Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (27), 2008
ТЕКУЩАЯ БИБЛИОГРАФИЯ
Румянцев М. А.
доцент кафедры экономической теории Санкт-Петербургского государственного университета,
доктор экономических наук


Рецензия на учебник Р.И. Беккина «Исламская экономика: Краткий курс», Москва, 2008

В настоящее время в России и других странах СНГ наблюдается рост исследовательского интереса к исламской экономике. Об этом свидетельствует целый ряд научно-практических конференций и семинаров, прошедших в последние годы в Москве, Алмате, Бишкеке, Казани, Нижнем Новгороде и других городах с участием не только ученых, но и практиков исламского банковского дела и страхования.
Между тем, и в России, и в ряде бывших республик СССР, где существует интерес к изучению исламской экономики, остро ощущается дефицит качественной литературы по данной проблематике. Этот пробел в определенной мере восполняет новая фундаментальная монография известного специалиста по исламской экономике Р.И. Беккина «Исламская экономика. Краткий курс», которая представляет собой добросовестное научное исследование, представленное в виде учебного пособия, адресованного студентам-экономистам.
Книга состоит из пяти глав.
В первой главе детально рассматриваются взгляды разных исследователей на природу исламской экономики. Значительное внимание в главе уделено такой ключевой проблеме как запрет ссудного процента в исламе. Автор сравнивает позицию других религий (христианства и иудаизма) по вопросу запрета ростовщичества. Не ограничиваясь ссылкой на религиозные источники, Р.И. Беккин убедительно показывает те негативные последствия, которые таит в себе процентная экономика.
Вторая глава позволяет узнать, как применялись нормы мусульманского права, регулирующие экономические отношения в средневековом мусульманском обществе. Подчеркивая, что финансовые отношения в исламском мире в Средние века были далеки от идеала, Р.И. Беккин указывает на причины нарушения требований ислама в экономической сфере: «Исламская экономическая модель в средневековом обществе не была реализована прежде всего по вине самих мусульман. На фоне увеличивающегося дефицита государственного бюджета халифы и султаны не только не сокращали расходы на содержание собственного двора, но и порой увеличивали их. Многочисленные налоги, учрежденные во многих регионах алчными правителями, не позволяли мусульманам думать о соблюдении требований шариата в экономике – единственной их целью было заработать деньги любыми способами, чтобы прокормить себя и своих близких. В то же время богатым коммерсантам скрупулезное следование шариату не позволило бы получать такие прибыли, какие они имели, участвуя в ростовщических и иных запрещенных мусульманским правом операциях» (С. 86–87).
Третья глава является ключевой для книги. Здесь раскрываются механизмы функционирования исламских банков и страховых компаний. На примере конкретных банков автор показывает как модифицируются в современных условиях известные еще классическому мусульманскому праву договоры. Отдельный параграф посвящен золотому динару – проекту частичного возвращения к золотому стандарту в мусульманском мире. Как справедливо отмечает автор, в случае успеха данного проекта многое в системе исламских финансов придется менять (С. 168).
«Главная цель введения золотого динара — аккумуляция капитала в мусульманском мире. Сколь бы ни были богаты некоторые мусульманские страны нефтью и газом, они никогда не станут вровень со странами Запада по той лишь причине, что аккумуляция капитала происходит там, а не в мусульманском мире. Золотой динар как раз и призван решить эту важную макроэкономическую проблему, препятствующую развитию и интеграции мусульманских стран» (С. 167).
В четвертой главе анализируется опыт ряда государств по применению исламской экономической модели. В одних государствах (Иран, Пакистан, Судан) исламизации подвергся весь финансовый сектор, в других (Малайзия и др.) исламским финансовым институтам законодателем придан особый статус. Однако в большинстве стран исламские финансовые институты вынуждены функционировать в условиях традиционной финансовой системы.
Последняя, пятая глава посвящена вопросам применения принципов исламской экономики в России. Глава заслуживает отдельного внимания, поскольку Р.И. Беккин принимал участие в ряде проектов, о которых идет речь в данной главе.
В конце работы приводится подробный глоссарий исламских финансовых терминов.
Не вызывает сомнения, что подготовленный на высоком научном уровне один из первых на постсоветском пространстве учебник Р.И. Беккина по исламской экономике займет свое достойное место и позволит глубже понять, что знание основ исламской экономики является важным не только для востоковедов, но и для людей, получающих современное экономическое образование.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия