Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (27), 2008
ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ. ПОДГОТОВКА КАДРОВ
Черникова Е. С.
ст. преподаватель кафедры экономики Забайкальского института железнодорожного транспорта (г. Чита)

Исследование факторов, влияющих на обеспечение потребности Забайкальской железной дороги в кадрах
В статье рассмотрены внешние и внутренние факторы, влияющие на обеспечение потребности в кадрах предприятий железнодорожного транспорта. Необходимость их исследования связана с разработкой стратегического плана развития ОАО «РЖД» до 2030 г.
Ключевые слова: Забайкальская железная дорога, кадровый потенциал, кадры предприятия

Потребности растущей российской экономики обусловливают необходимость усиления пропускной способности основных направлений грузовых перевозок, строительства дополнительных звеньев сети, повышения перерабатывающей способности сортировочных, предпортовых и пограничных станций, обеспечения транспортной доступности новых месторождений и перспективных производственных районов России. Стратегия развития ОАО «РЖД» до 2030 г. предусматривает последовательное увеличение пропускных способностей на железнодорожном транспорте общего пользования, эффективное перераспределение транспортных потоков, обновление подвижного состава и формирование современной инфраструктуры, отвечающей стратегическим целям отрасли и страны в целом.
Стратегическим планом развития ОАО «РЖД» до 2030 г. разработан ряд направлений по развитию железнодорожного транспорта. Значительные преобразования планируются на Забайкальской железной дороге. В связи с этим здесь значительно возрастает потребность в кадрах. Решить эту проблему простым набором людей не представляется возможным. Это связано с общей демографической ситуацией в стране, которая особенно остра в районах Восточной Сибири и Забайкалья, с суровыми природно-климатическими условиями, спецификой работы на железнодорожном транспорте, повышенными требованиями к уровню квалификации работников.
На формирование кадрового потенциала предприятия влияют многие факторы, которые можно условно объединить в две группы. Первая группа – это внешние факторы. Они складываются исходя из региональных особенностей, и предприятие не в силах их изменить. Вторая группа – внутренние факторы, связанные непосредственно с деятельностью предприятия, его функционированием и развитием.
Одними из наиболее значимых внешних факторов являются демографическая ситуация в регионе и ситуация, складывающаяся на рынке труда Читинской и Амурской областей. Изучение данных факторов позволит спрогнозировать, насколько реально обеспечение потребности в персонале в будущем.
Забайкальская железная дорога работает и развивается в границах двух субъектов федерации – Читинской и Амурской областей. С 2005 г. началось освоение месторождений полезных ископаемых. Поэтому Забайкальская железная дорога может испытывать значительные трудности при формировании квалифицированного кадрового состава. Не всем работникам, принятым со стороны, особенно из районов области, удается, даже после обучения, войти в установленный рабочий ритм. Железная дорога предъявляет высокие требования к выполняемой работе, дисциплине, организованности. Специфика работы железнодорожного транспорта также предъявляет свои требования к уровню образования, квалификации, опыту работы, профессии и другим параметрам.
С начала 90-х гг. демографическая ситуация в Читинской области, как и в целом в России, оценивается как кризисная. За последние 15 лет население области сократилось на 14 процентов. В городских поселениях области оно уменьшилось на 11,3 %; в сельской местности – на 13,3 %. Тенденциями демографического развития Читинской области становятся: сокращение средней продолжительности жизни; старение населения; значительная потеря населенных пунктов.
Численность населения Читинской области в 2002 г. составляла 1165,4 тыс. чел., в 2006 году – 1128,2 тыс. чел. Абсолютная величина населения в дотрудоспособном возрасте уменьшается на протяжении исследуемого периода. Доля детей в 2002 г. составляла 23,4 %, в 2006 г. – 20,9 %. В ближайшие 10 лет это приведет к сокращению доли населения в трудоспособном возрасте. Абсолютная численность трудоспособного возраста на протяжении анализируемых пяти лет несколько увеличивается. Численность населения послетрудоспособного возраста снижается с каждым годом, как в абсолютном выражении, так и по структуре. Несмотря на наблюдающуюся тенденцию к увеличению рождаемости в Читинской области, численность умерших возрастает с каждым годом. В целом по области происходит естественная убыль населения на протяжении всего исследуемого периода. Общий коэффициент рождаемости имеет тенденцию к увеличению: если в 2002 г. он был равен 1,3, то в 2006 году – 1,38. Общий коэффициент смертности имеет тенденцию к снижению, что является положительным моментом. На показатели демографического развития значительное влияние оказывают процессы миграции, происходящие в области. На протяжении исследуемого периода наблюдается отток населения, причем в основном в трудоспособном возрасте.
Состав населения по полу выступает одной из важных характеристик, которые необходимо учитывать при формировании кадрового потенциала Забайкальской железной дороги. Соотношение мужчин и женщин остается практически неизменным на протяжении всего исследуемого периода. «Женский» перевес в демографической характеристике по прогнозу сохранится и в следующие годы, увеличиваясь с каждым годом на 0,1 %. Это обусловлено различиями в уровнях смертности мужчин и женщин, а также миграционной подвижностью. Следует отметить, что разрыв в составе населения по полу неблагоприятно сказывается на качественном составе трудовых ресурсов, заключении браков и, в конечном счете, на воспроизводстве населения. Кроме того, на железнодорожном транспорте преобладают профессии, требующие мужского труда и, следовательно, такая тенденция в соотношении полов может привести к определенным трудностям. Наиболее значимым в этой ситуации является то, что сокращение численности населения, прогнозируемое на достаточно длительную перспективу, и его старение ужесточат конкуренцию на рынке труда. Эти процессы осложнят привлечение и закрепление на Забайкальской железной дороге квалифицированных специалистов и рабочих (особенно молодых) и тем самым создадут трудности для нормального воспроизводства кадрового потенциала магистрали.
Если демографическая ситуация создает общие условия формирования трудовых ресурсов на достаточно отдаленную перспективу, то уровень занятости трудоспособного населения определяет наличие трудовых ресурсов, которые можно достаточно быстро привлечь с рынка труда. Влияние этого фактора может быть положительным для железнодорожной отрасли. Очевидно, что при наличии высокой безработицы у работников Забайкальской железной дороги имеется стимул, закрепляющий их на рабочем месте, а у дороги – возможность выбора на рынке труда.
Тем не менее, свободная рабочая сила, во-первых, по своей квалификации не всегда соответствует запросам железнодорожных предприятий, а во-вторых, не всегда имеется в тех районах, где она наиболее остро необходима. Эта ситуация также способствует росту конкуренции за привлечение квалифицированных специалистов и рабочих многих производственных групп и профессий.
В 2006 г. рынок труда Читинской области характеризовался следующими показателями. Уровень зарегистрированной безработицы в области на начало 2007 г. составил 3,0 % от экономически активного населения. Структурный состав граждан, обращавшихся с целью поиска подходящей работы, был таков: из общей численности обратившихся в 2006 г. за содействием в трудоустройстве женщины составили 55,6 % (в 2005 г. – 55,0 %); впервые ищущие работу – 36,1 % (в 2005 г. – 37,2 %); молодежь 16–29 лет – 42,0 % (в 2005г. – 42,0 %). Среди ищущих работу лиц 52,9 % составили граждане, ранее работавшие по рабочим профессиям, 11,1 % – служащие, 36,1 % – ранее не работавшие (в 2005 г. – соответственно 51,5 %, 11,3 % и 37,2 %). По основным возрастным группам наблюдалась следующая картина: молодежь 16–29 лет составляла 32, 5 % от общей численности зарегистрированных безработных; граждане предпенсионного возраста – 5,5 % (на 01.01.2006 – 5,9 %); граждане других возрастов – 62,0 % (на 01.01.2006 г. – 64,2 %). Уровень напряженности на рынке труда области в среднем составил 18,3 чел. на одну вакансию.
Анализ распределения численности занятых в экономике и безработных по уровню образования имеет немаловажное значение для того, чтобы в дальнейшем правильнее спрогнозировать квалификационный уровень принятых работников. Анализ численности занятых в экономике показывает, что наибольшую долю составляют лица, имеющие среднее (общее) полное (11 классов) и среднее профессиональное образование, причем их доля имеет тенденцию к снижению. Далее по удельному весу преобладают лица с высшим профессиональным, затем – с основным общим (9 классов) образованием. Самую незначительную долю в указанной структуре занимают работники с незаконченным высшим образованием, с начальным общим образованием или не имеющие образования. В структуре безработных наблюдается несколько иная картина. Наибольшую долю составляют безработные со средним (общим) полным образованием, затем с основным общим, и примерно одинаковый удельный вес приходится на лиц со средним и начальным профессиональным образованием.
Как уже отмечалось выше, Забайкальская железная дорога функционирует в границах двух областей – Читинской и Амурской. Демографическая ситуация и ситуация на рынке труда в этих областях аналогичны по тенденциям развития: наблюдается снижение численности населения, естественная убыль превышает естественный прирост, имеет место миграционная убыль. Увеличивается численность экономически активного населения, в том числе занятого, однако несколько возрастает уровень безработицы. Уровень оплаты труда во многом определяет привлекательность той или иной отрасли для потенциальных работников, создает условия для перераспределения рабочей силы между отраслями. Углубленный анализ показывает, что заработная плата многих групп работников ОАО «РЖД» неконкурентоспособна на рынке. При сохранении указанных тенденций могут сформироваться условия для оттока квалифицированного персонала из Забайкальской железной дороги.
В то же время показатель среднемесячной номинальной заработной платы в Читинской области по видам экономической деятельности в некоторых отраслях достаточно высок. Например, в 2005 г. среднемесячная заработная плата составила: в отрасли «добыча полезных ископаемых» – 10 326,9 руб.; в строительстве – 8 397,2 руб.; в отрасли «производство и распределение электроэнергии, газа и воды» – 10 431,3 руб. После ввода в действие нефтеналивного терминала на станции Сковородино заработная плата работников прогнозируется в размере 50 тыс. руб. в месяц.
Что касается внутренних факторов, которые определяют изменения в запросах Забайкальской железной дороги по отношению к рынку рабочей силы, то к ним можно отнести:
– лидерство как одно из направлений реализации Функциональной стратегии управления качеством и как основу всех преобразований и улучшений в Забайкальской железной дороге – филиале ОАО «РЖД». Проблема, которую необходимо решить, это приведение работы с руководящими кадрами дороги в соответствие со стратегией развития, предполагающей развитие системы лидерства и повышение на ее основе эффективности деятельности руководящих кадров;
– повышение показателей производственно-финансовой деятельности Забайкальской железной дороги. К 2015 г. планируется возрастание в три раза объема собственной погрузки, следовательно, к 2011 г. дорога из транзитной превратится в погрузочную. Предполагается также рост объема грузопереработки в подсобно-вспомогательной деятельности (на 17 %); двукратное увеличение пассажирооборота; увеличение количества предоставляемых на вокзалах услуг (в 4,2 раза), объема перевозок, а также грузооборота международных грузов (на 34 %);
– реконструкцию и обновление материально-технической базы. Начиная с 1999 г. на Забайкальской железной дороге активно проводится реконструкция и обновление материально-технической базы магистрали во всех основных хозяйствах. Именно в этот период были значительно увеличены затраты на капитальные вложения, модернизацию и капитальный ремонт основных технических средств железнодорожного транспорта;
– подбор и закрепление персонала по важным специальностям, профессиям и производственным группам. Наиболее остро эта проблема стоит в хозяйстве пути, удельный вес уволившихся составляет 48 %. Коэффициент текучести по данному хозяйству превышает среднее значение по дороге в два раза. Наиболее проблемными рабочими профессиями по укомплектованности или текучести являются слесари по ремонту локомотивов и вагонов, проводники пассажирских вагонов, электромонтеры СЦБ и связи, электромонтеры контактной сети, машинисты тепловозов, осмотрщики вагонов всех наименований.
Важно отметить, что к проблемным группам относятся достаточно квалифицированные категории специалистов и рабочих, крайне необходимых дороге в условиях обновления производственной базы и перехода на коммерческие условия работы. Многие из них востребованы и на рынке труда. Поэтому требуются меры по их закреплению, особенно накануне возникновения внутриотраслевой и внутрикорпоративной конкуренции.
Развитие кадрового потенциала на данном этапе становится одним из важнейших условий конкурентоспособности железнодорожного транспорта и предоставляемых отраслью услуг в условиях быстрорастущей экономики и выхода на глобальный рынок. Решение долгосрочных задач, которые стоят перед железнодорожной отраслью, невозможно без формирования стратегического кадрового потенциала, молодых, активных и талантливых специалистов, ориентированных на длительные трудовые отношения и развитие профессиональной карьеры на железнодорожном транспорте. Для успешной реализации стратегических планов важно как сохранение уже работающих специалистов, так и привлечение и обучение новых кадров. Обеспеченность предприятий железнодорожного транспорта работниками, обладающими необходимыми знаниями и навыками, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объемов перевозок и повышения эффективности производства. В частности, от этого зависят объем и своевременность выполнения всех работ, степень использования оборудования, машин, механизмов и как результат – объем производства продукции, ее себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей.
После исследования факторов, влияющих на обеспечение потребности в кадрах, можно сформулировать следующие направления деятельности Забайкальской железной дороги:
– разработка «Программы развития Забайкальской железной дороги – филиала ОАО «РЖД»»;
– разработка среднесрочных и текущих планов обеспечения потребности Забайкальской железной дороги в квалифицированном персонале и его дальнейшем развития.


Литература
1. Социально-экономическое положение Амурской области: Доклад / Амурстат. – Б., 2007.
2. Читинская область в цифрах 2000–2005 гг. / Стат. Сборник – Чита, 2006.

Правовые и нормативные документы
3. Стратегия развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года.
4.Функциональная стратегия управления качеством в ОАО «РЖД». Приложение к распоряжению ОАО «РЖД» от 15.01.2007г. – № 46р.
5.Функциональная стратегия развития кадрового потенциала ОАО «РЖД». Распоряжение ОАО «РЖД» от 10 мая 2006 г. № 933р.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия