Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (27), 2008
МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ
Соколов А. А.
аспирант кафедры таможенных платежей и валютного контроля Российской таможенной академии

Тенденции развития российской таможенной службы под влиянием организационно-экономических перемен в международной торговле
В статье показаны перемены, которые происходят в настоящее время в работе российской таможенной службы в связи с увеличением объемов международной торговли, изменением подхода к организации таможенного дела, научно-техническим прогрессом на транспорте, а также широким распространением новых информационных и коммуникационных технологий
Ключевые слова: таможенная служба, таможенное дело, международная торговля, информационные технологии

Традиционной и наиболее развитой формой международных экономических отношений является международная торговля, на долю которой, по некоторым оценкам, приходится около 80% всего объема международных экономических отношений. 1 Основными тенденциями, которые имеют место в данный период развития международной торговли и в рамках которых происходит модернизация таможенной службы России, являются: увеличение объемов международной торговли, изменение подхода к организации таможенного дела, научно-технический прогресс на транспорте, а также широкое распространение новых информационных и коммуникационных технологий.
В качестве примера, отражающего значение международной торговли и связанной с ней национальной таможенной службы в жизни каждого государства, можно привести данные 2006 г. По стоимости мировой товарооборот в 2006 г. составил 10 121 млрд долл. США 2. Оценивая динамику мирового товарооборота, с развитием которого возрастает нагрузка на таможенную систему и возникают проблемы с обеспечением своевременного обслуживания товарных потоков, необходимо отметить следующее. В 2006 г. объемы мировой торговли в реальном выражении выросли на 8%, мировой экспорт товаров вырос на 15%, мировой экспорт услуг – на 11% (по сравнению с аналогичными показателями 2000 г.), 3 что было достигнуто благодаря высокому росту мировой экономики (3,7%) и благоприятному инвестиционному климату.
Трансграничные коммерческие операции обслуживают и контролируют свыше 800 тысяч специалистов 4, занятых в мировой таможенной системе.
Российская таможенная служба является одной из крупнейших в мире и имеет в своем составе 68 тыс. специалистов. 5 В условиях постоянного расширения трансграничного товарооборота таможенной службой России решается задача совершенствования своей деятельности – упрощения и сокращения затрат на единицу оформляемой продукции. Это достигается за счет модернизации инфраструктуры, организации и техники осуществления операций (внедрения новейшего электронного оборудования, заблаговременного оформления пропуска груза (до его физического поступления на границу), стандартизации документации и ее автоматизированной обработки).
Развитие кооперирования как прогрессивной формы международного разделения труда (например, поставка узлов, компонентов и деталей для сборки готовых изделий кооперирующимися промышленными предприятиями в разных странах, часто принадлежащих одной и той же ТНК) является фактором, оказавшим существенное влияние на организацию таможенного дела. Еще в 50-х годах XX века началось использование стандартных контейнеров в международных перевозках, а в 1960 г. экспертами Европейской экономической комиссии ООН была разработана принципиально новая система таможенного оформления регулярно отправляемых транзитом поставок продукции «Transport international marchandises par route» (более известная по аббревиатуре – TIR), получившая в последующие десятилетия широкое распространение.
Преимущества системы TIR для таможенных органов и участников внешнеторговой деятельности заключаются в следующем. Погрузка продукции на транспортное средство экспортером осуществляется на его предприятии-изготовителе в присутствии представителя таможни и транспортное средство опечатывается. Затем груз следует через все транзитные страны без таможенного досмотра (проверяется лишь наличие и сохранность пломбы). Разгрузка транспортного средства в конечном пункте следования осуществляется также в присутствии представителя таможни, который проверяет соответствие груза предъявленным документам. В итоге достигается ускорение товарооборота за счет экономии времени.
Первоначально созданная рядом стран Западной Европы для обслуживания автомобильных грузовых контейнерных перевозок система TIR впоследствии стала применяться далеко за пределами континента и при использовании других видов транспорта (ее участниками уже в 1970 г. были 25 стран, включая США). В целях дальнейшего развития этой системы в 1975 г. была разработана Таможенная конвенция о международных перевозках грузов с применением книжки МДП 6, участниками которой в настоящее время являются 65 договаривающихся сторон 7. Зона действия рассматриваемой конвенции охватывает всю Европу и простирается до Северной Африки и Ближнего Востока. Россия также участвует в системе TIR, как правопреемник бывшего СССР, присоединившегося к Конвенции МДП в 1977 г. По оценкам экспертов, импорт более 80% грузов, доставляемых в Россию автомобильным транспортом, осуществляются по процедуре МДП. В настоящее время в стоимостном выражении около 25% экспортируемых и импортируемых грузов Российской Федерации перевозится с применением книжки МДП 8. Использование системы МДП в стране позволяет свести к минимуму расходы транспортных операторов и внешнеторговых организаций, обеспечивая при этом собираемость таможенных платежей.
Научно-технический прогресс на транспорте, позволяющий ускорить трансграничные перевозки грузов и требующий адекватной реакции в сфере таможенного делопроизводства, также является фактором, оказывающим значительное влияние на деятельность таможенной службы России.
Рост объемов мировой торговли способствует увеличению спроса на использование авиатранспорта в международных перевозках пассажиров и грузов. Преимуществами этого вида транспорта являются высокое качество оказания услуг, скорость доставки и минимальные риски срыва сроков. Во многих труднодоступных районах (в горах, районах Крайнего Севера) воздушному транспорту нет альтернатив.
По мнению экспертов Boeing, с 2007 по 2026 гг. ожидается рост мирового пассажиропотока на 5% в год, а грузоперевозок – на 6,1% в год (пассажиропоток и грузоперевозки в России будут расти на 1–2 процентных пункта быстрее, чем общемировые), в результате чего мировой объем авиаперевозок в ближайшие 20 лет увеличится почти втрое 9. Рассматриваемый процесс будет сопровождаться обновлением парка самолетов и увеличением их грузоподъемности, дальности и скорости полета, а также повышением безопасности 10.
Об объемах авиаперевозок пассажиров и грузов в России можно судить по последним имеющимся данным, опубликованным в информационно-аналитической записке к совместному заседанию коллегий Министерства транспорта Российской Федерации и Федеральной таможенной службы от 15 марта 2007 г. Пассажирооборот воздушного транспорта в 2006 г. составил 93,7 млрд пасс-км, что на 9,2% больше чем в 2005 г., при этом прирост пассажирооборота на международных авиалиниях, достигший в 2006 г. 11,1% опередил прирост на внутренних авиалиниях, который составил 7,1%. Всего авиакомпаниями России в 2006 г. перевезено 38,0 млн чел., что на 8,3% выше уровня 2005 г. На внутренних авиалиниях в 2006 г. перевезено 20,7 млн чел. (прирост 8,1% по отношению к 2005 г.), на международных – 17,3 млн чел. (прирост 8,7% по отношению к 2005 г.).
Грузооборот в 2006 г. составил 2,93 млрд т-км – 103,6% к 2005 г. Перевезено грузов 640,3 тыс. тонн, что на 1,8% или на 11,4 тыс. тонн больше, чем в 2005 г.
Таким образом, объем таможенного обслуживания авиаперевозок быстро нарастает, как пассажирских, так и грузовых, требуя новых подходов и решений в области совершенствования организации деятельности. Проблемы таможенных органов осложняет и другое обстоятельство: поставщики контрафактной продукции предпочитают перевозить ее авиатранспортом, причем часто транзитом через несколько стран, а не напрямую от места производства к месту сбыта, чтобы скрыть страну происхождения и избежать строгого таможенного контроля.
В обозримой перспективе значение авиаперевозок в развитии международной торговли будет продолжать увеличиваться. Среднегодовой прирост международных грузовых авиаперевозок в период до 2009 г., по оценке Международной ассоциации воздушного транспорта (объединяет 265 компаний; на них приходится 94% мирового объема регулярных мировых воздушных перевозок), несколько снизится из-за удорожания топлива, но по-прежнему будет высоким – составит 6,3% 11.
Важную роль в развитии международной торговли и совершенствовании деятельности обслуживающих и контролирующих ее таможенных органов играет широкое распространение новых информационных и коммуникационных технологий, которые позволяют сократить время, расходы и повысить качество передачи информации практически на любые расстояния, формируя глобальное информационное пространство. Расширение потребности на мировом рынке в информационно-коммуникационной технологии нашло свое отражение в быстром увеличении спроса на соответствующее оборудование и возникновении нового сегмента международной торговли – электронной коммерции, то есть применения всемирной сети Интернет, в которой компьютеры объединены каналами связи для получения деловой информации, обмена сообщениями и последующего заключения внешнеторговых сделок. Рассматриваемый сегмент торговли предоставляет участникам внешнеэкономической деятельности возможность снизить закупочные цены на сырье, комплектующие и оборудование, привлечь новых партнеров, а также повысить оперативность управления торгово-закупочными процессами.
Определение масштабов электронной торговли сопряжено со значительными трудностями, так как часть товаров, приобретаемых через Интернет (программное обеспечение, литературные и музыкальные произведения, видеопродукция и другие товары и услуги, поддающиеся оцифровыванию), поставляются покупателю, минуя таможню, и, соответственно, без таможенных формальностей и платежей, наряду с материализованными товарами, которые лишь заказываются через Интернет, а поступают заказчику традиционным путем через таможню.
По итогам 2006 г. мировой объем электронной коммерции составил 6,5 трлн долл. США (в 2001 г. он составлял 600 млрд долл. США). 12 Объем электронной торговли в России в 2006 г. вырос в 2,5 раза по сравнению с 2005 годом (4,47 млрд долл. США) и составил 10,1 млрд долл. США 13.
Дальнейшее развитие электронной коммерции во многом зависит от решения технических, организационных и правовых проблем, в частности, от увеличения скорости и объема передачи сообщений, совершенствования защиты информации и систем ее кодирования, дистанционной обработки данных и упорядочения взаимоотношений между предпринимателями и государственными структурами, в том числе по фискальным вопросам.
Внедрение в деятельность таможенных органов современных информационных и коммуникационных технологий способствует совершенствованию процессов управления таможенного оформления и таможенного контроля, позволяет организовать таможенное делопроизводство на более высоком уровне, в частности, предоставлять дистанционно-консультационные и иные услуги участникам внешней торговли, создать мощные банки данных в электронном виде (вместо бумажных архивов) и сократить ошибки при их передаче, а главное – упростить и ускорить оформление пропуска товаров через границу за счет его автоматизации.
В настоящее время уровень оснащения Федеральной таможенной службы России современными техническими и программными средствами составляет около 80% от общего количества, требуемого для качественного выполнения должностными лицами таможенных органов страны своих служебных обязанностей.
Сравнительно недавно в области информатизации ведомства был решен ряд задач. В 2006 г. был осуществлен перевод Единой автоматизированной системы (ЕАИС) таможенных органов на работу в условиях использования новых версий программных средств и баз данных, предназначенных для работы с Единым административным документом (ЕАД). Вторым по значимости проектом года стало расширение практики электронного декларирования товаров и транспортных средств с использованием наработок, позволяющих существенно упростить этот процесс как таможенным органам, так и участникам ВЭД.
Также в 2006 г. Федеральной таможенной службой России совместно со специалистами разных компаний (в том числе, со специалистами Центра безопасности ФСБ России) было разработано уникальное программно-техническое решение. Это два взаимосвязанных проекта – создание автоматизированной системы электронного представления сведений (АС ЭПС) и системы внешнего доступа (АСВД). Уникальность проекта АСВД состоит в том, что создан программно-аппаратный комплекс, реализующий взаимодействие информационных процессов ЕАИС таможенных органов и «внешних» автоматизированных систем декларантов посредством сети Интернет. Особенностью АС ЭПС является интеграция всех функций, связанных с электронным декларированием, в комплексных автоматизированных системах таможенного оформления и таможенного контроля, и, как следствие, отказ от использования так называемого «терминала электронного декларирования» у таможенного инспектора. Кроме того, был разработан открытый интерфейс взаимодействия между системами участников ВЭД и программными средствами ЕАИС таможенных органов, который дал возможность участникам ВЭД самостоятельно реализовывать функции электронного декларирования.
Службой создана Ведомственная интегрированная телекоммуникационная сеть, которая представляет собой сложную систему взаимоувязанных между собой телекоммуникационных узлов таможенных органов, собственных и арендованных каналов связи, обеспечивающих информационный обмен (передача данных, открытая и закрытая телефонная и телеграфная связь, видеоконференцсвязь). Переход к использованию Единого административного документа значительно повысил требования к организации передачи данных, что обуславливает широкое применение цифровых каналов связи. Следует отметить, что в начале 2007 г. общее количество пунктов пропуска, использующих цифровые каналы связи, составляло 97% 14. В настоящее время ведется строительство новых телекоммуникационных узлов с учетом перспективного оборудования, также проводится модернизация и дооснащение существующих объектов для доведения их характеристик до современного уровня.
В соответствии с Концепцией развития таможенных органов до 2010 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 2225-р, перед таможенной службой России на 2008 год поставлены следующие основные задачи в области информатизации:
 продолжение работ по оснащению таможенных органов современными техническими средствами таможенного контроля (стационарными и мобильными ИДК для автомобильных, воздушных и морских пунктов пропуска) и средствами связи;
 участие в проектировании и создании единой межведомственной системы сбора, хранения и обработки информации, необходимой при осуществлении контроля внешнеторговой деятельности;
 внедрение автоматизированной системы контроля за таможенным транзитом (АСКТТ-2);
 создание единой базы данных ценовой информации.
Вместе с тем необходимо отметить, что внедрение и применение новых технологий увеличивает риски таможенного делопроизводства, начиная от сбоев в функционировании сложного оборудования и проникновения компьютерных вирусов до несанкционированного доступа к конфиденциальным базам данных таможенной службы, их копирования и даже корректирования (при участии хакеров и коррумпированных служащих).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия