Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (6), 2003
РАЗВИТИЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Попов В. А.
Председатель Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь

РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ - АКТИВНЫЙ УЧАСТНИК МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Создание единого экономического пространства, обеспечение устойчивого развития и повышения уровня жизни населения - стратегическая задача Евразийского экономического сообщества. Ее решение напрямую зависит от уровня гармонизации национальных законодательств стран - членов ЕврАзЭС, согласованности внутригосударственных и межгосударственных правовых актов. (К настоящему времени в рамках ЕврАзЭС заключено 64 международных договора, но 9 из них не вступило в законную силу).
Республика Беларусь осуществляет активную деятельность по реализации в национальном законодательстве норм международных договоров, заключенных между членами ЕврАзЭС. Выполнены внутригосударственные процедуры, необходимые для вступления в силу международных договоров, по 59 из 64 принятых ими (12 ратифицировано парламентом, 27 утверждены правительством, 20 вступили в силу с момента подписания). Ведется работа по имплементации их норм на внутригосударственном уровне.
Положение Договора о Таможенном союзе и едином экономическом пространстве, определяющее, что в отношениях с третьими государствами его стороны применяют единую систему взимания налога по принципу страны назначения, нашло отражение в новой редакции Закона Республики Беларусь о налоге на добавленную стоимость. Необходимо, чтобы это положение было реализовано всеми государствами - членами ЕврАзЭС, так как только тогда возможен единый порядок регулирования внешнеторговой деятельности, что является важнейшим условием для установления на взаимной основе режима свободной торговли без изъятий и ограничений.
Государственным таможенным комитетов Республики в целях реализации Соглашения о единых условиях транзита через территории государств - участников Таможенного союза изданы приказы, определяющие порядок перевозки товаров через таможенную границу Республики. Это позволило усовершенствовать таможенный контроль за перемещением через таможенную границу различных товаров, в том числе отходов производства.
Практика показывает, что гармонизация, унификация таможенных процедур упрощает международные перевозки, является одним из существенных факторов развития сотрудничества между государствами - членами ЕврАзЭС.
Совет министров Республики Беларусь принял ряд постановлений, которыми были утверждены ставки таможенных пошлин на товары, вывозимые с таможенной территории Беларуси за пределы государств - членов Евразийского экономического сообщества. Их принятие направлено на введение согласованных подходов к применению вывозных таможенных пошлин для защиты экономических интересов государств-участников ЕврАзЭС.
В целях реализации Соглашения о предоставлении равных прав гражданам государств - участников Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях на поступление в высшие учебные заведения Министерством образования Республики Беларусь было принято несколько постановлений, предусматривающих обеспечение прав граждан Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана на поступление в белорусские учебные заведения и на получение бесплатного как профессионально-технического, среднего специального, так и высшего образования.
После вступления в силу Соглашения о создании и функционировании филиалов высших учебных заведений государств - участников Договора о Таможенном союзе и едином экономическом пространстве в Беларуси принято и постановление, определяющее порядок организации таких филиалов. Открыты филиалы Московского государственного социального университета, Московского университета статистики и информатики, Современного гуманитарного университета, Российско-белорусского горного института, а также ряд представительств российских высших учебных заведений.
Республика Беларусь последовательно реализует взятые на себя обязательства в соответствии с международными актами, заключенными в рамках ЕврАзЭС, и намерена продолжить активную работу в данном направлении. Одновременно она рассчитывает на выполнение внутригосударственных процедур другими государствами - членами ЕврАзЭС по тем актам, по которым такие процедуры еще не осуществлены.
В частности, имеется в виду Договор о правовом статусе граждан одного государства, постоянно проживающих на территории другого государства. Вступление его в силу способствовало бы предоставлению гражданам одной стороны договора, постоянно проживающим на территории другой его стороны, правового статуса, максимально приближенного к правовому статусу граждан другой стороны, а также обеспечению равных условий для их проживания на территории договаривающихся государств. Так был бы сделан реальный шаг в защите прав граждан стран- членов ЕврАзЭС и обеспечении условий для свободного перемещения рабочей силы на территории Сообщества.
Практическая реализация Соглашения об общей товарной номенклатуре во внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического сообщества позволит осуществлять унифицированные меры тарифного и нетарифного регулирования этой деятельности, совершенствовать порядок статистического учета, обмена статистической информацией, обеспечить сопоставимость статистических данных по внешней торговле.
Затягивание выполнения внутригосударственных процедур по названным и другим, не вступившим в силу международным актам ЕврАзЭС, будет тормозить процесс интеграции наших государств, препятствовать решению стоящих перед ними задач.
Парламент Республики Беларусь (в соответствии с внесенными палатами Парламента изменениями в регламенты постоянных комиссий) регулярно рассматривает модельные законодательные акты Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС, готовит предложения об их использовании в национальном законодательстве и обеспечивает внедрение основных идей модельных законов и типовых проектов МПА в проекты законов Республики.
Наша позиция состоит в том, что модельное законотворчество - одно из важнейших проявлений сближения норм международного и внутригосударственного права. Но надо и серьезно думать об улучшении качества таких документов, о соответствии их международным нормам.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия