Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (28), 2008
РАЗВИТИЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ В СНГ И ЕврАзЭС
Некрасов В. А.
руководитель Представительства Федеральной таможенной службы России в Кыргызской Республике,
кандидат юридических наук (г. Бишкек)


Преимущества и выгоды членства во Всемирной торговой организации для развития внешней торговли государств — членов Евразийского экономического сообщества
В статье рассмотрены перспективы вступления стран — членов Евразийского экономического сообщест­ва в ВТО. Проанализированы трудности, с которыми может столкнуться каждое из государств сообщест­ва при вступлении в ВТО. Автор в своих рекомендациях исходит из необходимости защиты национальных интересов, обеспечения разумного протекционизма в отношении национальных производителей
Ключевые слова: интеграция, Евразийское экономическое сообщество, Всемирная торговая организация, таможенная политика, тарифная политика

Сотрудничество государств-членов Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭс) и Всемирной торговой организации (ВТО) обозначено в качестве одного из направлений внешнеэкономической политики этих стран. Некоторые из государств ЕврАзЭс стали членами ВТО (Кыргызская Республика). Российская Федерация и Республика Казахстан завершают переговоры по вступлению в ВТО. Республика Беларусь и Таджикистан проводит подготовительные мероприятия. Вступление в ВТО порождает немало вопросов, проблем и расхождений во взглядах. В сложившейся экономической, политической и правовой обстановке страны ЕврАзЭС активно ищут пути выхода на мировые рынки, увеличивают свой импортный и экспортный потенциал. Кроме того, Китай и большинство торговых партнеров стали членами ВТО. Более 154 стран мира торгуют по правилам ВТО. В этих условиях страны — члены ЕврАзЭС не могут пренебрегать участием во Всемирной торговой организации, ее правилами, принципами и нормами. Вступление в ВТО для стран Содружества является лишь вопросом времени. Проблема состоит в том, на каких условиях вступать в ВТО, как обеспечить переходный период адаптации к требованиям ВТО. Приемлемые для государств — членов ЕврАзЭС условия должны быть выработаны с учетом реалий национальной экономики и национальных интересов.
Позиция стран-членов ВТО по отношению к присоединяющимся странам становится все более требовательной и направлена на увеличение уровня их обязательств при присоединении. Некоторые из стран-членов ВТО считают, то присоединяющиеся страны должны принять на себя обязательства, уровень которых выше обязательств нынешних членов ВТО. На практике это означает, что уже присоединившиеся к ВТО новые страны были вынуждены согласиться на такой размер связанности своих таможенных тарифов и обязательств по услугам, который находится на уровне или даже выше самых развитых стран-членов ВТО. Кроме того, этим странам не удалось в полной мере воспользоваться специальными, благоприятными положениями Соглашений ВТО для развивающихся стран. Наконец, они уступили требованиям и приняли обязательства по присоединению к некоторым Соглашениям ВТО с так называемым ограниченным числом участников, т.е. необязательных для присоединения (например, к Соглашению по правительственным закупкам).
Основное правило, регулирующее процесс присоединения, содержится в статье XII (пункт 1) Соглашения об учреждении ВТО, и гласит, что любое государство или отдельная таможенная территория могут присоединиться к ВТО на условиях, подлежащих согласованию со странами-членами ВТО. На практике это означает, что упомянутые правила и нормы многосторонних торговых соглашений являются для присоединяющихся стран справочным уровнем обязательств стран-членов ВТО. Все вопросы в процессе присоединения являются предметом для переговоров и открыты для давления, оказываемого со стороны стран-членов ВТО на присоединяющиеся страны.
Сложность присоединения к ВТО отражает тот факт, что этот процесс с момента образования ВТО в 1995 г. развивается крайне медленно. Так, в 1995–1999 гг. из 36 кандидатов на присоединение, только несколько стран смогли завершить эти переговоры (Эквадор, Монголия, Болгария, Панама, Кыргызстан, Латвия и Эстония). Представляется, что движущей силой для решения многих стран присоединиться к ВТО непосредственно до или же сразу после образования этой новой организации послужили в основном политические факторы, в то время как экономические или торговые интересы этих стран не являлись главным побудительным мотивом. Однако во многих случаях переговоры о присоединении к ВТО совпали с системными или структурными реформами в этих странах, или с этапом формулирования в них соответствующей экономической или торговой политики.
Присоединяющиеся к ВТО страны с переходной экономикой нуждаются в определенной гибкости в ходе переговоров, которая позволила бы сформировать их торговый режим в результате осуществления экономических реформ и либерализации торговой политики. Такие страны сталкиваются с проблемами выполнения обязательств по «открытости» в рамках соглашений ВТО.
Странам Сообщества предстоит решить две главные проблемы по достижению сбалансированных условий членства в ВТО, которые дали бы им возможность стать полноправными участницами многосторонней торговой системы.
Во-первых, необходимо отметить, что торговый режим государств-членов ЕврАзЭС в целом сопоставим с обязательствами ВТО, в то время как отдельные элементы их внешнеторговой политики могут быть приведены в соответствие с соглашениями ВТО на поэтапной основе. Необходимо акцентировать внимание на том, что нам не нужны никакие так называемые «нестандартные» условия присоединения, которые отличали бы нас от «нормальных» членов ВТО и подчеркивали «системное» несоответствие с многосторонними правилами и обязательствами.
Во-вторых, надо стремиться достигнуть сбалансированного размера уступок в переговорах по доступу на национальный рынок иностранных товаров и услуг. С одной стороны, необходимо защищать приоритетные для государств Сообщества сектора экономики, в соответствии с правилами ВТО, усиливая их конкурентоспособность, равно как и конкурентоспособность новых отраслей. С другой стороны, необходимо принимать обязательства по либерализации внешней торговли и открытию внутреннего рынка, устраивающие торговых партнеров.
В соответствии с решением Совета глав Правительств при Межгосударственном Совете таможенного союза, присоединение к ВТО должно осуществляться таким образом, чтобы избежать в дальнейшем предоставления компенсаций (дополнительных торговых уступок) третьим странам-членам ВТО за нарушение правил взаимной торговли и неизбежных разночтений в используемых методах таможенного регулирования. Учитывая опыт присоединения Кыргызстана к ВТО, приведший к обострению внешнеторговых отношений со странами-участниками Таможенного Союза, вступление других государств — членов ЕврАзЭС в ВТО должно осуществляться без ущерба для остальных стран-участниц соглашения о Таможенном союзе.
Несмотря на неоднозначность существующих оценок о последствиях вступления в ВТО стран Евразийского экономического сообщества, мы придерживаемся позитивной позиции, что вступление этих стран в ВТО окажет большое влияние на национальные экономики стран ЕврАзЭС, методы управления внешнеэкономическими связями, характер взаимодействия с мировым сообществом. Однако это влияние будет неоднозначным. Требуется проведение анализа баланса приобретений и потерь, возникающих в результате вступления в ВТО.
Основные выгоды, которые могут, по нашему мнению, получить экономики государств-членов ЕврАзЭС от участия в ВТО, заключаются в следующем.
Во-первых, будучи членом ВТО, одной из крупнейших и влиятельнейших международных экономических организаций, они получают возможность не только участвовать в новых формах мировых внешнеторговых связей, но и одновременно оказывать влияние на их формирование с учетом своих национальных интересов. Членство в ВТО постепенно становится столь значимым, что неучастие в ее работе по своим последствиям может сравниться, по нашему мнению, с неучастием в деятельности такой международной организации как ООН.
Во-вторых, экспортеры и импортеры получают выход в унифицированное правовое пространство, а также на международно-правовую защиту в других государствах, гарантируемую принципами и мерами Генерального Соглашения по тарифам и торговле, включая такие важные положения, как режим наибольшего благоприятствования и национальный режим для экспортируемых и импортируемых товаров. Страны ЕврАзЭС получают защиту от возможного применения иностранными государствами дискриминационных внутренних налогов, акцизов, таможенных сборов, свободу транзита для своих товаров согласно положениям ГАТТ о транзите; защиту от дискриминационного использования всей гаммы так называемых технических барьеров в торговле (технические и другие нормы и стандарты, правила сертификации и др.). Получают определенную гарантию против дискриминационного использования других торгово-политических средств в отношении экспортных и импортных операций национальных участников внешнеторговой деятельности и целый ряд иных преимуществ, которые в конечном итоге, будут содействовать включению экономики стран Сообщества в мировое хозяйство, развитию ее внешней торговли и защите национальных экспортеров.
В-третьих, вступление в ВТО приводит к сокращению негативного воздействия на национальный экспорт тарифных и нетарифных барьеров в торговле с зарубежными партнерами. ВТО дает возможность использовать при этом так называемый «пакетный метод» переговоров, при котором результаты переговоров по поводу сокращения тарифов, оформляются в виде пакета, включающего все договоренности и соглашения. В силу этого отдельные участники переговоров могут взять на себя больший объем обязательств по одним направлениям переговоров и меньший — по другим, сохранив в целом баланс уступок и запросов по всему пакету договоренностей.
В-четвертых, вступление стран Сообщества в ВТО способствует облегчению доступа национальных участников внешнеэкономических связей на международные рынки капитала. Правда, пока соглашение по прямым иностранным инвестициям в рамках переговоров Уругвайского раунда не принято вследствие резко отрицательной позиции развивающихся стран. В итоге были приняты ограниченные решения, так называемые торговые аспекты инвестиционных мер (ТРИМС). Пока в рамках ВТО на сферу прямых инвестиций не распространяются ни РНБ, ни национальный режим. Принятие торговых аспектов инвестиционных мер, запрещающих участникам Соглашения ТРИМС, использовать ограниченный круг мер торговой политики, оказывающих негативное воздействие на иностранные инвестиции, очень важный шаг в улучшении национального климата для зарубежных инвесторов.
В-пятых, участие в ВТО способствует созданию благоприятных возможностей для международной производственной кооперации и других форм взаимодействия. В этой сфере имеется богатый набор форм сотрудничества, включая совместные мероприятия, соглашения о совместном проведении исследований, производстве и сбыте, об обмене интеллектуальной собственности. Эти направления обладают несомненной привлекательностью для стран ЕврАзЭС. Результатом сотрудничества может быть создание исследовательских организаций и промышленных предприятий, расположенных на территории государств Сообщества и создающих не только рабочие места, но и базу для дальнейшего развития. Членство в ВТО дает странам потенциальную возможность уменьшить зависимость от неблагоприятных воздействий путем развития и освоения новых перспективных секторов отечественной промышленности с учетом их внешнеэкономической ориентации (высокие технологии, наукоемкая продукция, услуги).
В-шестых, расширяются возможности импорта современных технологий производства и управления, возрастает приток иностранных инвестиций в форме прямого инвестирования, частного кредитования инвестиционных проектов.
В-седьмых, членство в ВТО является своего рода «кнутом» для реформирования отечественного законодательства. Проведенные Россией и Казахстаном переговоры продемонстрировали необходимость совершенствования многих нормативно-правовых актов, их сближения с мировой практикой и правовыми положениями ВТО.
В-восьмых, возможность разрешения споров и конфликтных ситуаций во внешней торговле, предотвращение торговых войн и поиск компромиссов по таким сложным вопросам, как неправомерное применение торговых мер, несправедливое использование антидемпинговых мер при экспорте товаров и по многим другим вопросам.
Членство в ВТО на начальных этапах, может привести к некоторым негативным последствиям. К ним можно отнести следующие последствия:
Защита национальных производств, выпускающих готовую продукцию, скорее всего, будет серьезно затруднена в результате значительного снижения тарифов и облегчения доступа иностранных товаров и услуг на национальный рынок;
Ощутимыми окажутся сокращения поступлений в бюджеты стран Сообщества от снижения импортных таможенных пошлин. Можно предположить два варианта развития событий. С одной стороны, могут возникнуть трудности с пополнением доходной части бюджетов, которые придется компенсировать путем повышения акцизов, НДС и других внутренних налогов. С другой стороны, возникнет возможность пополнения бюджетов за счет мероприятий по стимулированию выхода предприятий на внешний рынок и сокращения льготного налогообложения.
Членство в ВТО может затруднить возможности продвижения по пути интеграции со странами СНГ и внутри Таможенного Союза (как, например, в случае с Кыргызстаном). Несмотря на то, что между членами Таможенного Союза существует договоренность о взаимных консультациях по вопросам вступления в ВТО, не исключены некоторые трудности и проблемы с партнерами.
Какой же в таких условиях должна быть стратегия тарифной политики государств Сообщества?
В соответствии с требованиями ВТО и в связи с необходимостью совершенствования действующих импортных тарифов для защиты отечественных товаропроизводителей и необходимости ре­структуризации национальных экономик, основными направлениями таможенной и тарифной политики государств-членов ЕврАзЭС, по нашему мнению, должны быть следующие:
• Необходимо обеспечить минимизацию возможного негативного влияния последствий снижения таможенных пошлин на ключевые макроэкономические процессы и параметры — темпы экономического роста, занятость, платежный баланс, динамику цен, уровень доходов государственного бюджета.
• Следует исходить из того, что непродуманное снижение таможенных пошлин на те или иные товары может привести к дестабилизации хозяйственной жизни отдельных регионов страны.
• Тарифная политика должна обеспечить защиту наиболее чувствительных к импорту секторов внутреннего рынка, определяющих параметры экономической безопасности страны и устойчивого функционирования национального хозяйства.
• Необходимо обеспечить устойчивость структуры экономики в ходе снижения ввозных пошлин и либерализации доступа иностранных производителей на внутренний рынок.
Таможенная политика должна в максимальной степени использоваться в целях обеспечения устойчивого экономического роста в результате создания благоприятных условий для опережающего развития наиболее динамичных производств в отраслях обрабатывающей промышленности. В первую очередь, речь идет о высокотехнологичных и ориентированных на экспорт отраслях, способных в перспективе занять прочные позиции на внутреннем и мировом рынках.
Таким образом, тарифную политику в условиях вступления в ВТО необходимо строить с учетом следующих обстоятельств:
1. Уровня конкурентоспособности соответствующих отраслей, так чтобы в первую очередь снижались таможенные пошлины на продукцию отраслей с высоким уровнем конкурентоспособности;
2. Целесообразности первоочередного снижения таможенных пошлин на продукцию и изделия, не конкурирующего импорта;
3. Роли импортных товаров в издержках производства отечественной продукции, имея в виду первоочередное снижение импортных пошлин на те виды продукции, занимающие важное место в структуре затрат соответствующего отечественного производства; полуфабрикаты и комплектующие;
4. Необходимости протекционистской защиты определенных отраслей экономики, исходя из целей национальной и экономической безопасности;
5. Чувствительности отдельных отраслей экономики к воздействию крупномасштабного импорта.
Таким образом, следует констатировать, что необходим комплексный подход к выработке мероприятий тарифной политики, обусловленной задачами членства в ВТО с параметрами и ориентирами политики государств — членов ЕврАзЭС. Обеспечение равной выгодности внешнеторгового обмена должно базироваться на научно-методическом обосновании и аналитических расчетах по применению конкретных ставок таможенной пошлины на товары уязвимых секторов экономики. Выборочное усиление уровня тарифной защиты внутреннего рынка должно осуществляться исключительно в жесткой увязке с инвестиционными программами реконструкции и повышения конкурентоспособности отечественных производителей. В противном случае велика опасность того, что протекционизм будет препятствовать конкуренции и перестанет быть побудительным мотивом для отечест­венных производителей к повышению конкурентоспособности своей продукции.
Также требуется максимальная прозрачность и предсказуемость правил изменения ставок таможенных пошлин в перспективе. Это важно для национальных производителей и иностранных инвесторов, которые могли бы в привязке к предсказуемой таможенной и тарифной политике готовиться к открытию внутреннего рынка и формировать новые производственные программы и инвестиционные проекты.


Литература
1. Омаров Н. Кыргызстан в ВТО: уроки для России и СНГ // Интернет издание «Tazar» / http://www.tazar.kg/news.php?i=1545
2. Смаилова Г. Последствия вступления Кыргызстана в ВТО. Thursday, December 15. 2005 // http://www.analitika.org/article.php?story=20051215023711398&mode=print
3. Марракешская декларация. — http://www.wto.ru
4. Протокол о международных торговых переговорах государств-участников Соглашений о Таможенном союзе при вступлении во Всемирную торговую организацию // Собрание законодательства РФ. — 1997. — № 20. — Ст. 2345.
5. Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация — М.: Экономика, 2003.
6. Рубинштейн Т.Б. ВТО: практический аспект — М.: Гелиос, 2004.
7. Правила ВТО и Россия. — М.: Международные отношения, 2005.
8. Чернышева Н.А. Россия и ВТО. Актуальные проблемы присоединения и перспективы сотрудничества. — М.: Изд-во МГИМО, 2007.
9. Троегожина М.Б. Казахстан и ВТО: проблемы сотрудничества. — Алматы, 2007.
10. Фишер В. Европа: экономика, общество и государство: Пер. с нем. — М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
11. ВТО. Механизм взаимодействия национальных экономик. Угрозы и возможности в условиях выхода на международный рынок. — М.: Эксмо, 2008.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия