Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (27), 2008
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Михеев А. А.
заместитель председателя Комиссии по инвестиционным программам при Правительстве г.Москвы,
кандидат экономических наук


Развитие кластеров в региональных экономических системах: преимущества, проблемы, пути поддержки
В статье раскрыты особенности и роль кластеров в развитии экономики региона. Показаны возможности, которые предоставляет формирование кластеров для привлечения в регион инвестиций, развития предпринимательства, внедрения инноваций. Выявлены проблемы, препятствующие масштабному и эффективному развитию кластеров в региональных экономических системах, показаны пути их решения
Ключевые слова: кластер, дифференциация, кооперация, трансферт технологий, инвестиционный проект, экономика региона, кластерная политика в регионе

В развитии экономики региона большую роль играют институциональные реформы и продуманная отраслевая политика, направленная на создание новых форм организации и кооперации труда, обеспечивающих накопление и эффективное использование ресурсов на территории. К таким формам относятся кластеры – группы связанных между собой отраслей, комплексы предприятий на базе территориальной концентрации поставщиков и производителей, связанных технологической цепочкой. Практика последних лет показывает, что наиболее динамично развиваются именно те регионы, в которых сформировались промышленные и сельскохозяйственные кластеры. Одним из самых ярких примеров является Поволжье, где сосредоточено около девяноста процентов отечественного автомобилестроения.
Понятие кластера введено Майклом Портером, который определял его как группу соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга [5]. Портер рассматривал кластер как один из способов повышения конкурентоспособности экономической системы. Сегодняшнее восприятие кластеров расширило свои рамки, их относят к гибким мезоэкономическим системам, включающим в свой состав экономических субъектов микроуровня, связанных между собой гибридными связями и кооперирующихся для достижения некоторых общих целей, но одновременно сохраняющих самостоятельность (автономность в принятии решений и права собственности на активы) [1]. Современные кластеры представляют собой межотраслевые, мультисферные образования с институциональной формой, позволяющей связывать разнородные материальные и интеллектуальные ресурсы наиболее эффективным образом. Они опираются на иную эпистемологическую основу и формируют отличный от ведомственно-отраслевого тип мышления и институционального действия, способствуя переходу региональной экономики к новому технопромышленному укладу.
Кластеры представляют собой некий симбиоз дифференциации и кооперации, промежуточное звено между взаимодействием и слиянием. Устойчивость кластерных образований обусловлена тем, что партнеры производят товары, работы, услуги, существенные и незаменимые друг для друга. При этом обеспечивается синергетический эффект такого взаимодействия, поскольку партнерство взаимосвязанных хозяйствующих субъектов имеет потенциал, превышающий простую сумму их потенциалов. Действующий здесь принцип развития – это разделение (дифференциация) видов экономической деятельности, а затем объединение (кооперация) в новые сложные системы на основе взаимной заинтересованности и выгоды. Такие взаимоотношения увеличивают шансы всех партнеров на выживание в динамичной экономической среде, в условиях жесткой конкуренции.
Кластер формирует «питательную среду» для развития малого и среднего предпринимательства. В мировой практике известны кластеры, полностью состоящие из малых и средних предприятий. Позитивное влияние кластеров на развитие предпринимательства в регионе обусловлено тем, что они обеспечивают фирмам высокую степень специализации, стимулируют создание новых фирм, обслуживающих конкретную рыночную нишу. При этом невысокая степень вертикальной интеграции внутри кластера облегчает вхождение в него новых фирм.
Для малых и средних предприятий кластер существенно снижает барьеры выхода на рынки сбыта продукции, поставок сырья и материалов, рабочей силы. Деловая репутация кластера предоставляет предприятиям новые возможности доступа к финансовым ресурсам. Кроме того, распространение новых знаний, методик, технологий на все предприятия, входящие в кластер, позволяет значительно повысить их общую экономическую устойчивость. Таким образом, кластеры способствуют повышению эффективности деятельности предприятий в регионе. Это, в свою очередь, увеличивает налогооблагаемую базу и, соответственно, налоговые поступления в региональный бюджет.
Благодаря формированию кластера улучшается кадровое обеспечение предприятий, появляется инфраструктура для исследований и разработок, снижаются издержки, появляются возможности для более успешного выхода на внешние рынки, формируется основа для получения дополнительных конкурентных преимуществ, обусловленных не столько свойствами товаров, сколько наличием развитых систем их продвижения.
Кластер представляет собой уникальное явление и с точки зрения отношений собственности, складывающихся в его рамках. Он формирует особую конфигурацию прав собственности на различные объекты, – недвижимость, ноу-хау, сырье, материалы и т.д. – обеспечивающую наиболее эффективное их использование. Кроме того, с кардинальным изменением институциональных условий деятельности людей видоизменяются и сами типы собственности, т.е. формируется своеобразный тип собственности на трансферт, перенос технологий из одной области в другую. Собственность на трансферт технологий предполагает развитие института интеллектуальной собственности. Такой трансферт осуществляется в особой эпистемической («знаниевой») среде, обеспечивающей возможность выделять технологические решения, основанные на новых принципах, и определять условия их переноса в другие промышленные зоны[3]. Кластеры формируют необходимую базу для таких трансфертов, поскольку позволяют соединять вместе фундаментальную науку, проектно-конструкторские разработки и новые высокотехнологические производства и являются в некотором роде фабрикой комплексного знания, ориентированного на практику.
Благодаря этому в регионе создаются необходимые условия для перевооружения промышленности, определяются зоны приоритетных инвестиционных вложений и формируются комплексные производственно-технологические пакеты для принятия выгодных инвестиционных решений. Привлечение инвестиций в кластерные образования обеспечивает мультипликативный эффект в развитии экономики региона – инвестирование в предприятия смежных отраслей, взаимно влияющих друг на друга, обеспечивает большую отдачу от вложенных средств.
Концентрируя в своих рамках процессы производства и сбыта продукции, кластеры способствуют внедрению новой техники и технологий, развитию наукоемких производств, чем обеспечивают устойчивость региональной экономики в динамичной рыночной среде. Кроме того, кластеры служат связующим элементом для реализации крупномасштабных инвестиционных проектов, органично увязывая процессы регионального развития с развитием всей национальной экономики. Такие институциональные формы, как кластерные образования, служат «опорой» для реализации приоритетных национальных проектов.
Кластерный подход в управлении экономикой региона предоставляет органам власти эффективные инструменты взаимодействия с бизнесом через участие представителей администрации в работе координационного совета кластера. В результате власти располагают актуальной, полноценной и достоверной информацией о деятельности предприятий, о рынках сбыта и трудовых ресурсов, что обеспечивает качественное стратегическое планирование развития экономики региона.
Несмотря на множество позитивных эффектов для развития экономики, в регионах России потенциал кластеров не используется в полной мере, многие кластерные проекты находятся пока в начальной стадии реализации. К примеру, в Санкт-Петербурге в настоящее время создается автомобильный кластер, в который войдут японские компании Suzuki Motor Inc., Itochu Corp., Toyota. Планируется строительство автозавода, объем инвестиций составит порядка 3 млрд. руб. В дальнейшем будут подписаны соглашения о режиме промышленной сборки еще с несколькими автоконцернами. Вслед за автомобильным концерном в городе планируется создание нового, электронного кластера. Один из крупнейших мировых производителей электроники – Flextronics – построит в Петербурге завод по сборке компьютерной техники. Инвестиции в проект составят около $ 50 млн. [2].
Основными проблемами, препятствующими масштабному и эффективному развитию кластеров в региональных экономических системах, на наш взгляд, являются:
– недостаточная просвещенность органов власти и представителей бизнеса в вопросах применения кластерного подхода;
– отсутствие четко сформулированной государственной политики в отношении кластеров и соответственно организационной и финансовой поддержки кластерных инициатив;
– низкий уровень развития субконтрактации и аутсорсинга;
– отсутствие научно-методического и кадрового обеспечения процессов внедрения и развития кластеров в регионах.
По нашему мнению, именно региональные органы власти должны стать основными инициаторами кластерных проектов. Программы развития кластеров должны быть основаны на детальном стратегическом и кластерном анализе экономики региона и разработаны с привлечением всех заинтересованных сторон. В этом направлении, прежде всего, необходимо:
– формализовать политику региона по отношению к кластерам с учетом региональной специфики, особенностей отрасли и участников кластера, разработать программы развития кластеров в регионе;
– обеспечить органичное включение программ развития кластеров в стратегию развития региона;
– расширить научно-образовательную базу и доступ к государственным НИОКР, стимулировать кооперацию образовательного и реального секторов;
– обеспечить развитие инновационной инфраструктуры (бизнес-инкубаторов, технопарков, особых экономических зон).
Формированию и развитию кластеров будет способствовать действенная система управления собственностью в регионе, включающая меры прямого и косвенного государственного регулирования отношений собственности. Прямое регулирование – это определение условий доступа тех или иных субъектов к определенным экономическим благам, наделение или признание за определенными субъектами прав собственности на эти блага, например, разграничение прав собственности на землю между различными уровнями публичной власти, ограничение прав иностранных лиц и фирм на возможности приобретения ими определенных благ и пр. Косвенное регулирование отношений собственности представляет собой совокупность управляющих воздействий государства на поведение субъектов прав собственности с помощью налогового, финансового, экологического и иных видов государственного регулирования экономики.
Органы власти могут стимулировать формирование кластеров в регионе путем создания инфраструктуры – строительства за счет бюджета современных автомобильных и железных дорог, аэропортов, новых энергетических систем и т. д. И сами кластеры будут способствовать формированию в регионе принципиально новых инфраструктур. Например, внедрение нанотехнологий в производство различных видов продукции потребует создания специальных многоуровневых мониторинговых систем.
Возникает закономерный вопрос о том, каким образом формируется кластер в регионе. Его основу составляют несколько компонентов:
− научные лаборатории, в которых создаются новые технологии;
− экспериментальные производства по созданию промышленных образцов и апробации новых технологий;
− промышленно-технологические группы, осуществляющие серийное производство;
− маркетинговые группы для продвижения товара и формирования устойчивого спроса;
− управленческие структуры, включающие, например, совет инвесторов, который принимает решение о приоритетном финансировании того или иного проекта; экспертный совет, рассматривающий различные проекты по мере их подготовки к реализации.
Продуманная кластерная политика в регионе предполагает не просто стремление властей объединить на своей территории предприятия и организации нескольких разных отраслей, что может привести к синергетическому эффекту, а радикальное изменение отраслевой политики, внедрение инновационных технологий, требующих создания новых институциональных форм, коренным образом меняющих прежний техно-промышленный уклад [4]. В процессе создания региональных кластеров следует отталкиваться от новых фундаментальных научных решений, а не от способов рационализации сложившихся форм производства. Поэтому поддержка кластеров должна включать в себя ликвидацию барьеров для внедрения инноваций, государственные вложения в человеческий капитал и инфраструктуру, поддержку географической концентрации связанных фирм.
В целом содействие региональных властей формированию и развитию кластеров должно осуществляться по следующим направлениям:
– создание условий для конструктивного диалога бизнеса и власти, гармонизации интересов участников кластера и усиления кооперации между ними;
– стимулирование спроса – формирование потребительских предпочтений в регионе, развитие родственных и поддерживающих секторов экономики, госзаказа;
– развитие системы профессионального образования с целью формирования необходимых компетенций в регионе;
– развитие внешних связей, устранение торговых барьеров, защита прав интеллектуальной собственности, реализация совместных инфраструктурных и инвестиционных проектов;
– создание благоприятных экономических, институциональных и других условий в регионе.
Продуманная политика поддержки кластеров в регионе – действенный инструмент повышения его конкурентоспособности, инновационного потенциала, темпов экономического роста, а также очень важное условие обеспечения устойчивости и экономической независимости региона в условиях глобализации.


Литература
1. Ардашева Е. П. Частно-государственное соуправление развитием регионального нефтегазохимического комплекса в системе отраслевой политики: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. д. экон. наук. – Казань, 2008/ www.vak.ed.gov.ru.
2. Горлин Б. и др. В Санкт-Петербурге создается новый кластер – теперь электронный // Коммерсантъ. – 2008. – № 4 (17янв.).
3. Громыко Ю.В. Что такое кластеры и как их создавать // Альманах «Восток». – 2007. – № 1(42).
4. Марков Л.С. Проблемы реализации кластерной политики в России // Научный эксперт. – 2007. – № 4.
5. Портер Майкл Э. Конкуренция. – М: Изд. дом «Вильямс», 2005. – 608 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия