Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (28), 2008
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ

Территориальное планирование как инструмент муниципального развития
Целью статьи является обоснование необходимости новых подходов к средне- и долгосрочному планированию территориального развития регионов и муниципалитетов России. В статье сформулированы выводы относительно институтов и механизмов повышения качества факторов размещения на основе кластерной концепции экономического роста. Описаны современные принципы и авторская методика территориального планирования муниципального развития
Ключевые слова: территориальное планирование, муниципальная стратегия экономического развития, стратегический маркетинговый план, инструменты региональной политики, кластерный подход, инновационно-предпринимательский кластер

Глобализация несет не только новые вызовы для национальных и региональных экономик, но и предоставляет новые возможности, в том числе новые стратегии и инструменты региональной политики. Субъектами подобного подхода должны быть не крупные регионы, а внутрирегиональные ареалы, агломерации и населенные пункты [1, 2]. Остановимся на некоторых аспектах, связанных с использованием механизмов и возможностей глобализации при разработке муниципальных экономических стратегий экономического развития.
1. Любой муниципалитет следует рассматривать одновременно как субъект региональной экономики, часть федеративного государства и элемент глобальной экономической системы. В такой меняющейся и выдвигающей все новые трудности среде каждой территории нужен стратегический маркетинговый план, чтобы извлечь пользу из новой конфигурации. Стратегическое рыночное планирование — это не разовая попытка разрешить кризис или финансовую проблему, а непрерывный процесс, необходимый для встречи с постоянно развивающимся мировым рынком и приспособления к нему.
2. В процессе глобализации происходит интенсификация мировых социальных отношений, что позволяет на основе развития информационных технологий, со­временных средств коммуникации и социальных сетей делать ближе самые отдаленные места и события. Следовательно, одним из факторов успеха является развитие информационных технологий, управление процессом коммуникации, разработка и реализация маркетинговых планов, позволяющих без посредников получать доступ на новые глобальные рынки.
3. Макроэкономический анализ упускает сложные реалии, лежащие в основе разработки местных стратегий роста. Сегодня во многих странах реализуется стратегия кластерного экономического роста. В ответ на конкурентное давление многие муниципалитеты (агломерации) выработали стратегии повышения своей привлекательности в глазах инвесторов, промышленности, жителей и приезжих.
Кластерный подход, предложенный М. Портером, позволяет аккумулировать эффект локализации как на отраслевом уровне, так и в аспекте размещения [3]. Кластерная модель используется при разработке экономической политики во всем мире как инструмент повышения конкурентоспособности экономики региона, в том числе в целях стимулирования инноваций и экономики знаний. Большинство экспертов определяют кластер как географическую концентрацию подобных, смежных или дополнительных предприятий с активными каналами для бизнес-трансакций, коммуникаций и диалога, которые имеют общую специализированную инфраструктуру, рабочие рынки и услуги, и общие возможности или проблемы.
Кластерную политику проводят во многих развитых и развивающихся странах: в Японии и Южной Корее, Сингапуре и Финляндии, Словении и Канаде. Например, правительство Франции в 2005 г. приняло программу развития 60 кластеров на три года стоимостью €1,5 млрд. В Великобритании £15 млн. потратили только на фонд, который будет финансировать создание инновационных кластеров. Создание институтов и инструментов кластерной политики определяется сложившимися моделями взаимодействия власти и бизнеса и имеет свою специфику в каждой стране. Статистические наблюдения свидетельствуют, что производительность труда в секторах экономики, входящих в состав кластера, выше среднестрановой на 44%. Более того, как утверждают в Гарвардской школе бизнеса, кластерный сектор является главной движущей силой развития секторов, которые обслуживают локальный рынок [4].
Можно отметить интересный парадокс: эффективное развитие производства в условиях кластера продукции с высокой добавленной стоимостью и активные инновации часто происходят в секторах, испытывающих недостаток природных ресурсов. Например, недостаток собственных энергоресурсов формирует спрос на энергоэффективные технологии, относительный недостаток лесных ресурсов (для экспортоориентированного производства), металлов, химикатов стимулирует углубление процессов переработки сырья.
Кластерный подход дает предприятиям преимущество над более изолированными конкурентами. Он дает доступ к большему количеству поставщиков и услугам поддержки, адаптированных к требованиям потребителей, к опытным и высококвалифицированным работникам и к неотвратимой передаче знаний и навыков, происходящей на встречах при обсуждении бизнеса. Фирмы в условиях кластера способны функционировать как система, могут использовать ресурсы более эффективно и коллективно производить больше, чем составляет сумма их индивидуальных результатов.
Среди всех преимуществ кластерного подхода наиболее важным является доступ к инновациям, знаниям и «ноу-хау». В экономике на базе знаний, которые определяются традиционными наукоемкими отраслями и возникающими отраслями, фирмы ищут свое основное конкурентное преимущество в идеях и талантливых кадрах, чего требует географическая близость к квалифицированным коллегам, наилучшим поставщикам, оценивающим потребителям, высококвалифицированным человеческим ресурсам, исследованиям и инструментам развития, а также лидерам отрасли. Специальные знания отрасли и «ноу-хау» аккумулируются и распространяются через предпринимательские сферы и инновационные компании.
Проблемам формирования региональных кластеров в трудах зарубежных исследователей и практических специалистов придается большое значение. При этом следует отметить особую роль кластеров в формировании благоприятной среды для повышения конкурентоспособности, увеличения инновационного потенциала и роста малого и среднего предпринимательства [4, 5]. В качестве основных особенностей России в аспекте исследования во многих публикациях отмечены следующие тенденции.
1. Российские регионы характеризуются в основном присутствием в них крупных вертикально-интегрированных компаний (ВИК), поглотивших основную часть промышленного производства, что сильно повлияло на производственно-территориальную организацию как регионов, так и всей страны в целом. При этом ВИК, как правило, игнорируют проблемы повышения конкурентоспособности территорий.
2. Созданию сети кластеров на региональном уровне объективно препятствуют накопившиеся здесь экономические структурные проблемы. В первую очередь не нашли себя в новой экономике те поселения, которые исторически возникли в связи с решением старых геополитических задач (закрытые административно-территориальные образования, монопрофильные поселения, полностью зависящие от технологии градообразующих предприятий, и пр.). Государственной политики поддержки кластерного развития не существует.
3. К основным институциональным барьерам создания кластеров следует отнести низкий уровень культуры взаимоотношений и доверия; отсутствие общего экономического интереса между предприятиями, научно-исследовательскими институтами и ВУЗами; отсутствие средне- и долгосрочных стратегий развития у предприятий и регионов; низкий уровень развития бизнес-климата, образования и квалификации населения и инфра­структурной базы.
Стратегия и приоритеты регионального и кластерного развития на федеральном и региональном уровне в России не определены, а инструменты региональной экономической политики находятся в зачаточном состоянии. Следовательно, стратегия муниципальных образований может носить адаптивный характер в условиях стихийной регионализации. Это предопределяет необходимость ориентироваться, с одной стороны, на действующие федеральные и региональные целевые программы и проекты, с другой стороны, создавать инструменты и институты развития на местах в целях формирования нового качества экономического потенциала территории. Новое качество экономического потенциала территории, в свою очередь, связано с корректировкой (или с созданием новой) специализации локалитета.
При стратегическом планировании важно понимать, что в условиях глобализации прямые инвестиции становятся все более специализированными. Вероятность привлечения инвестиций, внедрения инновационных технологий, повышения качества и эффективности ресурсов существенно увеличивается при правильном подходе к выбору специализации территории и при формировании соответствующего экономического кластера. Как показал мировой опыт, роль лидера кластера на основе малого и среднего предпринимательства чаще всего принадлежит местной власти.
Авторская методика стратегического рыночного планирования муниципального развития, реализованная в рамках разработки схем территориального планирования ряда муниципальных районов и генеральных планов городов и поселений Пермского края, представлена в виде структурно-логической схемы.
Подчеркнем исключительную важность использования новых подходов в целях подготовки градостроительной документации. Правильнее в нашем случае применять термин «градорегулирование», так как предложенные предпроектные и проектные решения нацелены на будущее развитие локалитета в конкурентно-инновационной среде в условиях рыночных отношений при невозможности директивных указаний собственникам ресурсов, в том числе собственникам земли.
В качестве основного института территориального развития следует рассматривать создание групп стратегического планирования, включающих представителей местной власти и бизнеса, привлеченных специалистов, представителей общественных организаций и потенциальных инвесторов. Задачей группы стратегического планирования является методическое, организационное и техническое сопровождение и поддержка реализации стратегии на всех этапах. Этапы стратегии территориального развития предусматривают постепенный переход от тактики «ценовой конкуренции», предполагающей снижение операционных издержек на территории, к тактике создания собственной «конкурентной ниши». В качестве экономического механизма реализации стратегии рассматриваются инновационно-предпринимательские кластеры.
Ожидается, что основными видами инновационных предприятий станут малые и средние предприятия различных правовых форм, так как именно они наиболее эффективно занимаются внедрением инноваций на стадии имитации новшеств и их модернизации. При создании инновационно-предпринимательского кластера предлагается ориентироваться не только на местный потенциал, но и на привлечение стратегических партнеров, в числе которых должны быть вузы, иностранные и отечественные производители, способные дать импульс инновационного и эффективного развития.
Прикладные рекомендации по формированию новой экономической специализации муниципальных районов, созданию инструментов, институтов, экономических механизмов, а также проектные и планировочные решения, разрабатываемые авторским коллективом, являются предметом дальнейших публикаций.
Рис. 1. Алгоритм стратегического планирования муниципального развития


Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках проекта «Исследование влияния глобализации и регионализации на экономическое развитие Пермского края» № 07-06-96013 р-урал-а

Литература
1. Ларина Н.И., Кисельников А.А. Региональная политика в странах рыночной экономики: учеб.пособие. — М.: Экономика, 1998. — 172 с.
2. Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы / Котлер Ф. и др.; Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге. — СПб., 2005. — 376 с.
3. Портер М. Конкуренция / Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2003. — 496 с.
4. Производственная кооперация крупного и малого бизнеса. Рекомендации по созданию промышленных кластеров. Торгово-промышленная палата РФ. Департамент по работе с территориальными палатами. Центр международного частного предпринимательства (CIPE) при торговой палате США. Москва 2006.
5. Украина: Услуги по поддержке МСП в приоритетных регионах: Пособие по кластерному развитию // EuropeAid/121495/C/SV/UA. Киев, 2006.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия