Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (28), 2008
ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТИНГА. ЛОГИСТИКА
Жуликов П. П.
доцент кафедры коммерции и маркетинговых исследований Московского государственного университета приборостроения и информатики,
кандидат технических наук

Жуликова О. В.
ст. преподаватель кафедры ЭФ-3 Московского государственного университета приборостроения и информатики

Особенности маркетингового управления в российских ТНК
В предлагаемой статье анализируются современные методы и приемы международного финансового менеджмента и маркетинга в деятельности транснациональных корпораций. Особое внимание уделяется внутренним и внешним источникам финансовых ресурсов. В качестве одного из инструментов рассмотрено использование механизма образования внутри корпоративных денежных потоков
Ключевые слова: маркетинг, финансирование, управление инвестиционными потоками, инвестиционный маркетинговый продукт

Российская предпринимательская среда приступила к формированию отечественных транснациональных корпораций и даже обзавелась сетью зарубежных дочерних предприятий, ориентированных в основном на сырьевые отрасли экономики («Северсталь-групп», к примеру). Глобальные изменения вызваны современными методами и приемами международного финансового менеджмента и маркетинга в деятельности транснациональных корпораций. Рассматривая деятельность современных ТНК, мы можем отметить, что финансовые ресурсы транснациональных компаний формируются в виде «продуктов-программ», которые реализуются на внутреннем рынке России. Создание таких продуктов финансируется за счет внутренних и внешних источников. Формирование правового пространства и теоретические исследования отстают от практических проблем, возникающих в процессе развития отечественных ТНК, что препятствует выходу крупного российского бизнеса на передовые позиции, как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Для развития крупного российского бизнеса на современном этапе в первую очередь нужна новая идеология хозяйствования, основанная на понимании структуры экономики, роли государственных корпораций, их взаимоотношения с ТНК, сформированных в рамках частно-государственного партнерства. Такая идеология должна давать представления о направлениях стратегического развития национального хозяйства в его взаимосвязи с мировым хозяйством. Пора задуматься о стратегическом планировании на тридцать и более лет, нынешний выход на десятилетнее планирование не отвечает потребностям современного развития.
Процесс создания транснациональных компаний в отечественной промышленности идет, нужно понять необходимость увязывания интересов ТНК с национальными интересами России. Некоторые изменения в политике продвижения отечественных ТНК на зарубежные рынки все же имеются. Государство более активно формулирует свою позицию при разработке соглашения о сооружении газопровода «Северный поток». Активно поддерживает «Газпром» в его стремлении выйти на зарубежные распределительные сети и в справедливом требовании компенсировать Энергетическую хартию допуском наших ТНК в высокотехнологичные отрасли европейской экономики. Однако этого недостаточно для развития такого огромного промышленного комплекса как Россия, который может и должен выступать не только поставщиком сырья, но и промышленным партнером.
Сегодняшняя ситуация на внутреннем рынке такова, что несмотря на благоприятные внешние условия, наблюдается одновременный дефицит инвестиционных ресурсов в промышленности и их избыток в фондовом обращении. Провести перераспределение средств практически невозможно и необходимо искать иные источники финансовых ресурсов. Целесообразно рассмотреть, как формируют свои внутренние финансовые ресурсы современные международные ТНК.
Традиционный источник внутренних финансовых ресурсов транснациональных корпораций — это средства учредителей и собственников корпорации, формируемые и аккумулируемые в ходе эмиссии и размещения долевых ценных бумаг. Приобретая акции корпорации, частные лица, работники корпорации, внешние предпринимательские структуры, общественные организации, государственные учреждения включаются в систему корпорации. По целевому предназначению этот вид финансовых ресурсов корпораций достаточно диверсифицирован. Для рыночной экономики — это основной источник денежных средств формирующего предназначения, используемый при создании предпринимательской структуры. Сформировав основные фонды и оборотные средства, акционерные капитал может значительно разнообразить свое использование, стать источником финансирования расширения и развития корпорации, реализации ее социальной политики, осуществления инвестиций.
В мировой практике широко применяется дополнительная эмиссия акций транснациональных корпораций. Хотя специалисты отмечают, что это не только апробированный, но и один из наиболее объемных финансовых ресурсов транснациональных корпораций.
Эффективным источником финансовых ресурсов является субординированный долг. В этом случае эмиссия производится по определенной схеме и корпорация размещает краткосрочные и долгосрочные ценные бумаги среди участников, акционеров и персонала корпорации. Японские и западные школы финансового менеджмента трактуют субординированный долг как «прослойку» между капиталом и обязательствами компании. Такой капитал обладает рядом качественных характеристик, присущих одновременно как собственному капиталу, так и заемным и привлеченным обязательствам. Возникает инвестиционная схема, в которой права инвесторов по сравнению с владельцами акций ограничены, но характеристики и параметры обязательств корпорации таковы, что они подпадают под управление менеджмента корпорации. Это дает дополнительные возможности в управлении инвестиционными потоками, поскольку проведенные через совет директоров и собрание акционеров решения могут изменять условия обязательств по обслуживанию субординированного долга, изменять сроки выплаты процентов, конвертировать долговые обязательства в долевые ценные бумаги, вплоть до списания долга. Конечно, на стадии образования ТНК такой вид внутренних финансовых ресурсов корпорации не может быть задействован, однако учитывать такой инструментарий следует на стадии проектирования ТНК.
В России инструментарий субординированного долга практически не применяется за исключением практики распределения векселей и корпоративных облигаций среди персонала организации. Корпоративные облигации являются эффективным инструментом привлечения внутренних финансовых ресурсов транснациональными корпорациями, вполне могут быть применены в российской практике. Следует отметить следующую деталь: основными эмитентами корпоративных облигаций выступают крупные компании индустриального, транспортного, энергетического секторов экономики.
Другим инструментом современного финансового менеджмента ТНК является механизм образования внутрикорпоративных денежных потоков. Они практически не обеспечивают существенного притока денежных средств. С позиций отдельных элементов корпоративной структуры этот финансовый ресурс может быть весьма значительным и востребованным. В этом случае дополнительные доходы возникают вследствие разницы валютных курсов, налогообложения и финансовых ограничений в странах и регионах нахождения предприятий и филиалов корпорации. Эффект обусловлен не столько неравномерным развитием экономик разных стран, сколько различием их денежно-кредитной, бюджетно-налоговой, валютной политики, социальных приоритетов, возможностью использования ресурса в других регионах как краткосрочного кредита.
В результате использования противоречий в правовом пространстве и разнице часовых поясов практически в одно и то же время в различных подразделениях корпорации образуются свободные денежные средства, подлежащие эффективному размещению. Централизованное в рамках корпорации управление денежными потоками, вплоть до аккумулирования средств в одном финансовом центре, позволяет оперативно реагировать на негативные и позитивные изменения ситуации. Это позволяет эффективно справляться с возникающими диспропорциями, получая при этом прибыль за счет своевременной переброски кредитов из одного региона в другой, с существенной экономией на издержках по переводу денежных средств.
Анализируя условия формирования внутренних финансовых ресурсов, нетрудно заметить, что внутрикорпоративные перераспределенные финансовые потоки связаны с функционированием и развитием самой корпорации. Следовательно, на современном этапе России нужны гибкие структуры управления, которые смогут реагировать на изменение потребностей в дополнительных финансовых ресурсах и перераспределять корпоративные денежные потоки. Это позволит ТНК получать возможность, разрабатывая новые продукты и технологиче­ские схемы, открывая специализированные отделения в новых регионах, проводя маркетинговые исследования и операции, строя жилье и учреждения социальной инфраструктуры, получать более эффективную отдачу от затраченных средств. При этом перераспределение денежных потоков можно использовать для компенсации напряжений в отдельных подразделениях, контролировать затраты по реализации социальных программ. Это снижает уровень убытков поддержания традиционного ассортимента или содержания нерентабельных, но необходимых корпорации производств. Управляя внутренними финансовыми потоками можно достичь самоорганизации и стабильности, что повышает значимость для корпорации механизма перераспределения финансовых ресурсов.
В определенных ситуациях, когда потребность в денежных средствах носит временный характер, вышеописанные финансовые схемы распределения финансовых ресурсов внутри транснациональной корпорации становятся малоэффективными и целесообразно применять корпоративные или внутрифирменные кредиты. Обращение к такому внутреннему ресурсу или дополнительному источнику финансирования наиболее целесообразно при высоких текущих процентных ставках на местных кредитных рынках, наличии жесткого валютного контроля, существенных различиях в налогообложении. Такой опыт представляется перспективным и в российской практике. Корпоративные кредиты могут представляться как по льготным схемам, так и по обычным, беспроцентные кредиты со свободными сроками погашения являются бонусами и предоставляются положительно зарекомендовавшим себя структурам ТНК. Упрощенные схемы внутреннего кредитования снижают уровни кредитного риска и могут оказаться привлекательными для внутренних и внешних кредиторов корпорации.
Представляет интерес для российских предпринимателей применяемые в мировой практике корпоративные кредиты, как обыкновенные, так опосредованные в форме займа в одной стране и гарантированного ссудой или депозитом в другой стране и в другой валюте. Такие схемы кредитования особо интересны для российской практики ТНК. В этом случае корпоративный кредит обычно представляет собой заем, выдаваемый родительской компанией своему филиалу, находящемуся в другой стране, через банк, выступающий в качестве финансового посредника. Для банка кредитный риск в этом случае минимальный вследствие стопроцентной обеспеченно­сти. Этот фактор может стать дополнительным стимулом выбора такой схемы кредитного финансирования.
Внутренние финансовые ресурсы транснациональных корпораций могут быть значительно расширены за счет управления функционированием корпорации и финансированием конкретных проектов. Поскольку внутренние финансовые ресурсы, несмотря на разнообразие структур и специфику производства, обладают рядом аналогичных свойств, то они достаточно легко поддаются управлению с позиций корпоративного менеджмента и быстро активизируются. В российской практике использование таких технологий представляется весьма перспективной.
Современная экономическая ситуация в российской экономике позволяет рассматривать проекты создания на базе действующих, но не рентабельных промышленных предприятий, вполне конкурентоспособных корпораций. Для формирования российских ТНК настал благоприятный период для решения валютных проблем несколькими путями. Например, можно создать ТНК в текстильной промышленности с открытием дочерних организаций в других странах. Особый интерес представляет открытие дочерних фирм в странах, граничащих с США. Учитывая, что уровень доходности облигаций, выпущенных в иностранных валютах, нередко оказывается низким, для транснациональных корпораций, расположенных в соседстве с США и связанных с ее валютой, выгодно номинировать свои облигации в других валютах. Например, эмитируя большую часть облигаций в япон­ских иенах или китайских юанях, можно получить преимущества за счет низких процентных ставок в стране этой валюты, что в масштабах корпорации представляется весьма привлекательным.
Контролируя динамику валютных курсов и процентных ставок можно выгодно выпускать долгосрочные корпоративные еврооблигации с плавающей ставкой, которую фирмы часто предпочитают фиксированной купонной ставке.
Не менее интересным представляется игра не с одной валютой или типом облигации, а с портфелем из нескольких иностранных валют. Диверсифицированный валютный, фондовый портфель может стать не только эффективным инструментом снижения риска, принимаемого на себя эмитентом облигаций, но источником дополнительных финансовых потоков. При этом возможно применение упрощенной модификации диверсифицированного валютного фондового портфеля, который позволяет привлекать финансирование в нескольких иностранных валютах без одновременной эмиссии нескольких видов облигаций. Такой инструмент активизации финансовых ресурсов в форме валютной корзины имеет ряд несомненных преимуществ перед облигациями в одной валюте. Он позволяет добиться существенного снижения валютного риска, поскольку представляет собой некую мультивалютную счетную единицу. Несмотря на то, что в Европе введение евро в качестве единой европейской валюты ограничило выпуск облигаций в форме валютной корзины, в мировой практике этот финансовый инструмент стал более востребованным.
В текущем периоде представляется своевременным создание отечественных промышленных ТНК, которые вполне могут вписаться в программы международного финансового менеджмента с эффективным привлечением финансовых ресурсов как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Выбор транснациональными компаниями той или иной схемы привлечения финансовых ресурсов должен определяться соотношением стоимости привлекаемых средств и рисками, которым подвергается компания при проведении данных операций. По мнению авторов, особо благоприятная ситуация складывается для создания ТНК в текстильной промышленности.


Литература
1. Осипов Ю.М. Курс философии хозяйства: учебное пособие. — М.: Экономистъ, 2005.
2. Жуликов П.П. Парадигма формирования управленческой мысли в России: Матер. междунар. конф. «Социально-экономическое развитие России: новые рубежи». — М.: АНХ, 2007.
3. Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы. Рук. авт. кол.: Д.С. Львов, А.Г. Поршнев; Гос. ун-т упр., Отд-ние экономики РАН. — М.: ЗАО Изд-во «Экономика», 2002.
4. Волконский В.А., Т.И. Корягина. Современная многоярусная экономика и экономическая теория. — М.: Институт экономических стратегий, 2006.
5. Осипов Ю.М. Экономическая цивилизация и научная экономия. В кн.: Экономическая теория на пороге XXI в. / Под ред. Ю.М. Осипова и Е.С. Зотовой. — М.: Юрист, 2000.
6. Панарин А.С. Глобальное политическое прогнозирование. — М.: Алгоритм, 2002.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия