Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (27), 2008
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Соболькова А. А.
аспирант кафедры экономики и менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна

Система менеджмента качества как механизм повышения конкурентоспособности на предприятиях полиграфической промышленности
Статья посвящена вопросу внедрения системы менеджмента качества (СМК) на предприятиях полиграфической промышленности. В ней раскрываются этапы разработки СМК, а также значение сертификации по системе ИСО и возможные проблемы, связанные с этим мероприятием
Ключевые слова: менеджмент качества, управление качеством, стандарты ISO, сертификация, конкурентоспособность, полиграфическая промышленность

1. Значение системы менеджмента качества для полиграфической промышленности в современной России
Под влиянием развития технологий производства и потребностей человека роль и значение качества при производстве и предложении продукции постоянно возрастает. Подъем уровня культуры и образования с каждым днем делает потребителя все более разборчивыми и придирчивым. Серьезная конкурентная борьба обусловила в странах с развитой рыночной экономикой разработку программ повышения качества во многих отраслях. Исключением не стала и полиграфия.
Растущий спрос издателей печатных СМИ на качественные полиграфические услуги вызвал всплеск активности на данном рынке. Возникновение новых типографий, активная модернизация парка оборудования, выравнивание технологических возможностей столичных и региональных предприятий коренным образом меняют ситуацию на рынке полиграфических услуг. Усиливающаяся конкуренция заставляет руководителей типографий искать новые подходы к ведению бизнеса, снижению издержек производства, улучшению качества продукции. Типографии постепенно уходят от «советской» системы управления, в организации их работы все большее место начинают занимать «западные» методы. В настоящее время не существует «государственных заказов», предприятия должны конкурировать как с отечественными, так и с иностранными типографиями.
На сегодняшний день на большинстве полиграфических предприятий функция управления качеством сводится к отбраковке негодной продукции, но деятельность по управлению качеством не может быть эффективной после того, как продукция произведена; эта деятельность должна осуществляться в ходе производства продукции. Важна также деятельность по обеспечению качества, которая предшествует процессу производства. В контексте теории менеджмента качества значение самого термина «качество» выходит далеко за пределы понятия качества готовой продукции. Оно включает в себя множество элементов, предполагает оценку работы всего предприятия как системы, а также принципов управления им.
Как считают многие эксперты, вопрос качества примерно на 80% является вопросом управленческим и связан с организаций производства, мотивацией и повышением квалификации персонала. На западе эту проблему предпочитают решать, создавая системы менеджмента качества, с последующей их сертификацией, т.е. документальным подтверждением эффективности их работы. Опыт российских полиграфистов в решении этих вопросов небогат, но все, же многие уже начали осознавать, что современные условия диктуют необходимость разработки и внедрения таких систем на предприятиях независимо от масштабов и специфики производства. Опытные руководители уже поняли, что сейчас без обеспечения высокого качества продукции и процесса ее производства удержать свои позиции на рынке практически невозможно.
Современные системы управления качеством на предприятиях создаются в соответствии с требованиями серии стандартов на системы менеджмента качества ISO 9000:2001. Эти системы представляют более высокий уровень управления качеством, традиционный для европейских стран. Несмотря на рекомендательный характер, данные стандарты приняты в качестве национальных более чем в 100 странах мира, в том числе, начиная с 2001 г. и в России. В стандартах ГОСТ Р ИСО серии 9000:2001 модифицирован термин «система управления качеством». Вместо него используется термин «система менеджмента качества», под которым понимается система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству [2, С. 142–145].
2. Условия внедрения системы менеджмента качества, его преимущества и ограничения
В соответствии со стандартом, СМК представляет собой модель менеджмента многочисленных взаимосвязанных, взаимодействующих, динамичных видов деятельности (процессов), осуществляемых организацией [6]. Предназначена она для постоянного улучшения деятельности, а, следовательно, для повышения конкурентоспособности организации на отечественном и мировом рынках.
Объектами управления качества продукции являются все элементы, образующие петлю качества. Под петлей качества в соответствии с международными стандартами ИСО понимают замкнутый в виде кольца жизненный цикл продукции. Он включает в себя следующие основные этапы: маркетинг; проектирование и разработку технических требований, разработку продукции; материально-техническое снабжение; подготовку производства и разработку технологии и производственных процессов; производство; контроль, испытания и обследования; упаковку и хранение; реализацию и распределение продукцию; монтаж; эксплуатацию; техническую помощь и обслуживание; процессы утилизации. Нужно иметь в виду, что в практической деятельности в целях планирования, контроля и анализа эти этапы могут быть разбиты на составляющие элементы. Наиболее важным здесь является обеспечение целостности процессов управления качеством на всех этапах жизненного цикла продукции.
С помощью «петли качества» осуществляется взаимосвязь изготовителя продукции с потребителем и со всеми объектами, обеспечивающими решение задач управления качеством. В круговом цикле заключается сущность реализации общих функций управления качеством. Таким образом, при управлении качеством в целях обеспечения системности этого процесса необходимо объединить кольцо качества с циклом (кругом) Деминга, что будет характеризовать основные виды действий на протяжении всего жизненного цикла продукции. Тогда полнота основных видов деятельности на всем поле полученной матрицы будет характеризовать степень комплексности процесса управления качеством по отдельным видам продукции [8].
Управление качеством отличается от контроля, который в основном сводится к отделению хороших изделий от плохих. Качество продукта после завершения процесса производства не может быть изменено в результате контроля. В отличие от контроля, управление качеством имеет дело со всей системой разработки, производства, эксплуатации (потребления) и утилизации товара. Задачей управления качеством является установление причин брака, на любом этапе жизненного цикла продукции, а затем устранение этих причин и обеспечение производства продукции лучшего качества.
Однако, история показывает, что не все достижения, хорошо зарекомендовавшие себя в западных странах, дают такой же эффект в российских условиях. Это заключение можно перенести и на системы менеджмента качества, давно и успешно функционирующие на зарубежных предприятиях. Данные стандарты не всегда адекватны ситуации, сложившейся в российской экономике.
Принципы менеджмента качества в соответствии со стандартами ИСО 9000:2001 универсальны и не относится только к полиграфической промышленности, а изложенный материал может относиться ко многим хозяйствующим субъектам, независимо от отрасли.
Отметим, что при всех преимуществах, предоставляемых СМК, ее внедрение сопряжено со значительными денежными вложениями и требует создания специального программного обеспечения для автоматизации управления внутренней нормативной документацией предприятия. В частности, СМК на основе автоматизации управления предполагает описание процессов и процедур, составляющих суть деятельности предприятия, требует автоматического формирования отчетов, создания пакета нормативной документации, а также ее хранения и актуализации. Последнее немаловажно, потому что СМК – это живой организм, который постоянно претерпевает изменения, которые необходимо отражать в документации. На сегодняшний день в современном мире никому неудобно работать с большим объемом бумаг. Поэтому программное обеспечение – это не только дань моде, но необходимость, созданная самой системой.
Для успешного выполнения работ по созданию СМК надо создать необходимые методические, организационные, ресурсные, и социально-психологические условия. Важно иметь в виду, что ошибки или недочеты, допущенные на организационном этапе, как правило, приводят к трудоемким корректировкам и переделкам на последующих этапах работ. При разработке и внедрении СМК необходимо использовать только официальную и актуальную методическую литературу [3, С. 416].
Создание СМК целесообразно рассматривать как проект, т.е. уникальный процесс, состоящий из совокупности скоординированных и контролируемых действий, предпринятый для достижения определенной цели. Как всякий проект, создание системы должно соответствовать конкретным требованиям, включающим ограничения по срокам и ресурсам. Придание созданию системы проектно ориентированного характера позволяет обеспечить надлежащую эффективность этих работ путем концентрации усилий на достижении конкретных промежуточных (поэтапных) и конечных целей, а также наилучшего использования ресурсов. Начальным этапом выполнения такого проекта, как правило, оказывается организационный.
Организация работ по созданию СМК, соответствующей требованиям и рекомендациям стандартов ИСО серии 9000:2001, включает назначение должностных лиц, ответственных за организацию проведения работ; обеспечение участников работ стандартами и другими документами; привлечение внешних консультантов. Кроме того, для начала успешного внедрения системы СМК требуется диагностирование уже действующей на предприятии системы управления. На начальном этапе процесса внедрения обязательно проведение специального обучения участников работ и разъяснительной работы с персоналом организации. Наконец, необходимо выделение ресурсов для выполнения работ в установленные календарные сроки.
Одним из условий сертификации СМК в соответствии с требованиями стандарта ИСО 9001 является ее документирование. Требуемая в соответствии со стандартом документация должна содержать:
1. Описание политики в области качества, отражающее общие намерения и направления деятельности организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством по реализации принятой стратегии.
2. Руководство по качеству, призванное определить систему менеджмента качества организации. Рекомендуется разрабатывать руководство по качеству таким образом, чтобы его структура соответствовала разделам стандарта ИСО 9001:2001.
3. Документированные процедуры – описывают, кто, что и когда должен выполнять. Как правило, процедуры разрабатываются на уровне структурных подразделений компании и описывают деятельность, осуществляемую в этих подразделениях, и ее взаимосвязь с деятельностью компании в целом. Хотя это и не является требованием стандарта, целесообразно указывать, к каким разделам стандарта относится данная процедура.
Главным критерием оптимальности документирования системы качества должна стать полнота и четкость описания всех видов деятельности предприятия для его сотрудников: они должны иметь четкое представление, о чем идет речь в том или ином документе и выполнение каких действий от них требуется [1, С. 51–53].
В системе менеджмента качества в стандартах ГОСТ Р ИСО серии 9000:2001 определенное место отводится техническому контролю, под которым понимается процедура оценивания соответствия путем наблюдений, сопровождаемых соответствующими измерениями [4, С. 90–95]. Применяемые виды и методы технического контроля качества должны соответствовать достигнутому на предприятии уровню техники, технологии и организации производства, а также требованиям к качеству продукции. Выбор вида и методов технического контроля качества – сложная и ответственная задача, решение которой требует соответствующих затрат на проведение технического контроля.
К функциям технического контроля на полиграфическом предприятии непосредственно примыкает метрологическое обеспечение производства, которое позволяет осуществлять разработку, поверку и правильную эксплуатацию средств измерений, электронных компьютерных устройств и контроль их состояния и т.д.
На полиграфических предприятиях для измерения качества широко применяются денситометры различных конструкций, а также другие приборы и технические средства, в том числе электронная техника, обеспечивающая контроль и регулирование технологического процесса в автоматическом режиме.
Особое место в средствах контроля занимают тест-объекты или тест-шкалы. Они предназначены для визуального контроля результатов печатания, а также дают возможность получать цифровые значения показателей некоторых свойств изображения. Предприятие должно быть в полной мере оснащено средствами контроля.
Все это требует немалых денежных вложений и является одним из самых весомых аргументов отказа руководителей от разработки СМК. Вместе с тем практика показывает, что при успешном внедрении и функционировании системы менеджмента качества, удается не только сократить свои расходы, но и добиться улучшения морального климата в среде сотрудников, ориентированных на соблюдение корпоративных стандартов качества работы. Результаты окупают расходы на обучение сотрудников и поддержку новой системы.
Итак, если все же предприятие, оценив все плюсы и минусы разработки, внедрения и последующей сертификации СМК, решило продолжать деятельность в этом направлении, то перед его руководством встает вопрос о порядке действий, необходимых для достижения запланированного результата, притом в приемлемые сроки. Важно отметить, что инициатива в отношении этого проекта должна исходить от руководства.
3. Особенности и последовательность разработки системы менеджмента качества на предприятии
До сих пор многие руководители считают, что система менеджмента качества – это ворох бумаг, потребность в котором возникает только в периоды проведения аудиторских проверок, и что кроме затрат на разработку и внедрение, эта система ничего бизнесу не дает. Однако, ответ на вопрос о целесообразности применения этой системы, кроется в самом отношении руководства к его постановке. Если руководитель считает, что «качество» является залогом долгого и успешного бизнеса, то он сможет сделать так, что система будет работать и приносить прибыль. Опытные руководители считают, что «рубль, вложенный в качество сегодня, принесет 10 рублей прибыли завтра» [5]. Иначе говоря, если руководство предприятия заинтересовано во внедрении СМК, можно приступать к разработке этой системы для конкретного предприятия.
Не каждому предприятию по силам самостоятельно справиться с задачей разработки СМК с нуля. Иногда целесообразно обратиться за помощью к компетентным консультантам, но основную работу должны выполнять сотрудники предприятия, чью деятельность будет умело координировать специалист по качеству (или несколько специалистов, в зависимости от размеров предприятия). При назначении лиц, ответственных за организацию и проведение работ по созданию СМК, следует исходить из того, что такими лицами должны быть сотрудники с управленческим уклоном, лучше всего – обладающие квалификацией менеджеров по качеству. Между тем, эту работу зачастую поручают специалистам узкого профиля (технологам, конструкторам и даже работникам отдела технического контроля), что, естественно, снижает качество проработки управленческих проблем.
Уже на стадии подготовки решения о разработке СМК в соответствии с новой версией стандартов ИСО серии 9000 возникает вопрос о необходимой продолжительности этой работы. Естественно, что руководитель любой организации заинтересован в том, чтобы внедрение было проведено в наиболее короткий срок, зачастую он принимает решение о том, что СМК, соответствующая требованиям стандарта ИСО 9001:2001, должна быть создана на предприятии за три-пять месяцев, включая ее сертификацию [3, С. 416].
В данном случае система может быть создана только на бумаге (формально), потому что в такой срок выполнить подобную задачу нереально. На реализацию проекта по разработке СМК может потребоваться в среднем от 8 до 15 месяцев (в зависимости от исходного состояния системы управления организацией и числа ее работников).
Конкретные сроки реализации проекта по созданию СМК следует определять после анализа существующего состояния и оценки степени соответствия действующей СМК требованиям стандарта ИСО 9001:2001. Это можно сделать либо силами собственных обученных специалистов, либо с привлечением опытных консультантов.
В противном случае, сроки будут определены неверно, и соответственно велика вероятность их несоблюдения. Из-за этого могут пострадать сотрудники организации, ответственные за выполнение заведомо невыполнимых указаний; организация в целом, если в этот срок запланировано участие в тендере на поставку продукции, а также потребитель.
Последним этапом внедрения СМК является ее сертификация. Сертификацией систем менеджмента качества занимаются специальные органы сертификации СМК – государственные и частные компании, имеющие аккредитацию со стороны международной организации по сертификации или органов Госстандарта страны. В России и других странах СНГ имеются различные органы сертификации по ИСО 9000:2001. Выбор органа сертификации следует осуществлять с учетом различных критериев:
– Отраслевая специализация. Орган по сертификации СМК может специализироваться в определенной отрасли, например, сельское хозяйство, машиностроение, автомобилестроение, телекоммуникации, оборонная промышленность, легкая промышленность и т.п.
– Область действия сертификата. Выданный сертификат может признаваться внутри страны, в нескольких странах, или в международном сообществе в целом. Наиболее авторитетным сегодня считается сертификат IQNet – международной ассоциации, объединяющей ведущие органы сертификации СМК в мире [5].
– Существенным критерием при выборе органа сертификации является стоимость подготовки, сертификации и последующих аудитов.
4. Основные проблемы на пути к созданию эффективной системы менеджмента качества
Первая из них заключается в том, что, с одной стороны, российским компаниям необходимы серьезные изменения в организационной структуре, общей корпоративной культуре, стиле и методах менеджмента, а зачастую и в смене номенклатуры создаваемой и производимой продукции. С другой стороны, стандарты ИСО семейства 9000 весьма консервативны [2, С. 142–145]. Использование указанных стандартов для целей обеспечения качества опирается на принцип: «документируй то, что делаешь, делай то, что задокументировано». Если нарушить данный принцип, то система качества теряет свою приспособленность к аудиту (проверкам), ибо аудиторы могут фактически проверять лишь документы и соответствие реальных процедур документированным [4].
Другой проблемой на пути внедрения системы менеджмента качества (СМК) на предприятиях отрасли является цена. Затраты на качество могут образовать ощутимую брешь в бюджете компании, особенно, если это предприятие среднего бизнеса. На старых крупных типографиях на управление качеством просто нет средств. В начале девяностых годов уровень продаж этих предприятий упал в десятки раз, в тот период у типографий еще советской постройки не стало возможности для своевременного переоборудования.
В условиях рыночной экономики каждое предприятие само определяет, как будет «выглядеть» система менеджмента качества, так как ИСО – это не свод жестких требований, а рекомендации, которые позволяют разработчикам системы проявлять определенное творчество. Если на предприятии работает квалифицированный персонал, который будет самостоятельно разрабатывать и внедрять СМК, то отпадает необходимость приглашать специалистов со стороны. А это – одна из наиболее затратных частей внедрения системы.
Отметим, что часто самые большие сложности при разработке системы менеджмента качества возникают на одном из ранних и одновременно самых ответственных этапов – этапе формировании перечня процессов СМК, поскольку вся дальнейшая работа базируется на его результатах [4].
5. Стратегические аспекты внедрения СМК
Стандарты ИСО серии 9000:2001 рекомендуют рассматривать процессы в СМК с позиций добавленной ценности, что подводит к пониманию их как бизнес-процессов. Произведенная таким образом увязка менеджмента качества с бизнесом сегодня позволяет организации считать стандарты ИСО фактором стратегии успешного бизнеса в гораздо большей мере, чем в прошлом, [1]. В настоящее время предложено более тридцати методологий, в том числе и основанных на компьютерных информационных технологиях, для управления организацией на основе процессного подхода. Среди них следует выделить методологию функционального моделирования IDEF0. Вот некоторые свойства функциональных моделей IDEF0 с точки зрения технологии менеджмента знаний, выделяющие данную методологию среди других моделей:
1. Данная методология принята в качестве стандарта для описания процессов и сложных систем в ряде стран, в том числе в США и России. Таким образом, методология IDEF0 является наиболее распространенным способом, с помощью которого специалисты разного профиля могут представлять знания о процессах и обмениваться этими знаниями.
2. IDEF0 – модель представляет информацию о процессе в структурированном, компактном формате. Это позволяет осуществлять эффективную обработку описаний процессов с помощью информационных систем. Это также позволяет оперировать IDEF0 – моделями процессов, как знаниями.
3. Методология IDEF0 интегрирована с другими методологиями и методами анализа процессов и обработки информации о процессах. Среди них можно выделить методологию информационного моделирования IDEF1X, методологию совершенствования процессов, методологию Функционально-Стоимостного Анализа (ФСА) и др.
4. Для поддержки моделирования в стандарте IDEF0 существуют различные компьютерные программы: BPWin (LogicWorks, Inc.), WorkFlow Modeler (MetaSoftware, Corp.), AI0Win (KBS, Inc.), IDEF0/EMTool (ИП Ориентсофт). По сути, такие инструменты являются редакторами знаний о процессах. По своей природе функциональная модель процесса представляет собой структурированное описание. Функциональная модель строится с заданной целью и точкой зрения, т.е. включает интерпретацию.
В последнее время наметилась тенденция к отказу отдельных организаций от сертификации. Главный довод в пользу такого решения – утверждение руководителей, что им нужна лишь сама система, а не подтверждение ее соответствия требованиям МС ИСО 9001 независимым органом. В ходе исследования экспертным путем удалось определить, что подлинные причины решения об отказе от сертификации имеют в основном финансовый характер, поскольку сертификация действительно требует значительных дополнительных затрат. Кроме того, мотивы отказа в какой-то мере могут быть связаны с нежеланием организаций подвергаться внешним проверкам. Кроме указанных причин, могут быть и другие, например, отсутствие у организации необходимости повышения своего имиджа, ввиду сложившейся благоприятной для него конъюнктуры.
Однако все эти доводы не могут быть признаны убедительными в долгосрочной перспективе, потому что в очень скором будущем сертификат на систему менеджмента качества по ГОСТ Р ИСО 9001-2001 будет являться «справкой о здоровье предприятия», станет необходимым условием для подтверждения качества продукции и начала сотрудничества. Таким образом, сертификация – логичное завершение в организации процесса внедрения стандартов ИСО серии 9000:2001, вслед за которым наступает непрерывное совершенствование СМК.
Следует понимать, что стандарт ИСО 9001:2001 не является единственно верным решением многих проблем организации. Только правильная и неформальная реализация его требований принесет конкретную пользу предприятию: в противном случае может получиться обратный эффект. Всем работникам полиграфического предприятия должно быть понятно, что за каждым случаем возврата дефектной продукции стоят негативные экономические и организационные последствия для всего предприятия: необходимость допечатки тиража, перепланирование производственного графика, увеличение расходов материалов, поиск новых клиентов.
В целом стандарт ИСО 9001:2001 дает возможность построить систему управления в организации, которая своевременно и адекватно будет реагировать на внутренние и внешние изменения. Система – это порядок, и именно это почувствовали многие организации, приступив к построению СМК и сократив, тем самым, потерю ресурсов.
6. Заключение
Внедрение СМК – нужный шаг развития экономики, особенно накануне вступления России в ВТО. Cреди основных преимуществ сертификации, специалисты в данной области выделяют такие, как повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности компании, формирование производственной культуры и обеспечение более эффективной работы с клиентами. Несмотря на добровольный характер, который в настоящее время носит сертификация по стандартам ИСО 9000, внедрение СМК стало насущной необходимостью для более устойчивого развития, притока инвестиций и укрепления привлекательности российского полиграфического рынка в мировом сообществе.
Государство должно быть заинтересовано в поддержке предприятий, добровольно идущих на сертификацию, разработать для них специальную политику, предусмотреть льготы, бюджеты. Эти предприятия выходят за рамки внутреннего рынка, и именно они представляют нашу страну в области полиграфии за рубежом.


Литература
1. Алексеенко М.И., Швец В.Е. K вопросу определения эффективности территориальных систем управления качеством продукции // Стандарты и качество. – 1982. – № 6.
2. Мазур И.И., Шапиро В.Д. Управление качеством. – М.: ОМЕГА-Л – 2005.
3. Успешная сертификация на соответствие нормам ИСО серии 9000: Руководство по подготовке, проведению и последующей сертификации. – Изд-во: EcKhard Kreier. – Kissing: Forum-verl. Herkert. – Losebl.-Ausg.
4. Шадрин А.Д. Менеджмент качества. От основ к практике. – М.:НТК «Трек». – 2006.
5. Швец В.Е. K вопросу определения результативности и эффективности СМК // Методы менеджмента качества. – 2004. – № 6.
6. ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Системы менеджмента качества. Требования.
7. Ершов А.К. Управление качеством. – М.: Логос. – 2008.
8. Ребрин Ю.И.Управление качеством. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия