Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (6), 2003
РАЗВИТИЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Жалимбетова Р. Б.
Ответственный секретарь Совета по взаимному признанию и эквивалентности
документов об образовании, ученых степенях и званиях
при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС,
кандидат экономических наук


К ФОРМИРОВАНИЮ В ЕврАзЭС ОБЩЕГО СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Свободное движение между странами товаров, капиталов и рабочей силы требует создания и унификации правовой базы не только экономических, но и социальных интеграционных процессов. Как свидетельствует опыт Европейского союза, ни по одному из экономических направлений интеграции невозможно продвигаться, не решая социальных проблем. Еще в 1972 году на Парижском саммите был поставилен вопрос о разработке будущими членами ЕС единой социальной политики. Хартия основных социальных прав трудящихся 1989 года декларировала их основные социальные права. В 1992 году появились основные юридические документы, на которые опирается и сейчас эффективная социальная политика в Европейском союзе.[1]
Для граждан всех стран-членов Евразийского экономического сообщества огромное значение имеет обеспечение нормального процесса выплаты пенсий и пособий, работы транспорта и энергетики, обслуживающих население, беспрепятственного его передвижения из одной страны в другую на постсоветском пространстве и т.д. Это делает необходимыми сближение трудового и социального законодательства стран ЕврАзЭС, соответствующие межгосударственные соглашения в социально-трудовой сфере, в том числе для решения проблем трудоустройства и предпринимательской деятельности на всей территории Сообщества.
Создание зоны свободной торговли и единого экономического пространства предполагает формирование общего рынка труда с учетом мирового опыта использования иностранной рабочей силы и регулирования процессов миграции населения.
Проблема занятости населения для стран ЕврАзЭС - одна из самых насущных. По данным Межгоскомстата, напряженность на национальных рынках труда стран ЕврАзЭС не уменьшается, а возрастает. На одно вакантное место в конце июля 2001 г. приходилось в Беларуси 2,4 претендента, в конце июля 2002 г. - уже 3,4, в Казахстане, соответственно, - 16,2 и 17,9, Кыргызстане - 31,5 и 26,8, России - 1,0 и 1,3, Таджикистане (на конец июня) - 6,2 и 8,6.
Кардинальным изменением в структуре занятости, обусловленным переходом к новым методам хозяйствования, стал отток рабочей силы из государственного сектора экономики в частный. В результате в негосударственном секторе (частный сектор, общественные организации, предприятия со смешанной формой собственности, предприятия, созданные совместно с фирмами зарубежных стран) удельный вес занятых резко поднялся. Например, в Казахстане и Кыргызстане он достиг 75%.
Снизилась численность занятых в отраслях промышленности и заметно выросла в сфере услуг, особенно в Казахстане, России и Беларуси, где в сфере услуг занято 51-60% всех работающих. В других странах СНГ эта доля пока не превышает 40-45%.
Переход к рыночным отношениям усилил дифференциацию общества по уровню доходов. Особенно в тяжелом положении оказались студенты, пенсионеры, одинокие, многодетные, беженцы. Несмотря на определенные меры по их социальной поддержке, большинство из указанных групп населения находится за чертой бедности. Таджикистан, где 81% населения живет в сельской местности, и бедность - прежде всего сельское явление. В городах республики 18,6% жителей могут считаться самыми бедными, на селе - 23,4%. Доход от основной работы обеспечивает только одну треть общего дохода домашних хозяйств, находящихся в числе 20% самых бедных[2] Социальная цена реформ для многих граждан Таджикистана оказалась чрезмерной. В 2000 году среднемесячная заработная плата составляла всего 8,5 долл. США, минимальная заработная плата - 0,55, минимальная пенсия - 1,1 долл. Значительная часть работающих граждан имеет заработок, не обеспечивающий и прожиточного минимума. В основном это работники бюджетной сферы, сельского хозяйства, некоторых отраслей промышленности.
В таком положении находится и около 32% населения Казахстана.
В частности, по этой причине растет неконтролируемая миграция населения, увеличивающая несбалансированность национальных рынков труда.[3]
К важнейшим негативным социальным факторам в ЕврАзЭС можно отнести:
- бедность значительной части населения;
- усиление дифференциации доходов разных групп населения;
- значительное ослабление стимулов к труду;
- нарастание проблем в отраслях социальной сферы;
- рост масштабов как скрытой безработицы, так и преступности и наркомании;
- увеличение различий в жизненном уроне населения различных регионов в каждой из стран ЕврАзЭС;
- несвоевременное реагирование систем социальной помощи на негативные социальные процессы.
Доля оплаты труда в структуре национального дохода каждого государства-члена ЕврАзЭС в 2 и даже в несколько раз ниже этой доли в развитых странах.
Ситуацию на национальных рынках труда характеризуют следующие данные.[4] В Беларуси в 2000 г., например, претендовало на трудоустройство 299,1 тыс. чел. Было трудоустроено 224,1 тыс. Признано безработными 147,6 тыс. Уровень безработицы составил 2,1%. В Казахстане число безработных во втором квартале 2002 года составило 679,7 тыс.чел. В Кыргызской Республике в декабре 2001 года было зарегистрировано более 60,5 тыс безработных, в июне 2002 г. - около 62,7 тыс., в сентябре 2002 г. - 61,6 тыс. В Российской Федерации к концу августа 2002 года 5,4 млн. чел. искали работу. Государственной службой занятости зарегистрировано в качестве безработных 1,2 млн.чел., или 1,7% экономически активного населения России. К концу августа 2002 г. состояло на учете 1,4 млн. незанятых трудовой деятельностью, 1,2 млн. из них имели статус безработного. В Таджикистане статус безработного в июне 2002 года имели 48,8 тыс. чел. Уровень безработицы составил 2,7%.
Увеличение численности безработных в странах ЕврАзЭС связано и с уменьшением количества привлекательных вакансий, что затрудняет самостоятельный поиск работы, и с несовершенством государственной системы социального обеспечения, и с трудностями формирования общего рынка труда[5] .
Сложившийся уровень оплаты труда в Сообществе чрезмерно занижен, не отражает реальной стоимости товара "рабочая сила", не играет стимулирующей роли в повышении эффективности труда.
Разумеется, имеются и положительные тенденции. Так, например, в Казахстане уменьшилась доля граждан, имеющих доход ниже прожиточного минимума. С 43% в 1997-1998 гг. она снизилась до 32% в 2000 г. Наметилась тенденция к увеличению реальных доходов населения. Среднедушевые денежные доходы начинают превышать величину прожиточного минимума. В Казахстане с 1999 г. впервые замедлился и процесс перераспределения доходов в пользу групп населения с высокими доходами[6] . Однако реальные среднедушевые доходы с 1998 по 2000 гг. выросли всего на 3,6%. В долларовом исчислении ежедневный среднедушевой доход составляет менее 1 долл.[7]
Для решения проблем формирования общего социального пространства необходим системный подход, позволяющий выявить реальные возможности поэтапного их решения.
Первоочередными задачами социальной интеграции являются взаимное признание права граждан на социальную защиту, на получение медицинской помощи и образование, на информацию о рынке труда.
Для решения таких задач в рамках Евразийского экономического сообщества приняты и реализуются: Соглашение о взаимном предоставлении гражданам скорой и неотложной медицинской помощи; Соглашение о предоставлении равных прав гражданам на поступление в учебные заведения; Соглашение о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях; Соглашение о сотрудничестве в распространении массовой информации; Соглашение о создании благоприятных условиях для распространения программ телевидения и радио на территориях Сообщества; Протокол об облегчении процедуры почтовых отправлений и обеспечении свободной подписки и доставки периодических изданий между государствами Сообщества и др.
Принят ряд программ и законодательных актов, направленных на решение острых социальных проблем. Так, в Казахстане реализуются программы: "Здоровье народа", "Образование", "Адаптация и социальная защита репатриантов (оралманов)", "Программа по улучшению положения женщин", "Защита окружающей среды".
Секретариат Интеграционного Комитета разработал проект Межгосударственной целевой программы "Совместная деятельность по унификации законодательства в социально-трудовой сфере государств-членов ЕврАзЭС на 2004-2006 годы".
Все эти программы должны быть взаимно увязаны, а для их целенаправленной реализации необходимы сравнительный анализ действующих в странах ЕврАзЭС социально-правовых гарантий и разработка обновленной Социальной хартии Сообщества.
Конечно, интеграционная система социальных гарантий должна принимать во внимание и экономические возможности каждой страны, входящей в ЕврАзЭС.
Вместе с тем, нужно определить приоритетные цели согласованной социальной политики стран Сообщества. Ориентиром может стать система индикаторов, нижние пороговые значения которых ведут к социальной напряженности, угрозам экономической и общественной безопасности, верхние - свидетельствуют о достижении странами социальных стандартов достойного уровня и качества жизни граждан.
Приоритетными задачами согласованной социальной политики являются:
-разработка концепции и стратегии социальной интеграции;
-создание системы единых социальных стандартов, адекватных новым требованиям общественного развития;
-создание межгосударственной системы непрерывного наблюдения за состоянием социально-трудовой сферы;
-сближение нормативной правовой и методической базы на основе единой методологии и методики сопоставления минимальных социальных гарантий, доходов и уровня жизни населения;
-гармонизация систем социального обеспечения;
-разработка принципов регулирования трудовой миграции и повышения трудовой мобильности населения и условий формирования общего рынка труда;
-сближение систем пенсионного и социального страхования и разработка плана соответствующих мероприятий для каждого государства-члена ЕврАзЭС;
-осуществление мер по социальной защите особо нуждающихся групп населения.
Особенно сложная задача - разработка принципов социальной интеграции, на которых она может стать устойчивым процессом и будет обеспечено оптимальное сочетание национальных и интеграционных интересов.
Не меньшую сложность представляет поиск путей и механизмов выравнивания социальных условий стран ЕврАзЭС, находящихся сейчас на разных ступенях социально-экономического развития и формирования общего рынка труда.
Секретариатом Интеграционного Комитета совместно с Межпарламентской Ассамблеей ЕврАзЭС разработан проект Договора о согласованной социальной политике государств-членов ЕврАзЭС. Одновременно по инициативе Секретариата Интеграционного Комитета создан Совет по социальной политике.
Для устойчивого социально-экономического развития в ЕврАзЭС потребуется обеспечить: согласованный уровень оплаты труда на всей территории Сообщества; единый порядок пенсионного обеспечения; согласованные социальные гарантии; становление гармонизированного законодательства о труде и социально-трудовых отношениях.


1 Каргалова М.В. От социальной идеи к социальной интеграции. Становление социальной политики Европейского союза. -М., 1999. -С.83.
2 Отчет о человеческом развитии. Таджикистан. - Душанбе: ПРООН. - 2000. - С.69.
3 Аубакирова Ж.Я. Интеграционные отношения в транзитивной экономике: теория, методология и практика. -Алматы: Экономика, 2002. -С.242.
4 По данным национальных агентств по статистике.
5 Курбанов Н.Х. Общий рынок труда стран СНГ: проблемы формирования и развития. - М.,2000. -С.117.
6 Аубакирова Ж.Я. Интеграционные отношения в транзитивной экономике: теория, методология и практика. -Алматы: Экономика, 2002. -С.242.
7 Деловая неделя. -2001.-N39(12 октября). - С.5.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия