Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (27), 2008
МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ
Аникин Е. Н.
аспирант кафедры экономики и управления городским хозяйством Томского Государственного архитектурно-строительного университета
Минаев Н. Н.
заведующий кафедрой экономики и управления городским хозяйством
Томского государственного архитектурно-строительного университета,
кандидат экономических наук


Развитие транспортной инфраструктуры Западной Сибири как фактор эффективного освоения природных богатств
В статье определена ресурсная направленность дальнейшего развития экономики. Показана зависимость экономического развития регионов от наличия полезных ископаемых. Проанализировано Обь-Енисейское междуречье на предмет наличия природоресурсного потенциала. Определены основные трудности развития потенциала этого региона. Транспортная инфраструктура определена как основополагающий фактор при развитии в регионе добывающей и перерабатывающей промышленности, и как следствие комплексного социально-экономического развития территории
Ключевые слова: Западная Сибирь, транспортная инфраструктура, Обь-Енисейское междуречье, энергетические ресурсы

Анализ состояния промышленного и социально-экономического развития российских регионов и России в целом за последние десятилетия показывает, что природопользование вообще и недропользование в частности по-прежнему определяют состояние экономики региона, развитие инфраструктуры, уровень жизни населения. Несмотря на постоянные дискуссии о сырьевой направленности российской экономики, бесспорно то, что на ближайшие несколько десятков лет именно полезные ископаемые будут основным источником формирования региональных и общероссийского бюджетов.
Последняя четверть прошлого столетия характеризовалась преимущественным использованием энергетических видов сырья (нефть, газ, уголь), которые составляли основную долю валютных поступлений. И в первой четверти текущего века их роль останется ведущей 1. Вместе с тем будет расти значение других полезных ископаемых: агрохимического сырья, строительных и облицовочных материалов, новых источников цветных и благородных металлов, камнесамоцветного и ювелирно-поделочного сырья, редкоземельных и редкометалльных элементов. При этом, естественно, речь идет не просто о наличии или отсутствии потенциальной сырьевой базы ведущих минеральных ресурсов, а об ее доступности, освоенности, развитии, наличии инфраструктуры добывающих и перерабатывающих производств, то есть об активном, всестороннем и комплексном недропользовании.
Примеры многих регионов Сибири и их отдельных территорий подтверждают то, что наличие сырьевой базы — условие обязательное, но недостаточное для промышленно-экономического развития региона. Алтайский край, Республика Алтай, Республика Тыва и Республика Хакасия по ресурсному потенциалу не намного уступают, например, Кузбассу, Красноярскому краю и Томской области, однако в плане доступности, освоенности и реализации этого потенциала эти субъекты несопоставимы 2.
Многие сибирские регионы вообще, Красноярский край и Томская область в частности, располагают всем необходимым для того, чтобы по промышленно-экономическому развитию и уровню жизни населения занимать лидирующие позиции в России. Не отрицая важности многих ведущих отраслей промышленности, транспорта, сельского хозяйства, развития науки и новых технологий, признаем, что локомотивом для этого по-прежнему будет являться природоресурсный комплекс.
Наиболее наглядно ситуация с доступностью, освоенностью и реализацией природоресурсного потенциала подтверждается на примере Обь-Енисейского междуречья, находящегося в пределах административных границ Томской области и Красноярского края – так называемое Обское правобережье и Енисейское левобережье (см. рис.1). Эта территория занимает практически половину Томской области и около 20% Красноярского края. По площади это более 300 тыс. км2, что равнозначно двум средним субъектам РФ (около 2% от всей территории России).
На анализируемой территории практически не реализован природоресурсный потенциал, вследствие чего она недостаточно участвует в экономическом и промышленном развитии двух крупных регионов России, находящихся почти в ее географическом центре.
В Томской области реализация природоресурсного потенциала происходит только на левом берегу р. Томи. В основном это добыча и транспортировка углеводородного сырья (нефть, газ). Другие полезные ископаемые (уголь, руда) а также торф никак не задействованы в промышленно-экономическом развитии области 3. Добыча этих природных ресурсов не осуществляется в силу разных причин: плохое качество сырья, низкая рентабельность, недостаток финансирования, плохая транспортная доступность.
Рис. 1 Обзорная карта Обь-Енисейского междуречья
На базе Томских левобережных нефтяных и газоконденсатных месторождений сформирована крупная нефтегазовая отрасль, многие десятки лет являющаяся главным источником социально-экономического развития Томской области. Отсутствие аналогичных месторождений на правобережных землях является следствием их недостаточной изученности, неравномерного и бессистемного распределения поисковых работ в предыдущие десятилетия и практически полного их отсутствия в последние годы. По прогнозам некоторых ученых, перспективы нефтегазоносности недр Томского Правобережья не уступают Левобережью и могут содержать более 10 млрд т УУТ (условного углеводородного топлива). Открыто и предварительно оценено более 100 месторождений твердых полезных ископаемых, большая часть которых расположена на Правобережье, в юго-восточных районах области 4. Из-за их недоразведанности, отсутствия перерабатывающей и транспортной инфраструктуры, отсутствия специализированных предприятий эти месторождения длительные годы не осваиваются и не вводятся в промышленный оборот области.
Освоение многочисленных месторождений твердых полезных ископаемых может стать фундаментом для создания в Томской области новой горнодобывающей отрасли, которая через 7–10 лет по своему социально-экономическому значению не будет уступать нефтегазовой. Промышленная разработка только самых крупных месторождений области – Бакчарского железорудного, Георгиевского циркон-титанового и Таловского буроугольного — может принципиально изменить промышленный облик не только Томской области, но и всего юго-запада Сибири 5.
Геологическая изученность Красноярской части рассматриваемой территории еще на порядок ниже Томского Правобережья 6. Сопоставление общегеологических предпосылок нефтегазообразования окружающих соседних территорий Енисейского Левобережья и Обского Правобережья, наличие месторождений и проявлений на севере (Ванкорская группа месторождений), на юге (нефте- и газопроявления Минусинских впадин), на западе (многочисленные месторождения севера Томской области и юга ХМАО) и наличие уникальных месторождений Юрубчено-Тохомской зоны (ЮТЗ) на востоке дают основания предположить, что открытие средних и крупных месторождений углеводородного сырья в рассматриваемом регионе – вопрос только времени.
По разным исследованиям, потенциальные ресурсы рассматриваемого участка только на территории Красноярского края могут составлять около 15 млрд т УУТ. С учетом прогноза углеводородного потенциала томской части Обского Правобережья не менее 10 млрд т УУТ, суммарные потенциальные нефтегазовые ресурсы Обь-Енисейского междуречья в обозначенных границах составляют около 25 млрд т УУТ. 7
Если учитывать твердые полезные ископаемые и гидроминеральные ресурсы, изучить возможности развития и освоения всех видов минерального сырья, и их комплексное освоение, то общий потенциал этого региона будет на порядок выше многих других регионов. Реализация этого потенциала и является основным источником его социально-экономического развития, именно он позволит улучшить инфраструктуру всего региона, его отдельных административных районов и существенно повысить уровень жизни населения.
Ясно, что для эффективного промышленно-экономического развития региона, основанного на природоресурсном потенциале, необходимо подходить к процессу развития комплексно. Необходимо развивать не только добывающую, но и перерабатывающую промышленность. Для этого необходимо, в первую очередь обеспечить соответствующее развитие и расширение транспортной инфраструктуры. Более того, темпы развития транспортной инфраструктуры должны несколько опережать темпы развития экономики, являясь своеобразным ориентиром для дальнейшего развития.
Транспортная инфраструктура, относясь к компоненте связности, является обязательной составной частью любой хозяйственной системы. При этом, выполняя функцию связывания, сама является побудительным началом к созданию мощных хозяйственных систем. Транспортная доступность благоприятствует экономическому развитию территории, которая, с одной стороны, должна протекать интенсивно, то есть путем усложнения внутренней структуры системы, а с другой – экстенсивно, за счет расширения внешних связей.
Исторически сложилось так, что наибольшее развитие транспортная инфраструктура в Томской области и Красноярском крае получила в южной части. Основное сообщение с северными районами происходит воздушным и речным транспортом (в Томской области – р. Обь, в Красноярском крае – р. Енисей). Эти виды транспорта, в силу своих особенностей (речной – сезонность, воздушный – затратность), не подходят для комплексного промышленно-экономического развития региона, основанного на природоресурсном потенциале. Для этой цели, в регионе необходимо создать опорную транспортную инфраструктуру из взаимодополняемых железнодорожных и автомобильных дорог.
Ясно, что высокие транспортные расходы являются весомым фактором при определении эффективности развития добывающей промышленности. Многие месторождения полезных ископаемых (нефть, газ, торф, руда, уголь), на данный момент, нерентабельно разрабатывать только из-за того, что транспортные расходы превышают планируемый эффект от добычи.
Актуальность развития транспортной инфраструктуры определяется еще и тем, что в рассматриваемом регионе очень низкая плотность населения, при этом не только многие населенные пункты, но и районы не имеют круглогодичного транспортного выхода на дорожную сеть страны 8. Результатом усложнения экономики региона станет неизбежное усиление внутритерриториальных интеграционных процессов, способствующих дальнейшему социально-экономическому развитию региона. Примером может служить строительство таких моносырьевых городов как Сургут, Нижневартовск и др. Это позволит снизить затраты на транспорт при вахтовом способе добычи ресурсов.
Улучшение транспортной доступности даст предпосылки и для развития других отраслей экономики: лесная и деревообрабатывающая промышленность, сельское хозяйство, а также охота, рыболовство, собирательство.
Развитие транспортной инфраструктуры даст предпосылки вовлечения в оборот отдаленных сельскохозяйственных угодий и мест произрастания дикоросов. Возможность более широкого использования обширных кормовых ресурсов региона и, в первую очередь, пойменных лугов Обь-Енисейского бассейна, как кормовую базу для мясомолочного производства, позволит более полно решить задачу снабжения населения нетранспортабельными и малотранспортабельными продуктами питания.
Со строительством автомобильных дорог в экологически чистых, новых районах расширяется география и доступность рек и озер для расширения промысла рыбы, что тем более важно в связи с ее депопуляцией в районах с развитой добывающей промышленностью из-за загрязнения водоемов. Появятся дополнительные возможности транспортировки и реализации готовой продукции, расширение возможных рынков сбыта.
Перспективы развития лесной и деревообрабатывающей промышленности в регионе имеют значительные перспективы. В плане увеличения сырьевой базы действующих лесозаготовительных предприятий большое значение имеет расширение существующей транспортной сети общего пользования и, особенно, прямое сообщение с регионами-потребителями продукции этого направления. Развитие транспорта повысит сырьевую базу лесной промышленности, снизит удельный вес транспортной составляющей в стоимости продукции, а значит, сделает продукцию более конкурентоспособной 9.
Таким образом, для реализации природоресурсного потенциала рассматриваемого региона, его комплексного социально-экономического развития необходимо в первую очередь развитие транспортной инфраструктуры, которая бы не только полностью отвечала всем потребностям в транспорте, но и была бы ориентиром для дальнейшего развития экономики и социальной сферы региона.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия