Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (27), 2008
ВОЕННАЯ ЭКОНОМИКА
Волков А. Ю.
докторант Ярославского военного финансово-экономического института,
кандидат экономических наук

Семенов Д. В.
старший преподаватель кафедры финансов и бюджетного учета Военной финансово-экономической академии (г. Ярославль)

Применение бюджетной классификации расходов в министерстве обороны
В статье рассматривается динамика изменений бюджетной классификации расходов, указывается на ряд проблем ее использования на примере Министерства обороны. Сделан вывод о несовершенстве современной бюджетной классификации России
Ключевые слова: бюджет, финансы, бюджетная классификация расходов, расходы, код

Начиная с предшествующего Великой отечественной войне периода, в Вооруженных силах СССР и РФ было принято шесть классификаций внутриведомственных расходов, которые были введены в действие приказами: Народного Комиссара обороны СССР 1940 г. № 10 и 1942 г. № 105, Министра Вооруженных Сил СССР 1949 г. № 35, Министра обороны СССР 1958 г. № 125, 1972 г. № 65 и 1990 г. № 200 [17]. Последняя классификация с некоторыми дополнениями и изменениями действует и применяется Министерством обороны РФ и в настоящее время, что не соответствует современным требованиям.
Введение в действие вышеперечисленных (новых для определенного периода времени развития армии и флота) внутриведомственных классификаций расходов было связано с научно-техническим прогрессом и отвечало реформированию Вооруженных сил (кадрового – по специальностям, должностям, органам военного управления и технического – новые образцы вооружения, военной техники, численности войск, организационно штатной структуры, изменением возлагаемых задач, приоритетных направлений применения) и с совершенствованием финансового обеспечения войск.
В бюджете СССР официальные расходы на оборону проходили по группе 3 «Расходы на оборону», разделу 208 «Министерство обороны СССР» общей суммой без детализации.
В 1996 г. был принят Федеральный закон № 115-ФЗ «О бюджетной классификации РФ» [1], в котором впервые детализированы расходы на оборону.
В Министерстве обороны РФ только с 1999 г., в связи с переходом с финансового на бухгалтерский учет и переводом войск на исполнение бюджета через органы Федерального казначейства, учет полученных сумм финансирования и произведенных расходов по смете Министерства обороны РФ, начали производить в соответствии со структурой бюджетной классификации. Аналогичным порядком предписывалось производить и планирование потребности войск в денежных средствах.
С этого периода, в Министерстве обороны РФ применяются две классификации расходов – бюджетная (общегосударственная) и внутриведомственная. При этом внутриведомственная за более чем 25 лет не претерпела кардинальных изменений, так как полностью отвечает структуре Вооруженных сил и оптимальной системе их финансового обеспечения, а вот бюджетная с 1996 г. корректировалась и ежегодно дополнялась, а зачастую и полностью изменялась.
Первая структура расходов сводной сметы Минобороны России (далее – сводная смета) основывалась на приказе Минфина РФ от 6 января 1998 г. № 1н «О бюджетной классификации Российской Федерации» [4], в данный документ, утративший силу в соответствии с приказом Минфина РФ № 49н с 23.07.1999 г. [6], вносились дополнения и изменения девятью другими нормативными правовыми актами. Несмотря на то, что некоторые из дополнений и изменений не затрагивали сводную смету, определенные положения, касающиеся Минобороны России, не нашли своего практического применения. Так, приказом Минфина России от 30.04.1999 г. № 30н [5], экономическая классификация расходов была дополнена не использовавшейся в практике финансового обеспечения статьей 110124 – оплата ежегодных отпусков военнослужащих. В дальнейшем сводная смета основывалась на приказе Министерства финансов РФ от 25.05.99 г. № 38н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» [7], срок действия которого продлялся до 2002 года включительно с соответствующими дополнениями и изменениями внесенными двадцати пятью приказами Министерства финансов РФ.
Полная структура сводной сметы расходов («горизонтальная») включала 19 знаков бюджетной классификации расходов (см. табл. 1). Министерством обороны РФ дополнительно использовались 4 знака внутриведомственной классификации расходов, поскольку необходимо было вести внесистемное планирование и учет, расширяя возможности бюджетной классификации, что законодательством не предусматривалось, но требовалось с экономической точки зрения.
Таблица 1
Структура кодов бюджетной классификации сводной сметы на 1999 г.
Первоначальная «вертикальная» структура расходов 1999 г. (см. табл. 2) включала:
1) в ведомственной классификации расходов – 2 прямых получателя средств ФБ;
2) в функциональной классификации расходов:
– 4 раздела;
– 4 подраздела;
– 12 целевых статей;
– 19 видов расходов;
3) в экономической классификации расходов – 28 статей первоначально, а затем – более 40.
Всего более 150 направлений расходования денежных средств.
Таблица 2
«Вертикальная» структура сводных смет расходов Минобороны РФ
Сводная смета 2000 г. имела «горизонтальную» структуру аналогичную 1999 г., а «вертикальную» отличалась существенными изменениями. Так, например, расходы Главного квартирно-эксплуатационного управления МО РФ на коммунальные и технические нужды были частично распределены между отдельными целевыми статьями и видами расходов:
– в составе целевой статьи 140 «Содержание ВС РФ»:
а) в вид 061 «Боевая подготовка и материально-техническое обеспечение войск»;
б) в вид 062 «Содержание и эксплуатация командных пунктов, специальных объектов и сооружений, аэродромов»;
в) в вид 073 «Содержание испытательных, научно-исследовательских и других учреждений»;
– в составе целевой статьи 430 «Ведомственные расходы на здравоохранение»: в вид 308 «Санатории и дома отдыха».
«Вертикальная» структура расходов 2000 г. (см. табл. 2) характерна значительным увеличением применяемых кодов экономической классификации расходов (в 1,5 раза) и еще более весомым (практически на 70%) увеличением направлений расходования денежных средств.
В основе структуры сводной сметы на 2001 г. оставался приказ Минфина России 1999 г. № 38н [7], но к этому времени он был изменен и дополнен пятью приказами Минфина России 1999 года №№ 47н, 65н, 99н, 100н и 2000 года № 19н. При этом «горизонтальная структура расходов осталась прежняя, а в «вертикальной» полностью поменялись коды целевых статей, видов расходов и характеристика закрепленных за ними расходов. Пример сравнения кодов расходов на приобретение столово-кухонной посуды, инвентаря и прочих расходных материалов и предметов снабжения продовольственной службы приведен в табл. 3.
Таблица 3
Сравнение кодов расходов бюджетных классификаций 2000 и 2001 года на приобретение расходных материалов и предметов снабжения продовольственной службы
Сравнительный анализ «вертикальной» структуры расходов 2001 г. (см. табл. 2) относительно 2000 г. показывает увеличение в 4 раза количества разделов, в 2 раза подразделов, целевых статей в 2,4 раза, видов расходов в 3,2 раза, за счет этого было значительно, почти в 2 раза, сокращено количество предметных статей, а количество направлений расходования снизились на 26%.
В марте 2002 г. за подписью Заместителя Министра обороны РФ по финансово-экономической работе Л. Куделиной до войск была доведена сводная смета на 2002 г. Правовой основой сводной сметы оставался приказ Минфина РФ № 38н 1999 г. [7], действовавший до 31.12.2002 г. Структура сводной сметы 2002 года практически полностью соответствовала сводной смете 2001 г.
Приказом Министерства финансов РФ от 11 декабря 2002 г. № 127н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» [8] с 1 января 2003 г. введена новая редакция бюджетной классификации Российской Федерации действовавшая по 31.12.2004 г. с учетом изменений, внесенных шестью Приказами Минфина России и утратившая силу с 1 января 2005 г. (Приказ Министерства финансов РФ № 72н от 27.08.04 г.) [9]. В целом по сводным сметам 2001 – 2004 гг. можно сделать вывод о некоторой стабильности их структуры.
С 1 января 2005 г. приказом Министерства финансов РФ от 10 декабря 2004 г. № 114н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» [10] введена очередная редакция бюджетной классификации Российской Федерации, которая действовала в течение 2005 г. Стоит отметить, что приказ Министерства финансов от 27 августа 2004 г. № 72н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации для составления бюджетов всех уровней, начиная с бюджетов на 2005 год» [9], является примером, мягко скажем, несовершенства правовой деятельности в финансовом ведомстве. Название приказа распространяет его действие на финансовые отношения, возникающие с 2005 г., но именно с 1 января 2005 г. он утратил силу в связи с изданием приказа Минфина России № 114н 2004 г. [10].
«Горизонтальная» структура расходов сводной сметы Минобороны России в соответствии с данным приказом представлена в табл. 4.
Таблица 4
Структура кодов сводной сметы Минобороны РФ на 2005 г.
Сравнительный анализ «горизонтальной» структуры сводных смет 1999–2004 гг., представленных в табл. 1 со структурой 2005 г. (табл. 4), показывает увеличение кода функциональной классификации расходов бюджетов за счет увеличения значений кода целевой статьи расхода с 3 до 7 знаков, при этом 4  5 знак кода используется в том случае, когда код целевой статьи обозначен цифрой 100 «Федеральные целевые программы» и означает номер данной программы, а в том случае, если программа подразделяется на подпрограммы, то в коде целевой статьи расходов задействуются и последние два знака.
Классификация расходов по экономическому признаку стала включать трехзначный код (кода группы, статьи и подстатьи) вместо шестизначного (кода группы, подгруппы, предметной статьи, подстатьи и элемента расходов). Вышеперечисленные новации в структуре бюджетной классификации несомненно явились прорывом в постсоветское время в бюджетной политике государства, когда расходы государства ранее ориентированные и классифицировавшиеся по затратному принципу частично стали формироваться по программно-целевому принципу планирования, то есть ориентироваться на достижение определенного приоритетного эффекта (результата). При этом «вертикальная» структура расходов сводной сметы 2005 г. (см. табл. 2) оказалась не сопоставима с предыдущими, что вызвано вышеуказанной переориентацией построения принципов классификации расходов бюджетов. Однако специфика многообразного спектра решаемых Вооруженными силами Российской Федерации задач, да и сама структура организации не позволили Министерству обороны РФ и в рамках Федеральных целевых программ отказаться от применения внутриведомственной классификации расходов. Так, Федеральная целевая программа 100 12 00 «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и частей» в первоначальном варианте содержала 5 статей сметы Минобороны. В дальнейшем вплоть до ее выполнения в ходе поэтапного решения включенных в программу задач количество расходных статей по смете Минобороны изменялось.
Приказом Министерства финансов РФ от 21.12.2005 г. № 152н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» [11], действовавшие в 2005 г. указания были признаны утратившими силу. Новый приказ не вносил глобальных изменений и дополнений в структуры последующих сводных смет 2006–2007 гг. по сравнению с 2005 г. Действия приказа Минфина России 2005 г. № 152н распространялись не на весь вышеуказанный период, поскольку в 2007 г. порядок применения бюджетной классификации Российской Федерации регламентировался приказом Минфина России № 168н от 08.12.06 г. [12].
С 1 января 2008 г. вступили в силу изменения и дополнения в Бюджетный кодекс РФ, которые были внесены Федеральным законом от 26.04.07 г. № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» [3]. В соответствии с данными изменениями ведомственная структура расходов федерального бюджета в разрезе кодов главных распорядителей средств федерального бюджета, кодов разделов, подразделов, целевых статей и видов расходов подлежит утверждению законом о федеральном бюджете, а новой редакцией Бюджетного кодекса РФ установлены единые для бюджетов бюджетной системы разделы и подразделы.
Действующую в настоящее время классификацию расходов бюджетов уточняет приказ Минфина России № 74н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации» от 24.08.07 г. [13]. Необходимо отметить, что в него внесены определенные дополнения и изменения, касающиеся и сводной сметы Минобороны России, Приказ Министерства финансов РФ от 29 декабря 2007 г. № 161н «О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» [14]. Примечательным нововведением является то, что «в последние годы значительно увеличилось количество видов расходов. Создалась ситуация, в которой трехзначный лимит вида расходов был практически исчерпан и требовалось принятие соответствующего решения» [16]. В связи с этим был осуществлен перенос части функциональной нагрузки видов расходов в незадействованный до этого программный срез целевых статей, имеющий ресурс для кодирования (от 4 до 7-и значного кода целевой статьи расходов). Данные коды с 2005 г. использовались только в рамках целевой статьи 100 00 00 «Федеральные целевые программы».
Помимо прочих изменений и дополнений структуры последней сводной бюджетной сметы отнесем тот факт, что действие ее распространяется на среднесрочный период 2008–2010 гг. (что не означает, что она не будет изменяться в этот период).
«Вертикальная» структура сводной сметы отражена в табл. 2. Обратим внимание, что из 11 предусмотренных законодательством разделов бюджетной классификации расходов в 9 предусмотрены расходы по сводной бюджетной смете Минобороны РФ.
При всех положительных качествах современной бюджетной классификации, отраженных в статьях работников отдела методологии бюджетного учета, бюджетной отчетности и бюджетной классификации Департамента бюджетной политики Минфина РФ [15; 16] и других специалистов, классификация расходов бюджетов в части касающейся Министерства обороны РФ является трудноприменимой и не соответствующей особенностям финансового обеспечения войск, что влечет за собой необходимость использования внесистемных мер по планированию, учету и отчетности.
К недостатку действующей бюджетной классификации следует отнести высокую динамичность изменений и дополнений нормативной правовой базы ее регламентирующей, что является причиной низкого качества планирования расходов по смете Минобороны РФ, их несопоставимости во временных показателях, невозможности проведения качественного анализа строительства и содержания Вооруженных Сил. В свою очередь это приводит к принятию управленческих решений в сфере национальной обороны не имеющих под собой экономических обоснований в виде динамики финансовых показателей (структуры сводных смет по министерству доводились в лучшем случае в середине первого квартала года, на который они распространялись, что означает выделение средств Министерству обороны РФ без учета обоснованных в расчетах главных и центральных управлений Минобороны РФ потребностей).
Переход к программно-целевому планированию подразумевает оценку затрат и достигнутого результата, что в настоящее время ввиду отмеченных выше причин невозможно.
Министерство обороны, да и другие органы исполнительной власти, в силу возложенных на них задач сталкиваются с проблемами применения бюджетной классификации во всех сферах финансовой деятельности (в планировании, использовании ресурсов, учете, анализе). Со стороны Министерства финансов явилось бы более логично учитывать интересы государственных структур, зарезервировать не менее 4-х разрядов бюджетной классификации для использования в интересах ведомств.


Литература
1. Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации» (с изм. и доп.) от 15.08.1996 г. № 115-ФЗ.
2. Федеральный закон «Бюджетный кодекс Российской Федерации» (с изм. и доп.) от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ.
3. Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» (с изм. и доп.) от 26.04.2007 г. № 63-ФЗ.
4. Приказ Минфина РФ «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 6.01.1998 г. № 1н.
5. Приказ Минфина РФ «О внесении изменений и дополнений в бюджетную классификацию Российской Федерации, введенную в действие приказом Минфина РФ от 06.01.1998 г. № 1н» от 30.04.1999 г. № 30н.
6. Приказ Минфина РФ «О признании утратившими силу приказов Министерства финансов РФ» от 23.07.1999 г. № 49н.
7. Приказ Минфина РФ «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» от 25.05.1999 г. № 38н.
8. Приказ Минфина РФ «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» от 11.12.2002 г. № 127н.
9. Приказ Минфина РФ «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации для составления бюджетов всех уровней, начиная с бюджетов на 2005 год» от 27.08.2004 г. № 72н.
10. Приказ Минфина РФ «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» от 10.12.2004 г. № 114н.
11. Приказ Минфина РФ «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» от 21.12.2005 г. № 152н.
12. Приказ Минфина РФ «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» от 08.12.2006 г. № 168н.
13. Приказ Минфина РФ «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» от 24.08.2007 г. № 74н.
14. Приказ Минфина РФ «О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» от 29.12.2007 г. № 161н;
15. Жоромская Н.Н., Кузьмин И.Ю. Классификация доходов и расходов в новой редакции Бюджетного кодекса // Финансовый справочник бюджетной организации. – 2008. – № 1.
16. Новиков Д.В. Бюджетная классификация 2008: долгожданные Указания // Бюджетный учет. – 2007. – № 11.
17. Островский В.П., Хлебников А.А. Денежные средства воинской части: Учеб. пособие. – Ярославль: ЯВФЭИ, 2006.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия