Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (28), 2008
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Котенков А. В.
соискатель Ленинградского областного государственного института экономики и финансов

Социальное партнерство в сфере профессионального образования: зарубежный и российский опыт
Статья посвящена современной ситуации в системе начального профессионального образования. Проанализированы основные проблемы начального профессионального образования, а также последствия этих проблем для экономики страны, в том числе негативные явления на рынке труда, вызванные дефицитом квалифицированных рабочих кадров. Рассмотрено понятие социального партнерства в начальном профессиональном образовании, как механизма принятия работодателями на себя функций по управлению системой НПО. Проведен краткий анализ зарубежного и российского опыта такого партнерства
Ключевые слова: профессиональное образование, рынок труда, социальное партнерство, профессиональная ориентация, потребитель рабочих кадров, социальные инвестиции

Недавно исполнилось 305 лет профессиональному образованию в России. Оно прошло свой путь от первой школы математических и навигационных наук, горнозаводских школ на Урале, школ фабрично-заводского обучения (ФЗО), профтех-школ, ремесленных училищ, профессионально-технических училищ (ПТУ), средних профтехучилищ (СПТУ) к непрерывному профессиональному образованию: профессиональное училище (ПУ), профессиональный лицей (ПЛ), колледж, ВУЗ, аспирантура. Профессиональное образование в России было и остается важным в решении социально-экономической проблемы в целом.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 № 1756-р, обозначена необходимость опережающего развития начального профессионального образования.
В Концепции действий на рынке труда, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2003 № 568-р, определены приоритетные направления действий на рынке труда в области повышения качества рабочей силы и конкурентоспособности граждан на рынке труда:
— разработка прогноза потребности в рабочих и специалистах;
— развитие профессиональной ориентации школьников;
— развитие системы внутрипроизводственного обучения персонала организаций;
— разработка системы профессиональных стандартов.
В 2007 г. национальный проект «Образование» пополнился новым направлением — ежегодная государст­венная поддержка на конкурсной основе подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в государственных образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования (НПО и СПО), внедряющих инновационные образовательные программы. В рамках данного направления предполагается выявить и поддержать государственные учреждения НПО и СПО, внедряющие инновационные образовательные программы подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств. Результатом реализации данного направления станет: для сферы образования — создание качественно новых, адекватных современным требованиям условий для обучения, повышение привлекательности начального и среднего профессионального образования для молодежи, а для работодателей — повышение инвестиционной привлекательности образовательных учреждений данного уровня.
Предполагается, что инновационные учреждения НПО и СПО смогут стать ресурсными центрами, «точками роста» всей системы профессионального образования.
Учитывая, что 75% вакансий, заявленных предприятиями в органы государственной службы занятости, составляют рабочие профессии, можно предположить достаточно высокий уровень востребованности на рынке труда выпускников учреждений начального профессионального образования.
В последние годы в России активно развивается система высшего образования: ежегодно растет число студентов, создаются новые, в основном негосударст­венные, вузы. В том же направлении, хотя и в значительно меньшей степени, происходят изменения в сфере среднего профессионального образования. При этом совершенно противоположные тенденции наблюдаются в системе начального профессионального образования, где за период 1993–2007 гг. численность учебных заведений сократилась на 11%, количество учащихся — на 12%, а выпуск квалифицированных рабочих — на 41%. Сегодня отечественные предприятия заявляют о нехватке именно квалифицированных рабочих кадров, подготовку которых обеспечивает система начального профессионального образования.
Во многих странах именно потребители рабочих кадров берут на себя ряд функций по управлению системой начального профессионального образования. Так, в Великобритании центральную роль в области профобучения играют работодатели, а политику в сфере образования определяют в основном местные органы власти. Законодательные акты, регулирующие профобразование, в стране отсутствуют. Объем обучения определяется краткосрочными потребностями работодателей.
Модель, используемая в Великобритании, получила название «либеральной». Согласно этой модели объем и качество начального и непрерывного профессионального образования устанавливаются компаниями, а государство лишь предписывает уровни квалификационных стандартов выпускников, не осуществляя при этом регулирования образовательных «траекторий», приводящих к получению этих квалификаций. На общегосударственном уровне регулируются только национальные профессиональные квалификации (НПК) и общие национальные профессиональные квалификации (ОНПК). Форма и место их приобретения не представляют собой объектов регулирования.
В Дании, Нидерландах и Германии государство определяет общие рамки системы профобразования, всеми остальными вопросами занимаются работодатели. В большинстве стран организации работодателей и профсоюзы активно участвуют в системе производст­венного обучения. Бизнес часто выступает в качестве организатора независимых учебных центров и учреждений непрерывного профессионального обучения. Государство использует следующие механизмы привлечения работодателей к социальному диалогу в сфере профобразования:
— государственные субсидии работодателям, создающим дополнительные учебные места для производст­венного обучения и обучения на рабочем месте;
— создание в рамках коллективных договоров учебных фондов, активы которых формируются либо из налога на фонд заработной платы, либо за счет государст­венных дотаций;
— предоставление ссуд для организации курсов переобучения и переподготовки высококвалифицированных работников в целях преодоления нехватки квалифицированных кадров, необходимых для развития высокотехнологичной промышленности;
— государственные дотации на обучение на рабочем месте;
— налоговые льготы предприятиям.
В Германии функционирование системы профессионального образования и обучения осуществляется на основе консенсуса между правительством (на федеральном и земельном уровнях) и организациями социальных партнеров, а финансирование — по «либеральной» модели. Консенсус касается содержания обучения и итоговой аттестации (так называемая неокооперативная модель). Федеральное правительство отвечает за регулирование начального и непрерывного профессионального образования на предприятиях, выработку образовательных требований по медицинским специальностям, регламентацию получения квалификации юриста и некоторые другие вопросы. Законодательство земель распространяется на среднее и высшее образование, обучение взрослого населения и непрерывное обучение. Сотрудничество и координация действий земель осуществляются на основе систематических совещаний земельных министерств образования и культуры.
В Венгрии с 1995 г. существует Национальный совет по профессиональному обучению, который занимается подготовкой соответствующих предложений. В состав Совета входят представители пяти групп, обеспечивающие интересы правительства, работодателей, наемных работников, местного самоуправления и экономических палат. Помимо этого существует Национальный совет по обучению, который с 1995 г. действует как трехсторонний примирительный комитет в рамках Совета по примирению интересов и занимается обсуждением стратегиче­ских вопросов, связанных с обучением.
В Чешской Республике в рамках соглашения между правительством и социальными партнерами в 1990 г. был создан Национальный совет по социальному диалогу. Этот Совет занимается вопросами коллективных договоров, выступает с различными инициативами. Он включает представителей профсоюзов, работодателей и правительства и занимается развитием социального диалога на национальном уровне, а также поиском консенсуса по основным вопросам экономического и социального развития. Однако в этой стране участие социальных партнеров в профессиональном обучении до сих пор законодательно не закреплено.
В России роль и участие потребителей кадров — работодателей — в развитии начального профессионального образования крайне незначительны в силу сложившейся в 90-е годы ситуации на рынке труда, при которой спрос на рабочую силу был ниже, чем ее предложение. Но сегодня уже и предприятия, и государство осознали необходимость социального партнерства в сфере начального профессионального образования. Показателен в этом отношении опыт социального диалога многих учебных заведений г. Москвы, осуществляющих подготовку специалистов для различных отраслей и сфер на основе договоров с предприятиями, ассоциациями предпринимателей и властными структурами. Ежегодно свыше 30 тыс. выпускников профессиональных учебных заведений трудоустраиваются на основе таких договоров.
Значительный опыт партнерских отношений учебных заведений и предприятий, организаций накоплен системой профессионального образования на региональном и территориальном уровнях. В ряде регионов, таких как г. Санкт-Петербург, Ленинградская, Новгородская и Псковская области созданы консультативные советы по профессиональному образованию при областных администрациях. Их состав утверждается распоряжением глав администрации областей. В состав консультативных советов входят представители органов управления образованием, комитетов, отделов и управлений области, департаментов федеральной службы занятости населения.
В Положении о Консультативном совете Новгородской области, утвержденном губернатором в январе 1998 г., отмечается, что основной задачей его является координация деятельности профессиональных образовательных учреждений, комитетов, отделов, управлений области, служб занятости населения, объединений работодателей, предпринимателей по планированию и организации подготовки и переподготовки кадров с учетом требований рынка труда. Консультативный совет рассматривает вопросы, относящиеся к реформированию профессионального образования; запрашивает и получает от органов управления образованием и организаций, участвующих в формировании профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров, информацию, необходимую для осуществления возложенных на него функций. В компетенцию совета входит привлечение профессиональных образовательных учреждений, органов местного самоуправления федерального и двойного подчинения, общественных организаций к анализу проблем и выработке предложений по вопросам развития профессионального образования. Совет организует изучение потребностей работодателей в рабочих кадрах и специалистах, выявляет дефицитные специальности, дает оценку требований, предъявляемых работодателями к нанимаемому персоналу, формирует рекомендации и предложения по содержанию профессионального образования, возможной корректировке учебных планов и программ, введению дополнительных блоков или учебных курсов, новых профессий и специальностей профессионального образования.
Основными формами деятельности совета являются заседания, совещания, а также организация деятельности созданных советом постоянных и временных рабочих групп по различным направлениям развития профессионального образования на основе взаимодействия учебных заведений, властных структур, объединений работодателей и предпринимателей. К работе в совете подключаются и представители профсоюзов.
В Новгородской области и других регионах создаются консультативные советы по развитию профессионального образования на уровне городов и районов, в состав которых также входят руководители учебных заведений, городских и районных органов управления образованием, органов местного самоуправления, предприятий и организаций работодателей, предпринимателей. Кроме того, созданы и активно действуют областные отраслевые консультативные советы по профессиональному образованию в агропромышленном комплексе, торговле, общественном питании, строительстве, легкой промышленности. Для анализа рынка труда консультативные советы по профессиональному образованию при администрации городов и районов Новгородской области привлекают центры статистики, экономические комитеты, отделы службы занятости, органы управления образованием, объединения работодателей, предпринимателей. На основе анализа рынка труда, с учетом социальных факторов консультативные советы формируют заказ учреждениям профессионального образования на подготовку рабочих кадров и специалистов для муниципалитета и направляют его для обобщения и утверждения. Заканчивается эта работа в мае месяце каждого года формированием целевой контрактной программы подготовки специалистов в учреждениях высшего, среднего и начального профессионального образования. Это позволяет более рационально сформировать профессионально-квалификационную структуру специальностей в учреждениях профессионального образования всех уровней и, соответственно, более целесообразно использовать выделяемые из бюджета средства. В соответствии с новыми отношениями сферы образования и рынка труда в Новгородской области ведется работа по развитию маркетинга образовательных услуг, системы взаимоотношений с работодателями.
Социальное партнерство на уровне учебного заведения довольно успешно воплощается в деятельности попечительских советов, создаваемых в соответствии с Указом Президента РФ «О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в Российской Федерации», принятом в августе 1999 г. Попечительские советы действуют в общеобразовательных школах, профессиональных училищах, лицеях, колледжах, техникумах и вузах. В их состав входят представители объединений работодателей, предпринимателей, профсоюзов, других общественных организаций и движений, родительской общественности, органов управления образованием и властных структур.
Совершенствованию системы социального партнерства сферы образования и труда во многих случаях содействуют коллективные договоры, заключаемые на предприятиях, в организациях, и отраслевые соглашения. В качестве примера можно привести коллективный договор Таганрогского металлургического завода на 2001–2002 гг., в котором выделен специальный раздел «Профессиональная подготовка, переподготовка, обучение и организация труда молодежи». Кроме того, данное акционерное общество заключает договоры о взаимных обязательствах базовых цехов с подшефными школами, металлургическим лицеем, профессиональным училищем, металлургическим колледжем. Объединение обеспечивает работу школьного завода «Смена», выделяя для него необходимые средства и ресурсы. В данном договоре сформулированы условия для профессионального роста, льготы работникам, обучающимся в общеобразовательных школах, на курсах профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации; определены обязанности администрации и профсоюзного комитета по трудоустройству молодых специалистов, выпускников вузов и прибывших на завод по заключенным договорам с Таганрогским металлургическим колледжем, металлургическим лицеем, профессиональным училищем.
Можно привести еще ряд примеров эффективного взаимодействия образовательных учреждений начального профессионального образования и предприятий.
Так, в Республике Чувашия сложились партнерские отношения между Чебоксарским профессиональным лицеем и предприятием OOO «Элара» ИНПРО-2. В соответствии с заключенным между ними долгосрочным договором предприятие частично компенсирует лицею стоимость подготовки рабочих кадров — станочников, выплачивая за каждого выпускника 6,0 тыс. руб. При этом 20% суммы перечисляются при зачислении обучающегося в лицей, 30% — через шесть месяцев обучения и оставшиеся 50% — после первого месяца работы на предприятии. Кроме того, предприятие оплачивает стажировку преподавателей и мастеров производственного обучения, осуществляет ежемесячную доплату к стипендии каждого обучающегося в размере 450 руб., а также представляет бесплатное питание обучающимся, инструмент, оборудование, спецодежду, выплачивает заработную плату в сумме 2,0–3,0 тыс. руб. в месяц в ходе производственной практики.
Аналогичную помощь оказывают профессиональным училищам и лицеям г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края Амурский судостроительный и авиационный заводы при координирующей роли мэрии города.
Для полноценного обеспечения квалифицированными рабочими кадрами отечественных предприятий необходимо решить проблемы, с которыми сегодня сталкиваются учебные заведения начального профессионального образования. Во-первых, необходим периодический пересмотр и корректировка перечня специальностей, по которым готовятся рабочие кадры, в соответствии с меняющимися потребностями рынка труда. Уже давно ясно, что необходимо отказаться от унаследованной с советского периода ориентации на преимущественное развитие только производственной сферы экономики. Во-вторых, необходимо решение проблем финансирования учебных заведений на основе поиска источников, альтернативных госбюджету. Перспективным представляется восстановление связей с предприятиями, для которых подготовка кадров осуществлялась бы целенаправленно. Это позволило бы решить проблемы с инвестициями в развитие учебно‑методической базы и в выпуск учебной литературы, а кроме того, сняло бы проблему поиска рабочих мест для прохождения производственной практики.


Литература:
1. Бурляева В.А. Социальное партнерство и психолого-педагогические особенности подготовки к планированию профессиональной карьеры в студенческом возрасте в условиях непрерывного профессионального образования. — Невинномысск: НГГПИ, 2005. — 151 с.
2. Гуслякова Л.Г. Социальное партнерство: проблемы, реалии, перспективы. — Барнаул: 2003. — 106 с.
3. Михеев В.А. Социальное партнерство: теория, политика, практика. — М.: Ин-т экономики, упр. и социал. отношений, 2003. — 549 с.
4. Олейникова О.Н. Социальное партнерство в сфере профессионального образования. — М.: Центр изуч. пробл. проф. образования, 2001. — 85 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия