Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (28), 2008
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. БЮДЖЕТНОЕ, ВАЛЮТНОЕ И КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ, ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
Ряховский Д. И.
проректор Института экономики и антикризисного управления (г. Москва), доцент,
кандидат экономических наук


Инвестиционные механизмы структурных изменений в промышленности
В статье представлен механизм перераспределения долгосрочных инвестиций как элемент государственной политики протекционизма. Рассматриваются направления инвестиционной стратегии, методы активизации инвестиционной деятельности посредством государственного регулирования и контроля
Ключевые слова: инвестиции, рынок, инвестиционная активность, государство, регулирование, финансы, контроль

Экономическая политика государства связана с активизацией инвестиционной деятельностью. Необходимость привлечения долгосрочных инвестиций обусловлено потребностью повышения жизненного уровня населения и обеспечения социальной стабильности. Для этого целесообразен переход от защитной реструктуризации к стратегической, которая включает создание новых продуктов, рынков, управленческих технологий, развитие отношений собственности и финансов. Реструктуризация промышленности предусматривает создание и развитие отраслей, производящих высокотехнологичную продукцию на основе нанотехнологий. Существующий механизм управления инвестициями не согласован с динамичными процессами реструктуризации российской экономики. Положение усугубляется отсутствием перспективной стратегии реформ, что снижает мотивацию к долгосрочным инвестициям. В этой связи важнейшим представляется проведение эффективной и быстрой реструктуризации промышленного производства, перемещение ресурсов от старых отраслей к инновационным, создаваемым на основе принципиально новых технологий. Создание инвестиционного механизма рыночного перераспределения средств является необходимым приоритетом государственной структурной политики протекционизма.
Среди инвестиционных механизмов, способствующих структурным изменениям в промышленности, можно выделить две группы. К первой группе относятся меры, проводимые частными инвесторами, ко второй — государственная инвестиционная политика, составной частью которой является скрытое субсидирование инвесторов путем предоставления финансовых льгот. Необходимо учитывать, что конкурентное преимущество базируется на способности и готовности фирм к инновациям. Достижение высшей для национальной промышленности стадии эффективности зависит от способности государства мотивировать бизнес на активизацию инвестиционных процессов *.
Выделим следующие направления инвестиционной стратегии: обновление производственных фондов; построение вертикально-интегрированных цепочек; расширение и диверсификация бизнеса; консолидация производства с финансовыми институтами.
С инвестиционной активностью связана конкуренция между крупным и малым бизнесом. Известно, что ведущие мировые корпорации тратят огромные средства на инвестиционные разработки *. Приоритеты научно-технического развития все более связываются не с демонст­рационными дорогостоящими проектами прорывного характера, а со сбалансированным развитием всех звеньев инвестиционного процесса. Этот баланс должны обеспечить малые и средние компании. Развитие малого и среднего бизнеса является индикатором инвестиционной ориентации национальной экономики.
Главной проблемой в развитии инвестиций, как части государственной политики, является не отсутствие финансовых ресурсов, а отсутствие мотивации к изменению структуры экономики. Инвестиции в реструктуризацию экономики требуют длительных и постоянных вложений и они носят рисковый характер
Отметим, что в России нарушены пропорции между денежным обращением и отраслевой структурой промышленности и экспорта, поэтому следует создать стимулы для межсекторных, межотраслевых и межрегиональных переливов капитала. Задача перелива капитала из сырьевых в высокотехнологические отрасли может быть достигнута за счет изменения ставок налога: в перерабатывающих отраслях его уменьшить, в сырьевых — увеличить. Известно, что объем прироста ВВП находится в прямой зависимости от величины инвестиций в экономику. Величина связи прироста инвестиций и ВВП составляет 94%. Чтобы удвоить рост ВВП, а темпы его прироста довести до 8–9%, надо нарастить объемы ежегодных инвестиций примерно на 60 млрд долларов в год. За счет этого более чем в два раза увеличатся собственные средства промышленных компаний, возрастут финансовые капиталы и оборотные средства частных компаний. Итогом такой государственной политики будет обогащение предпринимательства и граждан страны. Темпы роста региональных ВРП Западной Сибири, Дальнего Востока могут возрасти относительно общероссийского уровня на 10–17% *. Рост ВВП носит восстановительный характер; наблюдается высокая волатильность цен на основные товары российского экспорта. При этом детерминанта экономического роста в настоящее время — внутренние инвестиции средних компаний: пищевой промышленности, строительной отрасли, торговли, обновивших основные фонды благодаря росту внутреннего спроса *.
Для поддержания уровня промышленного производства необходимо осуществление многомиллиардных вложений, а для развития металлургии еще и проведение промышленной политики по увеличению выпуска в отраслях металлоемкого машиностроения, строитель­ства и электроэнергетики. При необходимости больших инвестиций в освоение нефтяных и газовых месторождений государство должно обеспечить масштабное перераспределение средств от добывающих отраслей в высокотехнологичный комплекс.
Для поощрения активности в инвестиционной сфере имеет смысл провести инвентаризацию существующих технологий, что позволит устранить распыление государственных средств и передать неиспользуемую федеральную собственность в управление муниципалитетам для создания инновационно-технологических центров. При этом государству следует избегать жесткого регулирования рынка высоких технологий, поскольку инвестиционный процесс отличается высокой неопределенностью результата, требует инициативности, обширных знаний в области технологий и маркетинга. В будущем основное внимание необходимо сосредоточить на институциональной сфере.
За счет высвобождения доходов промышленных компаний инвестиционные ресурсы могут быть увеличены в ближайшие 2–3 года до 4,5% ВВП. Значительным резервом является сокращение вывоза капитала и привлечение валютных активов резидентов, а также снижение производственных издержек в результате роста эффективности использования факторов производства. Общая величина возможного прироста инвестиций от сокращения потребления и без привлечения дополнительных иностранных инвестиций может составить к 2010 г. около 13–16% ВВП. Другими словами, имеющиеся ресурсы позволят только за счет внутренних источников увеличить объем инвестиций почти вдвое.
Те механизмы, которые необходимо задействовать для осуществления инвестиционно-активного развития, могут и не иметь желаемой эффективности. Чтобы структура пассивов коммерческих банков изменилась в пользу активизации инвестиций, необходимы мощные институциональные инвесторы, такие как Пенсионный фонд, аккумулирующий на длительные сроки часть сбережений. В настоящий момент институциональные инвесторы находятся на начальных стадиях формирования.
Одним из главных средств достижения инвестиционной активности в экономике является создание развитой системы финансовых институтов. Существуют различные концепции развития финансового рынка и банковской системы в России, тесно увязывающие между собой государственное регулирование и инвестиционную активность. При современной экономической ситуации в России справедлива точка зрения, согласно которой российские банки могут развиваться лишь настолько, насколько им позволяет система государственного регулирования. Реальный вклад финансового сектора в возрождение российской экономики весьма ограничен, а размеры финансовых компаний, универсализм их деятельности и качество предоставляемых услуг далеки от желаемого. С участием государства происходит активная перестройка банковской системы, банки все больше диверсифицируют свою деятельность, осваивают новые финансовые инструменты, типы операций, новейшие банковские технологии.
Определение путей совершенствования финансовой системы и выработка рекомендаций в отношении монетарной политики предполагает исследование двух групп проблем: 1) современное состояние финансовой системы с точки зрения ее технических возможностей; 2) принципиальные возможности монетарной политики в регулировании российской экономики и активизации инвестиций.
Государственное регулирование банковской деятельности в рыночной экономике осуществляется в рамках самой банковской системы и находит выражение в воздействии Центрального банка на коммерческие банки. Неразвитость механизмов и институтов рыночного хозяйства в России оказывает влияние на деятельность Центрального банка по регулированию денежного предложения. С формальной точки зрения кредитование Центральным банком коммерческих банков аналогично системе рефинансирования, существующей во всех странах с развитой рыночной экономикой. Однако с содержательной стороны имеется весьма существенное отличие: суть не в регулировании кредитной деятельности коммерческих банков посредством устанавливаемой Центральным банком ставки рефинансирования, а в использовании их как «проводников» централизованных кредитных ресурсов, предоставляемых на адресной основе (нередко и по субсидированным процентным ставкам) отдельным регионам, отраслям и компаниям.
Одним из парадоксов современной российской кредитно-денежной системы является тот факт, что формирование крупных резервов коммерческих банков происходит в условиях чрезвычайно высокой номинальной процентной станки по предоставляемым ими кредитам. Образуются огромные издержки в виде упущенной выгоды, на которые идут банки, размещая свои средства на не приносящих проценты резервных счетах Центрального банка.
Нерасположенность коммерческих банков к расширению кредитования определяется действием трех групп факторов. Первая — неотрегулированность платежно-клиринговых отношений и связанная с этим необходимость для коммерческих банков держать на корреспондентских счетах в Центральном банке дополнительные резервы. Вторая — имеет более глубокий, системный характер и обусловлена проблемами в отношениях собст­венности (прежде всего в государственном секторе) в части, касающейся материальной ответственности по договорным обязательствам (неопределенностью процедур банкротства, отсутствием эффективного залогового законодательства). В таких условиях предоставление кредита сопряжено с большим риском. Сюда же можно отнести и сложность оценки рисков в условиях не адекватной для рыночной экономике системы отчетности. Третья — состоит в высокой степени неопределенности протекающих экономических процессов и связанных с этим принципиальных трудностях оценки эффективности предлагаемых к кредитованию проектов. Слабый интерес коммерческих банков к максимальному использованию находящихся в их распоряжении денежных средств для предоставления кредитов ведет к снижению интенсивности мультипликационного процесса, суть которого состоит в приращении выданных кредитов в новые депозиты, а последних — в новые кредиты. В результате сужается денежное предложение по сравнению с тем, которое было бы возможно при более низкой норме резервирования. В этом же направлении действует фактор предпочтения: уйти от депозитов к наличности, поскольку наличность не обладает свойством мультипликационного расширения.
В условиях усложнения системы финансовых институтов и увеличения количества коммерческих банков требуется постоянное совершенствование содержания и методов банковского надзора. Наличие эффективного надзора за деятельностью коммерческих банков является непременным условием участия в их создании зарубежных банков, которые должны быть уверены в надежности защиты своих интересов. В свою очередь, такое участие требует от органов надзора координации действий с зарубежными коллегами.
К качественному рычагу государственного регулирования относится финансовый контроль. В данной ситуации особое значение приобретает создание новых правовых и государственных институтов, необходимых для организации действенного финансового контроля над процессами рыночных преобразований в стране. Особое значение среди различных видов контроля приобретает государственный финансовый контроль (ГФК), выступающий как одна из важнейших функций государственного управления, в том числе, инвестициями *.
Государственный финансовый контроль представляет собой системную деятельность уполномоченных государственных органов и органов местного самоуправления по контролю за формированием, распределением и эффективным использованием финансовых ресурсов в отношении государственной и муниципальной собственности. Ученые по-разному формулируют названия и перечень элементов системы контроля. Элементами системы ГФК называются субъект, объект, предмет, принципы, метод, техника и технология, процесс контроля. Называют сбор и обработку исходных данных для проведения контроля, его результат и затраты на его осуществление; принятие решения по результатам контроля *. Сюда же относится методологическая основа нормативно-правовой базы; кадровое обеспечение; материально-техническое и финансовое обеспечение; информационно-коммуникационная инфраструктура * и органы, осуществляющие государственный финансовый контроль *.
В настоящее время нормативно-правовая база контроля в Российской Федерации разнообразна, но она не охватывает всю совокупность отношений в данной сфере *. Многие положения действующего законодательства морально устарели и требуют совершенствования. В законодательстве отсутствует концепция системы контроля. Практически отсутствуют правовые нормы, касающиеся контрольно-счетных органов субъектов РФ. В последнее время работа по совершенствованию системы ГФК заметно активизировалась: подготовлен проект Указа Президента РФ о единой концепции ГФК, который в настоящее время проходит согласование в заинтересованных министерствах и ведомствах. Разработан проект федерального закона «Об основах организации и деятельности контрольно-счетных органов в субъектах Российской Федерации» *. С развитием государственного финансового контроля существенно изменится инвестиционная политика, а также механизм принятия решений в сфере денежно-кредитной политики. Регулирование инвестиционной деятельности может осуществляться как на уровне центрального правительства, так и на региональном уровне через принятие законодательных актов. Анализ мирового опыта развития хозяйст­венных систем указывает на правомерность именно такого государственного воздействия на течение экономических процессов.
Одним из важнейших приоритетов инвестиционной стратегии является оживление рынка прямых инвестиций. Исходя из условий инвестирования и финансовых ресурсов России, целесообразно сосредоточиться на мерах по стимулированию иностранных инвесторов. Они могут применяться в различных сочетаниях:
— освобождение вновь создаваемых совместных и иностранных компаний от отдельных видов налогов и платежей на период от 3-х до 10 лет с момента объявления ими балансовой прибыли;
— вычет убытков первых лет финансирования из налоговых платежей после объявления прибыли;
— снижение ставок налога на прибыль и подоходного налога;
— уменьшение или отмена налога на добавленную стоимость, а также на прибыль, переводимую за границу;
— освобождение от налогов компаний, ориентированных на экспорт;
— специальные гарантии правительства в части сохранения налогового режима по конкретным проектам на срок окупаемости инвестиций;
— специальные меры по защите внутреннего рынка посредством пошлин и налогов в рамках структурной перестройки экономики;
— сокращение или освобождение от экспортных и/или импортных пошлин на оборудование и материалы, вводимые иностранными инвесторами;
— освобождение от квотирования и/или лицензирования экспорта товаров, производимых на предприятиях с иностранными инвестициями или на территории свободных экономических зон (СЭЗ).
Для наиболее важных и эффективных проектов целесообразны стимулы (регуляторы) нефинансового характера, которые могут быть использованы для создания общей благоприятной обстановки эффективного функционирования иностранного капитала. Они связаны:
а) с улучшением условий для новых инвесторов *; консультированием инофирм по вопросам инвестиционной деятельности в России;
в) с развитием инвестиционной инфраструктуры, в том числе связи, транспорта, дорог, портов и т.д.
Результаты применения таких мер, как наличие современных средств связи, могут стать для иностранной компании решающим фактором при определении целесообразности своего предприятия в данном регионе. Влияние компаний с иностранными инвестициями на макроэкономические показатели развития России пока незначительны *. Вызывает озабоченность, что среди 10 с лишним тысяч зарегистрированных в России предприятий с иностранным капиталом большинство относится к маломощным *. Это отражает сравнительно неблагоприятный инвестиционный климат в России, а также то, что инвестиции направляются в отрасли, не требующие крупных вложений и обеспечивающие быструю отдачу. Около 50% всех инвестиций приходится на увеличение уставного капитала совместных предприятий. Крайне низкой — около 2% остается доля портфельных инвестиций (инвестиций, составляющих менее 10% в общем фонде компаний и не дающих право на участие в управлении). Это свидетельствует о том, что западные инвесторы не рассчитывают на стабильный доход по акциям компаний, действующих на территории России, хотя отдельные фирмы обещают дивиденды до 35% в валюте, что значительно превышает процентные ставки в Западной Европе. Они предпочитают прямое участие в управлении компанией, в которую они вкладывают средства: прямые инвестиции составляют около 90% от всего объема инвестиций. Оценивая в целом деятельность СП в России, следует сказать, что их возможности остаются нереализованными.
Среди мер, способствующих активизации и регулированию иностранных инвестиций, особое место занимают свободные экономические зоны *. Их финансирование и поддержка со стороны государства осуществляется, главным образом, за счет кредитов и налоговых «каникул» (отсрочек). При этом полномасштабная реализация в краткосрочном плане может способствовать росту бюджетного дефицита. Существенные недостатки в организации СЭЗ, низкий уровень их эффективности побуждают искать новые подходы к механизму их формирования, соответствующие моделям международной практике. Речь идет о торгово-таможенных, производственных и иных субзонах, ограниченных по территории и числу резидентов. Формирование новых экономических субзон положительное явление и оно необходимо для обеспечения системного подхода, при котором субзоны следует рассматривать как составную часть более сложных комплексных свободных экономических зон. От правильного выбора целей и направлений деятельности субзон, соблюдения критериев определения место­положения субзоны возможно достичь необходимую эффективность. Соблюдение целой системы требований при проектировании экономических субзон позволит предотвратить грубые ошибки при их образовании и функционировании. Так, в конце 90-х годов был принят закон, обязывающий экспортеров 75% полученной выручки продавать Центральному банку России, что сдерживало формирование как внутренних, так и внешних инвестиционных ресурсов. На рубеже XXI века сложилась ситуация, когда из-за высоких мировых цен на нефть и жесткого регулирования, экспортеры возвращали в Россию и сдавали часть полученной валютной выручки Центральному банку РФ, что порождало рост денежной массы, падение курса доллара, ускорение инфляции и снижение темпов экономического роста.
Мировая практика различных стран свидетельствует о том, что приток иностранных инвестиций является катализатором технического прогресса, инноваций и сокращения сроков окупаемости инвестиций. Привлечение прямых инвестиций — процесс, требующий изменения реформирования экономики с соответствующим изменением законодательства, формированием строгих и стабильных правил по организации ведения бизнеса. В этой связи, необходима разработка комплекса инструментов, включая создание оптимальной структуры прямых инвестиционных вложений, что должно способствовать активизации направления капитала на промышленные инновации. В последние годы крайне неблагоприятно изменяется структура поступающих прямых инвестиций, так доля кредитов от зарубежных совладельцев компаний в структуре ПИИ выросла почти в 3,5 раза. Хотя ПИИ и представляют собой значительный дополнительный источник финансирования, но они не играют значительной роли в формировании инвестиционного климата.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия