| | Проблемы современной экономики, N 4 (28), 2008 | | ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. БЮДЖЕТНОЕ, ВАЛЮТНОЕ И КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ, ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ | | Ряховский Д. И. проректор Института экономики и антикризисного управления (г. Москва), доцент,
кандидат экономических наук
| |
| | В статье представлен механизм перераспределения долгосрочных инвестиций как элемент государственной политики протекционизма. Рассматриваются направления инвестиционной стратегии, методы активизации инвестиционной деятельности посредством государственного регулирования и контроля | Ключевые слова: инвестиции, рынок, инвестиционная активность, государство, регулирование, финансы, контроль | Экономическая политика государства связана с активизацией инвестиционной деятельностью. Необходимость привлечения долгосрочных инвестиций обусловлено потребностью повышения жизненного уровня населения и обеспечения социальной стабильности. Для этого целесообразен переход от защитной реструктуризации к стратегической, которая включает создание новых продуктов, рынков, управленческих технологий, развитие отношений собственности и финансов. Реструктуризация промышленности предусматривает создание и развитие отраслей, производящих высокотехнологичную продукцию на основе нанотехнологий. Существующий механизм управления инвестициями не согласован с динамичными процессами реструктуризации российской экономики. Положение усугубляется отсутствием перспективной стратегии реформ, что снижает мотивацию к долгосрочным инвестициям. В этой связи важнейшим представляется проведение эффективной и быстрой реструктуризации промышленного производства, перемещение ресурсов от старых отраслей к инновационным, создаваемым на основе принципиально новых технологий. Создание инвестиционного механизма рыночного перераспределения средств является необходимым приоритетом государственной структурной политики протекционизма.
Среди инвестиционных механизмов, способствующих структурным изменениям в промышленности, можно выделить две группы. К первой группе относятся меры, проводимые частными инвесторами, ко второй — государственная инвестиционная политика, составной частью которой является скрытое субсидирование инвесторов путем предоставления финансовых льгот. Необходимо учитывать, что конкурентное преимущество базируется на способности и готовности фирм к инновациям. Достижение высшей для национальной промышленности стадии эффективности зависит от способности государства мотивировать бизнес на активизацию инвестиционных процессов *.
Выделим следующие направления инвестиционной стратегии: обновление производственных фондов; построение вертикально-интегрированных цепочек; расширение и диверсификация бизнеса; консолидация производства с финансовыми институтами.
С инвестиционной активностью связана конкуренция между крупным и малым бизнесом. Известно, что ведущие мировые корпорации тратят огромные средства на инвестиционные разработки *. Приоритеты научно-технического развития все более связываются не с демонстрационными дорогостоящими проектами прорывного характера, а со сбалансированным развитием всех звеньев инвестиционного процесса. Этот баланс должны обеспечить малые и средние компании. Развитие малого и среднего бизнеса является индикатором инвестиционной ориентации национальной экономики.
Главной проблемой в развитии инвестиций, как части государственной политики, является не отсутствие финансовых ресурсов, а отсутствие мотивации к изменению структуры экономики. Инвестиции в реструктуризацию экономики требуют длительных и постоянных вложений и они носят рисковый характер
Отметим, что в России нарушены пропорции между денежным обращением и отраслевой структурой промышленности и экспорта, поэтому следует создать стимулы для межсекторных, межотраслевых и межрегиональных переливов капитала. Задача перелива капитала из сырьевых в высокотехнологические отрасли может быть достигнута за счет изменения ставок налога: в перерабатывающих отраслях его уменьшить, в сырьевых — увеличить. Известно, что объем прироста ВВП находится в прямой зависимости от величины инвестиций в экономику. Величина связи прироста инвестиций и ВВП составляет 94%. Чтобы удвоить рост ВВП, а темпы его прироста довести до 8–9%, надо нарастить объемы ежегодных инвестиций примерно на 60 млрд долларов в год. За счет этого более чем в два раза увеличатся собственные средства промышленных компаний, возрастут финансовые капиталы и оборотные средства частных компаний. Итогом такой государственной политики будет обогащение предпринимательства и граждан страны. Темпы роста региональных ВРП Западной Сибири, Дальнего Востока могут возрасти относительно общероссийского уровня на 10–17% *. Рост ВВП носит восстановительный характер; наблюдается высокая волатильность цен на основные товары российского экспорта. При этом детерминанта экономического роста в настоящее время — внутренние инвестиции средних компаний: пищевой промышленности, строительной отрасли, торговли, обновивших основные фонды благодаря росту внутреннего спроса *.
Для поддержания уровня промышленного производства необходимо осуществление многомиллиардных вложений, а для развития металлургии еще и проведение промышленной политики по увеличению выпуска в отраслях металлоемкого машиностроения, строительства и электроэнергетики. При необходимости больших инвестиций в освоение нефтяных и газовых месторождений государство должно обеспечить масштабное перераспределение средств от добывающих отраслей в высокотехнологичный комплекс.
Для поощрения активности в инвестиционной сфере имеет смысл провести инвентаризацию существующих технологий, что позволит устранить распыление государственных средств и передать неиспользуемую федеральную собственность в управление муниципалитетам для создания инновационно-технологических центров. При этом государству следует избегать жесткого регулирования рынка высоких технологий, поскольку инвестиционный процесс отличается высокой неопределенностью результата, требует инициативности, обширных знаний в области технологий и маркетинга. В будущем основное внимание необходимо сосредоточить на институциональной сфере.
За счет высвобождения доходов промышленных компаний инвестиционные ресурсы могут быть увеличены в ближайшие 2–3 года до 4,5% ВВП. Значительным резервом является сокращение вывоза капитала и привлечение валютных активов резидентов, а также снижение производственных издержек в результате роста эффективности использования факторов производства. Общая величина возможного прироста инвестиций от сокращения потребления и без привлечения дополнительных иностранных инвестиций может составить к 2010 г. около 13–16% ВВП. Другими словами, имеющиеся ресурсы позволят только за счет внутренних источников увеличить объем инвестиций почти вдвое.
Те механизмы, которые необходимо задействовать для осуществления инвестиционно-активного развития, могут и не иметь желаемой эффективности. Чтобы структура пассивов коммерческих банков изменилась в пользу активизации инвестиций, необходимы мощные институциональные инвесторы, такие как Пенсионный фонд, аккумулирующий на длительные сроки часть сбережений. В настоящий момент институциональные инвесторы находятся на начальных стадиях формирования.
Одним из главных средств достижения инвестиционной активности в экономике является создание развитой системы финансовых институтов. Существуют различные концепции развития финансового рынка и банковской системы в России, тесно увязывающие между собой государственное регулирование и инвестиционную активность. При современной экономической ситуации в России справедлива точка зрения, согласно которой российские банки могут развиваться лишь настолько, насколько им позволяет система государственного регулирования. Реальный вклад финансового сектора в возрождение российской экономики весьма ограничен, а размеры финансовых компаний, универсализм их деятельности и качество предоставляемых услуг далеки от желаемого. С участием государства происходит активная перестройка банковской системы, банки все больше диверсифицируют свою деятельность, осваивают новые финансовые инструменты, типы операций, новейшие банковские технологии.
Определение путей совершенствования финансовой системы и выработка рекомендаций в отношении монетарной политики предполагает исследование двух групп проблем: 1) современное состояние финансовой системы с точки зрения ее технических возможностей; 2) принципиальные возможности монетарной политики в регулировании российской экономики и активизации инвестиций.
Государственное регулирование банковской деятельности в рыночной экономике осуществляется в рамках самой банковской системы и находит выражение в воздействии Центрального банка на коммерческие банки. Неразвитость механизмов и институтов рыночного хозяйства в России оказывает влияние на деятельность Центрального банка по регулированию денежного предложения. С формальной точки зрения кредитование Центральным банком коммерческих банков аналогично системе рефинансирования, существующей во всех странах с развитой рыночной экономикой. Однако с содержательной стороны имеется весьма существенное отличие: суть не в регулировании кредитной деятельности коммерческих банков посредством устанавливаемой Центральным банком ставки рефинансирования, а в использовании их как «проводников» централизованных кредитных ресурсов, предоставляемых на адресной основе (нередко и по субсидированным процентным ставкам) отдельным регионам, отраслям и компаниям.
Одним из парадоксов современной российской кредитно-денежной системы является тот факт, что формирование крупных резервов коммерческих банков происходит в условиях чрезвычайно высокой номинальной процентной станки по предоставляемым ими кредитам. Образуются огромные издержки в виде упущенной выгоды, на которые идут банки, размещая свои средства на не приносящих проценты резервных счетах Центрального банка.
Нерасположенность коммерческих банков к расширению кредитования определяется действием трех групп факторов. Первая — неотрегулированность платежно-клиринговых отношений и связанная с этим необходимость для коммерческих банков держать на корреспондентских счетах в Центральном банке дополнительные резервы. Вторая — имеет более глубокий, системный характер и обусловлена проблемами в отношениях собственности (прежде всего в государственном секторе) в части, касающейся материальной ответственности по договорным обязательствам (неопределенностью процедур банкротства, отсутствием эффективного залогового законодательства). В таких условиях предоставление кредита сопряжено с большим риском. Сюда же можно отнести и сложность оценки рисков в условиях не адекватной для рыночной экономике системы отчетности. Третья — состоит в высокой степени неопределенности протекающих экономических процессов и связанных с этим принципиальных трудностях оценки эффективности предлагаемых к кредитованию проектов. Слабый интерес коммерческих банков к максимальному использованию находящихся в их распоряжении денежных средств для предоставления кредитов ведет к снижению интенсивности мультипликационного процесса, суть которого состоит в приращении выданных кредитов в новые депозиты, а последних — в новые кредиты. В результате сужается денежное предложение по сравнению с тем, которое было бы возможно при более низкой норме резервирования. В этом же направлении действует фактор предпочтения: уйти от депозитов к наличности, поскольку наличность не обладает свойством мультипликационного расширения.
В условиях усложнения системы финансовых институтов и увеличения количества коммерческих банков требуется постоянное совершенствование содержания и методов банковского надзора. Наличие эффективного надзора за деятельностью коммерческих банков является непременным условием участия в их создании зарубежных банков, которые должны быть уверены в надежности защиты своих интересов. В свою очередь, такое участие требует от органов надзора координации действий с зарубежными коллегами.
К качественному рычагу государственного регулирования относится финансовый контроль. В данной ситуации особое значение приобретает создание новых правовых и государственных институтов, необходимых для организации действенного финансового контроля над процессами рыночных преобразований в стране. Особое значение среди различных видов контроля приобретает государственный финансовый контроль (ГФК), выступающий как одна из важнейших функций государственного управления, в том числе, инвестициями *.
Государственный финансовый контроль представляет собой системную деятельность уполномоченных государственных органов и органов местного самоуправления по контролю за формированием, распределением и эффективным использованием финансовых ресурсов в отношении государственной и муниципальной собственности. Ученые по-разному формулируют названия и перечень элементов системы контроля. Элементами системы ГФК называются субъект, объект, предмет, принципы, метод, техника и технология, процесс контроля. Называют сбор и обработку исходных данных для проведения контроля, его результат и затраты на его осуществление; принятие решения по результатам контроля *. Сюда же относится методологическая основа нормативно-правовой базы; кадровое обеспечение; материально-техническое и финансовое обеспечение; информационно-коммуникационная инфраструктура * и органы, осуществляющие государственный финансовый контроль *.
В настоящее время нормативно-правовая база контроля в Российской Федерации разнообразна, но она не охватывает всю совокупность отношений в данной сфере *. Многие положения действующего законодательства морально устарели и требуют совершенствования. В законодательстве отсутствует концепция системы контроля. Практически отсутствуют правовые нормы, касающиеся контрольно-счетных органов субъектов РФ. В последнее время работа по совершенствованию системы ГФК заметно активизировалась: подготовлен проект Указа Президента РФ о единой концепции ГФК, который в настоящее время проходит согласование в заинтересованных министерствах и ведомствах. Разработан проект федерального закона «Об основах организации и деятельности контрольно-счетных органов в субъектах Российской Федерации» *. С развитием государственного финансового контроля существенно изменится инвестиционная политика, а также механизм принятия решений в сфере денежно-кредитной политики. Регулирование инвестиционной деятельности может осуществляться как на уровне центрального правительства, так и на региональном уровне через принятие законодательных актов. Анализ мирового опыта развития хозяйственных систем указывает на правомерность именно такого государственного воздействия на течение экономических процессов.
Одним из важнейших приоритетов инвестиционной стратегии является оживление рынка прямых инвестиций. Исходя из условий инвестирования и финансовых ресурсов России, целесообразно сосредоточиться на мерах по стимулированию иностранных инвесторов. Они могут применяться в различных сочетаниях:
— освобождение вновь создаваемых совместных и иностранных компаний от отдельных видов налогов и платежей на период от 3-х до 10 лет с момента объявления ими балансовой прибыли;
— вычет убытков первых лет финансирования из налоговых платежей после объявления прибыли;
— снижение ставок налога на прибыль и подоходного налога;
— уменьшение или отмена налога на добавленную стоимость, а также на прибыль, переводимую за границу;
— освобождение от налогов компаний, ориентированных на экспорт;
— специальные гарантии правительства в части сохранения налогового режима по конкретным проектам на срок окупаемости инвестиций;
— специальные меры по защите внутреннего рынка посредством пошлин и налогов в рамках структурной перестройки экономики;
— сокращение или освобождение от экспортных и/или импортных пошлин на оборудование и материалы, вводимые иностранными инвесторами;
— освобождение от квотирования и/или лицензирования экспорта товаров, производимых на предприятиях с иностранными инвестициями или на территории свободных экономических зон (СЭЗ).
Для наиболее важных и эффективных проектов целесообразны стимулы (регуляторы) нефинансового характера, которые могут быть использованы для создания общей благоприятной обстановки эффективного функционирования иностранного капитала. Они связаны:
а) с улучшением условий для новых инвесторов *; консультированием инофирм по вопросам инвестиционной деятельности в России;
в) с развитием инвестиционной инфраструктуры, в том числе связи, транспорта, дорог, портов и т.д.
Результаты применения таких мер, как наличие современных средств связи, могут стать для иностранной компании решающим фактором при определении целесообразности своего предприятия в данном регионе. Влияние компаний с иностранными инвестициями на макроэкономические показатели развития России пока незначительны *. Вызывает озабоченность, что среди 10 с лишним тысяч зарегистрированных в России предприятий с иностранным капиталом большинство относится к маломощным *. Это отражает сравнительно неблагоприятный инвестиционный климат в России, а также то, что инвестиции направляются в отрасли, не требующие крупных вложений и обеспечивающие быструю отдачу. Около 50% всех инвестиций приходится на увеличение уставного капитала совместных предприятий. Крайне низкой — около 2% остается доля портфельных инвестиций (инвестиций, составляющих менее 10% в общем фонде компаний и не дающих право на участие в управлении). Это свидетельствует о том, что западные инвесторы не рассчитывают на стабильный доход по акциям компаний, действующих на территории России, хотя отдельные фирмы обещают дивиденды до 35% в валюте, что значительно превышает процентные ставки в Западной Европе. Они предпочитают прямое участие в управлении компанией, в которую они вкладывают средства: прямые инвестиции составляют около 90% от всего объема инвестиций. Оценивая в целом деятельность СП в России, следует сказать, что их возможности остаются нереализованными.
Среди мер, способствующих активизации и регулированию иностранных инвестиций, особое место занимают свободные экономические зоны *. Их финансирование и поддержка со стороны государства осуществляется, главным образом, за счет кредитов и налоговых «каникул» (отсрочек). При этом полномасштабная реализация в краткосрочном плане может способствовать росту бюджетного дефицита. Существенные недостатки в организации СЭЗ, низкий уровень их эффективности побуждают искать новые подходы к механизму их формирования, соответствующие моделям международной практике. Речь идет о торгово-таможенных, производственных и иных субзонах, ограниченных по территории и числу резидентов. Формирование новых экономических субзон положительное явление и оно необходимо для обеспечения системного подхода, при котором субзоны следует рассматривать как составную часть более сложных комплексных свободных экономических зон. От правильного выбора целей и направлений деятельности субзон, соблюдения критериев определения местоположения субзоны возможно достичь необходимую эффективность. Соблюдение целой системы требований при проектировании экономических субзон позволит предотвратить грубые ошибки при их образовании и функционировании. Так, в конце 90-х годов был принят закон, обязывающий экспортеров 75% полученной выручки продавать Центральному банку России, что сдерживало формирование как внутренних, так и внешних инвестиционных ресурсов. На рубеже XXI века сложилась ситуация, когда из-за высоких мировых цен на нефть и жесткого регулирования, экспортеры возвращали в Россию и сдавали часть полученной валютной выручки Центральному банку РФ, что порождало рост денежной массы, падение курса доллара, ускорение инфляции и снижение темпов экономического роста.
Мировая практика различных стран свидетельствует о том, что приток иностранных инвестиций является катализатором технического прогресса, инноваций и сокращения сроков окупаемости инвестиций. Привлечение прямых инвестиций — процесс, требующий изменения реформирования экономики с соответствующим изменением законодательства, формированием строгих и стабильных правил по организации ведения бизнеса. В этой связи, необходима разработка комплекса инструментов, включая создание оптимальной структуры прямых инвестиционных вложений, что должно способствовать активизации направления капитала на промышленные инновации. В последние годы крайне неблагоприятно изменяется структура поступающих прямых инвестиций, так доля кредитов от зарубежных совладельцев компаний в структуре ПИИ выросла почти в 3,5 раза. Хотя ПИИ и представляют собой значительный дополнительный источник финансирования, но они не играют значительной роли в формировании инвестиционного климата. | |
|