Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (28), 2008
РАЗВИТИЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ В СНГ И ЕврАзЭС
Жапаров А. У.
министр экономического развития и торговли Кыргызской Республики (г. Бишкек)

О модернизации рынка ценных бумаг Кыргызской Республики
В статье рассмотрено состояние рынка государственных ценных бумаг как составной части финансового рынка Кыргызской Республики. Проанализирована динамика основных финансовых инструментов. Данный рынок рассмотрен как инструмент урегулирования государственной внутренней задолженности. Предложены меры по развитию рынка государственных ценных бумаг, превращения его в источник финансирования государственных инвестиционных проектов
Ключевые слова: Кыргызская Республика, финансовый рынок, государственные ценные бумаги, инвестиции, государственное регулирование, государственная задолженность

На современном этапе развития экономики рынок государственных ценных бумаг (ГЦБ) в Кыргызской Республике представляет собой наиболее важную часть финансового рынка. Юридические и физические лица, профессиональные участники рассматривают вложения в государственные ценные бумаги как привлекательные, в отношении доходности, и надежные, гарантированные государством, вложения. Основным условием нормализации и оздоровления финансового рынка является снижение доходности по государственным ценным бумагам. Высокая доходность данного вида финансовых инструментов ведет к повышению уровня цен на заемные ресурсы, включая банковский кредит, который является важнейшим источником инвестиций. Все это еще более углубляет инвестиционный и общеэкономический кризис, ибо реальный сектор не получает столь необходимые капиталовложения.
По состоянию на 1 января 2008 года профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг Кыргыз­ской Республики осуществляли 103 юридических лица и действовали 147 лицензий по основным видам деятельности (табл.1).
Таблица 1
Рынок ценных бумаг Кыргызской Республики
Организаторы торговли на рынке ценных бумаг
В отчетном периоде осуществляли деятельность по организации торгов с ценными бумагами 3 лицензированных организатора торгов с ценными бумагами:
— ЗАО «Кыргызская фондовая биржа»;
— ЗАО «Биржевая торговая система»;
— ЗАО «Central Asian Stock Exchange».
Депозитарии
Право на осуществление депозитарной деятельно­сти имели:
— ЗАО «Центральный депозитарий»;
— ОсОО «Биржевая торговая система»;
— Инвестиционный акционерный коммерческий банк «Иссык-Куль»;
— ЗАО «Central Asian Stock Exchange».
Брокерские и дилерские компании
На рынке ценных бумаг Кыргызстана успешно работали 32 брокерских и 28 дилерских компаний.
Регистраторы
Лицензию на право ведения реестра владельцев ценных бумаг имели 18 компаний.
Инвестиционные фонды
Деятельность инвестиционных фондов осуществляли 5 компаний: ОАО АИФ «Элесинвест», ОАО АИФ «Жаштык-Инвест», ОАО АИФ «Ала-Тоо-Инвест», Специализированная инвестиционная компания «Нур-Инвест» и АООТ АИФ «Береке-Инвест».

Торги с государственными ценными бумагами
За 2007 год в торговых системах организаторов торговли на рынке ценных бумаг было совершено 7170 сделок на сумму 5 742 640 609 сомов против 4985 сделок на сумму 4 137 084 957 сомов, совершенных за 2006 год (табл.2).
Таблица 2
Информация о сделках за 2006–2007 гг.
Рис. 1. Количество сделок
Рис. 2. Объем торгов (сомов)
Рис.3. Объем торгов и количество сделок, совершенных через организаторов торговли на рынке ценных бумаг Кыргызской Республики, млн сомов
Эмиссия ценных бумаг
За 2007 год в Финнадзоре было зарегистрировано 77 выпусков простых именных акций на сумму 2 117,2 млн сомов, что по объему выпусков акций на 85,9 млн сомов больше по сравнению с 2006 годом. За 2006 год зарегистрировано 73 выпуска ценных бумаг на сумму 2 031,3 млн сомов.
Из числа зарегистрированных 36 выпусков акций являются учредительными на сумму 640,2 млн сомов и 41 дополнительный выпуск на сумму 1 477 млн сомов. За 2006 год было зарегистрировано 38 учредительных выпусков на сумму 64,9 млн сомов, а количество дополнительных выпусков составило 35 на сумму 1 966,4 млн сомов.
Из 77 выпусков ценных бумаг, зарегистрированных в Финнадзоре в течение 2007 года, 36 выпусков приходится на долю открытых акционерных обществ на сумму 1 232 млн сомов, и 41 выпуск осуществлен закрытыми акционерными обществами на сумму 885,2 млн сомов.
Финнадзором зарегистрированы правила интервальных паевых инвестиционных фондов «Бай Булак» и «Алтын Капитал», также зарегистрированы проспекты эмиссии их инвестиционных паев. Наиболее крупная эмиссия была осуществлена следующими акционерными обществами (табл.3).
Таблица 3
Эмиссия акций, осуществленная наиболее крупными АО
* Эмиссия осуществлена в USD
Налоговые поступления в бюджет страны от единовременных комиссионных сборов за эмиссии ценных бумаг составили 2 716 176 сомов. Инвестиции в ценные бумаги финансового сектора возросли и составили 78,4%, в промышленность — 9,4%.
Иностранные инвестиции составили 1 969,5 млн сомов, из них инвестиции на 738 млн сомов из стран дальнего зарубежья, инвестиции на 1 231,5 млн сомов из стран СНГ.
Таблица 4
Динамика эмиссии корпоративных акций по отраслям экономики с 2003 по 2007 годы (тыс. сомов)
Рис.4. Эмиссия корпоративных акций по отраслям экономики, тыс. сомов
Таблица 5
Наиболее крупные иностранные инвестиции в 2007 году
Рынок ценных бумаг в Кыргызстане как основной механизм перераспределения денежных ресурсов еще не сложился, являясь одним из сдерживающих факторов развития экономики. На сегодняшний день выявились следующие недостатки отечественного рынка ценных бумаг:
• Преимущественная ориентация участников рынка на получение краткосрочного спекулятивного дохода и отсутствие интереса к долгосрочным вложениям;
• Отсутствие системы эффективного регулирования и государственного контроля финансового рынка;
• Несовершенство нормативно-правовой базы регулирования финансового рынка и слабый контроль исполнения действующих законодательных актов и постановлений;
• Индивидуальные инвесторы практически отстранены от операций на рынке ценных бумаг.
Для создания эффективных механизмов рынка ценных бумаг, обеспечивающих привлечение инвестиций в реальный сектор экономики, необходим комплекс мер нормативно-законодательного, организационного, экономического, политического, социально-психологиче­ского характера, направленный на создание динамично развивающейся устойчивой системы функционирования фондового рынка.
Для решения вышеназванных задач, по нашему мнению, необходимо следующее:
1. Повышение мотивации вложений инвесторов в ценные бумаги. Здесь имеется ввиду следующее.
• Обеспечение привлекательности рынка ценных бумаг. Для формирования рынка капиталов нужны инвесторы, не только иностранные (без денежного потока извне развитие экономики невозможно), но и свои, киргизские, институциональные и индивидуальные инвесторы;
• Организация работы с иностранными инвесторами в целях преодоления их недоверия к национальному финансовому рынку;
• Информационная работа с населением, предприятиями и финансовыми институтами по разъяснению инвестиционных возможностей рынка ценных бумаг;
• Преодоление недоверия национальных инвесторов к рынку ценных бумаг, привлечение средств, мелких и средних инвесторов в качестве инвестиций в реальный сектор экономики.
2. Усиление роли государственного регулирования в деятельности участников рынка ценных бумаг:
• Координация деятельности регулирующих, контролирующих, правоохранительных, судебных и налоговых органов путем создания при Правительстве координационного совета, в рамках которого будут согласовываться решения государственных регулирующих органов;
• Обеспечение эффективного взаимодействия органов государственного регулирования с целью минимизации рисков институциональных и индивидуальных инвесторов, профессиональных участников рынка ценных бумаг;
• Разъяснение государством полезности совместных действий профессиональных участников рынка ценных бумаг.
3. Эффективное использование механизма законодательного регулирования, дальнейшее развитие законодательной и нормативной базы. Центральной задачей совершенствования законодательства должна стать защита прав инвесторов и акционеров. При этом необходимым является достижение согласованности различных нормативных актов, регулирующих фондовый рынок. По данному направлению необходимо развивать систему правового анализа действующих законодательных и нормативных актов, связанных с защитой прав и законных интересов инвесторов и акционеров, с тем, чтобы устранить существующие недостатки в реализации механизмов претворения в жизнь конкретных решений. Указанная система должна быть в равной степени направлена на повышение правосознания широких масс населения;
4. Постоянного повышение квалификации участников финансового рынка (эмитентов, дилеров, брокеров, аналитиков и пр.). Уровень квалификации участников рынка должен быть максимально приближен к мировым требованиям. В решении задач обучения и повышения квалификации участников фондового рынка и руководителей предприятий должны принять участие отечественные и зарубежные институты, накопившие большой опыт работы на этом рынке, обладающие достаточным потенциалом для разработки и реализации соответствующих проектов в Кыргызстане. В рамках данного направления необходимо решение следующих задач:
• Выявление потребности в обучении; создание учебных и профессиональных центров;
• Разработка концепции учебного центра (включая проработку проблем обеспечения учебными программами, методического обеспечения, обеспечения оборудованием и каналами связи, кадрового обеспечения) по подготовке и повышению квалификации кадров участников фондового рынка;
• Создание специальных обучающих компьютерных программ;
• Проведение республиканских и международных выставок, семинаров и конференций.
Подводя итоги, важно отметить следующие моменты:
• Государственная политика в отношении финансового рынка должна быть направлена на стимулирование инвестиций в ценные бумаги;
• Необходимо взаимодействие между элементами инфраструктуры рынка ценных бумаг;
• Необходимо активизировать пенсионную реформу. Для этого Правительству необходимо оказать помощь Соцфонду в работе по эффективному управлению государственным пакетом акций. Требует совершенствования Закон «О негосударственных пенсионных фондах (НПФ)». С помощью НПФ можно охватить доходы граждан, превышающие введенное ограничение по суммам, подлежащим обложению обязательными страховыми взносами;
• Дальнейшее развитие страхового рынка должно быть обеспечено директивами и стандартами, включая отчетность, бухгалтерию, аудит и административные нормы. Страховые компании должны стать посредниками на финансовом рынке.
Важным направлением урегулирования финансовой ситуации является реформирование рынка государственных ценных бумаг и придание ему инвестиционной направленности. В условиях, когда для оживления рынка акций потребуется определенное время, рынок государственных ценных бумаг может стать одним из реальных источников инвестиций. Однако проблема в том, что так и не была разработана долгосрочная программа использования средств, привлекаемых с данного рынка. В этой связи в качестве основной меры по обеспечению функционирования рынка внутреннего государственного долга следует рассматривать формирование государственной политики использования средств, привлекаемых на рынке государственных ценных бумаг, вовлечения этих доходов в государственную инвестиционную программу.
Значительную часть внутреннего долга в период с 1993 г. по 1998 г. составляла задолженность Правительства по кредитам Национального банка, которые являлись источником покрытия бюджетного дефицита. Национальный банк с 1.01.1998 г. прекратил выдачу кредитов Правительству, а оставшиеся долги были переоформлены в ОГРЗ.
В период с 1998 г. по 2002 г. наибольший удельный вес составляли облигации государственного республиканского займа (ОГРЗ). На их долю приходилось 28–38% от общей суммы внутреннего долга. В период с 2003 г. по настоящее время в связи реструктуризацией ОГРЗ и других ценных бумаг в казначейские обязательства, эти бумаги составили более 50–60% суммы внутреннего долга.
Согласно Постановлению Правительства от 8.10.93 г. № 475 начался выпуск облигации государственного 15%-го внутреннего, выигрышного займа 1993 г. Этот заем был выпущен сроком на 20 лет: с 1 ноября 1993 г. по 1 ноября 2013 г. денежным достоинством 5 и 10 сомов.
Целью выпуска этих государственных бумаг была мобилизация временно свободных денежных средств населения, предприятий и банков для финансирования бюджетного дефицита. Эмиссия облигаций была осуществлена на сумму 30 млн сомов. Данный вид облигаций был предназначен для обмена облигаций Государст­венного займа СССР 1982 года выпуска.
В течение 20-летнего срока 36% облигаций должны были быть выигрышными, а 64% займа по окончании срока его действия должны быть выкуплены государством по номинальной стоимости. Предполагалось произвести 80 выигрышных тиражей, по 4 тиража в год. В настоящее время долги по этим займам выкупает МФКР. Эти займы были индексированы согласно Закону «Об индексации сбережений». Эти займы можно рассматривать в качестве государственной задолженности. В настоящее время эти займы погашаются по требованию, в определенные сроки во всех расчетных отделениях АООТ «РСК».
В структуре внутреннего долга эти займы стали отражаться с 1993 г. и составляли почти треть всего внутреннего долга в объеме 30,7 млн сомов или 28,2%. За 1993 г. было погашено займов на 0,5 млн сомов и на начало 1994 г. задолженность по ним составила 30,2 млн сомов. Но в связи с увеличением общей суммы внутреннего долга по другим заимствованиям в 1994 г., доля 5% займа в общем объеме долга сократилась и составила только 2,9%, а к 1997 г. снизилась до 0,5% от общей суммы внутреннего долга (рис.5).
Таблица 6
Государственный внутренний долг Кыргызской Республики, на начало периода, млн сомов
Источник: Данные министерства финансов Кыргызской Республики (МФКР).
Источник: Данные МФКР.
Рис. 5. Задолженность по 15%-му займу
В 1998 г. в связи с инфляцией, ростом цен, а также изменением курса доллара был произведен перерасчет по 15% займу, в результате чего на начало 1998 г. долг по ним составил 1389,4 млн сомов, т.е. увеличился по сравнению с 1997 г. на 1363,8 млн сомов или в 54,27 раза, а в общем объеме внутреннего долга их доля составила 18,1%. В 2000 г. эти займы составили 24,7% от общей суммы внутреннего долга, находясь на втором месте по объему долга (после задолженности по ОГРЗ — 37,9%). Начиная с 2001 г. их доля стала снижаться с 19,1% до 9,5% к 1.01.2008 г. (табл.6).
Подводя можно отметить, что внутренние займы свою функцию в качестве способа привлечения дополнительных средств в бюджет страны выполнили. На их долю на 1.01.2008 г. приходится 9,5 % от всей суммы задолженности по внутреннему долгу (рис.5). В силу этого внутренние займы не стали слишком обременительны для государства.
Простые и переводные векселя Министерство финансов эмитировало в целях привлечения дополнительных средств финансирования дефицита бюджета, а также переоформления задолженности неплатежеспособных финансовых учреждений перед вкладчиками.
Реструктуризация задолженности Правительства по начисленным процентам была произведена путем эмиссии двух серий простых векселей на 70 и 30% суммы начисленных процентов, соответственно на 1445,8 и 619 млн сомов. Национальный банк в порядке перевода 70% прибыли в бюджет передал Правительству для погашения простой вексель на сумму 1445,8 млн сомов.
В 2001 г. дополнительно были привлечены временные заимствования с выпуском простого векселя на сумму 28,3 млн сомов. К 2002 г. вся задолженность по ним была погашена. В 2006 г. для привлечения дополнительных денежных средств Министерство финансов выпустило простой вексель «Соцфонд-2006» на сумму 30 млн сомов с процентной ставкой, равной учетной ставке национального банка.
Сумма задолженности по простому векселю осталась практически неизменной с 1999 г. по 31.12.2007 г. и составляет 619 млн сомов. В структуре внутреннего долга на его долю в разные годы приходилось 8–10% задолженности. Максимальная доля пришлась на 2001 г., составив 11,63%, а минимальная в 2003 г., составив 7,99% задолженности (рис.6).
Переводные векселя являются долгосрочными ценными бумагами со сроком погашения 7 лет, доходно­стью 2% годовых, с ежегодной выплатой процентов. Переводные векселя стали выпускаться с 2004 г. в связи с переоформлением задолженности неплатежеспособных кредитных учреждений перед вкладчиками. Переводные векселя являются именными и не обращаются на вторичном рынке.
Источник: Данные МФКР.
Рис.6. Доля простого векселя во внутреннем государственном долге
На начало 2005 г. объем переводных векселей в обращении составлял 10,8 млн сомов. В 2005 г. Мини­стерство финансов выпустило новый пакет векселей на сумму 183,4 млн сомов. Однако в том же году почти все векселя были досрочно погашены. В результате на конец 2005 г. остаток задолженности по переводным векселям составил 29,5 млн сомов.
Согласно Постановлению Правительства № 480 от 01.08.2003 г. был выпущен переводной вексель на сумму 269,1 млн сомов со сроком погашения 15.08.2011 г., с процентной ставкой 2% годовых. На 1.10.2007 г. погашено из основной суммы по переводным векселям 238,6 млн сомов, остаток составляет 30,4 млнсомов. Основными держателями пакета переводных векселей являются небанковские учреждения.
Доля переводного векселя (задолженность перед вкладчиками) во внутреннем государственном долге не значительна и составила на начало октября 2007 г. всего лишь 0,48% или 34,20 млн сомов (рис.7).
Источник: Данные МФКР
Рис.7. Доля переводного векселя во внутреннем долге
На начало 2006 г. объем переводных векселей в обращении составил 29,5 млн сомов, а срок их обращения равнялся 7 годам. Весь объем этих бумаг в 2006 г. был досрочно погашен.
Вместе с тем Министерство финансов дополнительно выпустило новый пакет переводных векселей на общую сумму 117,1 млн сомов, частично погасив его в течение года. В результате на конец 2006 г. задолженность Министерства финансов по простым и переводным векселям составила 18 млн сомов.
Таким образом, простые и переводные векселя не стали эффективными ценными бумагами для привлечения денежных средств, аккумулирования сбережений населения. Простые и переводные векселя Министерства финансов являются инструментом погашения задолженности обанкротившихся финансовых институтов и фактором наращивания внутреннего государственного долга.
На сегодня рынок государственных краткосрочных векселей (ГКВ) является наиболее развитым среди остальных видов ценных бумаг, участвуя как в финансирования бюджетного дефицита, так и при урегулировании банковской ликвидности. Задолженность по ранее выпущенным эмиссиям в основном покрывается за счет выпуска новой эмиссии или за счет средств счета оплаты долга (СОД). До 2003 г. на долю ГКВ приходилась лишь небольшая часть внутреннего долга, но в 2003 г. ставила 41,44%, далее в 2004 г. снизилась до 7,39% и на 1.01.2008 г. составила 24,31% (рис.8).
Источник: Данные МФКР.
Рис. 8. Доля ГКВ во внутреннем долге
Источник: Данные МФКР.
Рис. 9. Доля КО во внутреннем долге
Таким образом, рынок государственных краткосрочных векселей представляет собой наиболее развитый сектор рынка государственных ценных бумаг. ГКВ являются на сегодня главным инструментом осуществления бюджетной политики, регулирования государственного внутреннего долга, а также один из важных механизмов управления банковской ликвидностью
Министерство финансов с 1995 г. начало эмиссию государственных казначейских обязательств (КО) со сроком погашения от 6 месяцев до 25 лет. Казначейские обязательства являются именными, документарными, ценными бумагами.
Начиная с 1995 г. по 1998 г. на долю казначейских обязательств приходилась основная сумма задолженности по ценным бумагам. В период с 1999 г. по 2001 г. они занимали второе место после ОГРЗ. Начиная с 2002 г. по настоящее время казначейские обязательства являются основными бумагами в структуре внутреннего долга. Наименьший удельный вес этого вида государственных ценных бумаг был в 1996 г. и составил 0,7% от общей суммы задолженности. Наибольший удельный вес пришелся на 2004 г., составив 63% задолженности. На 1.01.2008 г. доля казначейских обязательств во внутреннем долге составила 50% (рис.9).
Казначейские обязательства являются простым, эффективным и дешевым (в силу низкой процентной ставки) способом привлечения дополнительных денежных средств. Кроме того, казначейские обязательства является инструментом реструктуризации финансовой задолженности и урегулирования финансовых отношений.
Таким образом, на сегодняшний день практически все государственные ценные бумаги формируют внутреннюю задолженность, влияют на качественный и количественный состав задолженности, являются одним из главных финансовых инструментов Министерства финансов по привлечению денежных средств и урегулированию государственного долга.
Наряду с мерами, направленными на повышение доверия кредиторов к государственным ценным бумагам, следует выделить меры, способствующие совершенствованию управления рынком государственных ценных бумаг, развитию его институциональной инфраструктуры. В условиях сегодняшнего дня своеобразным тормозом на пути создания условий, способствующих раскрытию и развитию потенциальных возможностей данного рынка, стал ряд факторов, связанных с выполнением Национальным банком функций расчетной, торговой и депозитарной системы. К ним относятся:
• Ограниченное число официальных первичных дилеров, участвующих в первичных торгах;
• Локальный характер расчетных и депозитарных операций, проводимых в системе Национального банка;
• Несоответствие между ростом числа потенциальных инвесторов и финансовыми возможностями рынка;
• Неразвитость региональной торговой сети, препятствующая проведению больших объемов эмиссии;
Основными факторами, обуславливающими низкую эффективность рынка государственных ценных бумаг, в настоящее время являются:
• высокая концентрация ресурсов финансово-кредитных учреждений на валютном рынке, вследствие устойчивой тенденции снижения обменного курса национальной валюты;
• низкий уровень аккумуляции свободных денежных средств населения в финансово-кредитных учреждениях по причине недоверия к стабильности и безопасности функционирования банковской системы;
• недостаточная развитость вторичного рынка ГКВ, ограниченная ликвидность ГКВ;
• сохранение опасений инвесторов относительно возможностей государства по своевременному погашению своих долговых обязательств.
Для динамичного развития рынка ценных бумаг важно сформировать современную инфраструктуру. Опережающее развитие финансовых институтов позволит решить проблему юридической зашиты всех участников рынка ценных бумаг, обеспечит четкую систему регулирования фондовой деятельности, высокотехничное обслуживание сделок с фондовыми инструментами и информационную прозрачность рынка, что в конечном итоге значительно сокращает затраты на осуществление сделок на фондовом рынке, стимулирует процессы инвестирования.
Для создания противовеса обращающимся на рынке ценным бумагам, а также с целью привлечения на фондовый рынок главного инвестора — населения, необходимо развивать новые инвестиционные инструменты, муниципальные и областные облигации.
Основным инструментом модернизации рынка государственных ценных бумаг является эффективное государственное регулирование, включающее приоритеты и комплекс мер для перспективного развития рынка. В краткосрочном и среднесрочном периодах необходимо разработать комплекс мер экономической и финансовой политики стимулирования развития рынка государственных ценных бумаг и фондового рынка в целом, придания ему ведущей роли в финансовой системе по привлечению дополнительных инвестиций в экономику страны.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия