Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (28), 2008
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ
Асылбаев А. Б.
старший преподаватель кафедры строительства Кыргызско-Российского славянского университета им. Б.Н. Ельцина (г. Бишкек)

Проблемы инвестиционно-строительной деятельности в Кыргызстане и пути их решения
В статье рассмотрен инвестиционно-строительный комплекс Республики Кыргызстан, его развитие и становление, вопросы формирования единой государственной политики регулирования инвестиционно-строительной деятельности республики, инвестиционный климат, создание свободных экономических зон
Ключевые слова: инвестиции, инвестиционно-строительная деятельность, инвестиционная политика, свободная экономическая зона, строительство, амортизация, основные фонды, прибыль, источник прибыли

Инвестиции играют значительную роль в достижении макроэкономической стабилизации и обеспечении устойчивого экономического роста, в проведении структурных реформ и осуществлении важных инвестиционных проектов в стратегических и базовых отраслях экономики республики. К основным направлениям использования государственных инвестиций можно отнести содействие восстановлению производственного сектора посредством поддержки приватизационных предприятий и вновь созданных частных предприятий.
Вместе с тем, общая ситуация в стране остается неустойчивой и весьма чувствительной к внешним воздействиям. Основными причинами неустойчивости является незавершенность рыночных реформ, неудовлетворительное функционирование финансового рынка, неблагоприятные условия для инвестирования, удаленность от основных международных товарных и финансовых рынков, слабые возможности развития частного предпринимательства.
Следствием резкого падения капиталовложений в 1990-е годы стал рост доли физического и морально изношенного оборудования, сокращение объемов производства. Износ основных фондов в отраслях экономики в целом, а также в промышленности к 2007 г. превысил 50%. В связи с этим капитальное строительство, машиностроение являются основным хребтом, создающим главное богатство экономики — основные фонды. Но в нынешней экономической ситуации говорить о строительном комплексе как об активно действующей отрасли экономики нельзя, т.к. нарушены технологические, экономические связи и правовые взаимоотношения. Отсутствует единая государственная система регулирования строительной деятельности.
Мощности производственных предприятий по основным видам выпускаемой продукции загружены, как правило, не более чем на 20–50%. В связи с отсутствием средств, предприятия республики фактически не осуществляют обновление основных фондов, их реконст­рукцию и модернизацию. Коэффициент обновления основных производственных фондов не превышает 3–5 процентов. Такое положение привело к систематическому увеличению степени их изношенности. Более половины всего оборудования производственного потенциала морально и физически устарело. Увеличилась доля оборудования со сроком службы свыше 20 лет.
Инвестиционная активность в Кыргызстане очень слабая. К числу важнейших причин, обусловивших снижение инвестиционно-строительной активности в Кыргызстане, можно отнести следующие:
• кризис в промышленных отраслях разрушил производственно-экономические и технологические связи участников строительного комплекса;
• произошел резкий спад инвестиций, как в производственные отрасли и отрасли социально-культурной сферы;
• изменения в формах собственности привело к нарушению сложившихся отношений между традиционными заказчиками, подрядными организациями, другими предприятиями и учреждениями строительного комплекса;
• изменения в системе финансово-кредитных отношений ограничили доступ к инвестиционным ресурсам, надежным источникам финансирования;
• отсутствует пакет законодательных актов, направленных на регулирование инвестиционной и хозяйственной деятельности, не обеспечены условия выполнения имеющихся законодательных актов и нормативных требований;
• отсутствуют государственные гарантии защиты инвестиций.
При разработке и реализации мероприятий по развитию инвестиционного строительного комплекса необходимо стремиться к тому, чтобы устранить влияние названных выше причин. Единичные действия не приведут к желаемым результатам. Проблему повышения эффективности инвестиционно-строительной деятельности необходимо решать системно. Органы государственной власти должны быть задействованы в привлечении инвестиций в строительный комплекс, поскольку от этого зависит деятельность хозяйствующих субъектов всех отраслей и благосостояние государства и общества. В связи с этим проблему повышения эффективности инвестиционно-строительного комплекса нужно решать как путем создания благоприятных внешних условий, так и путем развития самого комплекса.
Главная задача в настоящее время состоит не в освоении капитальных вложений, а в обеспечении их надежными источниками. Собственники основных фондов и производственных мощностей оказались не способными эффективно их эксплуатировать, сохранять и развивать. Существенная часть основных фондов, оборудования под предлогом его не эффективности выведена из оборота, продана по цене металлолома, а полученные в результате этого средства не направлены на развитие и воспроизводство основных фондов.
Амортизация, начисленная на существующие фонды, используется далеко не всегда по назначению, идет на финансирование текущих расходов. Во многих отраслях реальные капитальные вложения во много раз меньше сумм начисленной амортизации. Большая часть прибыли от производства не вкладывается в развитие основных фондов, а вывозится за границу, где она работает на экономику других стран. Новые отечественные собственники в большинстве своем «добивают» доставшиеся им практически бесплатно основные фонды и пока не собираются заниматься их воспроизводством. В связи с этим необходимо срочная разработка и осуществление государственной политики и мер государственного и правового принуждения хозяйствующих субъектов к деятельности, направленной на воспроизводства основных фондов на новой технической основе. Новые собственники должны стать стратегическими собственниками.
Прежде всего, весь начисленный фонд амортизации должен быть направлен всеми хозяйствующими субъектами независимо от форм собственности только по прямому назначению. Собственники, не использующие амортизацию по назначению, должны ее терять, если не полностью, то хотя бы частично. Не только чисто юридические, но и объективные экономические основания для этого есть. Одним из источников поступлений в бюджет во всех странах с рыночной экономикой является налог на имущество. Изъятие амортизации из затрат на его воспроизводство основных фондов можно рассматривать как преднамеренное незаконное уменьшение налогооблагаемой базы. Представляется целесообразным установить порядок, который предусматривал бы взыскание израсходованной не по назначению амортизации в пользу бюджета аналогично тому, как в ряде стран взыскиваются с фирм в пользу бюджета установленные государством суммы, предназначенные на повышение квалификации их кадров.
Конечно, необходимо учитывать, что малые и средние предприятия не могут начисленную амортизацию сразу использовать на нужды капитального строительства. Им необходимо накопить средства, чтобы осуществить по техническое переоснащение производства. Необходимо учитывать факт обесценения фонда амортизации вследствие инфляции, роста цен на оборудование, строительные материалы и механизмы, повышения стоимости строительно-монтажных работ.
Как известно, действующие нормы амортизационных отчислений установлены из условия равномерного физического износа основных фондов. Фактически износ носит нелинейный характер. На начальном этапе эксплуатации основных фондов износ не значителен, а производительность высокая. В дальнейшем их ценность, производительность снижается. Принцип установления норм амортизации должен быть скорректирован. Особенно это важно для малых и средних предприятий. Если у больших предприятий и компаний влияние неравномерности износа оборудования на общую сумму фонда амортизации сглаживается при начислении, то у малых предприятий такого сглаживания не происходит.
В качестве меры, экономически устраивающей хозяйствующие субъекты и обеспечивающей стратегические государственные интересы по использованию амортизации по прямому назначению, предлагается создание ассоциированных территориальных или отраслевых амортизационных фондов. Эти фонды можно создать или в составе промышленно-финансовых групп, или в составе территориальных инвестиционных фондов, или как самостоятельные институциональные инвестиционные образования.
Для повышения финансовой надежности коллективных амортизационных фондов потребуется создание государственного страхового фонда за счет средств местного бюджета.
Важной мерой, направленной на увеличение источников инвестиций, остается ускоренная амортизация. Государство предоставит владельцам основных фондов своего рода субсидию на цели производственного развития, так как амортизация относится на себестоимость продукции, в результате чего уменьшается налогооблагаемая база в части прибыли. Эта мера позволяет малым и средним предприятиям строительного комплекса быстрее восстанавливать свои основные фонды.
Фонда амортизации недостаточно даже для простого воспроизводства основных фондов. Важным источником средств для инвестирования в обновление основных фондов является прибыль хозяйствующих субъектов. Главной целью предприятий и предпринимательской деятельности в сфере строительного производства является не просто получение максимальной прибыли, но использование чистой прибыли в целях дальнейшего развития производства, расширенного воспроизводства основных фондов на новой технической основе.
При рассмотрении прибыли как источника инвестирования, по нашему мнению, в настоящее время недостаточное внимание уделяется срокам окупаемости капитальных вложений. Быстро окупаются инвестиции в легкой промышленности, малые проекты с относительно небольшими сроками реализации. Вложение в крупные проекты и фондоемкие отрасли, к которым относятся и промышленность строительных материалов, строительная отрасль, машиностроение, окупаются позднее.
В целях активизации инвестиционной деятельности в указанных отраслях представляется целесообразным установление не единой ставки налога на прибыль, а дифференцированных ставок. Налог на прибыль целесообразно дифференцировать и в зависимости от фондоемкости производства, и в зависимости от сроков окупаемости капитальных вложений. Полагать, что рынок автоматически посредствам перелива капиталов из отрасли в отрасль выровняет их доходность за счет цен на продукцию, сегодня не стоит. Если и это будет возможным, то не в ближайшие годы.
В целях активизации инвестиционной деятельности в сферах материального производства целесообразно дифференцировать ставки налога на прибыль по отраслям. Сложившееся положение, при котором доходность капитала в сфере производства ниже, чем в сферах торговли или финансового обслуживания, недопустимо. Ставки налога на прибыль в сфере товарного производства или производственных услуг должна быть ниже.
Особое место среди занимает проблема утечки капиталов за рубеж. В целях решения данной проблемы сформулирован ряд известных предложений. По нашему мнению, на предстоящие 5–10 лет следует установить порядок, согласно которому собственник, не обеспечивающий хотя бы простое воспроизводство основных фондов, утрачивает, уступает в законном порядке долю уставного капитала в пользу государства в размере, равном снижению остаточной стоимости основных фондов по балансу. Необходимо также провести сплошную проверку исполнения обязательств собственниками по инвестированию средств в развитие предприятий, взятых ими в ходе приватизации. При не выполнении принятых обязательств соответствующая доля собственности должна быть отчуждена в пользу государства, что явится дополнительным государственным источником инвестиционных ресурсов.
Дополнительными источниками инвестирования могут служить сбережения населения. Надо иметь в виду, что население, обманутое банками и всевозможными фондами, без серьезных государственных гарантий вряд ли предоставит сбережения в распоряжение частных инвесторов. Необходимо создание специального страхового государственного фонда под займы у населения, а государство должно изыскать для этого необходимые средства.
Одна из проблем в строительном комплексе, которая может повлиять на эффективность инвестиционно-строительной деятельности, является проблема снижения ресурсоемкости строительной продукции. Удельные, капитальные вложения на (единицу мощности предприятия, вместимости объекта и др.) в Кыргызстане выше по сравнению с другими странами.
Частично более высокие затраты на строительство объектов в Кыргызстане связаны с климатическими условиями, что приводит к использованию дорогостоящих конструктивных решений. Основной проблемой приводящей к удорожанию строительной продукции является географическое расположение государства. Наше государство расположено в сейсмической зоне и для расчета конструкций и зданий берется 9 баллов сейсмичности, что естественно приводит к резкому удорожанию стоимости строительных конструкций, к применению более безопасных, но дорогих конструктивных решений. Все эти и другие решения приводят к повышению стоимости строительно-монтажных работ.
Одним из направлений снижения стоимости и ресурсоемкости строительства является совершенствование проектирования, применение прогрессивных пространственно — объемных и проектно — конструктивных решений предприятий, отдельных зданий и сооружений. Задача повышения эффективности инвестиционно-строительной деятельности должны решаться не только в процессе использования основных фондов, но и в процессе проектирования предприятий, их строительства. Основными направлениями повышения экономичности проектных решений являются: усиление экономического обоснования намечаемого строительства; глубокое обоснование оптимальной мощности предприятий; обоснование выбора площадки строительства; экономичного решения генеральных планов предприятий; применение в проектах современного оборудования; экономичных объемно-планировочных и конструктивных решений зданий.
К основным резервам повышения эффективности строительства относятся: ускорение сроков капитального строительства; максимальное использование типовых проектов; внедрение передовой технологии и совершенствование организации строительных работ; укрепление материально технической базы строительных организации и механизация трудоемких работ; рациональное использование строительных материалов и т.д.
Необходимым условием сокращения сметной стоимости строительства, снижения материалоемкости и трудоемкости строительно-монтажных работ, сокращения сроков возведения объектов является индустриализация строительства. Важным условием индустриализации строительства является опережение темпов развития промышленности строительных материалов по сравнению с темпами роста строительно-монтажных работ.
Нет необходимости перечислять все имеющиеся проектные разработки, обеспечивающие снижение стоимости и ресурсоемкости конечной продукции строительства. Существенны резервы снижения ресурсоемкости строительства за счет совершенствования проектных и конструктивных решений зданий и сооружений. Здания нового поколения более гибки в функциональном отношении и в большей мере отвечают задачам их переориентации по назначению.
Главная задача состоит в ускорении реализации новых проектно-конструктивных решений. Значительная часть предприятий строительства перешла в руки частных владельцев, работает с большой недозагрузкой, малой рентабельностью, потребуется государственная экономическая поддержка, участие государства в обновлении материальной базы строительства. Необходимо создание в стране новых предприятий по производству принципиально новых строительных материалов, изделий и конструкций.
В качестве меры экономического характера, направленной на снижение стоимости строительства, следует указать на необходимость изменения методологии и практики ценообразования в строительстве. По сущест­ву, практика расчетов за выполнение строительно-монтажных работ по действующим сметным нормам и расценкам согласно проекту, разработанному проектной организацией по заказу инвестора, рыночной не является. Главный недостаток действующей системы ценообразования в строительстве состоит в том, что цена устанавливается не за потребительские параметры и свойства конечной продукции строительства, а за выполнение строительных работ, то есть носит затратный характер. Строительные организации экономически не задействованы в процессе поиска и реализации решений по снижению ресурсоемкости строительства.
Актуальной проблемой является разработка структурной инвестиционной политики. В условиях ограниченных средств на инвестиционные цели необходимо выбрать приоритетные направления инвестиций в отраслевом разрезе и в структурном плане. С позиции перспектив будущего национальной экономики инвестиции в первую очередь должны быть направлены на техниче­ское перевооружение и реконструкцию существующих мощностей машиностроения. Совместное развитие строительного комплекса и машиностроения позволит включить в воспроизводственную цепочку предприятия других смежных отраслей и создать возможности для их перевооружения на новой технической и технологической основе.
Важным является сокращение эксплуатационных затрат на содержание зданий и сооружений на стадии их проектирования. Указанные затраты необходимо учитывать при оценке эффективности инвестиций и проектных решений. В этой связи при экономическом обосновании нецелесообразно отказываться от категорий сравнительной экономической эффективности и приведенных затрат.
Строители должны овладеть методологией и методами управления проектами при реализации подрядных контрактов. Управление производством должно быть ориентированна не на управление ходом выполнения программы работ, к чему привыкли отечественные строители, а на управление исполнением подрядных контрактов. Такое управление требует перестройки организационных структур управления. Решение этой проблемы видится в создании принципиально новых для Кыргызстана инжиниринговых фирм, которых не обязательно имея собственные производственные мощности, но располагающие соответствующими кадрами менеджеров в области строительства, владеющих теорией и практикой «проект-менеджмента» способны управлять реализацией крупных подрядов на основе привлечения имеющихся разрозненных строительных организаций.
Существенным фактором повышения эффективности работы непосредственно строительных организации в новых условиях становится повышение их мобильности. Они вынуждены и обязаны и реализовывать подрядные контракты в различных районах страны и за рубежом. Для этого строительные организации должны быть способны перемещать технику и необходимые кадры в требуемый район строительства.
Непосредственно с решением проблемы мобильности отечественных строительных организаций связано и решение проблемы создания качественно новой системы кадрового обеспечения строительства. Одной из причин низкого качества строительства является низкий профессиональный уровень рабочих и управленческих кадров в сочетании с отставанием в использовании современных материалов и соответствующих им способов выполнения работ. Изменение кадровой политики видится в переходе на формирование основного (постоянного) состава высококвалифицированных рабочих и технических руководителей (до 30%) и переменного состава малоквалифицированных рабочих обслуживающих строительство и принимаемых на работу по контракту на договорный срок.
Несмотря на предпринимаемые усилия, единая система инвестирования в стране не создана. Необходимо создать благоприятный нормативно-правовой климат, охватывающий все стадии инвестиционного процесса на уровне государства в целом, а не в одной какой либо отдельной отрасли. При анализе нормативной базы обнаружилось, что в последние годы государство активно формирует благоприятный правовой климат. Нормативные акты касаются поддержки инвесторов и повышения активности государства и физических лиц.
Законодательная и юридическая основа деятельности предприятий с иностранными инвестициями регулируется Гражданским, Налоговым, Таможенным, Земельным кодексами, законами Кыргызской Республики «О залоге», «О свободных экономических зонах», а также указами и решениями президента Кыргызской Республики, постановлениями правительства Кыргызской Республики, нормативно-правовыми актами. В республике проводится целенаправленная политика по обеспечению гарантий инвесторам и беспрепятственной деятельно­сти иностранного капитала в республике, развития возможностей стимулирования и предоставления льгот для иностранных инвесторов.
Для улучшения инвестиционного климата и привлечение прямых инвестиций в экономику Кыргызстана постоянно вносятся дополнения и изменения в существующие законы, проводится инвентаризация нормативно — правовых актов с целью ограничения административного вмешательства в хозяйственную деятельность предприятий. Правительством принят ряд постановлений по созданию благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса. Утверждена Программа передачи субъектам малого и среднего предпринимательства простаивающих и неиспользуемых площадей, помещений, оборудования и других основных фондов, а также невостребованного в ходе банкротства имущества. Упрощен режим въезда, выезда и пребывания инвесторов в Кыргызской Республике. Внесены изменения в реестр государственных бесплатных и платных услуг, оказываемых органами исполнительной власти населению.
Правительством Кыргызской Республики немало сделано для улучшения инвестиционного климата. Внедрение рыночных механизмов и целенаправленная деятельность Правительства по проведению структурных преобразований привели к значительным изменениям структуры экономики. Увеличилась доля частного сектора в производстве ВВП. Эти процессы тесно связаны с проведением процессов приватизации, либерализации и стабилизации экономики, успешным проведением земельной реформы, реструктуризацией банковской системы и развития рынка капиталов, совершенствованием и упрощением законодательной основы деятельности юридических лиц.
В целях обеспечения защиты инвестиций Правительством республики был предпринят ряд шагов в сфере международного, правового урегулирования вопросов защиты иностранных инвестиций путем заключения ряда межгосударственных, двухсторонних соглашений о взаимной защите и поощрении инвестиций. Правительством Кыргызской республики подписано 21 соглашение о взаимной защите и поощрений инвестиций, 11 соглашений об избежании двойного налогообложения. Важным является присоединение Республики к известным международным конвенциям. Таким образом, были сделаны дальнейшие шаги по решению проблем международно-правового регулирования вопросов взаимной защиты и поощрения иностранных инвестиций.
Для создания благоприятного инвестиционного климата в республике созданы свободные экономические зоны (СЭЗ). СЭЗ имеют специальный правовой статус и особый режим в отношении регистрации предприятий, рабочей силы, таможенных процедур, экспорта и импорта, земли, международной торговли и других требований, таких, как финансовые инспекции, статистика, вопросы здоровья и др. СЭЗ должны обеспечить переход всей экономики республики на рельсы эффективного рыночного развития. Теме СЭЗ, в настоящее время, посвящено много статей и конференций [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7]. Создание СЭЗ — один из эффективных способов привлечения инвестиций, катализатор развития внешнеэкономических связей и экономики республики. Деятельность свободных экономических зон ориентируются на увеличение экспортного потенциала республики путем привлечения иностранных инвестиций в экспортные производства, создание новых рабочих мест.


Литература
1. Асаул А.Н. Особые экономические зоны в России // Экономическое возрождение России. — 2007. — № 1(11). — С. 3–7.
2. Асаул А.Н. Концептуальная основа региональной политики поддержки научно-технологических парков // Экономическое возрождение России. — 2007. — № 3(5). — С. 3–8.
3. Асаул В.В. Вернутся ли в Россию свободные экономические зоны? // Экономическое возрождение России. — 2005. — № 4(6). — С. 18–25; 2006. — № 1(7). С. 30–35.
4. Асаул В.В. Научные основы инновационного развития территории на примере создания особых экономиче­ских зон. — СПб.: АНО «ИПЭВ», 2006.
5. Асаул Н.А. Институциональный подход к развитию инвестиционно-строительного комплекса // Экономиче­ское возрождение России. — 2005. — № 1. — С.37–43.
6. Карпова М. Анализ и перспективы развития малого и среднего бизнеса в городе Набережные Челны Республики Татарстан //Экономическое возрождение России. — 2006. — № 4. — С. 72.
7. Коробейников М. А. Туристско-рекреационные особые экономические зоны как эффективный механизм политики государства по развитию сельских территорий: правовой аспект // Экономическое возрождение России. — 2008. — № 2(16). — С. 18–24.
8. Кузнецов Б.Л., Чирков Д.В. Локальные инновационные системы // Наб. Челны: Изд-во Кам. гос.-инж. экон. акад., 2007.
9. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Россия-2050: стратегия инновационного прорыва. — М.: ЗАО Изд-во «Экономика», 2004. — С. 9.
10. Особые экономические зоны — мировой опыт; Ежегодное собрание МСЭИ и ВЭО России (03.01.2007 — 14.01.2007 г. Санья (КНР)) // Экономическое возрождение России. — 2007. — № 1(11). — С. 77–78.
11. Савельева И.П. Операционный анализ как метод оценки эффективности управленческих решений в процессе планирования хозяйственной деятельности малых предприятий // Экономическое возрождение России. — 2006. — № 1. — С.53.
12. Якутин Ю.В. Доверие и ответственность власти и бизнеса в зоне экономических интересов // Экономическое возрождение России. — 2007. — № 1(11). — С. 49–57.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия