как набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности. Иначе понятие стратегии можно еще трактовать как основное направление движения организации, в долгосрочной перспективе приводящее к намеченной цели.
Процесс выбора стратегии, логически следуя за процессом определения целей, сводит воедино представления руководства кредитной организации об имеющихся и предполагаемых возможностях, ее сильных и слабых сторонах, потенциале развития. Его результатом является решение о том, когда и как именно необходимо инициировать инновационные процессы, какие именно ресурсы будут задействованы по мере их прохождения, каков будет характер инновационной деятельности, какие моменты функционирования банка будут в нее вовлечены. Отсюда следует, что выработка стратегии является одним из наиболее важных элементов в структуре инновационного управления кредитной организации.


Литература
1. Викулов В.С. Инновационная деятельность кредитных организаций // Менеджмент в России и за рубежом. – 2001. – № 1.
2. Мау В., Синельников-Мурылев С., Трофимов Г. Макроэкономическая стабилизация и тенденции экономической политики России в 1995 – 1996 гг. – М., 1996.
3. Newey W., K. West. A simple positive, semi-define, heteroskedasticity consistent covariance matrix // Econometrica. – 1987. 55. – р. 703–708.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия