Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (28), 2008
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Кондратьева В. И.
первый заместитель министра экономического развития Республики Саха (г. Якутск)

Перспективы развития Западной и Южной Якутии
Статья посвящена перспективам развития Востока России, в частности Республики Саха (Якутия), ее Южной и Западной территории. Реализация крупных инвестиционных проектов на Дальнем Востоке требует создания благоприятных условий для привлечения высококвалифицированных трудовых ресурсов путем создания мотивационных механизмов трудоустройства и закрепления. Особенностью стратегии Республики Саха (Якутия) является формирование крупных промышленных узлов по кластерному типу с широким межрегиональным эффектом
Ключевые слова: Республика Саха (Якутия), государственный заказ, инвестиционный проект, трудовые ресурсы, природные ресурсы, кадровый потенциал, региональная политика, рынок труда, государственно-частное партнерство, малое предпринимательство

Дальний Восток занимает особое место в экономике и внешних связях России. Главное конкурентное преимущество региона — богатейший природно-ресурсный потенциал, который по-настоящему еще не вовлечен в экономику России. Вектор политической и экономической активности России постепенно смещается в восточном направлении. Об этом свидетельствует и то внимание, которое в последнее время уделяется Президентом и Правительством Российской Федерации вопросам развития Восточной Сибири и Дальнего Востока. [2, 7–9]
Необходимость ускоренного развития Востока России во многом диктуется экономическим и демографическим давлением стран Азиатско-Тихоокеанского региона [17]. На Дальнем Востоке ежегодная миграционная убыль, в совокупности с естественным снижением населения, вызывает угрозу сохранения территории. Причем, начиная с 2000 г., фактор естественной убыли стал оказывать заметно большее влияние на динамику численности населения. В период 2015–2025 гг. регион может попасть в «демографическую яму», когда численность населения региона катастрофически сократится, если не будут приняты экстраординарные меры по ее стабилизации. Регион ежегодно за счет сокращения населения будет терять дополнительно примерно 1,6% ВРП [3, 6, 10, 19].
Реализация крупных инвестиционных проектов на Дальнем востоке требует создания благоприятных условий для привлечения высококвалифицированных трудовых ресурсов путем создания мотивационных механизмов трудоустройства и закрепления. [1, 12–15, 19]. Перспективы развития Востока России связаны в первую очередь с освоением минерально-сырьевой базы. В азиатской части страны — Сибири, Дальнем Востоке, шельфе арктических и дальневосточных морей сосредоточена основная часть энергетических ресурсов России, что дает возможность не только удовлетворить внутренние потребности страны за счет Западной и Восточной Сибири, Республики Саха и Сахалина, но и экспортировать значительные объемы нефти и газа в страны АТР. В настоящее время в рамках долгосрочной государственной стратегии начинается формирование в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке новых крупных центров добычи нефти и газа международного значения, которые позволят реализовать экономические и геополитические интересы России.
Главными факторами низкой конкурентоспособности восточных регионов являются удаленность от основных рынков сбыта, слабость энергетической базы, сложные природно-климатические условия. Республика Саха (Якутия) — регион, в котором наиболее ярко представлены все специфические черты, характерные для восточных территорий России. Богатства — громадные, степень освоенности — минимальная [16, 18]. Якутия обладает огромным по объему и уникальным по составу и качеству сырья природно-ресурсным потенциалом. На территории ее выявлено более полутора тысяч месторождений и свыше 5 тыс. проявлений различных видов минерального сырья. Стоимость только подтвержденных запасов оценивается в 1,3 трлн. долл. США. На территории республики существуют все предпосылки создания новой металлургической базы России с производством до 20 млн. т. стали и чугуна в год.
Во многом благодаря стабильной работе горнодобывающей промышленности, в первую очередь — алмазодобывающей, обеспечиваются высокие показатели экономического развития республики: Якутия занимает 1-е место в Дальневосточном федеральном округе и 23-е место в России по объему выпускаемой промышленной продукции. Среднедушевой объем валового регионального продукта в 1,7 раза выше среднероссийского показателя. По абсолютным значениям показателей ВРП и промышленного производства на душу населения республика стабильно входит в первую десятку регионов России [21]. По индексу развития человеческого потенциала, рассчитанному по методике ООН, Якутия занимает 8-е место среди субъектов Российской Федерации.
Особенностью стратегии Республики Саха (Якутия) является формирование крупных промышленных узлов по кластерному типу с широким межрегиональным эффектом: в Южной Якутии, Северо-восточной Якутии и Западной Якутии [25].
В Западном районе расположены: цепь разрабатываемых и перспективных кимберлитовых алмазоносных трубок и алмазных россыпей; месторождения нефти и газа с общими извлекаемыми суммарными запасами по категориям С1 и С2 330 млн. т. нефти и 2,4 трлн. куб. м газа. Среди них уникальное Чаяндинское и крупные нефтегазоконденсатные месторождения: Среднеботуобинское, Талаканское, Таас-Юряхское и др.; Томторское ниобиевое месторождение (крупнейшее в мире); гидроэнергетические ресурсы (эксплуатируемые каскадом Вилюйских ГЭС). Сосредоточены крупные нефтегазовые месторождения с общими извлекаемыми суммарными запасами в 330 млн т. нефти и 2,4 тлрн млрд куб. м газа. Здесь может добываться 40–50 млрд кубометров газа и 10 млн т. нефти в год.
Южная Якутия становится узловым центром инфраструктурного развития всего Дальнего Востока. Через территорию Южной Якутии пройдут магистральные автодороги, железные дороги, нефтепроводы, газопроводы, энергомост. Проект Южной Якутии основан на 4 кластерах и объединяет в единую модель бизнес-планы 8 предприятий. На основе урановых месторождений предполагается строительство Эльконского горно-металлургического комбината. Это сформирует атомный кластер проекта. В последнее время в связи с возросшим спросом на коксующиеся угли новый импульс получила угольная промышленность. Южная Якутия уже сейчас является основной сырьевой базой для российской металлургии, есть многолетний опыт сотрудничества с Японией и Южной Кореей. Добыча угля и железной руды станет основой для Южно-Якутского горно-металлургического объединения. Это сформирует угольно-металлургический кластер.
На базе месторождения апатитов будет построен Селигдарский горно-химический комплекс. Укладка газо- и нефтепроводов позволят организовать переработку нефти и газа. Это образует химический кластер. Обязательным условием реализации этих проектов является создание инфраструктуры: строительство Канкунской ГЭС, линий электропередач, железных и автомобильных дорог.
Инвестиционный проект «Комплексное развитие Южной Якутии» получил господдержку из средств Инвестиционного фонда РФ.
В плане механизмов привлечения и закрепления трудовых ресурсов необходимо усилить свои действия в направлениях: повышения уровня жизни населения; формирования жилищной политики, направленной на привлечение и закрепление трудовых ресурсов в регионах освоения Севера и Дальнего Востока; подготовке кадров для приоритетных проектов, формирование кадрового потенциала. Республика заинтересована в максимальном вовлечении местных трудовых ресурсов при реализации инвестиционных проектов, в подготовке кадров для работы на производстве, в сотрудничестве с республиканскими предприятиями, в разумном содействии со стороны компаний развитию тех территорий, где осуществляется их деятельность. К примеру, компаниями «Сургутнефтегаз», «Транснефть», «Полюс» привлечены значительные трудовые ресурсы из числа местного населения [22–24].
В целях подготовки и привлечения трудовых ресурсов республики для реализации стратегических инвестиционных проектов на территориях Алданского, Ленского, Мирнинского, Нерюнгринского и Олекминского районов, а также для регулирования трудовой миграции и формирования благоприятных условий для развития рынка труда Западной и Южной Якутии приняты два постановления Правительства Республики Саха (Якутия). Постановлением от 24 мая 2007 г. № 218 утвержден Комплексный план развития рынка труда Западной Якутии на 2007-2011 гг., постановлением от 28 сентября 2007 г. № 408 — Комплексный план развития рынка труда Южной Якутии на 2007–2011 гг.
Целью данных Комплексных планов является формирование благоприятных условий для динамичного развития территориального рынка труда Западной и Южной Якутии, основанного на использовании кадрового потенциала республики в реализации стратегических инвестиционных проектов [4.] Основными задачами мероприятий Комплексных планов являются:
— определение перспективной потребности в рабочих кадрах предприятий, реализующих стратегические инвестиционные проекты на территории Западной и Южной Якутии;
— привлечение местных кадров в новые производ­ства и обеспечение рабочими местами квалифицированных специалистов и незанятых граждан;
— снижение общей безработицы в регионах;
— определение объемов и профилей подготовки профессиональных кадров в высших, средних и начальных профессиональных учебных заведениях с учетом перспектив развития регионов;
— обеспечение профессиональными кадрами отраслей экономики в соответствии с потребностями регионального рынка труда;
— развитие системы подготовки профессиональных кадров и укрепление материально-технической базы учебных заведений среднего и начального профессионального образования регионов;
— создание условий для закрепления молодых специалистов на предприятиях регионов;
— регулирование миграционных процессов;
— строительство жилья для специалистов на долевой основе и с применением механизма ипотечного кредитования;
— проведение информационной работы о реализации стратегических инвестиционных проектов на территории Западной и Южной Якутии, о наличии вакансий, о возможностях профессионального обучения и направления на работу.
Реализация Плана обеспечит:
— снижение уровня общей безработицы до 3% в Алданском, до 1,6% — в Ленском, до 2,4% — в Мирнин­ском, до 6% — в Нерюнгринском, до 8% — в Олекмин­ском районах;
— ежегодное трудоустройство на крупных предприятиях Западной Якутии от 800 до 1200 чел., от 1080 до 1650 чел. — в Южной Якутии (без учета строительства каскада ГЭС на реках Тимптон, Алдан и Учур и освоения Эльконского урановорудного месторождения). В 2009 г. будет трудоустроено до 3,7 тыс.чел. в связи с началом освоения Эльконского урановорудного месторождения и в 2010–2011 г.г. — до 4,5 тыс. чел. в год в связи с началом строительства каскада ГЭС;
— целевую подготовку специалистов по рабочим специальностям для эксплуатации нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан»;
— увеличение целевых мест на подготовку по специальностям угледобывающей, металлургической, урановорудной, нефтегазовой промышленности, энергетики и транспорта с учетом перспектив развития регионов;
— профессиональное обучение безработных граждан по специальностям согласно потребностям предприятий Южной Якутии;
— внедрение в районах схемы строительства жилья на долевой основе и ипотечного жилищного кредитования.
Перспективы развития рынка труда Западной Якутии: Численность постоянного населения на 2007–2011 гг. в Ленском районе увеличится до 40 тыс. чел. В связи с реализацией стратегических инвестиционных проектов Западной Якутии — строительством и эксплуатацией нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан», освоением Талаканского нефтегазоконденсатного месторождения, с началом освоения Чаяндинского газоконденсатного месторождения и др. прогнозируется увеличение численности трудовых ресурсов за счет увеличения постоянного населения в трудоспособном возрасте и иностранных трудовых мигрантов.
Предполагается создание новых рабочих мест в приоритетных отраслях экономики: в нефтяной и газовой промышленности, малом предпринимательст­ве. Заметно вырастет потребность в специалистах и квалифицированных рабочих в ведущих отраслях промышленности, в образовании, здравоохранении, культуре, в сфере обслуживания, жилищно-коммунальном хозяйстве.
В период 2007–2011 гг. на крупных предприятиях района будет иметь место возросший спрос на качественную квалифицированную рабочую силу. Потребность предприятий только в рабочих кадрах составит более 5 тыс. чел. Численность занятых в экономике увеличится до 25 тыс. чел. Уровень общей безработицы в 2007–2011 гг. предположительно составит 2,2–1,6% с тенденцией к дальнейшему уменьшению, соответственно, сократится уровень регистрируемой безработицы с 1,8% до 1,2%[24].
В связи с развитием и внедрением в производство интенсивных современных технологий таких предприятий, как АК «Якутскэнерго» (Каскад Вилюйских ГЭС), ОАО «АЛРОСА-Газ», ОАО «Таас-Юрях-Нефть», ЗАО «Иреляхнефть», численность занятых в районе составит около 55 тыс. челк. За счет ввода объектов строящихся подземных рудников «Мир», «Айхал», «Удачный» планируется создание около 2 тыс. новых рабочих мест. Разработка Таас-Юряхского и Иреляхского нефтегазовых месторождений, увеличение объема добычи нефти, развитие нефтеперерабатывающей промышленности, завершение строительства магистрального газопровода будут способствовать развитию рынка труда.
Станет активно развиваться малое предпринимательство, объем продукции малого предпринимательства к 2011 г. составит около 2 млрд руб. Планируются рост объемов строительства и производства стройматериалов, обновление транспорта и модернизация соответствующей инфраструктуры, модернизация предприятий связи. Уровень безработицы постепенно снизится до 2,4%.
В целом по предприятиям Западной Якутии прогнозируется достаточно высокий уровень общей потребности в кадрах на 2007–2011 гг., в среднем 12 тыс. чел. в год. Данные показатели оценки потребности предприятий и учреждений всех форм собственности получены с учетом создания новых рабочих мест, с учетом возрастного состава кадрового потенциала и динамики текучести кадров.
В начальный период промышленного освоения региона (2007–2009 г.г.) значительная роль будет отводиться переподготовке работающих кадров. В соответствии с Государственной программой обеспечения профессиональными кадрами отраслей экономики и социальной сферы РС (Я) на 2007–2011 гг. и основными направлениями до 2015 г. в 2007–2008 гг. переподготовку кадров должно пройти 1,4–1,5 тыс. чел., что в 1,6 раза превышает существующий уровень подготовки новых специалистов. Для обеспечения потребности в кадрах Западной Якутии на 2007–2011 гг. планируется строительство учебного корпуса и общежития Политехнического училища в п. Пеледуй, открытие новых специальностей для нефтегазовой отрасли в Якутском государственном университете, целевое обучение студентов с последующим трудоустройством на объекты ВСТО и др.
Перспективы развития Южной Якутии обусловлены как значительным природно-ресурсным потенциалом, так и рядом важнейших федеральных решений: через Южную Якутию пройдет нефтепровод «Восточная Сибирь — Тихий Океан», в едином створе с ВСТО будет проложен магистральный газопровод, регион обрел железнодорожную связность. Для формирования на этой территории нового мощного индустриального центра определенные инфраструктурные предпосылки уже созданы. Кадровая потребность проектируемых объектов уже в ближайшие 2–3 года определяется цифрами в 15–20 тыс. чел.
Важнейшим элементом нового промышленного района является Южно-Якутский гидроэнергетический комплекс, в рамках которого на первом этапе будут построены две станции на реке Тимптон (Канкунская и Нижняя-Тимптонская) общей мощностью 2 800 МВт. Эльконский горно-металлургический комбинат по добыче и обогащению урана призван решать стратегическую задачу обеспечения российским сырьем запланированное интенсивное развитие отечественной атомной промышленности. По предварительным оценкам, потребность в кадрах будет определяться цифрами по 3–5 тыс. чел. на каждый из 3-х этапов строительства и развития производства.
Химический кластер Южно-Якутского промышленного района будет состоять из двух предприятий. Инвестиционная группа АЛРОСА планирует строитель­ство Селигдарского горно-химического комбината на базе крупнейшего месторождения апатитов (численность привлекаемых трудовых ресурсов оценивается от 3 до 5 тыс. чел.). Вторая составляющая химического кластера — это проект Алданского газохимического комплекса с проектируемой численностью трудовых ресурсов от 12 тыс. чел. (строительный этап введения производственных объектов первой очереди) до 18 тыс. чел. (вторая очередь, развитие социальных объектов), что стало возможным благодаря принятому решению о направлении восточного газопровода через Алдан в едином створе с ВСТО.
Огромное значение для проекта имеет металлургический кластер, объединяющий три горно-обогатительных комбината и новый крупный металлургический завод в Нерюнгри. ГОКи потребуют привлечения свыше 12 тыс. специалистов разной квалификации, металлургический завод — еще 8 тыс. чел. только для пуска первой очереди.
Возникнет потребность в большом количестве квалифицированных трудовых ресурсов, которая будет удовлетворяться как за счет широкого использования вахтовых методов (до 20 тыс. чел.), особенно на этапе строительства, так и внутренней миграции (25–30 тыс. чел.). Роль внешней миграции не следует переоценивать, однако положительный приток все же будет иметь место, и его величина должна быть более строго оценена по мере проработки основных инвестиционных проектов. Ориентировочно он не должен превысить 40–50 тыс. чел.
Основным препятствием на пути реализации указанных планов может стать кадровая проблема и состояние социальной и коммунальной инфраструктуры в регионе. Можно говорить, что уровень образования населения в Республике Саха (Якутия) довольно высок, однако квалификация местного населения в настоящее время не в состоянии удовлетворить потребности новых производств. В качестве механизма решения кадрового вопроса целесообразно использовать все имеющиеся в настоящее время ресурсы:
— привлечение местного населения, прежде всего, наиболее перспективной его части — молодежи, только вступающей в трудоспособный возраст, путем организации специальных образовательных программ;
— стимулирование переселения трудоспособного населения из других, неблагополучных районов республики с прохождением переобучения (за счет средств республиканского бюджета и инвесторов) и предоставлением жилья.
Кадровый потенциал формирующихся производственных кластеров и инфраструктурных комплексов на территории Южной Якутии в 2007–2011 гг. составит 33 тыс. чел., в том числе в гидроэнергетическом строительстве — 15 тыс. чел., металлургическом — 12 тыс. чел., атомном и газохимическом — 6 тыс. чел.


Литература
1. Андрюнин А.В., Коровкин А.Г., Парбузин К.В. Взаимодействие региональных рынков труда: опыт анализа и прогнозирования движения населения и рабочей силы // Проблемы прогнозирования. — 2001. — № 2. — С. 97–109.
2. Акимов А. К. Социальная политика, региональные аспекты. — Якутск, 1996.
3. Винокурова Т.З., Федорова Е.Н. Возрастная структура населения Якутии. — Новосибирск: Наука, 2001.
4. Воробьева О.Д., Кулаков В.М., Мкртчян Н.В. Проблемы кадрового обеспечения и экспорт образовательных услуг в Российской Федерации // Проблемы прогнозирования. — 2004. — № 4. — С. 109–123.
5. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. — М.: ГУ-ВШЭ, 2001.
6. Дьяконов Ж.Н. Становление и развитие рынка труда Севера России. — Якутск, 1998.
7. Егоров Е.Г. Север России: Экономика, политика, наука. — Якутск. 2006.
8. Егоров Е.Г. Исследование проблем перехода к рыночной экономике. — Якутск, 1995.
9. Егоров Е.Г., Бекетов Н.В. Научно-инновационная система региона: структура, функции, перспективы развития. — М., 2002.
10. Зущина Г.М., Костин Л.А. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал общества. — М., 1996.
11. Корнилов Д.Д. Рынок труда и социальное партнерство. — Якутск, 2005.
12. Коровкин А.Г., Полежаев А.В., Андрюнин А.В. Структурные изменения и взаимодействия региональных рынков труда: методы и анализ // Проблемы прогнозирования. — 2002. — № 4. — С. 134–148.
13. Коровкин А.Г., Подорванова А.В., Полежаев А.В. Проблемы построения функций спроса на труд в отраслях экономики России с учетом реальных затрат рабочего времени // Проблемы прогнозирования. — 2005. — № 3. — С. 78–92.
14. Кузьмин С.А. Занятость населения России на период до 2015 г. (прогноз) // Проблемы прогнозирования. — 2004. — № 3. — С.99–111.
15. Макроэкономические проблемы занятости // Проблемы прогнозирования. — 2003. — № 6. — С.76–77.
16. Прогнозирование развития региональных экономических систем: Сб. научных трудов / АН СССР; Отв. ред. П. А. Минакир, Н. Н. Михеева. — Владивосток: ДВО АН СССР, 1989.
17. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006–2008 г.) от 19 января 2006 г.
18. Регионы России. Основные характеристики субъектов РФ. 2005. Статистический сборник. — М.: Статистика России, 2006.
19. Сукнева С.А., Мостахова Т.С. Демографическое развитие региона. Новосибирск. Наука, 2002.
20. Федорова Н. Республика Саха (Якутия): использование трудовых ресурсов села в промышленности // Человек и труд. — 2004. — № 10. — С. 51–52.
21. Доклад Республики Саха (Якутия) о результатах и основных направлениях социально-экономического развития республики, выносимый для рассмотрения на заседание Правительства Российской Федерации в 2007 году (ДРОНД).
22. Доклад Штырова В.А. о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации за 2007 год и их планируемых значениях на период 2008–2010 гг.
23. Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 04 июля 2007 года № 295 «О Плане социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2007–2001 годы».
24. Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 11 декабря 2007 года № 755 «О плане социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2007–2011 годы.
25. Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 6 сентября 2006 года № 411 «О Схеме комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года.
26. Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики РС (Я) до 2020 года (сводный том). Одобрена Правительством Российской Федерации (Протокол заседания Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2007 г. № 5).
27. Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 04 июля 2007 года № 295 «О Плане социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2007–2001 годы».

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия