Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (27), 2008
МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ
Акулинина А. М.
главный специалист отдела социальной работы с несовершеннолетними и молодежью Государственного комитета Республики Башкортостан по молодежной политике (г. Уфа)

Молодежь как стратегический ресурс развития современного российского общества
Статья посвящена проблемам формирования человеческого капитала, как главного фактора социально-экономической стабилизации в России. Отмечается, что в России отсутствует целостная концепция развития человеческого капитала, как основы для разработки и практической реализации социально-экономической политики, а объемы государственных инвестиций в здравоохранение и образование являются недостаточными
Ключевые слова: человеческий капитал, молодежь, социальная группа, российское общество

Социально-экономическая стабилизация и дальнейший подъем экономики в России возможен только при условии проведения грамотной, базирующейся на рекомендации передовых ученых – экономистов, политологов и социологов, государственной политики. Опорой данной политики являются социальные силы общества, способные осознанно проводить ее в жизнь.
К таким социальным силам, прежде всего, относится молодое поколение, которое выросло и продолжает формироваться в новых социально-экономических условиях и является социальной группой, наиболее мобильной и восприимчивой ко всем происходящим изменениям. Данная социальная группа требует грамотной, спланированной и системно осуществляющейся поддержки государства в целях сохранения и дальнейшего развития созидательного потенциала общества.
В целом, на протяжении последних 15 лет демографическая ситуация в России ухудшается. Для изменения данной тенденции требуется государственная поддержка, прежде всего молодых семей, молодого поколения.
В последние десятилетия в стране растет детская смертность, заболеваемость, распространение наркотической, алкогольной зависимости, наблюдается тенденция естественной убыли населения. Россия теряет ежегодно около 700 000 человек. По данным на март 2006 г. состояние населения характеризуется низким уровнем рождаемости (10,5 на 1000 населения), высоким уровнем общей смертности (16 на 1000 населения), особенно среди мужчин трудоспособного возраста. Этот негативный процесс сопровождается снижением и таких качественных характеристик человеческого капитала как здоровье, образовательный и интеллектуальный ресурс. Ежегодно среди населения России регистрируется более 200 млн случаев различных заболеваний. Показатели нездоровья отрицательно сказываются на продолжительности жизни, которая в 2004 г. составила 65,5 года, в т.ч. у мужчин – 59 лет, у женщин – 72 года. По этому важнейшему социально-экономическому индикатору мужчины занимают 134-е место в мире, а женщины – 100-е 1.
При уменьшающемся равенстве возможностей особую остроту среди молодежи приобретают проблемы получения образования, устройства на работу по специальности, боязнь потерять уже имеющуюся работу. Вопросы занятости молодежи обостряются в связи с отсутствием баланса между спросом на рынке труда и теми специальностями, по которым готовят сегодня специалистов с высшим образованием вузы страны 2.
В настоящее время, несмотря на вступление российского общества в этап устойчивого развития, большая часть молодого поколения, находясь на начальном этапе жизненного пути, имеет большие риски не получить достойного образования, испытывает трудности, связанные с поиском работы, попадает под влияние различных асоциальных и маргинальных групп. Особенно это касается молодых людей в возрасте до 24 лет: учащихся общеобразовательных школ, студентов средних специальных и высших учебных заведений, которые не имеют достаточного профессионального и жизненного опыта.
Сегодня ситуация в обществе такова, что система высшего и среднего профессионального образования не гарантирует получения желаемой работы по профессии. Неуверенность молодых людей в том, что они смогут получить хорошую работу, даже при наличии профессионального образования, является питательной средой для маргинализации молодежи и различных социальных патологий.
Между тем, именно молодежь быстрее других категорий населения адаптируется к рыночным условиям. Сегодня можно констатировать, что жизненные позиции и устремления молодого поколения существенно изменились за последние пять – шесть лет. Современная российская молодежь выделяет в виде главной ценности «стремление выполнять интересную работу». Такие позиции как «наличие денег» и «обширные знания» выступают для молодежи не столько как цели, сколько как средства реализации главных жизненных планов – «получение работы» и «создание хорошей семьи». Одним словом, молодежь – важный фактор поступательного развития страны, тот стратегический резерв, который определяет, какой быть России уже через несколько лет. Рыночные преобразования, происходящие в экономике сегодня, зависят, в значительной степени, от участия в них молодого поколения.
Для максимизации эффекта, получаемого при использовании человеческого капитала необходимо создать ситуацию, повышающую мотивацию наиболее полно использовать имеющиеся у каждого члена общества образование, навыки и опыт.
Именно молодежь будет той силой, которая сможет вывести Россию на передовые рубежи мировой цивилизации после завершения в стране процессов формирования информационной рыночной экономики.
В сложившейся ситуации необходимо более фундаментально проработать теорию информационной экономики и концепцию человеческого капитала как основы для разработки и практической реализации социально-экономической политики России на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
При современном состоянии российской экономики в условиях значительной изношенности основного капитала, отсутствия в большинстве случаев источников и резервов его замены и накопления c одной стороны и длительного демографического спада в стране – с другой (по официальным данным к 2009 г. прогнозируемый уровень сокращения численности трудоспособного населения составит 2%, а в последующие 4 года при сохраняющихся тенденциях население страны может сократиться еще на 4 миллиона человек), ряд экономистов рассматривает человеческий капитал как ресурс значительно более ценный, чем материальный капитал.
Движущей силой воспроизводственных процессов в период становления экономики постиндустриального периода становится не накопление материальных благ, а стремление приобрести и расширить знания, чтобы с их помощью прожить долгую и здоровую жизнь, обеспечить достойный уровень жизни 3.
Чем качественнее образование и профессиональная подготовка, тем выше качество человеческого капитала. Чем лучше показатель здоровья – тем более длительным является период эффективного использования человеческого капитала. Инвестиции являются первым и обязательным условием формирования любого вида капитала. Инвестициями в человеческий капитал являются сохранение и укрепление здоровья, воспитание, образование, медицинская и социальная помощь. Опыт ведущих стран мира подтверждает, что ставка на инвестиции в здоровье и образование является наиболее эффективной стратегией экономического развития.
При повышении уровня образования эффективность труда работников повышается. Накопление интеллектуального капитала подразумевает не столько наращивание объема знаний, сколько развитие навыков применения этих знаний, осознание собственной значимости и своего места в обществе, умение адаптироваться к изменяющимся условиям с выгодой для себя.
В настоящее время Россия еще не достигла уровня постиндустриального развития, т.к. в период трансформации экономики последних десятилетий не в полной мере реализован потенциал развития человека, связанный с образованием и квалификацией работников. Сегодня на уровне Правительства Российской Федерации ставится задача оптимизации и максимизации использования возможностей высших учебных заведений, как для получения студентами качественного образования по востребованным специальностям, так и для повышения квалификации специалистов. Однако в течение последних полутора десятилетий страна постепенно утрачивает конкурентные преимущества в сфере человеческого капитала, что является угрозой для ее национальной безопасности. Качество человеческого капитала стало одним из главных препятствий для развития национальной экономики. Россия, обладающая огромным природным и воспроизводимым потенциалом, подошла к тому, что количественные и качественные показатели ее человеческого капитала приближаются к границе, когда не может быть обеспечено решение задач собственного развития и воспроизводства, развития экономики, освоения территориальных, природных, сырьевых и топливно-энергетических ресурсов. В связи с этим проблемы воспроизводства и качественного улучшения человеческого капитала в России, как ее важнейшего стратегического ресурса являются на современном этапе одними из наиболее важных.
Сегодня, как никогда, важно пристально изучить особенности формирования человеческого капитала в процессе инвестирования в молодежь. Необходимо разработать долгосрочную эффективную государственную политику в области воспроизводства человеческого капитала, адекватного современной экономике, а также государственную программу развития молодежи, как стратегического ресурса развития России в XXI веке.
Повышение конкурентоспособности экономики страны в настоящее время невозможно без научно обоснованной, подкрепленной финансами, концепции формирования человеческого капитала, начиная с раннего детского и подросткового возраста.
В условиях научно-технического прогресса знания, способности, навыки человека превратились в главную движущую силу развития экономики. Все больший масштаб и значение приобретает деятельность с преобладанием интеллектуального труда, элементов творчества. Повсеместно осознана невозможность решения проблемы удовлетворения быстрорастущего спроса на высококвалифицированные кадры, обеспечение их мобильности только за счет изменений в системе оплаты труда.
Со второй половины ХХ века общий уровень образования работников, их профессионально-квалификационная подготовка стали оцениваться как один из важнейших факторов и ресурсов экономического роста.
Помимо квалификации и образования большое значение имеют культурно-нравственный потенциал, предпринимательские и иные способности индивидуума.
Определение феномена «национальный человеческий капитал» наиболее часто связано с установлением образовательного фонда страны, а вклад человеческого капитала в экономический рост рассматривается как эффект от затрат на образование.
В данном контексте понятие «национальный человеческий капитал» во многом совпадает с понятием «социальный капитал», которым оперируют социологи и политологи, понимая под ним «совокупность культурных и моральных факторов, лежащих в основе сплоченности общества, политической стабильности и экономического процветания» 4.
В 1997 г. по предложению Всемирного банка структура показателей национального богатства была дополнена показателем «человеческий капитал». В настоящее время, данное понятие распространено не только в западной экономической науке, но и широко применяется на практике при прогнозировании и планировании.
Несмотря длительную историю изучения феномена «человеческий капитал», и начало использования данного показателя в реальной экономической практике, многие вопросы, касающиеся данной экономической категории, до настоящего времени требуют более детального изучения и разработки. Необходимо уточнить ряд показателей, позволяющих оценить эффективность инвестирования в данную форму капитала из различных источников и в целом, структурировать «человеческий капитал», как категорию, выявить оптимальную структуру и состав вложений в человека.
При разработке государственной концепции и программы сохранения и развития человеческого капитала, определения структуры и объема инвестиций в человеческий капитал, его необходимо структурировать по возрастным критериям, выделив отдельно категорию «молодежь», проанализировать необходимость и эффективность инвестиций в сохранение и укрепление здоровья, воспитание, образование, медицинскую и социальную помощь в каждой из возрастных групп.
Методология формирования молодежной политики в нашей стране сложилась еще в советский (относительно стабильный и экономически благополучный) период времени. В условиях системного кризиса теория и практика социально-экономической политики в области семьи, детей и молодежи должны исходить из иных, соответствующих сегодняшним реалиям, предпосылок и положений. Молодежная политика, чтобы быть эффективной, отвечающей запросам сегодняшнего дня, должна базироваться на системном подходе, учитывающем единство процессов воспитания, образования, социализации, а также единство биологического, социального и духовного начал в сложном и противоречивом процессе взросления и развития, как отдельного индивида, так и специфической социально-демографической группы молодежи.
Молодое поколение и сейчас зачастую традиционно продолжают рассматривать лишь как объект воспитания, образования, социализации. При этом не учитывается, что молодежь – это и субъект общественного воспроизводства. От качества данной социально-демографической группы зависит либо прогрессивное развитие общества, либо его деградация 5.
Из всех видов инвестиций в человеческий капитал наиболее важными являются вложения в здоровье и образование. Общее и специальное образование улучшают качество, повышают уровень и запас знаний человека, тем самым увеличивают объем и качество человеческого капитала. Инвестиции в высшее образование способствуют формированию высококвалифицированных специалистов, труд которых оказывает наибольшее влияние на темпы экономического роста.
Вложения в подготовку, как правило, усиленно производятся в молодые годы и постепенно падают с ходом времени. Но, при современном уровне развития техники и технологии, процесс обновления знаний должен быть непрерывным. Необходимость постоянной переподготовки работников общепризнанна, переподготовка работника более выгодна, чем его замена.
При повышении уровня образования эффективность труда работников повышается. В последние десятилетия ассигнования на образование, подготовку и переподготовку кадров стали восприниматься общественным мнением, руководителями предприятий как наиболее эффективный объект инвестиционных вложений, а не как производственное потребление.
Накопление интеллектуального капитала подразумевает не столько наращивание объема знаний, сколько развитие навыков применения этих знаний, осознание собственной значимости и своего места в обществе, умение адаптироваться к изменяющимся условиям с выгодой для себя.
В настоящее время одним из важнейших компонентов вложений в человеческий капитал во всех странах с развитой рыночной экономикой являются расходы на профессиональную подготовку на производстве и курсы переподготовки. Курсы переподготовки предоставляют работникам возможность приобретения знаний по новым перспективным направлениям в рамках имеющейся специальности. Особенно это относится к профессиям специалистов-исследователей, учителей, инженеров, экспертов по компьютерам, и т.д., которые для поддержания собственной конкурентоспособности вынуждены непрерывно обновлять квалификацию.
Кроме прямых, выгоды от образования могут быть косвенными, направленными на третьих лиц, непосредственно в образовании участия не принимающих. К таким результатам, например, относится снижение уровня преступности при повышении общего уровня образования населения. Известно, что повышение образовательного уровня способствует ускорению НТП, улучшению качества жизни, росту благотворительности. Образование укорачивает временной лаг между совершением открытий и их всеобщим применением, т.е. сокращает разрыв между теоретическим и практическим уровнем развития технологии.
Необходимость государственных инвестиций в образование в странах Западной Европы уже давно не оспаривается. В этих странах увеличилось процентное соотношение государственных расходов по отношению к ВВП: с 27,2% в 1950 г. до 46,7% в 2000 г. в то время, как доля расходов на данные цели консолидированного бюджета к ВВП в России в 2002 г. составила 31,5% и при этом воспринималась ведущими политиками как непосильное бремя для государства 6.
Тесно связана с вопросом образования проблема платного образования, т.е. повышения размера инвестиций семьи в человеческий капитал. Положительным моментом в данном случае является то, что платное образование позволяет вузам достойно вознаградить своих преподавателей, обновить материально-техническую базу. Отрицательным моментом является недоступность высшего образования для широкого круга людей.
Наряду с образованием столь же, если не более важными являются капиталовложения в здоровье. Инвестиции в здоровье наиболее эффективны, начиная с рождения, в целях профилактики заболеваний, а не последующего их лечения. Это приводит к сокращению заболеваемости и смертности, продлению трудоспособной жизни человека, а, следовательно – времени функционирования человеческого капитала. Состояние здоровья человека – это его естественный капитал, часть которого является наследственной, а часть – приобретенной в результате затрат семьи, общества и самого человека. Инвестиции, связанные с охраной здоровья, способны значительно замедлить процесс износа человеческого капитала. Вложение сил и средств в здоровье молодежи – важная инициатива, способная существенно улучшить шансы молодых людей стать успешными и полезными членами общества.
Источниками вложений в человеческий капитал может выступать государство (правительство), негосударственные общественные фонды и организации, регионы, отдельные фирмы, домохозяйства (семьи и индивиды), международные фонды и организации, образовательные учреждения.
В настоящее время роль государства в этой области достаточно велика. Государство прибегает как к принудительным (обязательное для всех формальное образование в объеме средней школы, обязательные медицинские профилактические мероприятия), так и к побудительным мерам. Главными мерами являются побудительные. Правительство располагает двумя действенными способами, которые используются с целью увеличения размеров частных инвестиций в человека, предпринимаемых автоматически через рынок: оно может повлиять на доходы тех, кто инвестирует (через систему налогов и субсидий), а также может регулировать цену приобретения человеческого капитала (регулируя цены используемых ресурсов). Особенно велика роль государства в сферах образования и здравоохранения. Так в России на воспроизводство человеческого капитала в 2001 г. было направлено 180,2 млрд руб., что составило 15,1% всего федерального бюджета.
В создании активов человеческого капитала весома роль отдельных фирм. Они часто выступают в роли самых эффективных производителей этого капитала, поскольку владеют условиями, при которых может быть дана соответствующая текущим потребностям подготовка персонала. Однако фирмы инвестируют лишь до тех пор, пока эти инвестиции приносят чистый доход.
Инвестиции в человеческий капитал на уровне семьи также неизбежны и чрезвычайно важны, поскольку все составляющие человеческого капитала закладываются в семье. Они приобретаются и увеличиваются посредством инвестиций, которые семья вкладывает в своего ребенка даже не с его рождения, а с момента принятия решения иметь детей. С точки зрения экономики воспитание детей – это источник немалых затрат, как явных, так и неявных (прежде всего – времени родителей). В настоящее время значительное количество российских семей со своей задачей в данной сфере не справляется. В результате реформ российского общества многие семьи, которые лишились государственной поддержки, не смогли приспособиться к новым условиям жизни. Произошла резкая дифференциация доходов, массовое обнищание, что привело к ухудшению здоровья детей и подростков. Снижается роль семьи в воспитании детей. Но семья, состояние которой характеризуется в настоящее время в России низким уровнем экономической, социальной и правовой защищенности, является основным звеном воспроизводства человеческого капитала и нуждается в продуманной и системной поддержке со стороны государства и общества. Семья и ее интересы должны стоять в центре социально-педагогической политики государства. Лишь такой подход позволит ослабить негативные последствия реформирования общества. В нашей стране общественные институты, способствующие приспособлению семьи к изменившимся условиям, не в силах обеспечить условия по расширенному воспроизводству и накоплению человеческого капитала. Ряд шагов, предпринятых в течение трех последних лет на уровне Правительства РФ, направлен на создание экономических условий, достаточных для формирования человеческого капитала на уровне семьи, но, к сожалению, только из числа детей, рожденных после 1 января 2007 года. Остальные дети, подростки и молодые люди оказываются поставленными в ситуацию дискриминации.
Объявление 2008 года Годом семьи в Российской Федерации демонстрирует наличие понимания необходимости оказания поддержки семье на государственном уровне. Разработан конкретный план мероприятий на 2008 год по экономической поддержке отдельных категорий семей. Однако данная политика не является частью целостной, научно обоснованной концепции формирования и максимально эффективного использования человеческого капитала в современных социально-экономических условиях, которая в настоящее время крайне необходима на уровне Российской Федерации.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия