Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (27), 2008
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Галиева Р. Р.
соискатель Российского государственного торгово экономического университета (Уфимского института)
Тимирьянова В. М.
соискатель Российского государственного торгово экономического университета (Уфимского института)

Методика оценки потребительского рынка и прогнозирования розничного товарооборота торгового предприятия
В экономической литературе прогнозирование товарооборота предприятия осуществляется преимущественно на основе анализа результатов его хозяйственной деятельности, при этом динамика общего, отраслевого товарооборота не учитывается. Предлагаемая методика позволяет прогнозировать товарооборот предприятия с учетом изменений общего отраслевого объема товарооборота в разрезе по товарным группам
Ключевые слова: анализ, конъюнктура товарных рынков, методика прогнозирования товарооборота, индексный метод, прогнозирование

1. Основные принципы построения модели оценки динамики товарооборота предприятия
Определение тенденции изменения, оценка прироста товарооборота и анализ его структуры дают информацию о перспективности направления деятельности предприятия. В данной статье нами предлагается методика прогнозирования товарооборота предприятия, которая включает проведение расчетно-аналитической работы по определению и оценке ряда показателей экономической деятельности предприятия. Эти показатели можно использовать для прогнозирования деятельности фирмы и построения стратегии на конкурентных рынках.
Так, показатели структуры и динамики розничного товарооборота, позволяют оценивать изменения показателя товарооборота по каждой товарной группе. Показатели доли каждого предприятия на анализируемом рынке, то есть его вклада в общий товарооборот позволяет судить об увеличении/уменьшении степени присутствия каждого торгового предприятия на рынке. Важное значение имеют также следующие индикаторы:
– влияния индекса цен и индекса физического объема на общий розничный товарооборот;
– прогнозного значения общего объема розничного товарооборота;
– инвестиционного потенциала предприятий, характеризующего способность торгового предприятия аккумулировать финансовые средства для развития бизнеса, увеличения масштабов деятельности.
Относительное изменение общего товарооборота характеризуется общим индексом товарооборота, представленного формулой:
Выявление зависимости объема розничного товарооборота от количества реализованных товаров и от уровня цен на эти товары позволяет оценить ситуацию на рынке и определить причины снижения или повышения общего товарооборота. Связь выражается в системе взаимосвязанных индексов. Так, инфляционные процессы, повышение розничных цен способствует росту объема розничного товарооборота, в то время как изменение физического объема может быть отрицательным. Для предпринимателя прогнозирование товарооборота без определения роли отдельных факторов, влияющих на его изменение может привести к неправильному планированию производства, формированию «ложной» стратегии.
Взаимосвязь индекса товарооборота цены и физического объема продаж отражается формулой:
где Iq – индекс физического объема;
Ip – индекс цен;
Iqp – индекс товарооборота в фактических ценах.
По существу, индекс физического объема товарооборота, как и любой стоимостный индекс, не в состоянии отразить изменение количественного фактора (так же как индекс цен – ценностного), он может только показать изменение товарооборота за счет количественного фактора. Эту тонкость статистического анализа необходимо принимать во внимание при интерпретации значения индекса.
Прогнозирование общего розничного товарооборота является фундаментом для составления внутрифирменного прогноза. Основой прогнозирования является предположение, что закономерность, действующая внутри анализируемого ряда динамики, выступающего в качестве базы прогнозирования, сохраняется и в дальнейшем. Изучение общей тенденции развития (тренда) можно осуществить, применяя специальные методы анализа рядов динамики.[12] Конкретное использование данных методов зависит от характера исходной информации и предопределяется задачами анализа. Возможности широкого использования в анализе современных электронных программ позволяют выбрать наиболее адекватную модель.
В практике статистического изучения тренда различают несколько эталонныех типов развития социально-экономических явлений во времени.
Равномерное развитие. Этому типу динамики присущи постоянные абсолютные приросты, они отображается уравнением прямолинейной функции:
Равноускоренное (равнозамедленное) развитие. Такой траектории свойственно постоянное во времени увеличение (замедление). Оно отображается функцией параболы второго порядка:
Развитие по экспоненте. Характеризует стабильные темпы роста и отображается показательной функцией:
Развитие с замедлением роста в конце периода. При реализации подобного процесса показание цепного абсолютного прироста сокращается в конечных уровнях ряда динамики выражается логарифмической функцией:
Кроме того, при изучении основной тенденции неудовлетворенного и реализованного спроса населения применяется функция гиперболы:
При аналитическом выравнивании в рядах динамики можно применить и другие математические функции. Для построения прогнозной модели спроса на рынке и определения инфляции можно воспользоваться макроэкономическими прогнозами Российской Федерации, разработанными Министерством развития экономки и торговли на 2006–2010г.г.
По выбранной функции определяются точечные прогнозные значения. Доверительные границы прогноза с вероятностью достаточно близкой к единице, могут быть рассчитаны по формуле:
Основой прогнозирования товарооборота предприятия является предположение о том, что в его реализации действуют следующие закономерности. Прогнозируемый прирост общего товарооборота будет распределяться между предприятиями неравномерно, а в зависимости от уже занимаемых ими долей рынка. Любое предприятие может увеличить или уменьшить свою долю на рынке, что во многом зависит от его финансово-инвестиционного потенциала.
Доля предприятия на рассматриваемом товарном рынке (Di) представляется как количественный показатель, характеризующий структуру товарного рынка. Ее величина определяется как отношение реализованной предприятием на рынке товарной продукции (Vi) к общему объему реализации (поставки) товара [1].
Под инвестиционным потенциалом предприятий понимается совокупность ресурсов, используемая для реализации целей и задач его инвестиционной деятельности, направленной на вложение свободных денежных средств или иных ресурсов в приобретение или качественное улучшение материальных и нематериальных активов с целью получения прибыли и повышения конкурентоспособности [6].. Доля предприятия в общем инвестиционном потенциале предприятий данной группы (DIPi), по сути, показывает возможности предприятия улучшить свое положение в соответствии с такими же возможностями его конкурентов.
Следует отметить большое количество работ по вопросам и проблемам инвестиционного менеджмента. К числу наиболее известных относятся работы таких авторов, как Бирман Г., Шмидт С., Бланк И.А. Дамодаран А. Бочарова И. В., Ендовицкий Д. А. и пр. Несмотря на многообразие подходов к определению и оценке общепризнанным является то, что инвестиционный потенциал предприятия отражает способности предприятия самостоятельно осуществлять инвестиционную деятельность за счет собственных и привлеченных источников и средств [9; 5; 7; 2; 3]. Это необходимо учитывать при выборе тех или иных методик. Оптимальным видится расчет интегрального показателя, при расчете которого учитываются следующие факторы.
Кредитоспособность предприятия, рассчитываемая коммерческими банками для определения возможности выдачи кредита, в нашем случае позволяет говорить о способности привлечения для предприятия дополнительных средств в кредитном учреждении. При этом могут использоваться такие показатели, как коэффициент покрытия общей задолженности, коэффициент интенсивности оборота авансируемого капитала, денежный поток, рамбурсная способность.
Финансовое состояние, которое предполагает способность предприятия самостоятельно аккумулировать средства, воспроизводить их, оценивается с помощью коэффициента текущей ликвидности, коэффициента независимости, параметров эффективности предприятия. Применяются коэффициенты фондоемкости, рентабельности активов, оборотных средств, величины продаж.
Устойчивое финансовое состояние, высокий кредитный лимит торгового предприятия, отражающие способность брать кредиты на развитие деятельности, позволяют судить о возможности изыскания средств для ее расширения и увеличения доли на рынке. Доля предприятия в общем инвестиционном потенциале в данном случае рассчитывается по формуле:
m – количество предприятий;
n – количество коэффициентов учитываемых при расчете интегрального показателя.
Прогнозный товарооборот предприятия (FTi) рассчитывается по следующей формуле:
где Tij – товарооборот i-го предприятия по j –той товарной группе в текущем году;
ITj – рост общего товарооборота анализируемой товарной группы в соответствии с прогнозом на основе анализа рядов динамики;
i = 1…n, где n – количество предприятий;
j = 1…s, где s – количество товарных групп.
где DKij – прогнозная доля предприятия с учетом изменений в соотношении долей на рынке за предыдущий год и возможностями предприятий увеличить свою долю (инвестиционный потенциал);
RTij – прогнозный розничный товарооборот предприятия с учетом динамики общего товарооборота рассчитанного методом анализа рядов динамики по отношению к предыдущему году.
Следует отметить, что в расчетах учитывается именно доля предприятия на рынке, так как она достовернее показывает его участие в общем товарообороте. На предприятии может увеличиться товарооборот в целом, но доля предприятия на рынке уменьшится. Причин может быть много, например товарооборот других предприятий может увеличиться еще сильнее и пр.
где Dij – доля предприятия на рассматриваемом товарном рынке на данный момент;
PDij – рост доли предприятия на рассматриваемом товарном рынке за предшествующий год.
Таким образом, прогнозный товарооборот будет находиться в диапазоне между прогнозным товарооборотом анализируемой товарной группы и этим же приростом, но скорректированным на возможные изменения на рынке. Данную методику мы применили при оценке и прогнозировании развития товарооборота на предприятиях Республики Башкортостан.

2. Применение модели оценки товарооборота на данных экономического развития республики Башкортостан

Эмпирические параметры, которые можно оценивать по данной модели, представлены в табл. 1.
Таблица 1
Оценка и прогнозирование розничного товарооборота Республики Башкортостан в период с 2003 по 2008 гг., тыс. руб.
Составлено по: [10].
Проведенный анализ общего розничного товарооборота в разрезе по товарным группам показал следующее:
– общий розничный товарооборот продовольственных и непродовольственных товаров растет по всем выделенным товарным группам;
– при проведении оценки рядов методом выравнивания установлено, что непродовольственные товары в отличие от продовольственных характеризуются более стабильными темпами роста и отображаются показательной функцией;
– структура товарооборота изменяется в сторону увеличения доли непродовольственных товаров;
прирост товарооборота непродовольственных товаров выше, чем прирост продовольственных товаров;
прирост за 2006г. по продовольственным товарам составил 34,4% по непродовольственным товарам 35,2%;
– структура продовольственных товаров в разрезе по группам практически не меняется, ее снижение в общем товарообороте равномерно по всем группам;
– структура непродовольственных товаров изменяется: наиболее заметным является ежегодное уменьшение доли товарной группы «Моющих синтетических средств» и увеличение доли группы «Легковые автомобили» в общем товарообороте;
– на изменение розничного товарооборота непродовольственных товаров больше оказывает влияние изменение физического объема товарооборота за исключением товарных групп «Ткани», «Меховые изделия», «Чулочно–носочные изделия», «Туалетное мыло»
– в прогнозируемых 2007–2008гг и в рамках доверительного интервала прогнозируется снижение физического объема по группам «Туалетное мыло» и «Часы» увеличение общего объема продаж данных групп будет происходить за счет изменения индекса цен
– на изменение розничного товарооборота продовольственных товаров в 2002–2004 гг. большее влияние оказало изменение цен в 2005–2006 гг., в прогнозируемых 2007–2008гг. – изменение физического объема.
– увеличение товарооборота непродовольственных товаров происходит преимущественно за счет увеличение физического объема продаж (исключение составляет группа «Туалетное мыло» и «Часы»).
Апробация методики проводилась на примере предприятий торговли бытовой техники города Мелеуза, расположенного на юге Республики Башкортостан. Данный вид деятельности осуществляет три стационарных торговых предприятия – «Техноайсберг», «Сателлит», и «Эльдорадо».При оценке не учитывались продажи на рынках и на улице.
Согласно статистике Республики Башкортостан, предоставленной Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан и проведенным расчетам удалось установить, что в 2008 г. прогнозируется рост товарооборота непродовольственных товаров в 1,332 раза. В том числе рост товарооборота по группе «Радиоприемные устройства» в 1,407; по группе «Магнитофоны» – 1,279; по группе «Телевизоры» – 1,316; по группе «Холодильники» – 1,284 (табл. 2).
Таблица 2
Расчет прогнозного товарооборота торговых предприятий (г. Мелеуз)
Рассчитано по: [10].
Таким образом, если тенденция сохраниться, то товарооборот магазина «Эльдорадо» по группе «Радиоприемные устройства» увеличится с 1137,9 до 1601,0 тыс. руб. (1137,9*1,407). В разрезе по каждой группе можно определить, что товарооборот магазина увеличится до 20062,5 тыс. руб. Однако при расчете данной цифры не был учтен тот факт, что доля предприятия на рынке постоянно изменяется. В соответствии с методикой, изложенной выше, можно рассчитать будущие тенденции развития товарооборота. За 2007 г. данное предприятие улучшило свои позиции: доля продаж товаров группы «Радиоприемные устройства» увеличилась на 33%. Значение рассчитывалось, как отношение доли по данной группе предприятия в текущем году к доле в предшествующем (0,04/0,03=1,33). Магазин «Эльдорадо» имеет самые лучшие результаты финансово-хозяйственной деятельности и высокую кредитоспособность. Прогнозная доля магазина в следующем году, с учетом сохранения наметившейся динамики увеличения (уменьшения) доли предприятия на рынке и использования им инвестиционного потенциала, составит 59,5%, в том числе по группе «Радиоприемные устройства» – 5,4%. С учетом изменения долей предприятий на рынке рассчитывается прогнозный товарооборот. Таким образом, товарооборот магазина «Эльдорадо» в 2008 г. может увеличиться до 22167,8 тыс. руб. (37233,8тыс. руб.*59,5%).
Обратная ситуация у магазина «Техноайсберг». За прошедший год предприятие потеряло долю на рынке: снижение произошло по трем товарным группам. У предприятия не все показатели финансово-хозяйственной деятельности укладываются в норму, инвестиционный потенциал снижен. Следовательно, предприятие не сможет увеличивать объемы продаж в будущем году наравне с другими предприятиями, а вероятнее всего будет продолжать терять свои позиции. Соответственно, согласно проведенным оценкам прирост его товарооборота, будет равен или меньше прогнозному приросту по товарной группе (7108,2 ? FTi ? 5219,7). Исходя из этого потребительский спрос, который не сможет удовлетворить данное предприятие, будет распределяться между его конкурентами, что в свою очередь приведет к росту их товарооборота.
«Сателлит» – не самый крупный магазин на рынке, но имеет возможности для изменения данной ситуации. Инвестиционный потенциал торгового предприятия позволяет увеличить товарооборот до 10063 тыс. руб. При сохранении существующей расстановки сил, занимаемой доли на рынке и установившейся тенденции развития, общий розничный товарооборот торгового предприятия «Сателлит» составит 9846,2 тыс. руб.

3. Заключение.

Очень часто применение нестандартных подходов дает наиболее экономичное и результативное решение. Применение данного метода позволяет сформировать альтернативный и возможно более точный прогноз относительно будущего товарооборота предприятия. Прогноз учитывает возможности предприятий улучшить свои позиции. При этом учитываются не только способности оцениваемого предприятия, но и его конкурентов. Методика позволяет осуществлять прогноз более точно благодаря учету динамики каждой товарной группы в обороте предприятия.


Литература
1. Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке: Федеральный закон, утв. приказом Федеральной антимонопольной службы от 25 апреля 2006 г. N 108.
2. Анализ подходов к оценке инвестиционной привлекательности предприятий / А.Г. Бабенко, С.В. Нехаенко // Культура народов Причерноморья. – 2001. – N17. – С. 203–207.
3. Бирман Г., Шмидт С. Капиталовложения. Экономический анализ инвестиционных проектов – М.: Юнити-Дана, 2003. – 632 с.
4. Бочарова И.В., Ендовицкий Д.А. Анализ и оценка кредитоспособности заемщика – М.: Кнорус, 2008. – 264 с.
5. Бланк И.А. Основы инвестиционного менеджмента: в 2-х т. – М.: Омега-Л., 2008.
6. Веригин П.А. Методы формирования и эффективного использования инвестиционного потенциала предприятия: Дисс…. к.э.н.. – М., 2006.
7. Дамодаран А. Инвестиционная оценка: Инструменты и методы оценки любых активов /Пер. с англ. – М.: Альпина, 2007.
8. Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики: Учебник. – М.: Финансы и статисткиа, 1995. – 368 с.
9. Кортина С.Б., Ткаченко И.Н. Проблемы управления и оценки инвестиционного потенциала промышленных предприятий. – Екатеринбург: Изд-во Реал-медиа, 2006. – 202 с.
10. Социально-экономическое положение муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан: Статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан. – Уфа, 2007. – 227 с.
11. Черныш Е.А. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. –М.: ПРИОР, 1999.
12. Борисов Д.А. Универсальный шаблон для прогнозирования товарооборота основанный на 4-х моделях прогнозирования // http://marketing.rbc.ru/industry/847483.shtml

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия