Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (28), 2008
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Будагов А. С.
декан экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения,
кандидат физико-математических наук


К вопросу создания рационального механизма стратегического управления проектным инвестированием административно-территориального образования
Механизм стратегического управления развитием проектного инвестирования ориентирован на по­следовательное осуществление технологических процедур, наполняемых конкретными мерами, по своей направленности соответствующих целевой ориентации стратегий на противодействие негативному влиянию факторов внешней среды, создание и усиление действующих положительных тенденций инновационного и инвестиционного развития регионального хозяйства
Ключевые слова: стратегическое управление, проектное инвестирование, территориально-административное образование

Основными принципами создания механизма стратегического управления процессом проектного инве­стирования, в соответствии с нашими представлениями, выступают:
• согласованность этапов процесса инвестирования в основной капитал и новшества хозяйствующих субъектов региона с технологическими процедурами осуществления стратегического управления проектным инвестированием;
• целевая ориентированность на достижение наи­больших экономических, финансовых и социальных результатов инвестирования в основной капитал, новшест­ва технического, технологического, информационного характера в перспективном периоде времени в условиях нестабильной внешней среды;
• ресурсная сбалансированность предпринимаемых мер по противодействию, в рамках обобщающей и частных (функциональных) стратегий, негативным влияниям факторов;
• содействие и повышение результативности влияния положительных факторов макро- и микросред на процесс проектного инвестирования;
• активизация и рационализация элементного взаимодействия системы стратегического планирования научно-инновационного и финансово-инвестиционного развития административно-территориального образования;
• идентификация, анализ и ранжирование внешней и внутренней информации о состоянии и предстоящем развитии инвестирования в основной капитал, технологические и технические, экономико-организационные новшества для оперативного решения стратегических задач сохранения и повышения темпов обновления и модернизации основных фондов, внедрения новшеств в деятельности хозяйствующих субъектов региона;
• соблюдение прибыльности, рентабельности проектного инвестирования на различных этапах вложений средств в основные фонды и новшества субъектов хозяйствования и инфраструктурного комплекса региона в средне- и долгосрочном периодах времени.
Принцип согласованности этапов процесса проектного инвестирования с технологическими процедурами стратегического управления инвестиционным процессом (блок 1.1, рис. 1), на наш взгляд, может быть реализован в инвестиционной деятельности предприятий посредст­вом установления границ и времени осуществления этапов инвестирования в основные фонды и новшества административно-территориальных образований. Это а) начально-подготовительный этап проектного инвестирования, включающий прогнозирование результативных и затратных величин производства продукции, оказания услуг на модернизированных и обновленных основных фондах с участием внедренных технических, технологических и информационных новшеств, планово-расчетное обоснование экономических приоритетов в выборе варианта или в целом конкретного инвестиционного проекта; б) непосредственное инвестирование в основной капитал и новшества, в основе которого находится финансирование, материально-техническое и организационное обеспечение проектного инвестирования; в) согласование данного этапа инвестирования с такими основными составляющими механизма стратегического управления инвестиционным и инновационным процессами, как формулирование стратегического видения, предназначения (миссии), стратегической цели, анализ внешней и внутренней сред, формирование обобщающей и функциональных стратегий, изменение их состава за счет ввода новых стратегий, активно противодействующих негативным факторам макросреды и повышающих положительное влияние неустойчивой внешней и внутренней сред.
Рис. 1. Принципы создания механизма стратегического управления инвестированием в обновление и модернизацию основных фондов, технологические, технические и информационные новшества в средне- и долгосрочных периодах времени развития региональных хозяйств
Завершающий этап инвестирования субъектов хозяйствования региона в обновление и модернизацию основных фондов, создание и внедрение технических, технологических, информационных и иных новшеств — этап эксплуатации объектов проектного инвестирования, на наш взгляд, выступает экономическим, социальным и финансовым результатом общей согласованной позиции участников инвестиционного процесса. Согласование касается обновления и модернизации основных фондов, создания и внедрения новшеств в производство продукции, оказания услуг с реализацией технологических процедур стратегического управления, позволяющего достигать планово-расчетных результативных показателей и уровней эффективности проектного инвестирования (чистого дисконтированного дохода, срока окупаемости инвестиционного проекта, внутренней нормы доходно­сти) (блок 1.1, рис. 1).
Стремление участников инвестиционного процесса к ресурсной сбалансированности поэтапного действия, улучшению экономических результатов, эффективности инвестирования в основной капитал и новшества хозяйст­вующих субъектов административно-территориального образования (блок 1.3, рис. 1) противодействует негативному влиянию внешней среды. По нашему мнению, оно выступает тем фактором, который в долгосрочном периоде не только минимизирует экономические потери при возникновении существенных внешних воздействий, но и с наибольшей степенью вероятности нивелирует и нейтрализует возникающие негативные влияния, приводя проектное инвестирование в соответствие с поставленной целью, а также со временем начала и завершением инвестиционного цикла.
Формирование механизма стратегического управления проектным инвестированием административно-территориального образования, исходя из принципа идентификации, анализа и ранжирования по степени приоритетности внешней и внутренней информации о сложившемся состоянии и развитии инвестирования, позволяет участникам инвестиционного проекта своевременно реагировать на происходящие изменения внешней среды, реализуя имеющийся ресурсный потенциал в целях увеличения конкурентных преимуществ за счет повышения технического уровня основных фондов, инновационности продукции и услуг, уровня квалификации менеджеров и персонала (блок 1.5, рис. 1).
Объединение указанных принципов создания рационально функционирующего механизма стратегического управления проектным инвестированием субъектов хозяйствования позволяет региональным участникам инвестирования достичь уровня планово-расчетной рентабельности и прибыли (от обновления и модернизации основных фондов, создания и внедрения технических, технологических и иных новшеств), удовлетворяющего экономические интересы инвесторов и одновременно соответствующего среднерыночным и нормативным значениям (блок 1.6, рис. 1). Это, по нашему мнению, отвечает стратегической ориентации процесса проектного инвестирования регионального хозяйства, его отраслевых составляющих и субъектов хозяйствования на достижение экономической и финансовой результативности в условиях нестабильного функционирования внешней среды.
Таким образом, несмотря на отличия принципов создания механизмов перспективного и стратегического управления проектным инвестированием региона, каждый из них ориентирован на достижение экономических, финансовых и социальных результатов, в наибольшей степени соответствующих функциональной предназначенности данных механизмов управления инвестиционным процессом. Для перспективного управления это экстраполяция сложившихся текущих и ретроспективных тенденций инвестиционного и инновационного развития региона; для стратегического управления — поддержание необходимых темпов экономического роста и эффективности проектного инвестирования региона в условиях значительных влияний негативных факторов внешней среды.
Стратегическое управление проектным инвестированием, взаимодействуя с перспективным управлением, сохраняет устойчивость проектного инвестирования, соответствующую поэтапному достижению экономических и финансовых результатов, эффективности инвестиций в перспективном периоде времени посредством прямого и опосредованного противодействия негативным факторам макросреды всех процедурно-технологиче­ских элементов [1].
В то же время основными технологическими процедурами, в наибольшей степени влияющими на достижение экономических и иных результатов проектного инвестирования, выступает набор функциональных (частных) стратегий, дискретное или постоянное функционирование которых в механизме стратегического управления существенно влияет на рост экономических результатов в средне- и долгосрочном периодах времени.
Формирование механизмов стратегического и перспективного управления инвестиционным процессом региона, рациональное взаимодействие элементов которых обеспечивает высокую степень целевой ориентации на последовательно-поэтапное достижение конечных экономических, финансовых и социальных результатов. проектного инвестирования в регионе, не должно включать в себя виды ресурсов, участвующих в управлении процессом обновления и модернизации основного капитала, создания и внедрения технологических, технических, информационных и иных новшеств.
Основными элементами механизма перспективного управления проектным инвестированием, на наш взгляд, должны выступать функции (планирование, регулирование, организация, контроль, учет, прогнозирование), методы (экономический, социально-психологический и административно-распорядительный), способы (например, имитационный, прогностический, оптимальный), принимаемые меры экономического, финансового, маркетингового, инновационного, организационного и иного характера. При этом каждый из элементов механизма перспективного управления проектным инвестированием должен соответствовать другим. Так, например, планирование результатов, затрат и эффективности инве­стиционных проектов в средне- и долгосрочном периодах, выступая доминирующей функцией перспективного управления, на различных этапах инвестиционного процесса дифференцированно, с учетом особенностей того или иного этапа инвестирования (начально-подготовительного, процессно-инвестиционного, эксплуатационного), взаимодействует с другими функциями, способами, мерами осуществления этапа инвестирования [2].
Наиболее тесным взаимодействием на начально-подготовительном этапе инвестирования характеризуются функции планирования и прогнозирования, в меньшей степени теснота взаимосвязей на этом этапе присуща функциям планирования и учета.
Активное использование на начально-подготовительном этапе должны найти способы имитации, прогнозных экспертных и экономико-математических оценок. Как элементы механизма перспективного управления развитием инвестиционного и инновационного процессов они на наш взгляд, выступают инструментами обоснования реальности достижения необходимого экономического результата, эффективности использования обновленных, модернизированных основных фондов, внедрения технических, технологических, информационных и иных новшеств в региональном хозяйстве.
На этапе непосредственного осуществления инве­стиционного процесса в регионе следует в наибольшей степени использовать такие элементы механизма перспективного управления инвестиционным и инновационным процессами, как функции организации, регулирования и контроля, оптимальный способ обоснования достижения наибольших экономических результатов и минимальных затрат в процессе эксплуатации объектов инвестирования.
Дифференцированный подход к использованию методов управления и мер экономического, финансового, инновационного, маркетингового характера свойствен этапам проектного инвестирования, особенности осуществления которых диктуют свои требования элементного взаимодействия в механизме перспективного управления инвестиционным и инновационным развитием административно-территориального образования в средне- и долгосрочном периоде времени. Так, например, на начально-подготовительном этапе управления проектным инвестированием используются распорядительные (административные) методы, определяющие состав инвесторов, подрядных хозяйствующих субъектов обновляющих и модернизирующих основные фонды, распределение ресурсов по этапам инвестирования, согласованность участников инвестиционного процесса в поэтапном (пошаговом) достижении экономических, финансовых результатов, эффективности потребления ресурсов.
Процессно-инвестиционному этапу проектного инвестирования в наибольшей степени соответствуют экономические методы управления инвестированием в обновление и модернизацию основных фондов, создание и внедрение новшеств технического и технологического характера, т.к. сам процесс замены физически изношенных и морально устаревших основных фондов требует соблюдения минимизации текущих и единовременных затрат, повышения технического и технологического уровней производства.
Экономические и социально-психологические методы — элементы создания механизма перспективного управления инновационным и инвестиционным развитием административно-территориального образования, на наш взгляд, свойственны в большей степени этапу эксплуатации объектов инвестирования, чем остальным, предыдущим этапам проектного инвестирования.
Таким образом, рационализация элементного взаимодействия в механизме перспективного управления проектным инвестированием состоит как в подборе состава основных элементов, так и в установлении степени влияния каждого из них на процесс поэтапного инвестирования, сочетания взаимодействий отдельных элементов и совместного влияния их на функ­ционирование системы перспективного управления инвестированием в основной капитал, создаваемые и внедряемые новшества регионального хозяйства. При этом технологическая последовательность определения степени участия того или иного элемента во взаимодействии с остальными или лишь с отдельными элементами устанавливается субъектом перспективного управления процессом инвестирования в основной капитал и новшества.
Элементный состав механизма стратегического управления инвестиционным и инновационным развитием региона в средне- и долгосрочном периодах существенно отличается от состава элементов механизма перспективного управления функциональной предназначенностью. Основой механизма перспективного управления является экстраполяция результативности и эффективности проектного инвестирования в средне- и долгосрочном периодах. Основу же стратегического управления составляет обеспечение инновационного и инвестиционного развития субъектов хозяйствования и в целом региона, что обусловлено значительными воздействиями негативных факторов внешней среды на инвестиционный процесс.
Следует отметить, что взаимодействие механизма стратегического управления инвестированием в основной капитал и инновации, как стратегии и меры, предпринимаемые в составе обобщающей и функциональных (частных) стратегий и вне их, направлено на преодоление, нейтрализацию и нивелирование сложившихся негативных тенденций развития инвестиционного процесса. Кроме того, это способствует влиянию положительных факторов макросреды на повышение экономических, финансовых и социальных идентификаторов — результатов эксплуатации обновленных и модернизированных основных фондов, созданных и внедренных технических, технологических, информационных и иных новшеств [3]. Поэтому механизм стратегического управления средне- и долгосрочным развитием проектного инвестирования в основном ориентирован на последовательное осуществление технологических процедур данного вида управления, включающих конкретные меры. Последние по своей направленности соответствуют целевой ориентации функциональных (частных) стратегий на противодействие негативному влиянию факторов внешней среды, а также созданию и усилению действующих положительных тенденций инновационного и инвестиционного развития регионального хозяйства.
Формулирование миссии (предназначения) процессов инвестирования в основной капитал, создания и внедрения новшеств в последовательности осуществления технологических процедур создания механизма стратегического управления проектным инвестированием, на наш взгляд, является начальным элементом взаимодействия. В своей логико-вербальной постановке данное взаимодействие концентрирует оптимистическое экспертно-сценарное представление менеджеров об экономическом, финансовом, инновационном и социальном состоянии предприятий и в целом административно-территориального образования на конкретный долгосрочный период.
В экономической литературе некоторые авторы определяют понятие «миссия предприятия» как стратегическую установку, представляющую собой попытку менеджеров ответить на вопрос о том, в чем состоит конечный смысл деятельности предприятия. Недостатком данного определения является не только идентификация стратегической установки и миссии, но и неверное представление о сущности миссии как о попытке установить конечный смысл текущей деятельности, а не долгосрочного развития объекта стратегического управления.
В практике формулирования миссии, например, таких зарубежных корпоративных хозяйствующих субъектов, как Hewlett Packard, MCI Communication, она в составе технологических процедур осуществления стратегического управления, соответственно, представлена определениями: «Мы — главный разработчик и производитель электронной продукции, измерительных систем и компьютерной техники», «Лидерство в сфере глобальных телекоммуникационных услуг».
Миссии некоторых зарубежных предприятий, например, таких, как Hewlett Packard («Мы — главный разработчик и производитель электронной продукции, измерительных систем и компьютерной техники»), или MCI Communication («Лидерство в сфере глобальных телекоммуникационных услуг») не соответствуют требованиям к содержательному раскрытию данного элемента механизма стратегического управления. Миссия Hewlett Packard характеризует действующие и предстоящие виды деятельности корпорации; миссия MCI Communication — целевую ориентацию на лидерство в сфере глобальных телекоммуникационных услуг.
В наибольшей степени отвечающей требованиям, предъявляемым к содержанию миссии как части технологической процедуры формирования элементного состава механизма стратегического управления процессом инновационного и инвестиционного развития предприятий и в целом регионального хозяйства, может выступать следующее логико-вербальное определение: «Функциональное предназначение инвестиционного и инновационного процессов субъекта хозяйствования — достигать тех технических, технологических и информационных уровней производства продукции, оказания услуг, которые соответствуют росту его конкурентного потенциала, производству и реализации продукции и оказания услуг на этапе эксплуатации объектов инве­стирования для окупаемости инвестиционных вложений в нормативные сроки». Формулирование миссии (предназначения) процесса инвестирования в основные фонды и новшества субъектов хозяйствования региона является не теоретической регламентацией осуществления процедурно-технологических этапов стратегического управления, а в значительной мере объективной ориентацией на достижение субъектом хозяйствования экономиче­ских и финансовых результатов. Это позволит повысить уровень конкурентоспособности продукции, оказываемых услуг, расширить за счет своих конкурент­ных преимуществ сегмент занимаемого рынка.
Последовательное формулирование стратегиче­ской цели процесса инвестирования в основной капитал и новшества хозяйствующих субъектов региона, инфраструктурного комплекса на основе анализа функционирования макро- и микросред, формирование обобщающей и функциональных (частных) стратегий (противодействующих влиянию негативных факторов внешней среды и содействующих положительным тенденциям инвестиционного и инновационного развития хозяйствующих субъектов и в целом региона) выступают единым процедурно-технологическим процессом стратегического управления, дополняющего перспективное управление инновационным, а также инвестиционным развитием хозяйствующих субъектов административно-территориального образования в средне- и долгосрочном периодах в условиях нестабильного состояния внешней среды.


Литература
1. Виханский О.С. Стратегическое управление. — М.: Гардарика, 2002.
2. Какосьян Э.К. Стратегия развития предприятий гостиничного хозяйства. — СПб.: Изд-во «Нестор», 2003.
3. Мельничук Д.Б. Семь граней стратегического управления предприятием // Менеджмент в России и за рубежом. — 2001. — № 5.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия