Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (27), 2008
ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Ворожбит О. Ю.
доцент Владивостокского государственного университета экономики и сервиса,
кандидат экономических наук


Управление конкурентоспособностью рыбохозяйственной деятельности на микроуровне
В статье рассмотрен порядок формирования системы управления конкурентоспособностью рыбной продукции, предложен организационно-экономический механизм ее функционирования на микроуровне. Особое внимание уделяется выявлению основных требований к организации системы управления для обеспечения конкурентоспособности рыбохозяйственных предприятий, ключевых функций системы управления и значению четкой постановки стратегических целей управления
Ключевые слова: рыбохозяйственная отрасль, конкурентоспособность продукции, конкурентоспособность предприятия, система управления, принципы управления

Обеспечение конкурентоспособности в рыбохозяйственной деятельности Дальневосточного региона является важной народнохозяйственной задачей, требующей безотлагательного решения. В последние годы в экономической литературе достаточное внимание уделяется проблемам конкурентоспособности на различных уровнях. Однако следует отметить, что в рыбной промышленности вопросы управления конкурентоспособностью требуют более детальной проработки.
На наш взгляд, следует согласиться с предлагаемой в экономической литературе трактовкой конкурентоспособности как многоплановой экономической категории, которую можно рассматривать на нескольких уровнях: конкурентоспособности продукции (индивидуальный уровень); конкурентоспособности предприятия (микро-уровень); конкурентоспособности отрасли (мезо-уровень), а также конкурентоспособности национальной экономики в целом (макро-уровень) [1, 2, 5, 8, 13].
В данной статье мы более подробно остановимся на индивидуальном и микроэкономическом уровне определения конкурентоспособности рыбохозяйственной деятельности.
Анализ трудов отечественных и зарубежных ученых, исследующих проблемы конкурентоспособности, позволил нам выявить специфические черты конкурентоспособности продукции и дать следующее определение. Конкурентоспособность продукции – это социально-экономическая категория, отражающая отношения, возникающие в процессе потребления продукции на рынке. Это понятие характеризует свойство объекта (продукции), способного удовлетворять определенные потребности покупателей лучше, чем продукция конкурентов, позволяющее продавать продукцию с приемлемыми (в соответствии с целями) финансовыми результатами. Производство этой продукции занимает определенную долю рынка.
Многие авторы, исследуя проблему конкурентоспособности на микроуровне, считают конкурентоспособность предприятия понятием, аналогичным конкурентоспособности продукции. Согласно их гипотезе, конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность предприятия тождественны, конкурентоспособность производителя тем выше, чем выше конкурентоспособность его продукции. На наш взгляд, понятие конкурентоспособности предприятия затрагивает более широкие аспекты его деятельности, чем только выпуск продукции, поэтому и показатели эффективности производственной и сбытовой деятельности должны быть неотъемлемой ее составляющей.
Тем не менее, сложно не согласиться с приверженцами данного направления в том, что конкурентоспособность организации, в том числе и рыбохозяйственной, в значительной степени зависит от конкурентоспособности продукции.
Конкурентоспособность предприятия, по нашему мнению, характеризуется его способностью опередить конкурентов на рынке и обеспечить эффективность деятельности организации, так как объектом ее приложения является вся производственно-хозяйственная деятельность организации.
Управление конкурентоспособностью, в частности, в рыбохозяйственной деятельности, на индивидуальном и микроэкономическом уровнях, требует формирования комплексной системы управления конкурентоспособностью рыбной продукции. Самая простая система управления состоит из двух элементов, один из которых должен быть способен воздействовать, а другой – воспринимать это воздействие. Другими словами, любая система имеет объект и субъект управления, которые находятся в постоянной связи и взаимодействии [10, с. 6].
Систему управления и ее структуру можно рассматривать в различных аспектах: по элементам; по функциям; по этапам принятия управленческих решений; по подсистемам и др.
Экономический механизм управления создается для реализации конкретных целей фирмы и представляет собой совокупность принципов, методов, средств управления, а также административно-правовых, экономических рычагов, стимулов и органов управления. Механизм управления занимает центральное место в системе управления и служит для приведения системы в действие и обеспечения ее эффективного функционирования для достижения поставленных целей и получения желаемых конечных результатов.
Основу современного совершенствования системы управления составляет разработка принципов управления, уточнение структуры, функций, процессов управления и перестройка экономического механизма управления конкурентоспособностью продукции.
На наш взгляд, формирование системы управления конкурентоспособностью продукции на рыбохозяйственных предприятиях должно отвечать ряду требований.
Среди них следует отметить ориентацию производства на спрос, на удовлетворение потребностей рынка и на запросы конкретных потребителей. В рыбохозяйственной отрасли это предполагает организацию производства тех видов рыбной продукции, которые пользуются спросом и могут принести организации желаемый уровень прибыли. Управление конкурентоспособностью продукции означает и постоянное стремление к повышению эффективности производства и получению оптимальных результатов с меньшими затратами. Оно предполагает хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности организации или ее структурных подразделений.
Фирма, ориентирующая свою деятельность на достижение высокого уровня конкурентоспособности, должна обеспечить гибкость своей системы управления, демонстрировать способность к осуществлению текущей корректировки целей и программ в зависимости от состояния конъюнктуры рынка. Немалую роль в этом процессе играет своевременное выявление качества предлагаемой продукции, цены, рекламы и т.п. и ориентация на конечные результаты деятельности фирмы (самостоятельных подразделений) в процессе обмена. В свою очередь, это предполагает выработку требований к качеству продукции, ее расфасовке, маркировке, транспортировке, другим ее потребительским свойствам, обусловленным конъюнктурой рынка, спросом, потреблением. В современных условиях успех деятельности фирмы в области оперативного обеспечения качества немыслим без использования современной информационной базы для многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений.
Как было отмечено ранее, основы методологии управления конкурентоспособностью продукции составляют принципы управления, которые рассматриваются как основополагающие общие правила, положения, требования к управлению конкурентоспособностью. Управление конкурентоспособностью продукции является одной из подсистем управления производством, в связи с этим построение и функционирование систем управления конкурентоспособностью продукции должно опираться на общие принципы, методы управления и соответствовать требованиям, предъявляемым к системе управления конкурентоспособностью продукции.
Мы считаем, что основу системы управления конкурентоспособностью продукции на рыбохозяйственных предприятиях должны составить следующие общие принципы:
– ориентация производства рыбной продукции на рыночную конъюнктуру;
– принцип целевой стратегии управления;
– принцип системности, комплексности управления конкурентоспособностью;
– принцип ориентации на конечные результаты;
– принцип стимулирования.
Принцип ориентации производства на рыночную конъюнктуру состоит в том, что на предприятиях проблеме повышения конкурентоспособности продукции должны быть подчинены все виды производственно-маркетинговой деятельности в области уровня качества, цены, упаковки, рекламы и т.п., обусловленные сложившейся конъюнктурой рынка и ее изменениями.
Принцип целевой стратегии управления предполагает ключевую роль точного определения цели в управлении предприятием. Именно на основании поставленных целей и задач управления определяются стратегия и тактика, и регулируются все действия в процессе управления системе. Каждое действие должно иметь ясную и определенную цель. От правильности выбора цели во многом зависят структура, состав функций, размеры системы управления конкурентоспособностью рыбной продукции и ее эффективность.
При высокой конкурентоспособности рыбной продукции целью системы управления будет поддержание достигнутого уровня при заданном состоянии. В этом случае системе, как правило, не требуется количественного увеличения, а ряд ее элементов может быть сокращен с передачей части их функций другим подразделениям в порядке совмещения функций. Низкий уровень конкурентоспособности продукции определяет цели и задачи, реализация которых приведет к усилению системы управления.
Принцип системности, комплексности управления конкурентоспособностью обеспечивает тесную взаимосвязь целей и задач управления конкурентоспособностью продукции с необходимыми для их достижения средствами, методами и ресурсами. Решение любой задачи в системе должно быть обеспечено необходимыми ресурсами.
Системный подход предусматривает управление конкурентоспособностью продукции на всех стадиях жизненного цикла продукта, на всех уровнях управления, как по вертикали – по уровням руководства, так и по горизонтали – по функциям управления конкурентоспособностью. Реализация данного принципа позволяет повысить научную обоснованность принимаемых решений и обеспечить их сбалансированность с финансовыми и материальными ресурсами.
Принцип ориентации на конечные результаты является одним из важнейших принципов управления конкурентоспособностью рыбной продукции. Все действия в системе управления конкурентоспособностью продукции, начиная с определения целей и задач, должны быть направлены на достижение конечного результата. Данный принцип предполагает получение конечных результатов при минимальных затратах.
Принцип стимулирования призван обеспечить использование всего спектра стимулов (моральных и материальных) для обеспечения и повышения конкурентоспособности продукции. Стимулирование труда производственных рабочих, специалистов, административно-управленческого персонала является основным побудительным мотивом повышения конкурентоспособности продукции на предприятиях рыбной отрасли.
Одним из важнейших моментов при проектировании системы управления является выявление функций, относящихся к управлению конкурентоспособностью продукции и установление их взаимосвязи с производственными функциями управления. Следует отметить, что в рыбной отрасли исследования функций управления конкурентоспособностью продукции пока еще недостаточно развиты, что является одной из основных причин отсутствия систем управления конкурентоспособностью продукции.
На основании анализа экономической литературы [4, 7, 11], на наш взгляд, в качестве основных функций управления конкурентоспособностью рыбной продукции следует выделить следующие: планирование повышения конкурентоспособности продукции; организация и координация управления; контроль обеспечения повышения конкурентоспособности; оценка уровня конкурентоспособности продукции, а также учет и анализ процессов управления конкурентоспособностью; регулирование процессов управления конкурентоспособностью.
Для создания оптимальной структуры и численности служб управления конкурентоспособностью продукции предлагается распределить функции между структурными подразделениями. В соответствии с определенными функциями управления можно представить структуру системы управления конкурентоспособностью продукции, как показано на рисунке 1.
Рис. 1. Функциональная модель структуры управления конкурентоспособностью рыбной продукции (КСП)
Источник: Разработано автором на основе [12].

В зависимости от масштабов деятельности организации и поставленных задач структура службы управления конкурентоспособностью продукции может быть различна (от единственного менеджера по управлению конкурентоспособностью продукции до отдельного структурного подразделения). Для обеспечения слаженной работы всех специалистов, объединенных в общую систему управления конкурентоспособностью продукции, необходимо четко разграничить их функции, права и обязанности.
Организационно-экономический механизм системы управления конкурентоспособностью продукции должен обеспечить сознательное использование экономических закономерностей для достижения поставленных целей, эффективной реализации целей управления конкурентоспособностью продукции. Особенности организационно-экономических механизмов определяются характером действий по организации управления.
На рис. 2 показана схема организационно-экономического механизма управления конкурентоспособностью продукции на предприятиях рыбной отрасли. Центральное место в ней занимает орган управления, который необходимо создать на предприятии или эти функции возложить на отдел маркетинга. Этот орган управления должен вести анализ конъюнктуры рынка и разрабатывать программу повышения конкурентоспособности продукции: повышения ее качества, снижения себестоимости и цен, внедрения маркетинговых мероприятий по формированию спроса, сбыта; осуществлять контроль и анализ конкурентоспособности продукции и обеспечивать ее повышение.
Использование комплексного целевого подхода для построения системы управления конкурентоспособностью продукции позволит объединить усилия специалистов различных служб в единую систему и целенаправленно управлять их деятельностью по обеспечению повышения конкурентоспособности рыбной продукции.
Рис. 2. Схема организационно-экономического механизма управления конкурентоспособностью продукции (КСП)
Источник: разработано автором на основе [8, 11, 12]

В целом, для эффективного функционирования системы управления конкурентоспособностью необходимо последовательно определить объем производства, ассортимент выпускаемой рыбной продукции, очертить мероприятия, необходимые для достижения поставленных целей. Следует выявить требуемое ресурсное обеспечение для получения намеченного объема производства и продаж, а также проработать варианты решения поставленных задач. Должны быть разработаны процессы, служащие для обеспечения переработки компонентов, находящихся на «входе» системы в готовую продукцию на ее «выходе». Для этого нужно разработать организационные структуры, служащие целям претворения этих процессов в жизнь.
Таким образом, организационный механизм управления конкурентоспособностью продукции должен обеспечить преобразование цели в конечный результат. Для достижения поставленных целей должны быть определены необходимые организационно-технические мероприятия, средства и механизмы достижения целей, совокупность требуемых ресурсов.
Если, например, целью управления является повышение конкурентоспособности рыбной продукции, то для ее достижения необходимо решить четыре основные задачи:
– задача 1 – повышение качества рыбной продукции глубокой переработки;
– задача 2 – снижение издержек производства на 4,5 – 5 %, обуславливающее возможность снижения цены на 3 – 3,5 %;
– задача 3 – повышение эффективности рекламы, продвижения продукции, стимулирование сбыта;
– задача 4 – освоение новых рынков, включая выход на зарубежные рынки.
Основными мероприятиями по достижению цели и задач управления конкурентоспособностью продукции являются использование в производстве сырья высокого качества, оснащение производства современным оборудованием, применение инновационных технологий обработки, хранения продукции и т.п.
Среди средств достижения цели могут быть освоение новых видов продукции; технологий производства; прогрессивных методов организации труда и культуры производства; совершенствование планирования, мотивации, и стимулирования труда; усиление административно-правового воздействия на объект управления.
Основным условием достижения цели и эффективности управления являются наличие трудовых ресурсов, а также эффективное использование материально-технических, финансовых и других ресурсов, без которых невозможно целенаправленно управлять процессом производства и обеспечивать требуемый уровень конкурентоспособности продукции и эффективности ее производства.
Именно комплексная увязка цели, задач, средств достижения цели и ресурсов позволяет достичь запланированных конечных результатов. Это и составляет основу комплексного системного подхода к управлению производством и организации управления конкурентоспособностью продукции.
Для обеспечения достижения целей и эффективного управления конкурентоспособностью продукции необходимо осуществлять систематический мониторинг и оценку степени соответствия достигнутых промежуточных и конечных результатов поставленным целям и задачам управления и своевременно принимать управленческие решения по правовому, административному, экономическому контролю и регулированию процессов управления конкурентоспособностью продукции.
Важнейшим экономическим рычагом организационно-экономического механизма управления является стимулирование рабочих и служащих в достижении высшего качества продукции и минимальных издержек производства. В этой связи предлагается разработать и утвердить положение по стимулированию работников предприятия, где за выполнение плана по изготовлению и реализации высококачественной продукции предусмотреть премирование, например в размере 25 – 30 % тарифной ставки рабочих. Это позволит заинтересовать исполнителей в изготовлении конкурентоспособной продукции, а соответственно и в увеличении объемов продаж. При определении сфер контроля в системе необходимо закрепить исполнителей за руководителями, установить формы определить сроки проведения.
Любая система не будет работоспособной без отлаженной системы коммуникаций. Информация может распространяться по двум направлениям: вертикальному (по уровням иерархии) и горизонтальному (на каждом уровне). Важным моментом при создании организационного механизма управления конкурентоспособностью рыбной продукции является создание коммуникационных систем, определение порядка обмена информацией.
Опираясь на организационно-экономический механизм, система управления должна обеспечивать тесную взаимосвязь конкурентоспособности рыбной продукции со спросом, сбытом и эффективностью производства, а также осуществлять комплексное воздействие на объекты управления на всех стадиях жизненного цикла продукции и уровнях управления. Формирование на рыбохозяйственных предприятиях систем управления конкурентоспособностью позволит обеспечить конкурентоспособность рыбохозяйственных организаций и в целом рыбохозяйственной деятельности в Дальневосточном регионе.


Литература
1. Андрианов В.Д. Конкурентоспособность России в мировой экономике // Мировая экономика и международные отношения. – 2000. – № 3. – с. 47–57.
2. Данилов И. П. Конкурентоспособность регионов России (теоретические основы и методология). – М. : Канон+: Реабилитация, 2007. – 368 с.
3. Долинская М.Г., Соловьев И.А. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции. – М.: Изд-во стандартов, 1991 – 125 с.
4. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. и ред. О.И. Медведь. – 3-е изд. – М.: Вильямс, 2007 – 665 с.
5. Петров В. Анализ факторов, показателей и критериев, определяющих успех субъектов рынка в конкурентной борьбе на различных уровнях экономической деятельности (микро, мезо, макро, глобальном) // РИСК. – 1999. – № 4. – С. 4–13.
6. Попов С.А. Стратегическое управление: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 4. – М.: Инфра-М, 2000. – 304 с.
7. Райс-Джонстон У. Тактический менеджмент / Пер. с англ. под ред. Л.Н. Ковалик. – СПб: Питер, 2001. – 672 с.
8. Смолейчук И.М. Конкурентоспособность легкой промышленности стран Дальнего Востока. – Владивосток: Изд-во ДВГАЭУ, 2000. – 152 с.
9. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: Россия и мир. 1992–2015. – М.: Экономика, 2005. – 606 с.
10. Чебунин П.К., Чмиль П.Т., Шевченко Д.К., Устюшенко К.В. Современные методы управления производственной и инновационной деятельностью. – Владивосток: Дальрыбвтуз, 1999. – 157 с.
11. Чейз Р.Б., Джейкобз Ф.Р., Аквилано Дж. Производственный и операционный менеджмент /Пер. с англ. О.А. Островской, О.Л. Пелявского. – 10-е изд. – М.: Вильямс, 2007 – 1169 с.
12. Шевченко Д.К., Груздев В.В. Организация и управление качеством. – Владивосток: Дальрыбвтуз (ТУ), 1998. – 221с.
Шмидт Ю.Д. Конкурентоспособность регионального рыбного комплекса // Региональная экономика: теория и практика. – 2008. – № 3. – С. 2–6

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия