Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (28), 2008
К РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ ЭНЕРГЕТИКИ
Максимцев И. А.
ректор Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук, профессор

Багиев Г. Л.
заведующий кафедрой маркетинга Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов,
доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ

Газизуллин Н. Ф.
главный редактор журнала «Проблемы современной экономики»,
профессор кафедры маркетинга Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов,
доктор экономических наук,
заслуженный деятель науки РТ


Энергетика ХХI века: экономика, политика, экология
В статье рассмотрены основные проблемы развития энергетики, которые были вынесены на обсуждение I-ой Международной энергетической конференции, состоявшейся в сентябре 2008 г. на базе Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов под патронажем Правительства Санкт-Петербурга. В качестве спонсоров-участников выступили ОАО «Газпром», нефтяная компания «Лукойл», ОАО «Интегра», научное сопровождение подготовки и проведения конференции осуществлено совместно с Институтом систем энергетики им. Л.А. Мелентьева СО РАН.
С приветствиями к участникам конференции обратились: Председатель Правления ОАО «Газпром» А.Б. Миллер, начальник Департамента Администрации Президента РФ Е.Е. Умеренков, вице-губернатор Санкт-Петербурга М.Э. Осеевский.
В работе конференции, наряду с ведущими отечественными и зарубежными энергетическими компаниями, научно-исследовательскими организациями и высшими учебными заведениями России, США, Германии, Франции, Финляндии, Италии, Чехии, Швейцарии, Испании, приняли участие российские и международные журналы и издательства, в том числе журнал «Проблемы современной экономики»
Ключевые слова: энергетика, энергетическая безопасность, экологическая безопасность, международное сотрудничество

Начало ХХI века характеризуется обострением всего комплекса глобальных проблем, и, прежде всего, проблемы ресурсного обеспечения поступательного развития всего человечества. Это диктует необходимость глубокой содержательной характеристики и раскрытия национального и международного значения энергетики, как совокупности предприятий, добывающих, поставляющих, производящих, реализующих и потребляющих топливно-энергетические ресурсы (ТЭР).
Особое значение в этой связи приобретают проблемы развития энергетики России, ее энергетическое партнерство со странами Европейского содружества. В связи с этим на первый план выдвигаются проблемы сбалансированности спроса на энергетические ресурсы и предложения энергетических компаний, предприятий и сетей по удовлетворению существующего и потенциального спроса.
Трансформация организационно-экономического механизма топливно-энергетического комплекса (ТЭК) России происходит в условиях глобализации рынка ТЭР и процесса взаимодействия бизнес-партнеров, ответственных за энергообеспечение населения и экономики России, стран СНГ, а также европейского и всего международного сообщества. Отметим основные факторы, сдерживающие возможность обеспечения растущего спроса на ТЭР:
– рост капиталоемкости энергетического производства;
– высокий уровень износа энергетического оборудования и электростанций, электрических и тепловых сетей;
– дефицит инвестиций для вложений в разведку, добычу и транспортировку газа и нефти;
– высокая энергоемкость валового внутреннего продукта;
– неустойчивость спроса на электроэнергию и тепло со стороны промышленных предприятий;
– снижение эффективности ускоренной подготовки и использования квалифицированных кадров (менеджеров, маркетологов, инженеров-электротехников и теплотехников и др.) для систем энергетики;
– отсутствие программ и активной политики энергосбережения и обеспечения качества энергосбережения;
– слабая изученность процесса взаимодействия с потребителями ТЭР и недостаточная проработанность механизма ценообразования и тарификации энергетических ресурсов с учетом их качества и надежности энергоснабжения;
– несовершенство фискальной и договорной политики, построение которых все еще базируется на принижении роли государства и законов, формирующих и регулирующих взаимодействие партнеров и конкурентов на рынке ТЭР.
В такой ситуации перед энергетической общественностью России, стран СНГ и ведущих европейских стран встает необходимость выработки основных направлений стратегии повышения эффективности, устойчивости, надежности, качества функционирования и развития топливно-энергетической отрасли и обеспечения безопасности систем энергообеспечения.
В этой связи особенно важной представляется приоритетная роль на рынке ТЭР газового топлива и значение деятельности ОАО «Газпром» в реализации инвестиционных национальных и международных программ энергобезопасности России, стран СНГ и Европы. Так, только в 2008 г. ОАО «Газпром» увеличивает в 2 раза объем инвестиций в разведку, добычу и транспортировку газа. Стратегическим направлением ОАО «Газпром» в энергообеспечении европейского рынка является учет меняющейся ситуации на внутреннем рынке и рынках стран СНГ. Это связано с тем, что российский рынок становится все более привлекательным для газового бизнеса, особенно в условиях кризисных явлений на мировом рынке в целом. В условиях равнодоходности на внутреннем и внешнем рынках ОАО «Газпром» активно реализует программу газификации России.
В России на долю газа сейчас приходится более 50% топливно-энергетического баланса, а это означает, что российский рынок газа становится приоритетным. И это следует учитывать нашим европейским партнерам. Однако внешние обязательства не будут подвергнуты сомнениям по их выполнению. Потенциальные запасы газа позволяют уверенно удовлетворить любой платежеспособный спрос на газ, как на внутреннем, так и на международном рынках. При этом остается достижимой и гарантированной реальная, а не фиктивная энергобезопасность России и Европы.
В тоже время глобальные проблемы требуют глобальных усилий, проектов и решений. В этой связи представляет интерес участие ОАО «Газпром» в крупномасштабных проектах, например, совместном с компаниями «Коноко-Филипс» и «Бритиш Петролеум» строительстве газопровода из Аляски. Значительно возрастет международная торговля газом на базе введения газопровода «Северный поток».
Деятельность ОАО «Газпром» убедительно демонстрирует экономическую эффективность и стопроцентную надежность выполнения принятых обязательств.
Ситуация на рынке нефти и нефтепродуктов также характеризуется высоким ростом спроса, чему способствуют темпы развития стран Юго-Восточной Азии. Урбанизация и социализация жизни развивающихся стран потребует значительного объема энергоисточников. Наличие несовершенного глобального рынка с точки зрения спроса и предложения требует устранения глобального несоответствия мест расположения ресурсов и мест нахождения технологий их добычи.
Прогнозы развития электроэнергетики России на период до 2050 г. показывают возможные структурные изменения в электроэнергетическом секторе, динамику основных характеристик экономики и электропотребления, а также изменения выбросов углекислого газа (СО2 ) от сжигания топлива на электростанциях страны. Среди основных факторов, влияющих на объемы СО2 можно выделить: изменение спроса на электроэнергию, развитие АЭС и возобновляемых источников энергии, масштабы и темпы внедрения НТП в электроэнергетику, трансформацию структуры и объемов потребляемого топлива. В качестве иллюстраций динамики изменений структуры использования энергоресурсов в ХХ и ХХI вв. приведены данные таблицы 1 и таблицы 2, а также классификация источников энергии и примерная оценка их запасов на рис.1.
Таблица 1
Структура использования энергоресурсов в ХХ веке (%)
Таблица 2
Прогнозируемая структура использования энергоресурсов в ХХI веке (%)

Очевидно, что политика поддержания экологического равновесия должна стать одним из ключевых элементов политики устойчивого развития России, формирования здорового общества, инвестирования в человеческий капитал, стимулирования развития высоких технологий, обеспечения сохранности окружающей среды. Однако пока энергетический сектор является основным источником экологического загрязнения России, ибо наиболее чувствительным фактором нагрузки на окружающую среду являются выбросы парниковых газов. Поэтому нельзя воспринимать выполнение решений Киотского протокола как чисто коммерческого механизма, построенного на торговле квотами на выбросы. Главное в нем – это необходимость снижения эмиссии парниковых газов, ведущую роль в котором должен сыграть энергетический сектор. В этой связи особенно важным становится институциализация эколого-экономического регулирования энергетики, которое определяет не только потенциал и параметры развития отраслей промышленности, но и вектор всего народного хозяйства, что придает стабильность и устойчивость социально-экономической системе в целом. Это особенно актуально в связи с переходом нашего общества к инновационному типу развития.
Именно институциональные изменения в эколого-экономическом регулировании развития энергетики должны выполнять важнейшую роль, ибо они призваны привести общественные институты в соответствие с требованиями эволюции самой энергетики. Значительное место при этом призваны сыграть процессы самоорганизации, которые следует поддержать с помощью соответствующей инновационной политики, инвестиционных преобразований, реструктуризации инфраструктуры ТЭК и широкой интеграции стран СНГ.
Рис. 1 Классификация источников энергии и примерная оценка их запасов (в трлн. кВт.ч)

Отдельным вопросом в этом ряду стоит проблема энергетической безопасности, которая является не столько атрибутом самой энергетики, сколько всей экономики, общества, государства в целом. Можно утверждать, что энергетическая безопасность – это преимущественно эколого-экономическая и политическая категория, ибо важнейшей составляющей энергетической безопасности является такой политико-экономический феномен, как энергетическая независимость. Поэтому Концепция и Программа долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 г. в качестве стержневой содержат энергетическую стратегию, которая в последние годы стала предметом особого внимания государственных органов власти, ученых и специалистов – энергетиков, экономистов, экологов и политиков.
Устойчивое и сбалансированное эколого-экономическое развитие, включающее обеспечение энергетической безопасности, предполагает прогнозирование возможных событий в мире, стране, ее регионах, наступление которых может представлять угрозу и для экономики, и для энергоснабжения народного хозяйства, и для экологической ситуации. Поэтому в рамках экономической стратегии должны поддерживаться и стимулироваться превентивные мероприятия на основе долгосрочного планирования, что невозможно без государственного эколого-экономического регулирования, включая диверсификацию использования видов энергии.
Для энергетики сохранение государственного регулирования особенно важно, ибо: энергетика – весьма капиталоемкий с медленно окупаемыми инвестициями комплекс, нуждающийся в государственной поддержке: основные системы энергоснабжения являются сферой естественных монополий и до сих пор глубоко монополизированы, а регулирование монопольных рынков – важная функция государства; энергетика имеет особо важное значение в социальном плане как решающий компонент социальной инфраструктуры, а также в части экономической и в целом национальной безопасности. В то же время национальная безопасность – предмет особой заботы государства как представителя граждан и общества, интересы которых часто не совпадают с интересами хозяйствующих субъектов. Следовательно, обеспечение энергетической безопасности, находящейся на «пересечении» энергетики с национальной безопасностью, требует научного подхода в формировании национальной энергетической стратегии и государственного регулирования как ее части.
Согласно прогнозам, проведение намечаемых энергосберегающих мероприятий в России позволит к 2020 году снизить электроемкость ВВП по сравнению с 2005 г. в 1,6 раза, к 2030 г. – в 2,8 раза, в целом за рассматриваемый период – в 5,5 раза. Основной составляющей такого снижения электроемкости является структурный фактор, обусловленный увеличением доли малоэнергоемких услуг в ВВП и малоэнергоемких перерабатывающих и наукоемких отраслей в промышленности.
Для обеспечения внутренней потребности в электроэнергии и прогнозируемого экспорта производство электроэнергии в стране к 2030 г. должно увеличиться в 2,5 раза, а к 2050 г. – в 4,5 раза и составить 4200-4300 ТВт. ч. При этом за прогнозируемый период выработка на ТЭС увеличится в 4,7 раза, на АЭС – в 5,9 раза, на ГЭС – в 2 раза, на невозобновляемых источниках энергии – в 120 раз.
В настоящее время система энергообеспечения стала настолько интегрированной и глобальной, что практически любое нарушение в ее функционировании неизбежно ведет к последствиям, ощущаемым всеми. Попытки корректировать ситуацию «в одиночку» на национальном уровне малоэффективны. Глобальный характер угроз и их последствий требует согласованных международных действий.
Обеспечение устойчивой глобальной энергетической безопасности вызывает необходимость укрепления всех ее аспектов – как со стороны предложения энергоресурсов, так и со стороны спроса на них. Это возможно только при повышении их прозрачности и предсказуемости, в т.ч. на уровне энергетической политики и статистических данных. Дальнейшее развитие диалога между странами-производителями и потребителями энергоресурсов, справедливое разделение инвестиционных рисков и взаимное проникновение капиталов будут способствовать достижению этой важнейшей цели. Значительную роль будет играть повышение прозрачности, предсказуемости, устойчивости глобальных энергетических рынков.
Стимулированию капиталовложений в энергетический сектор должны способствовать меры по созданию предсказуемого регулятивного режима в странах-производителях, транзитерах и потребителях энергии, а также эффективность многосторонних инструментов. Это включает рамочные условия для инвестиций, четкое и последовательное налогообложение, устранение неоправданных барьеров, обеспечение своевременного и полного исполнения контрактов, доступ к действенным механизмам и процедурам разрешения споров.
При стимулировании капиталовложений необходимо учитывать различную инвестиционную уязвимость участников энергетической цепочки, в т.ч. с помощью практики долгосрочных контрактов. Общей энергетической безопасности способствует взаимное инвестирование в различные звенья энергетической цепочки, в т.ч. путем обмена активами.
Повышение энергетической эффективности и сбережение энергии способствует снижению энергоемкости экономики и тем самым укрепляет глобальную безопасность. Среди мер по достижению этих целей можно назвать разработку системы национальной и многосторонней статистики по энергетической интенсивности; обмен информацией по целевым показателям в области энергообеспечения; широкое применение маркировки и введение минимальных стандартов энергоэффективности.
Регулирование глобальных процессов энергобезопасности должно базироваться на:
– совершенствовании финансовой и фискальной структуры, которые стимулировали бы производство;
– применении высоких технологий добычи в условиях уменьшения запасов в зрелых
месторождениях;
– активном внедрении инвестиций в экономические трансформации, обеспечивающие энергобезопасность.
Инвестиции необходимы по причине исчерпаемости месторождений нефти и необходимости поиска новых месторождений, которые связаны с глубоким морем, с вязкими нефтями, с разработкой запасов отдаленных от сложившейся инфраструктуры и потребителей. Критерием, характеристикой эффективности всего нефтяного цикла становятся не только спрос и цены, но и рост затрат, связанных с разработкой месторождений. При этом необходимо внедрять систему снижения налоговой нагрузки, что отражается в конечном счете на населении.
Нефть и газ становятся финансовыми активами. И в этой связи технологии нефтедобычи, транспортировки и использования нефтепродуктов должны добавлять стоимость по всей энергетической цепи. Развитие газо- и нефтедобычи должно стать рентабельным и для разработки нетрадиционных источников энергии. Однако удовлетворение потребности в энергии при этом сдерживается такими факторами, как время разработки новых проектов; тенденции роста инвестиций; нестабильность промышленного производства и искусственное (политическое) ограничение добычи энергоресурсов в отдельных странах (США и др.); ценовый протекционизм при заключении договоров; рост выбросов СО2; изменение климата и возрастание требований защиты природы от техногенных выбросов энергетики, промышленности и быта.
Значительные надежды возлагаются на формирование и поддержание эффективной системы взаимодействия и партнерства с международными и государственными нефтегазовыми компаниями. Это существенный фактор, так как хотя мир еще не сталкивается с проблемой природного дефицита энергоресурсов, но согласование спроса и предложения может и дальше приводить к росту стоимости нефтедобычи и повышению цен на нефтепродукты. А это вызывает необходимость учета на финансовых рынках факторов риска и финансовой нестабильности, а также осуществления постоянной политической защиты стабилизации устойчивых отношений между компаниями и правительствами, вовлеченными в энергетический цикл.
Особую значимость в энергетическом цикле должна занимать проблема международного технологического партнерства. Развитие энергетических технологий необходимо базировать на прогнозном ориентировании спроса с учетом географии источников энергетических ресурсов и их потребления. И здесь высокую отдачу могут дать международные партнерства с целью создания условий для разработки технологий, приносящих добавленную стоимость на основе интеграции международных достижений. В этом отношении ОАО «Интегра» имеет достаточно эффективный опыт организации в создании энергетического оборудования.
Важнейшим видом инвестиций в энергобезопасность является человеческий фактор – инвестиции в кадры, в специалистов, в их компетентность и ускоренную подготовку и переподготовку специалистов, в формирование энергоэффективного и энергосберегающего менталитета у работающего и неработающего населения, в формирование стандартизации и культуры потребления всех видов энергии. В этой связи злободневным остается тезис: «Надо не только добывать нефть или газ, но и добывать знания о том, что происходит на рынках нефти и газа» (маркетологи, коммерсанты, логисты и др.). А это требует новых технологий обучения, которые бы позволяли ускорять процедуру подготовки кадров взамен закончивших трудовую деятельность квалифицированных специалистов. При этом может быть эффективной многополярная модель образования (международные вузы), которая учитывает интересы стран-партнеров, а не только одной страны.
Энергетическая политика, охватывающая всю энергетическую цепочку, формирующая правила, нормы и культуру – от энергодобычи до энергопотребления – должна быть нацелена на добавление стоимости, на снижение риска, на обеспечение энергетической безопасности человека и природы.
В этом контексте эффективность энергетики должна рассматриваться как альтернативное топливо, альтернативный источник энергии. А это предполагает использование не только гигантов энергетики, но и возобновляемых небольших источников энергии, а также энергосбережения, которые могут способствовать удовлетворению спроса на энергию.
Большим резервом в обеспечении энергобезопасности может стать энергобенчмаркинг – обмен опытом, изучение достижений в энергетике развитых стран (КПД, КПИ, энергосбережение и др.) в целях повышения производительности национальной энергетики. Для этого необходимо развивать систему мотивации и стимулирования процессов добычи, переработки, производства, распределения и использования энергетических ресурсов.
Мировой опыт показывает, что в современных условиях эффективна только та экономика, которая в состоянии обеспечить устойчивое развитие. Энергетический комплекс как фундамент любой хозяйственной деятельности требует особого внимания и подхода. Любые программы и технологии в этой отрасли разрабатываются гораздо дольше, а внедрение является более масштабным.
Энергетика производит особый товар, который нельзя оценивать только с финансовой стороны. Это социальный, экономикообразующий, специфический товар, что позволяет определить особый статус энергетики как отрасли, способной оптимизировать всю систему человеческого общества.


Литература
1. Акопов А.С., Бекларян Г.Л. Сравнительный анализ производственных и инвестиционных характеристик отраслей ТЭК по регионам РФ //Экон. наука современной России. – М., 2004. №1. – С. 121-128; №2. – С.58-59.
2. Корнеев А.В. Государственное регулирование в энергетике США /РАН, Ин-т США и Канады. – М.: Наука, 2004. – 156 с.
3. Кривогуз М.И. Британская энергетика: 50 лет реформ /РАН, Ин-т мировой экономики и международных отношений. – М., 2004. – 115 с.
4. Петров М.Б., Домников А.Ю. Предпосылки технологической диверсификации производства энергии в стратегии инновационного развития регионального электроэнергетического комплекса. – Екатеринбург, 2007. – 45 с.
5. Рябов Л.Д. Атомная энергетика России: состояние, взгляд в будущее //Энергия =Energy. – М., 2004. – №6. – С.2-9.
6. Энергетика России, 1920-2020 гг. В 4 т. – М.: Энергия. Т. 2: Энергетическая политика на рубеже веков / Ред. В.В. Бушуев. и др. – 2008. – 1001 с.
Энергетическая стратегия России на период до 2020 года: Утв. Расп. Прав-ва РФ № 1234-р от 28 авг. 2003 г. /М-во энергетики РФ. – М., 2003. – 135 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия