Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (27), 2008
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Липкина Е. Д.
профессор кафедры маркетинга Омского государственного педагогического университета,
кандидат экономических наук

Ястребов А. С.
директор Института развития образования (г. Омск)

Развитие конкуренции на рынке дополнительных профессиональных образовательных услуг
Статья посвящена проблеме развития конкуренции на рынке дополнительных профессиональных образовательных услуг (ДПОУ). Конкуренция на рынке ДПОУ протекает по целому ряду самостоятельных, предопределяемых структурой рынка направлений: с рынками иных товаров и услуг, территориальных субрынков, производителей ДПОУ, потребителей ДПОУ, легального и теневого субрынков. Учeт влияния конкуренции позволяет утверждать о еe разноплановой роли на рынке ДПОУ, способности выполнять целый ряд взаимосвязанных функций: 1) селективно-регулирующую, 2) развивающую, 3)инновационно-стимулирующую, 4)адаптирующую, 5)идентификационную и 6) рыночно-интегрирующую
Ключевые слова: дополнительные профессиональные образовательные услуги, конкуренция

В ситуации рыночного реформирования основополагающим экономическим условием саморазвития системы дополнительного профессионального образования и реализации ее миссии в конкретных экономических рамках выступает рынок дополнительных профессиональных образовательных услуг (ДПОУ), чье функционирование и прогнозируемое развитие обуславливает потребность в соответствующем механизме рыночного регулирования с учетом факторов и приоритетов конкуренции.
Конкуренция на рынке образовательных услуг предстаeт как синтез монопольной (из-за монопольного характера подавляющей части локальных рынков) и олигопольной (поскольку параллельно наблюдается и рыночное соперничество самих естественных монополий в образовательной сфере) конкуренции. Причем степень монополизации конкретного территориально-локализованного рынка предопределяется одномоментным действием, как территориального фактора, так и набором образовательных услуг, определяемым социально-профессиональной структурой общества и системой учебных заведений.
Как правило, из-за отсутствия масштабного спроса и соответствующей ограниченности предложения предельно монополизированы, прежде всего, локальные рынки. Росту конкуренции благоприятствует территориальная концентрация предложения (в традиционных научно-образовательных центрах), в то время как рассредоточение неизбежно порождает те или иные формы образовательной монополии.
Двоякое воздействие на параметры рынка оказывает и сама палитра предлагаемых потребителю образовательных услуг. Каждая из них фактически порождает собственный локальный рынок (как правило, монопольный), но при этом вся их совокупность в определeнной экономической системе координат фактически вынуждена конкурировать между собой, что обуславливает общее усиление рыночной конкуренции.
Социальную основу конкуренции составляет совокупность локальных экономических интересов (образовательных учреждений, домохозяйств, организаций, предприятий, государства, общества в целом), а еe субъектами являются все, кто получает прибыль, а также пользуется положительными внешними эффектами в процессе функционирования рынка образовательных услуг.
Поскольку рынок ДПОУ является неотъемлемой частью рынка образовательных услуг в целом, то экстраполяция особенностей действия конкурентных отношений на рынке образовательных услуг, позволяет перейти к анализу конкуренции непосредственно на рынке ДПОУ.
Конкуренция на рынке ДПОУ направлена на целый комплекс разнородных объектов и протекает по целому ряду самостоятельных, предопределяемых структурой рынка направлений.
Прежде всего, в процессе своего развития и функционирования рынок ДПОУ вынужден конкурировать с иными рынками товаров и услуг, как в пределах конкретного региона, так и в макроэкономической системе в целом. Это связано с изначальной ограниченностью платежеспособного спроса (со стороны домохозяйств, предприятий, государства) на весь циркулирующий на рынке комплекс товаров и услуг, предопределяющей необходимость постоянного потребительского выбора в пользу того или иного рынка (приобретение недвижимости, автомобиля или инвестирование в дополнительное профессиональное образование и т. д.).
В условиях социально-экономической нестабильности (как это, в частности, имело место в России в начале 1990-х годов) подобный выбор совершался во многом не в пользу дополнительного образования вообще; обретение позитивных экономических и научно-технических ориентиров повышает экономическую эффективность потребления ДПОУ и, предопределяет конкурентоспособность соответствующего рынка, создаeт условия для его развития.
Менее выражена (хотя также существует) и конкуренция конкретного рынка ДПОУ с иными аспектными составляющими института рыночного воспроизводства (например, с рынком высшего образования). Определяющим фактором подобной конкуренции выступает высокая степень зависимости ситуации на локальном рынке от государственных приоритетов в распределении финансовых ресурсов образования по его отдельным направлениям.
Параллельно конкуренцию порождает и спонтанный (год от года) выбор новых потенциальных обучаемых в пользу того или иного альтернативного вида образования, оценки его достаточности (в складывающемся социально-экономическом и научно-техническом контекстах), либо целесообразности выхода на иной (дополнительный) рынок в качестве потребителя ДПОУ.
Если внешняя конкуренция во многом предопределяет общие параметры и динамику конкретного (аспектного, ориентированного на оказание какого либо специфического вида ДПОУ) рынка, фактически его количественную сторону, то структуру и «качество» безусловно, внутрисистемное взаимодействие рыночных субъектов.
Прежде всего, следует отметить конкуренцию потребителей ДПОУ. В условиях административно-командной экономики в системе конкурентных отношений доминировала конкуренция между потребителями. Утверждение рыночных отношений сказалось и на системе дополнительного профессионального образования, инициировав формирование соответствующего рынка с развитием новых видов конкурентных отношений. Причем современный рынок ДПОУ последовательно эволюционирует от рынка продавца к рынку покупателя.
Постепенный переход от рынка продавца к рынку покупателя провоцирует, в частности, многоаспектное обострение конкуренции непосредственно между производителями ДПОУ. Наиболее очевидна и существенна подобная конкуренция там (в тех аспектных и территориальных сегментах), где наблюдается повышенная концентрация спроса.
Конкуренция производителей в свою очередь охватывает широкий спектр рыночного соперничества: на локальном рынке могут конкурировать отдельные учебные заведения, государственные и негосударственные образовательные структуры, местные и филиалы учебных заведений из других регионов и т.д.
Конкуренция производителей ДПОУ придаeт рынку новое качество, ведeт к его товарному насыщению, глубокому сегментированию, приближению производителя (поставщика услуги) к потребителю, то есть к фактическому развитию, множит внешние эффекты, усиливает роль образовательной составляющей в социально-экономической динамике в целом. Одновременно проявляются и еe негативные стороны: конкуренция инициирует перелив трудовых ресурсов и капитала в высокодоходные сегменты в ущерб остальным, частично содействует снижению качества образования и др.
На качество образовательной услуги существенное влияние оказывает также взаимодействие белого и теневого субрынков (рынок патронажа и репетиторства), выступающих как конкурирующие за потребителей (и соответственно за инвестиции) и, одновременно, весьма взаимозависимые институты. Представляется, в этой связи, что по мере реальной востребованности обществом не только формально-статусной составляющей оказанной образовательной услуги (диплома, сертификата и др.), но и реальных, адекватных потребностям общества, знаний, умений, навыков, то есть качественных параметров ДПО, а также действительного реформирования системы образования, соотношение между теневой и белой составляющими рынка будет неизбежно видоизменяться в пользу последней.
Учeт влияния конкуренции позволяет говорить о еe разноплановой роли в рыночном механизме воспроизводства ДПОУ, способности выполнять целый ряд взаимосвязанных функций: 1) селективно-регулирующую, 2) развивающую, 3) инновационно-стимулирующую, 4) адаптирующую, 5) идентификационную и 6) рыночно-интегрирующую.
1) Представляя собой механизм перераспределения факторов производства, то есть кадрового потенциала, материально-технических, финансовых ресурсов и др., в пользу наиболее активно и эффективно действующих субъектов рыночных отношений, конкуренция выполняет тем самым миссию селекции, регулирования доступа на рынок ДПОУ, как потребителей, так и производителей (поставщиков) услуги.
2) Подобная селекция ведeт, с одной стороны, к повышению эффективности функционирования рыночного механизма, с другой – к более глубокому сегментированию рынка ДПОУ, диверсификации как спроса, так и предложения, и в этой связи, к его общему развитию.
3) Под влиянием фактора конкуренции производители ДПОУ генерируют и внедряют различного рода инновации (в сфере ДПОУ, ценовой, рекламной политики и др.).
4) Благодаря сущности рынка ДПОУ и возникающему на нeм соперничеству подобные инновации тиражируются рыночными субъектами, то есть идeт активная инновационная диффузия. Это, в свою очередь, создаeт предпосылки для спонтанного приспособления рынка (и его субъектов) к видоизменяющимся внешним и внутренним условиям, что позволяет вести речь и об адаптирующей функции конкуренции.
5) и 6) Наконец, конкуренция есть не что иное, как особого рода внутрисистемные (складывающиеся и проявляющиеся в рамках определeнного локального рынка) экономические отношения, с одной стороны, интегрирующие рынок ДПОУ как таковой, с другой – позволяющие идентифицировать его на фоне прочих рынков и субрынков, что делает уместной постановку вопроса о ее идентификационной и рыночно-интегрирующей функциях.
Итак, развитие рынка ДПОУ, появление, проявление и нарастание в нем элементов конкуренции – сложный многоаспектный и многофакторный процесс.
Развитие конкуренции на рынке ДПОУ осуществляется под влиянием комплекса макроэкономических, микроэкономических и мезоэкономических факторов.
На любой рынок, безусловно, самое существенное влияние оказывают макроэкономические факторы: общая экономическая ситуация в стране, государственная политика по отношению к рынку ДПОУ, конкуренция других рынков. Именно они задают общие параметры спроса (через доходы и расходы населения, состояния национальной валюты, темпы инфляции и др.); определяют базовую структуру рынка ДПОУ, включая и рыночную востребованность отдельных специальностей, специализаций, уровней квалификации. На функционирование рынка не менее существенное влияние оказывают приоритеты и инструменты макроэкономического регулирования: бюджетная и налоговая поддержка отдельных категорий субъектов рынка, стимулирование формирования конкурентной рыночной среды как таковой, поддержка интеграционных тенденций на рынке ДПОУ, усилия по становлению общероссийского образовательного пространства и др.
В условиях рыночного реформирования российской экономики существенным фактором развития и функционирования рынка ДПОУ становится и взаимодействие (в том числе и в форме конкуренции) с другими рынками. Макроэкономическое в этой связи тесно стыкуется с микроэкономическим: наличием в том или ином регионе конкурентоспособных производителей ДПОУ, их рыночном поведении (включая наличие эффективных рыночных стратегий и кадров, материально-технических, организационно-экономических и иных возможностей их реализации).
Мезоэкономические факторы напрямую определяют специфику регионального рынка ДПОУ, его внутренний потенциал, логику и траекторию развития, а также позиционирование в системе национальной экономики и включают демографическую, социально-экономическую, социокультурную и географическую составляющую.
Перспективы развития рынка ДПОУ во многом предопределяется демографическими процессами, численностью населения, предъявляющего массовый спрос на профессиональную подготовку и переподготовку. Демографическая ситуация (возрастная структура, в первую очередь) обуславливают общие количественные параметры спроса, а, в этой связи, и маркетинговое поведение производителей ДПОУ.
Современная ситуация в целом вполне стабильна и платежеспособный спрос на ДПОУ стабильно растет, что определяет притягательность данного рынка для действующих на нем образовательных структур, создает предпосылки для их устойчивого функционирования, предопределяет растущий интерес к оказанию ДПОУ.
На ситуацию влияет не только относительно благоприятная демографическая динамика, но и адаптация населения к рыночной среде, а также позитивные социальные процессы на фоне общего оживления в экономике.
Социально-экономическая статистика свидетельствует об общей позитивной динамике потенциального платежеспособного спроса (как следствия наметившегося после структурного кризиса 1992-1997 гг. некоторого роста уровня жизни) при сохраняющейся (и даже усиливающейся) его социальной асимметрии.
Общий вывод об относительно устоявшейся социальной структуре населения, наличии в ней определенной категории, способной предъявлять платежеспособный спрос на ДПОУ даже в сложной макроэкономической ситуации подтверждает и рост параметров рынка.
Влияние на рынок ДПОУ социально-экономических факторов (уровень жизни и доходы потенциальных потребителей) в итоге можно охарактеризовать как относительно благоприятное и пролонгировать данную ситуацию и на среднесрочную перспективу.
В дополнение к социально-экономической (чьe воздействие на рыночную среду можно оценить как относительно позитивное) составляющей рыночного спроса, воздействие социально-культурного фактора (ценностное восприятие отдельных профессий, специальностей, специализаций и уровней квалификации), безусловно, благоприятствует развитию рынка ДПОУ.
Росту спроса способствует, в частности, общее укоренение социальных представлений о необходимости и эффективности инвестирования в человеческий капитал.
Если общая высокая востребованность профессиональной подготовки и переподготовки определяют развитие соответствующего рынка, то соотношение его отдельных профессионально-ориентированных сегментов, их емкость и конкурентоспособность, безусловно, связаны с ситуацией на рынке труда, новыми (рыночно мотивированными) условиями профессионализации населения, его предпочтениями при выборе той или иной предлагаемой образовательной программы, возможностью последующего трудоустройства с учетом ситуации на региональном рынке труда.
Детерминантой конкуренции на рынке ДПОУ выступает и географический фактор (фактор территориальной локальности). Фактор конкуренции вынуждает производителей формировать и реализовывать и собственную территориальную стратегию: ориентироваться либо на максимально возможный охват совокупности локальных рынков (деконцентрацию), либо, напротив, за счeт оптимальной локализации (как правило, в областном центре) использовать потенциал единого рыночного пространства региона в целом. Территориально-локализационный аспект рыночной конкуренции в данном случае вообще крайне важен, поскольку в условиях eмкого и диверсифицированного по параметрам спроса и предложения рынка размещение в том или ином населeнном пункте и даже конкретном городском районе и квартале позволяет обеспечить не только дополнительное конкурентное преимущество, но и определяет возможность получения ренты по местоположению.
Роль территориального фактора вообще не только существенна, но и универсальна. В этом отношении весьма значима точка зрения М. Портера, подчeркивающего, что географическое местоположение остаeтся фундаментальным для конкуренции. «Парадоксальным, – отмечает данный исследователь, является то, что устойчивые конкурентные преимущества в условиях мировой экономики часто оказываются в большей степени локальными, возникающими из концентрации высоко специализированных профессиональных навыков и знаний, институтов, соперников, связанных между собой видов экономической деятельности, а также искушeнных потребителей в конкретной стране или регионе. Близость в географическом, культурном и организационном плане обеспечивает возможность специального доступа, особые отношения, лучшую информированность, возникновение мощных стимулов, а также другие преимущества в производительности, которые сложно получить на расстоянии… Географическое положение, пусть и в ином смысле, чем в предыдущие десятилетия, сохраняет своe значение и на границе двадцать первого века» [1, с. 245].
В контексте проводимого анализа представляется целесообразным акцентировать внимание на одном из наиболее значимых аспектов рыночного соперничества - конкуренции образовательных структур как основных институционализированных производителей ДПОУ, реализации ими конкурентных стратегий в складывающейся и видоизменяющейся рыночной среде.
Если адаптировать общий модельный подход М. Портера применительно к системе ДПО, то основа конкурентных преимуществ того или иного производителя ДПОУ предопределяется:
- позицией в факторах производства дополнительной профессиональной образовательной услуги, включая наличие квалифицированных профессорско-преподавательских кадров, материально-технической базы и необходимой инфраструктуры;
- характером и динамикой спроса на конкретные виды ДПОУ;
- наличием или отсутствием родственных и поддерживающих видов деятельности (информационный бизнес, маркетинговое управление и др.);
- развитием устойчивой стратегии, структуры и соперничества.
Воздействие конкуренции диктует производителям ДПОУ рыночные стратегии, ориентированные на их приоритеты, ресурсные возможности и конкурентные преимущества, предопределяет отношение к освоению тех или иных рыночных сегментов.


Литература
1. Портер М. Международная конкуренция: конкурентные преимущества стран. Пер. с англ./ Под ред. В.Д. Щетинина. М.: Международные отношения. 1993. – 896 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия