Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (28), 2008
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Самигуллина А. Ф.
доцент Уфимского института (филиала) Российского государственного торгово-экономического университета,
кандидат экономических наук


Создание и развитие малого предпринимательства в свете институциональной теории
В статье рассматриваются различные определения понятий «предприятие» и «фирма». Отмечается наличие различий и общего между ними. Предлагается наделение индивидуальных предпринимателей статусом юридического лица, что имеет под собой серьезное правовое и экономическое основание
Ключевые слова: предприятие, фирма, предприниматель, фактор производства, продукт производства

В экономической литературе отсутствует трактовка понятий «предприятие» и «фирма». Распространена точка зрения, согласно которой «фирма» — это экономическая единица, которая самостоятельно принимает решения, стремится к максимизации прибыли, использует факторы производства для изготовления продуктов (товаров, услуг) и продажи их другим фирмам, домохозяйствам и государству. Вместе с тем, широко распространена более узкая трактовка понятия «фирма». Так, например, К.Р. Макконелл и С.Л. Брю различают три основных формы деловых предприятий: предприятие (завод), фирму, отрасль. Они определяют предприятие (завод) как учреждение в форме фабрики, фермы, шахты, небольшого или крупного магазина, которое выполняет одну или несколько специфических функций по производству или распределения товаров или услуг *. Фирма, по их мнению, — это организация, которая владеет имуществом и ведет хозяйственную деятельность на этих предприятиях. Фирма может владеть и управлять не только одним предприятием, но и несколькими или даже целой сетью дочерних фирм.
Российское законодательство также недостаточно четко определяет различие между предприятием и фирмой. Так, в действовавшем ранее законе РСФСР «О предприятии и предпринимательской деятельности» организационно-правовой формой предпринимательской деятельности считалась предпринимательская фирма, которая могла создаваться субъектами предпринимательской деятельности: гражданами РСФСР, гражданами иностранных государств, а также объединениями граждан *. Согласно этому закону, предпринимательская деятельность, осуществляемая с привлечением наемного труда, регистрировалась как предприятие.
Предпринимательская фирма допускала привлечение труда наемных работников. В дальнейшем, в связи с принятием Гражданского кодекса РФ произошло изменение понятия «предприятие». Согласно его первой части предприятием признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности, который признается недвижимостью *. Это определение дает характеристику предприятию как объекту гражданских прав, но не отвечает на вопрос о его функции, роли и месте в общественном производстве. В рыночной экономике предприятия выступают как равноправные и самостоятельные субъекты экономической деятельности. Для экономистов термин «предприятие» означает не сумму материальных предметов, а единицу организации и субъекта экономической деятельности по производству товаров и услуг *. Фирма также часто определяется как организация, которая преобразует исходные ресурсы в конечный продукт *. Как видим, существует определенная синонимическая связь этих понятий. Не удивительно поэтому, что термины «предприятие» и «фирма», «производственная организация» употребляются в литературе как синонимы. Термин «предприятие» соответствует терминам «enterprise», «firm», употребляемым в англо-американской литературе, а термин «завод» (фабрика, учреждение) терминам «plant» «establishment».
Обобщая вышеизложенные соображения, можно выделить следующие черты предприятия как частицы (ячейки, клетки) национальной экономики.
Во-первых, предприятие — это место, где в результате взаимодействия или комбинации производственных факторов создается и реализуется продукция.
Во-вторых, предприятие — это организация, то есть группа людей, работа которых сознательно координируется в определенных целях. В производственном коллективе сотрудничают, взаимодействуют собственники и наемные работники, персонал, управляющие (менеджеры) и исполнители. В тоже время предприятие как организация вступает как единое целое в многообразные отношения с внешней по отношению к нему средой: с поставщиками и потребителями (покупателями) продукции, с партнерами и конкурентами, государственными органами и общественными организациями.
В-третьих, предприятие — это экономическая ячейка, имеющая свой особенный организационный, правовой, финансовый статус, а также собственное название.
В единстве всех трех сторон: производственной, организационной, экономической, названием, отличающем его от других организаций, предприятие выступает как фирма. Для более полного и исчерпывающего объяснения этого понятия необходимо раскрыть основные черты фирмы как экономической ячейки.
Фирма (предприятие) имеет обособленное имущест­во, т.е. имущество предприятия отделено от имущества других фирм, организаций, граждан, государства и тому подобное. Однако это обособление может быть различным. Согласно Гражданскому кодексу, допускается три формы обособления имущества.
Фирма является товаропроизводителем, т.е. она является свободным участником рыночных отношений. Именно она выступает на рынке как покупатель нужных ей товаров и продавец своей продукции. Это относится к любому предприятию, независимо от того, имеет ли его продукция материально осязаемую форму (одежда, металл) или нематериальные услуги (торговля или финансовая операция, художественное зрелище). Фирма является экономически самостоятельной организацией, то есть она самостоятельно за свои деньги закупает необходимые товары, формирует портфель заказов и производственную программу (тематический план научной организации, репертуарный план театра), организует производство и реализацию продукции (нанимает и увольняет работников, распределяет свои доходы). Экономическая самостоятельность означает, что фирма должна руководствоваться принципом самофинансирования, т.е. она должна за счет собственных средств не только полностью возмещать свои издержки, но и заменять оборудование, строить новые здания и сооружения, проводить научно-технические разработки. В соответствии с Гражданским кодексом РФ фирма является коммерческой организацией, преследующей в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли. Фирма, чтобы была признана самостоятельной коммерческой организацией, должна получить статус юридического лица. Этим предприятие отличается от отдельных граждан, которых в законодательстве именуют «физическими лицами». Фирма является юридическим лицом, если имеет обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, иметь самостоятельный баланс и собственный расчетный счет.
Дадим следующее определение понятия «фирмы» — это коммерческая организация, осуществляющая затраты факторов для создания материальных благ и услуг с целью их реализации и получения прибыли.
Отсюда следует, что понятие «фирма» и «предприятие» отражают различные стороны одного и того же субъекта экономической деятельности. Категория «предприятие» характеризует его производственный аспект, а «фирма» представляет собой единство его экономической организационной формы, производственных и коммерческих функций.
Наряду с предприятиями (фирмами) предпринимательской деятельностью занимаются и отдельные граждане — физические лица — индивидуальные предприниматели. Согласно российскому законодательству они не являются юридическими лицами и рискуют в случае убытков всем своим имуществом, не используют, как правило, наемный труд. Им не присваивается фирменное наименование, но их коммерческая деятельность регулируется теми же правилами, что и деятельность предприятий — юридических лиц.
Это положение Гражданского кодекса требует уточнения и корректировки.
Нам представляется, что лишение индивидуальных предпринимателей статуса юридического лица не имеет под собой серьезных правовых и экономических оснований. При внимательном анализе можно убедиться в том, что индивидуальный предприниматель обладает всеми правами юридического лица и несет все его обязанности: он владеет обособленным имуществом, отвечает по своим обязательством этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права. Разница между фирмой и индивидуальным предпринимателем заключается только в том, что последний не составляет бухгалтерский баланс, а ведет, как и многие малые предприятия, упрощенный учет своей производственной и хозяйственной деятельности.
В качестве мотива, объясняющего почему индивидуальные предприниматели отнесены не к юридическим, а к физическим лицам, называют их неограниченную материальную ответственность за результаты своей производственной деятельности. Однако это объяснение представляется неубедительным. При такой логике статуса юридического лица следовало бы лишить и полные товарищества, которые Гражданский кодекс относит к юридическим лицам. Практически индивидуальные предприниматели во многом приравнены к юридическим лицам (например, в сфере налогообложения).
Признание индивидуальных предпринимателей юридическими лицами позволило бы узаконить существования института индивидуального частного предприятия, что позволило бы превратить его официально в субъект малого бизнеса, упорядочить статистический учет этой сферы, охватить всех его участников (независимо от организационно-правовой формы) системой государственной поддержки.
Одной из важных и сложных проблем теории фирмы, имеющей самое непосредственное отношение к малому предпринимательству, является вопрос о причинах возникновения (создания) фирм. Известный экономист Ф. Найт считал, что, действуя в условиях полной свободы и не вступая в сговоры, люди организовали экономическую жизнь с разделением труда и использованием капитала. Ф. Найт выделил особую группу людей, которые в реальной действительности ставят перед собой задачу принятия решений — что и как производить. В любом производстве необходим определенный порядок деятельности, поэтому неизбежно возникает класс людей, которые предугадывают (пытаются предугадать) будущие потребности других людей, управляют этой деятельностью, предоставляют людям гарантированную заработную плату. Эта группа у Ф. Найта получила название предприниматели. По его представлению в основе отношения между субъектами производственной деятельности лежат разделение труда и управление.
Эту позицию не разделяет известный экономист, лауреат Нобелевской премии, Р. Коуз. В ряде своих работ: «Фирма, рынок и право», «Природа фирмы», «Спор о предельных издержках», «Проблемы социальных издержек», «Заметки к «проблеме социальных издержек» он выдвинул теорию, в которой предлагает считать причиной возникновения фирм экономию на трансакционных издержках. Известно, что использование рынка предполагает определенные издержки, которые предприниматели пытаются сократить. Р. Коуз назвал издержки сбора информации, ее обработки, издержки контроля и юридической защиты по выполнению контракта трансакционными издержками. Он ввел это понятие, стремясь решить вопрос о различных способах размещения ресурсов. Ресурсы могут размещаться не только посредством механизма цен, но и с помощью предпринимателей, когда, замещающие механизмы цен, отношения представляют какие-то выгоды.
Наиболее важной формой приспособления к проблемам существования трансакционных издержек является, по мнению Р. Коуза, возникновение фирмы. Р. Коуз показал, что существуют рыночные (внешние) трансакционные издержки и внутрифирменные издержки. Основная причина того, что создавать фирму выгодно, состоит, по его мнению, в том, что существуют затраты использования ценового механизма. Одна из очевиднейших затрат «организации» производства с помощью ценового механизма состоит в выявлении того, каковы же соответствующие цены. Эти затраты могут быть сокращены благодаря появлению специалистов, которые станут продавать эту информацию, т.к. издержки на каждую трансакцию обмена на рынке неизбежны. Формирование организации и предоставление предпринимателю возможности самостоятельно распределять ресурсы позволяет сократить некоторые рыночные затраты. Это возможно в силу того, что предприниматель может получить факторы производства по меньшей цене, чем предоставил бы вытесненный им рынок. Если же этого не происходит, то, считает Р. Коуз, у предпринимателя всегда есть возможность вернуться к услугам открытого рынка. При этом производство без участия фирмы может вестись совершенно децентрализовано — на основе выполнения контрактов между «индивидуалами». Если же краткосрочные контракты оказываются неудовлетворительными, то складывается ситуация, когда необходимо возникновение фирмы, которую Р. Коуз определил как систему отношений, складывающуюся, когда движение ресурсов начинает зависеть от предпринимателя. Поставив перед собой вопрос: почему же тогда в обществе не существует только одной большой специализированной фирмы, Р. Коуз приходит к выводу, что с увеличением размеров фирмы может начаться сокращение доходов от предпринимательской деятельности (функции), т.е. затраты на организацию дополнительной трансакции внутри фирмы могут возрастать. Таким образом, неизбежно достигается точка, в которой издержки от непроизводительного расходования ресурсов будут равны рыночным издержкам на трансакции обмена на открытом рынке или же потерям при организации этой трансакции другим предпринимателем. Цена предложения одного или нескольких факторов производства может возрасти из-за того, что преимущества у малой фирмы больше, чем у большой. Экспансия фирмы будет продолжаться до тех пор, пока издержки на организацию дополнительной трансакции внутри фирмы не сравняются с издержками на осуществление той же трансакции на организацию ее через другую фирму. Если фирма прекращает экспансию при значении издержек, меньшем, чем на открытом рынке и равном издержкам на организацию через другую фирму, то в большинстве случаев между двумя этими производителями будет осуществлена рыночная сделка, хотя каждый из них и был бы способен организовать ее с меньшими издержками. Фирма, при прочих равных условиях, будет тем больше, чем меньше издержки организации и чем медленнее растут эти издержки с умножением организационных трансакций; чем меньше ошибок делает предприниматель и чем меньше растет число ошибок с умножением организуемых трансакций; чем больше понижается (или меньше уменьшается) цена предложения факторов производства с ростом размера фирмы.
Издержки организации и убытки для фирм разных размеров вследствие ошибочных решений будут возра­стать по мере того, как организуемые трансакции будут совершенствоваться на все большем пространстве, с ростом разнообразия трансакции и с повышением вероятности изменения соответствующих цен. Чем больше трансакций будет организовывать предприниматель, тем вероятнее, что эти трансакции будут разнообразными и осуществляться в разных местах. Это, в свою очередь, будет являться добавочной причиной падения эффективности фирмы в связи с ее ростом. По мере увеличения количества осуществляемых трансакций предприниматель оказывается неспособным использовать факторы производства с большей выгодой, т.е. разместить их в таких точках производства, где они обладают наивысшей ценностью. Фирма организуется или расширяется, если административные издержки фирмы оказываются меньшими, чем вытесненные ею издержки рыночных трансакций, а выгоды от перераспределения деятельности оказываются большими, чем издержки фирмы на их организацию. Административные же издержки внутри фирмы могут оказаться большими, если много различных видов деятельности сводятся под управление единой организации. Административные издержки могут при этом оказаться столь большими, что сделают бесполезными любые попытки урегулирования проблемы в рамках одной фирмы. Но если административные издержки невелики (что, как правило, характерно для малых фирм), то фирма выгодна. Таким образом, Р. Коуз, введя в анализ деятельности рынка трансакционные издержки, показал, что директивное управление в рамках фирмы сокращает рыночные издержки, связанные с поиском информации о ценах и качестве товаров, ведением переговоров, заключением сделок, контролем за их выполнением и юридической защитой. Возможность такого снижения затрат делает эффективной замену рыночного обмена внутренней организацией (фирмой). С увеличением размеров фирмы растут издержки централизованного бюрократического аппарата (контроля), поэтому возникновение и существование такой внутренней организации, на наш взгляд, выгодно небольшим фирмам. Преимуществом малой фирмы, сообразуясь с теорией Р. Коуза, является отсутствие основной причины возникновение отрицательного эффекта масштаба — управленческих трудностей. На небольшом предприятии один единственный старший администратор может лично заниматься вопросами, касающимися функционирования предприятия. Благодаря небольшим размерам фирмы такой администратор хорошо представляет себе весь производственный процесс и может легко войти в курс любого направления деятельности фирмы. По мере же роста размеров фирмы этажи управления, разделяющие административный аппарат и собственно сам процесс производства, становятся все более многочисленными. Для одного человека оказывается невозможным собрать и переработать всю информацию, необходимую для принятия рациональных решений в масштабах крупного производства. Разрастание аппарата управления вглубь и вширь создает проблемы обмена информацией, координации решений и бюрократической волокиты. Решения, принимаемые различными звеньями управления, могут оказаться противоречащими друг другу, что сказывается на эффективности и росте средних издержек производства. Р. Коуз показал, что бизнесмен будет постоянно экспериментировать с большим или меньшим объемом контроля, и будет сохранять равновесие между издержками организации внутри фирмы и издержками организации другой фирмы, либо издержками, возникающими при решении предоставить «организацию» трансакций механизму цен. В результате возникает ситуация «подвижного равновесия». При этом бизнесмен соединяет инициативу и управление в своих руках, что характерно для малого предпринимательства.
Однако отсутствие методики определения количественных и временных границ «выгодности» экономии на трансакционных издержках, с учетом динамики средних и предельных издержек в краткосрочном и долгосрочном периодах, эффективного минимального размера фирмы, затрудняет практическое использование этой теории.
Мы разделяем точку зрения тех авторов, которые оспаривают утверждение Р. Коуза о том, что единственной причиной возникновения фирмы является только стремление к экономии на трансакционных издержках. В качестве таких причин выступают также разделение труда и управление. При этом повышение уровня специализации используемого труда становится возможным по мере роста размеров фирмы. Дополнительный найм рабочих приведет к тому, что задания могут быть поделены между ними более дробно, каждый рабочий получит одно-единственное задание. На малых же предприятиях квалифицированные работники нередко тратят свое время на выполнение неквалифицированной работы, что ведет к повышению издержек производства. Специализация на одной операции позволяет работнику выполнять ее на профессиональном уровне, что сказывается на производительности и качестве. Более высокий уровень специализации труда исключает потери времени на переход рабочего от одного задания к другому.
Фирма может быть организована и государственными органами, исходя из военных целей или в результате децентрализации крупного завода, с целью получения налоговых льгот, предоставляемых малым предприятиям (подавляющее большинство малых предприятий в начале 90-х годов были «карманными» предприятиями крупного производства). Существуют также чисто политические, а в некоторых случаях и криминальные мотивы создания новых фирм для отмывания денег и легализация капитала.
Рост управленческого персонала в результате роста фирмы, как уже было показано выше, ведет к отрицательному эффекту масштаба. Концентрация капитала наиболее выгодна именно в крупном производстве, так как мелкие фирмы зачастую оказываются неспособными воспользоваться наиболее эффективным с технологической точки зрения производственным оборудованием. Крупные же производители могут позволить себе купить (приобрести) и эффективно использовать лучшее оборудование. Одновременно они теряют на разросшемся бюрократическом аппарате. Многие производители покрывают этот недостаток за счет массового выпуска продукции на лучшем оборудовании.
Можно считать, что причинами возникновения предприятия являются: разделение труда (и дальнейшая специализация труда), необходимость управления, возможность эффективного использования капитала, экономия на трансакционных издержках и ряд упомянутых выше мотивов. Каждая из этих причин побуждает к созданию фирм как самостоятельно, так и в совокупности с другими. Но в дальнейшем по мере экспансии, укрупнения фирмы отдельные причины могут оказывать решающее воздействие на решение о росте размера фирмы или ее сохранения на уровне положительного эффекта масштаба.
Сформированные выше теоретические выводы легли в основу исследования процесса развития малого предпринимательства и систем его институциональной поддержки в Российской федерации и в Республике Башкортостан.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия