Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (28), 2008
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Луговой Р. А.
системный аналитик лаборатории стратегического планирования,
доцент кафедры математики и моделирования Владивостокского государственного университета экономики и сервиса,
кандидат экономических наук

Солодухин К. С.
заведующий лабораторией стратегического планирования,
доцент кафедры математики и моделирования Владивостокского государственного университета экономики и сервиса,
кандидат экономических наук

Мазелис Л. С.
иректор Института информатики, инноваций и бизнес-систем,
заведующий кафедрой математики и моделирования Владивостокского государственного университета экономики и сервиса,
кандидат технических наук


Концептуальная модель международного научно-образовательного
консалтингового центра
В статье предлагается и описывается модель особой сетевой организации — Международного научно-образовательного консалтингового центра (МНОКЦ) в области электроники и информационных технологий, предназначенного для инновационного интегрирования деятельности ряда научных и образовательных учреждений за счет объединения их ресурсов. Рассматриваются задачи, осуществление которых обеспечит создание данного центра
Ключевые слова: информационные технологии, электроника, сетевая организация, обмен материальными ресурсами, обмен нематериальными ресурсами, университетское управление, консалтинг, повышение квалификации

Динамику мирового научно-технического прогресса в последние десятилетия в значительной степени определяют информационные технологии и электроника. Именно эти области знаний являются приоритетными направлениями развития образования, науки и технологии в России.
Современные реалии развития информационных технологий и электроники таковы, что для осуществления современных и актуальных образовательных и научно-технических разработок в большинстве случаев требуется наличие дорогостоящей материальной (лабораторное оборудование, экспериментальные установки) и нематериальной (программное обеспечение) базы. В то же время большое количество современных успешных профильных разработок базируется на междисциплинарных исследованиях, затрагивающих смежные области знаний. Более того, для осуществления современных научных исследований актуальными становятся вопросы глобализации науки и образования, международного обмена научной информацией. Таким образом, доступ к широкому спектру информационных, материальных и иных ресурсов является одним из определяющих факторов успеха при осуществлении профильных разработок.
Российские региональные университеты и научные институты зачастую ограничены в средствах на закупку лицензий на специализированные программные продукты и лабораторные инструменты. Ведущие преподаватели и ученые с профильной специализацией также рассеяны между университетами и научными институтами. В связи с этим в регионах возникают проблемы с реализацией современных образовательных программ и проведением научных исследований международного уровня в области информационных технологий и электроники.
Вместе с тем материальные и нематериальные ресурсы университетов и научных учреждений региона при объединении в единый ресурсный пул могут вполне удовлетворять современным требованиям научных и образовательных процессов. Для решения такой задачи предлагается создать особую сетевую организацию (подробнее о сетевых организациях см.: 1, 2, 3) — Международный научно-образовательный консалтинговый центр (МНОКЦ) в области электроники и информационных технологий. Основными функциями МНОКЦ станут координация ресурсного обмена при осуществлении образовательной и научной деятельности, а также реализация научных и инновационных проектов.
Региональный бизнес и некоммерческие структуры в последнее время демонстрируют тенденцию к использованию методов повышения управляемости и эффективности деятельности, большинство из которых требует внедрения сложных информационных систем. Вследствие этого в регионе наблюдается спрос на специалистов в области внедрения и обслуживания таких систем. В основном проекты по внедрению информационных систем и обучение сотрудников осуществляются консалтинговыми компаниями из центральных регионов. Научные и образовательные учреждения испытывают дефицит кадров. Старение научно-преподавательского состава, в частности в области информационных технологий и электроники, является в настоящий момент одной из ключевых проблем. Отмечается отток населения из региона, в числе причин которого можно назвать сложность получения современного образования в области информационных технологий и электроники.
Рассмотрим модель создания предлагаемого центра на примере г. Владивостока. Во Владивостоке имеются несколько вузов, ведущих подготовку по профильным для подобного центра направлениям, а также большин­ство институтов Дальневосточного отделения Российской академии наук (ДВО РАН). В регионе ведутся обучение и научная работа по ряду направлений информационных технологий и электроники, которые можно условно объединить в следующие группы:
• прикладное программное обеспечение;
• системное программное обеспечение;
• технология производства материалов и компонентов электронной техники;
• прикладные аспекты применения электронной техники.
Владивостокские вузы являются привлекательным местом обучения иностранных студентов, в частности китайских. Однако потенциал их роста еще не исчерпан. В преддверии надвигающейся демографической «ямы» (уменьшение числа абитуриентов почти в два раза в 2010–2015 гг.) вузам необходимо создавать новые, привлекательные для иностранных студентов учебные программы. Сотрудничество в области информационных технологий и электроники между региональными научно-образовательными учреждениями и университетами стран Азиатско-Тихоокеанского региона носит точечный характер. Практически каждый вуз имеет международные связи в профильных областях, но они в большинстве своем являются декларативными и не носят системообразующего и продуктивного характера.
Организация МНОКЦ может послужить решением вышеперечисленных проблем. В качестве основных сторон, заинтересованных в организации центра, можно выделить следующие:
• образовательные учреждения;
• научные организации;
• региональный бизнес;
• профессиональные сообщества;
• аспиранты, студенты, школьники;
• государственные структуры;
• органы власти;
• иностранные студенты.
Деятельность МНОКЦ должна быть ориентирована на удовлетворение интересов и выполнение запросов перечисленных заинтересованных сторон за счет реализации соответствующих бизнес-процессов. В предлагаемой модели МНОКЦ планируется осуществлять пять основных бизнес-процессов.
1. Профилизация бакалавриата, магистратуры, аспирантуры. Предполагается осуществление на базе центра партнерства профильных институтов вузов и институтов ДВО РАН. Организации-партнеры будут принимать участие в совместной разработке рабочих программ и методического обеспечения курсов, предоставлять свою лабораторную базу (уникальное оборудование, классы с установленным лицензионным программным обеспечением) для проведения занятий. Целью данной работы будет совершенствование существующих образовательных программ в профильной области, а также усиление информационной составляющей в других образовательных программах, например, в экономических. Также планируется предоставлять студентам возможность параллельного изучения дополнительных курсов с получением сертификатов. Центр будет координировать процессы международной мобильности преподавателей, а также мобильности «внутри» партнерства.
2. Профилизация среднего образования. Предполагается организация профильных классов по направлениям «Информационные технологии» и «Электроника» в нескольких школах региона. Обучение в них (предположительно 10–11 классы) по таким профильным предметам, как математика, информатика и физика, будет проводиться с использованием ресурсов партнеров преподавателями вузов-партнеров по специально разработанным программам, усиленным содержанием дисциплин первых курсов бакалавриата.
Привлекательность такого обучения для школьников и их родителей заключается в том, что к моменту поступления в вуз школьник имеет возможность получить более полное знание нюансов своей будущей профессии и качественную подготовку к обучению в вузе. Также планируется засчитывать результаты обучения в профильном классе в качестве кредитных единиц при обучении по профильной специализации бакалавриата в вузе-партнере, что сокращает время обучения бакалавра, его издержки на обучение, а также издержки вуза. Этот вопрос, однако, требует дальнейшей проработки с точки зрения законодательства.
Данный бизнес-процесс, помимо прочего, поможет решить проблему утечки одаренных абитуриентов из региона и, опосредованно, проблему дефицита кадров в научно-образовательных учреждениях. В рамках данного бизнес-процесса планируется также организовать систему проведения школьных уроков с использованием телеконференций. Такая система призвана решить проблему нехватки учителей в районных школах края.
3. Консалтинг. Данный бизнес-процесс представляет собой реализацию проектов по анализу проблемного поля, разработке эффективных решений, внедрению решений и поддержке внедренных решений в фазе эксплуатации в профильных областях информационных технологий и электроники организаций региона. Планируется реализация проектов по внедрению прикладных (1С, SAP, ARIS, AllFusion и т.п.) и системных (Microsoft, Cisco и т. п.) решений для автоматизации деятельности организаций региона, а также разработка, изготовление, установка и обслуживание электронных устройств.
Этот бизнес-процесс является одним из ключевых, поскольку его успешная реализация позволит приобрести и обогатить практический опыт ученым и преподавателям, участвующим в проектах, повысить качество практического наполнения образовательных программ, организовать базы практики, трудоустройство и научно-исследовательскую работу студентов и аспирантов. В рамках МНОКЦ научные разработки, созданные на базе университетов и научных институтов, имеют возможность воплотиться в жизнь в рамках инновационных проектов. Центр также может выполнять работы государственного заказа, связанные, например, с разработкой информационной стратегии региона, с мониторингом развития информационных систем и т.п.
4. Краткосрочные образовательные программы. Одной из основных функций центра явится организация дополнительного образования и повышения квалификации в области современного прикладного и системного (Microsoft, Cisco и т. п.) программного обеспечения. Планируется организация сертификации специалистов на базе центра. Также возможна организация краткосрочных курсов повышения квалификации в области применения электронной техники по таким направлениям как, например, средства радиоэлектронной борьбы, электронный мониторинг окружающей среды, применение средств GPS.
Центр станет координировать разработку курсов, подготовку преподавателей и методического обеспечения, возьмет на себя организационную работу по формированию и проведению курсов (маркетинг, набор слушателей, распределение преподавателей, подбор помещения, выдача сертификатов и т. п.).
5. Научная деятельность. Партнерство нескольких научных организаций позволит системно подойти к организации научной работы. Доступность широкого спектра ресурсов и специалистов сделает возможной реализацию фундаментальных и прикладных междисциплинарных исследований. На основе центра возможно участие объединенных коллективов ученых в грантах отечественных и зарубежных фондов. Единая база специалистов в различных областях информационных технологий и электроники сделает более эффективным процесс поиска научных руководителей и консультантов при написании диссертаций.
Основная часть работы МНОКЦ будет заключаться в реализации и координации различных проектов, однако некоторые процессы потребуют постоянной работы функциональных отделов. Все функции центра можно распределить между следующими отделами: проектный департамент, научно-методический департамент, административный департамент. В числе типов проектов, организуемых центром, можно перечислить:
• научные проекты, в которых центр координирует взаимодействие специалистов различных организаций для решения некоторой научной проблемы;
• образовательные проекты, обеспечивающие проведение краткосрочных курсов повышения квалификации;
• консалтинговые проекты, целью которых является решение задачи организации-заказчика;
• инновационные проекты, научные результаты которых служат основой для создания новых продуктов или услуг;
• научные конференции, семинары, организуемые или координируемые центром.
Для успешной реализации основных бизнес-процессов, административный и научно-методический департаменты должны выполнять следующие функции:
• координация ресурсного обмена, в том числе создание и эксплуатация базы данных по имеющимся в распоряжении центра материальным (лаборатории, компьютерные классы, научные установки), нематериальным (методическое обеспечение образовательных курсов, лицензии на программное обеспечение, патенты) и трудовым (преподаватели и ученые со специализацией в профильных областях) ресурсам, а также управление интеллектуальной собственностью;
• координация научно-методической работы, включающая в себя установление контактов между исследователями, руководителями и соискателями, постановку задач для разработчиков методического обеспечения образовательных программ, возможно, реферирование профильных научных изданий;
• координация работы с клиентами, в том числе их поиск и привлечение, координация обслуживания проектных решений центра в фазе эксплуатации, организация баз практики для студентов;
• работа со школами, включающая в себя планирование и распределение ресурсов, учет результатов обучения;
• работа с внешними партнерами: научными и образовательными учреждениями, профессиональными сообществами и консорциумами, членом которых может являться МНОКЦ;
• координация взаимодействия между организациями-партнерами в рамках МНОКЦ;
• оперативный и стратегический контроллинг, формирование финансовой отчетности.
Для предлагаемой структуры бизнес-процессов работу МНОКЦ целесообразно организовать на основе сильной матричной организационной структуры (рис. 1), при этом в штате центра будет постоянно задействовано небольшое число сотрудников. Для выполнения работ по возникающим проектам будут привлекаться преподаватели, научные работники, аспиранты и студенты организаций-партнеров. Ключевыми при такой организации труда станут фигуры менеджеров проектов, которые могут входить, а могут и не входить в штат центра.
Рис. 1 Матричная организационная структура МНОКЦ
Центр предполагается формировать на принципах некоммерческой организации. Его прибыль должна направляться на дальнейшее развитие. Однако его доходы должны быть надежным источником средств обеспечения нормального функционирования. Рассмотрим источники поступления денежных средств центра.
В качестве основных источников доходов рассматриваются консалтинг и краткосрочные образовательные программы. Предполагается, что стоимость консалтингового проекта должна складываться из издержек на реализацию проекта, заработной платы участникам и некоторой доли (ориентировочно 5–20%, в зависимости от специфики проекта), выплачиваемой центру за научно-методическую поддержку и, возможно, административное обеспечение. Доходы от краткосрочных образовательных программ предполагается получать на тех же принципах, с учетом того, что доля участия центра в таких программах может быть значительно выше.
Здесь же стоит упомянуть доходы от профилизации школьного образования. Так же, как и в проектах, заказчики (родители школьников) оплачивают услуги центра, которые впоследствии распределяются по вышеприведенной схеме.
Вторым по порядку, но не по значимости, следует назвать такой источник доходов, как членские взносы организаций-партнеров. Размер такого взноса следует сделать дифференцированным, в зависимости, например, от количества профильных студентов, объема использованных и предоставляемых в использование ресурсов и т. д. Предполагается также, что ресурсный обмен между организациями-партнерами и центром в некоторых случаях может осуществляться на платной основе. Это возможно, например, при использовании разработанного в центре методического обеспечения, дорогостоящего оборудования и т. п. Однако организации-партнеры, возможно, будут иметь привилегии по использованию ресурсов центра, выражающиеся в значительных скидках.
Предусмотрено распределение доходов, полученных центром, на финансирование работы функциональных отделов, на членские взносы в различные профессиональные партнерства и консорциумы, повышение квалификации преподавателей и ученых, а также на другие организационные цели.
Предложенная модель МНОКЦ за счет объединения ресурсов нескольких научных и образовательных учреждений позволит достичь системного эффекта. Организации-партнеры повысят эффективность своей деятельности и снизят свои издержки. Региональный бизнес и госструктуры получат возможность пользоваться географически близкими услугами в области тренинга и консалтинга, появятся инновационные продукты. Сопровождение одаренных детей со школы до научной степени удовлетворит запросы родителей, студентов и аспирантов, явится источником кадров для науки и высшей школы. Центр будет являться площадкой для обмена информацией, мнениями и опытом, организатором конференций и семинаров.
Концептуальная модель, изложенная в данной статье, предлагает основные принципы взаимодействия, которые, безусловно, требуют дальнейшей проработки, в том числе юридической. В первые годы существования центра необходимо провести масштабные работы по налаживанию связей с партнерами, систематизации материальных и нематериальных ресурсов, поэтому для создания такого центра необходима первоначальная финансовая поддержка.
Статья написана в рамках работ по гранту Федерального агентства по образованию РНП 2.2.2.1.625 «Разработка концепции и научно-методического обеспечения международного научно-образовательного комплекса по информатике и электронике» аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2006–2008 годы)».


Литература:
1. Акофф Р. Планирование корпорации будущего. — М., 1985.
2. Друкер П. Создание новой теории производства // Проблемы теории и практики управления. — 1991. — №1.
3. Snow, Charles C., Raymond E. Miles, and Henry J. Coleman. Managing 21st Century Network Organizations// Organizational Dynamics. — 1992. — №3.
4. Плюснин Н.И., Гриняк В.М. Анализ научно-методического обеспечения международных научно-образовательных комплексов по информатике // Тезисы докладов конференции «Информационные технологии и телекоммуникации в образовании и науке». — Владивосток. Изд.-во ВГУЭС, 2006.
5. Балыхин Г.А. Интеграция науки и образования в контексте приоритетного национального проекта «Образование» — путь к инновационному развитию России // Высшее образование сегодня. — 2006. — №7.
6. Хузиятов Т. Образование в мире. Азиатско-Тихоокеанский регион: условия и предпосылки формирования единого образовательного пространства // Alma Mater (Вестник высшей школы). — 2006. — №5. — С.33–36.
7. Князев Е. А. Об университетах и их стратегиях // Университетское управление. — 2005. — №4(37). — С. 9–17.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия