Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (27), 2008
МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ
Рожкова С. А.
аспирант Санкт-Петербургского государственного университета

Устойчивость реализации проектов государственно-частного партнерства в России
В статье рассматриваются особенности реализации проектов государственного-частного партнерства (ГЧП). Представлен альтернативный подход к управлению ГЧП, который основан на оптимизации основных этапов – концессионного конкурса, этапа реализации с помощью создания специальной модели устойчивости проекта ГЧП
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, проект государственно-частного партнерства, концессионный конкурс

Термин «государственно-частное партнерство» (ГЧП) – перевод распространенного в мире понятия public-private partnership, которое представляет собой альтернативу приватизации социально важных, имеющих стратегическое значение объектов государственной собственности. В отечественной литературе или переводах можно встретить следующие варианты, использующиеся как синонимы: государственно-частное партнерство, партнерство государства и частного сектора, частно-государственное партнерство, муниципально-частное партнерство, публично-частное партнерство, частно-общественное партнерство, частно-государственная кооперация, общественно-частное партнерство. Например, известный российский ученый В.Г.Варнавский употребляет термин «партнерство государства и частного сектора» и пишет: «В современном понимании хозяйственное партнерство государства и частного сектора (ПГЧС) (Public-Private Partnership, РРР) представляет собой институциональный и организационный альянс между общественной властью и частным бизнесом в целях реализации национальных и международных, масштабных, общественно-значимых проектов в широком спектре сфер деятельности: от развития стратегически важных отраслей промышленности и НИОКР до обеспечения общественных услуг. Кроме того, партнерства также широко используются в качестве инструмента городского и регионального экономического и социального развития и планирования на уровне муниципальных образований. Каждый такой альянс является временным, поскольку создается, как правило, на определенный срок в целях осуществления конкретного проекта и прекращает свое существование после его реализации» 1. В зарубежных странах, как и в России, чтобы подчеркнуть приоритетную роль частного сектора в таких проектах используют термин частно-государственное партнерство (ЧГП) 2.
На наш взгляд, исходя из содержания понятия ГЧП и современных российских реалий, в России более целесообразно применение термина «государственно-частное партнерство», который четко определяет ведущую роль государства 3. Целесообразно также понимать ГЧП как долгосрочное партнерство государственного сектора и частного сектора с целью привлечения дополнительных источников финансирования для реализации социально важных проектов, требующих значительных объемов капиталовложений.
Многогранность проектов ГЧП накладывает свои особенности и специфику реализации таких проектов: от правовой и финансовой сфер до влияния проектов на социально-экономическое развитие регионов.
На сегодняшний день в России государственно-частное партнерство только начинает внедряться. Сейчас закладываются правовые основы партнерства: экономические, управленческие и социальные. В связи с этим существует необходимость разработки подхода к высококачественному и всестороннему управлению проектами ГЧП как на федеральном так и на региональном уровнях. Альтернативный подход к управлению проектами ГЧП основан на оптимизации процесса управления партнерством на основных этапах концессионного конкурса и непосредственно на этапах реализации проекта в первую очередь с помощью создания специальной модели устойчивости проекта ГЧП.
Для прогнозирования устойчивости проекта государственно-частного партнерства предлагается динамическая модель реализации проекта ГЧП, которая позволяет оценить эффективность управления проектом с точки зрения его устойчивости в переменных управление – издержки.
Обычно проекты ГЧП имеют долгосрочный характер (порядка 30 лет), и непосредственная оценка их эффективности только на основе фактора дисконта сопряжена с рисками достоверности этой оценки, то есть достоверности оценки их рентабельности. Поэтому, по мнению автора, целесообразно использовать для оценки рентабельности проекта совместно с дисконтированием имитационное моделирование (динамическую модель).
Введем функцию издержек по концессии. Она зависит от многих факторов. В частности, по своему юридическому и экономическому содержанию зависит от соотношения государственных и частных инвестиций х ~ (I/ I+G)=s, где I – средства инвестора; G -средства государства; s – доля участия в прибыли по проекту ГЧП частного инвестора.
Предположим, что скорость изменения функции издержек концессии (x) (ее влияние на устойчивость проекта ГЧП) определяется реакцией руководства проекта на динамику рынка в виде принятия управленческих решений: f1 (x) = μ x и реакцией обратной связи 4, то есть степенью взаимозависимости функции издержек концессии и управления (y): ( f1 (у) = μ y:
Исходя из рациональных соображений, в любом проекте влияние суммы капитала: финансового (издержки) и человеческого (качество управления – вероятность результата) на динамику издержек ограничено: 1+2μ.
Изменение управляющего параметра μ в области (-1, 0) соответствует, например, традиционной стратегии ориентации на минимизацию издержек. В области μ = (0;1) рост значений этого параметра соответствует, например, инновационному стилю управления: чем больше издержки – тем больше их скорость роста.
Далее, скорость изменения функции управления концессией (у) определяется введенной ранее функцией
1 член – чем лучше управление, тем, естественно, его прирост (dy/dt) больше; 2 член – учитывает отрицательное влияние стиля управления (например, консерватизм); а 3 – ограничение в виде издержек (для любого менеджера – ограничение – бюджет проекта).
Кривые x(t) и y(t), определяющие устойчивость проекта, могут быть получены из следующей системы уравнений:
То есть можно оценить приемлемость сценария развития проекта для инвестора (может он быть реализован или нет).
Рис. 1. Неустойчивость проекта
Вариация функций издержек и управления со временем связана с неопределенностью среды. Неустойчивость проекта проявляется в раскручивании фазовой кривой (рис.1в) (на рис. приведены расчеты по модели на основе пакета Mathcad). Преимущество концессии заключается в учете рисков и издержек при реализации концессионного проекта. Использование механизма концессии «тормозит» нерациональное расходование средств проекта ГЧП за счет обоюдного контроля, то есть dx/dt ~  х(х+1). В результате получим систему уравнений при учете затрат:
соотношение участия государственного и частного партнеров сопоставимо.
Рис. 2. Повышение устойчивости проекта при учете издержек концессии
Устойчивость проекта на фазовой кривой (3 график – по горизонтали) – ее закручивание. Контролируя соотношение уровня управления и издержек концессии при реализации проекта ГЧП, можно определить направление устойчивого развития проекта. В результате, принятие решений для успешного завершения проекта ГЧП непосредственно связаны с прогнозированием устойчивости концессионного процесса.
Влияние параметров α и β показано на рис. 3. и 4.
Видно, сильное раскручивание фазовой кривой (3 график), издержки и управление становятся не контролируемыми – их величины большие. Значения по t (времени проекта) можно взять любые.
Таким образом, располагая инструментами мониторинга реализуемости проекта, показанными выше, можно рассматривать две основных альтернативы для разработки и достижения качественных решений относительно развития инфраструктурных проектов ГЧП. Первая альтернатива строится на предпосылке, что в случае строительства проект должен регулироваться концессией, то есть эта альтернатива основывается на подходе строительство – эксплуатация – передача (ВОТ) или подобной системе. При второй альтернативе реализация проекта и эксплуатация объекта осуществляются государственным предприятием. В процессе принятия решений при выборе альтернатив реализаций проекта весомым аргументом является интегральная оценка устойчивости (реализуемости) проекта ГЧП.
Рис. 3. Формирование устойчивого цикла проекта при росте влияния механизма концессии
Рис. 4. Влияние рисков на устойчивость проекта ГЧП
Предложенная модель, по мнению автора, показывает важность использования концессии в долгосрочных проектах ГЧП в качестве катализатора их эффективности.
Использование механизма ГЧП обусловлено тем, что участие частного капитала уменьшает риски и повышает эффективность инфраструктурных проектов.
Взаимодействие в рамках ГЧП имеет ряд проблем. Ключевой проблемой перерасходов при реализации проектов является недостоверная оценка их первоначальной стоимости. В связи с этим целесообразно осуществлять планирование проектов ГЧП на основе распределения рисков между государством и частным сектором. Основной интерес участия частного инвестора – получение прибыли, и весьма актуальна оценка оптимальной доли частного инвестора в инфраструктурном проекте ГЧП. Обычно проводится статичная оценка, но для инфраструктурных проектов большой длительности (порядка 20 лет) она является неустойчивой. Для повышения ее надежности в работе сформулирована динамическая модель оценки прогноза устойчивости реализации инфраструктурного проекта.
Для практического анализа реализуемости проекта ГЧП следует оценить возможность его успеха и срок реализации в конкретной отрасли. Кроме того, необходим мониторинг оценки эффективности проектов ГЧП в течение их жизненного цикла, а не только на входе и выходе. Это предполагает, например, сочетание бальной оценки с динамическим прогнозированием устойчивости проекта – его реализуемости.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия