| | Проблемы современной экономики, N 2 (6), 2003 | | К РАЗРАБОТКЕ КОНЦЕПЦИИ И ДОКТРИНЫ РАЗВИТИЯ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ | | Дорошенко В. А. главный специалист Управления
координации помощи и внешних связей
Министерства финансов Кыргызской Республики,
член научно-экспертного совета при
МПА ЕврАзЭС по гармонизации национальных
законодательств в сфере экономической политики и финансов,
кандидат экономических наук
| |
| | Разработка подобного документа представляется крайне важной и нужной задачей. К выводу о необходимости доктрины для согласованных сценариев долговременного экономического и социального развития государств-участников регионального союза приводит весь опыт развития интеграционных процессов в рамках СНГ в целом. Отсутствие подобного рода согласованных сценариев - одна из основных причин и отсутствия прогресса в интеграционном развитии в Содружестве Независимых Государств.
Первоначальный вариант данного документа представляет собой, по нашему мнению, своего рода "наброски" к доктрине, перечень положений, в основном касающихся отдельных долгосрочных целей Сообщества, и требует существенной конкретизации, дополнений и доработки на основе системного подхода.
Учитывая чрезвычайную сложность задачи разработки доктрины, мы также не беремся предлагать развернутую ее структуру. Ниже приводятся лишь положения, которые, по нашему мнению, целесообразно дополнительно отразить в тексте доктрины.
Целесообразно:
1) ввести в текст ссылки (возможно, в виде небольшого раздела) на официальные межгосударственные документы, определяющие стратегию экономического и социального развития Сообщества, на которые должна опираться доктрина:
- Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (в котором в качестве целей развития подтверждается необходимость формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства - см.статью 2);
- Концепцию дальнейшего развития Евразийского экономического сообщества: "Приоритетные направления интеграционного взаимодействия на 2003-2006 годы и меры по их реализации";
- Повестку дня на ХХ1 век, принятую в рамках ООН и определяющую согласованную политику всех стран мира по обеспечению устойчивого, сбалансированного и рационального экономического и социального развития и сохранению экосистемы Земли. Она уже явилась основой для разработки, в том числе во всех странах СНГ, долгосрочных национальных стратегий устойчивого развития;
2) ввести в текст раздел о периодизации и этапах развития Сообщества. Основой для этого может служить общепризнанный перечень ступеней, которые необходимо пройти в процессе развития межгосударственной интеграции: от зоны свободной торговли, таможенного союза к общему рынку, "полному экономическому союзу", экономическому и политическому союзу.
Вместе с тем, может оказаться достаточным выделение не более трех этапов: первого, охватывающего ближайший примерно 10-летний период, завершающийся формированием полномасштабной зоны свободной торговли и таможенного союза (срок завершения этапа должен уточняться с учетом соответствующих межгосударственных договоренностей); второй, охватывающий период формирования единого экономического пространства (или общего рынка), на что может потребоваться (если принять во внимание опыт Европейского союза) не менее двух десятилетий; третий - остающийся до конца столетия 60-65-летний период. Очевидно, что конкретизация параметров развития целесообразна для первых двух этапов (наибольшая - для первого этапа), для завершающего достаточно определения конечных целей развития;
3) ввести в текст раздел "Принципы и механизмы интеграционного развития". В нем должны быть отражены как общие принципы (равноправие, взаимная выгодность интеграционных мероприятий и т.д.), так и конкретные механизмы (экономические, финансовые, социальные) с определением мотивационных, компенсационных и других методов достижения стоящих перед Сообществом задач. Это позволит разработать адекватный принципам и механизмам инструментарий (включая общепризнанные нормы), обеспечивающий гармонизацию как национальных интересов сторон, так и интересов конкретных субъектов - участников тех или иных интеграционных мероприятий. В конечном счете это позволит обеспечить ускорение и успешное продвижение интеграционных процессов в рамках Сообщества;
4) ввести в текст раздел "Экономическое развитие, охрана природной среды и научно-технический прогресс". В нем должны быть определены направления роста и возможные пути и средства решения в условиях ограниченности и истощения природных ресурсов, нарастающей угрозы региональных и глобальной экологических катастроф, увеличения пропасти между богатыми и бедными странами, указаны возможные решения новых проблем на основе достижений НТП (создание безотходных технологий, переход на принципиально новые, экологически чистые, источники энергии и т.д.);
5) ввести раздел "Социальное развитие" и включить в него положения о ликвидации каких-либо барьеров в перемещении физических лиц по территории Сообщества на основе введения двойного гражданства каждый страны - участника и Сообщества в целом (либо использования иных форм, принятых в мировой практике). | |
|