Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (28), 2008
МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ
Чарушина О. Б.
аспирант кафедры мировой экономики экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета

Вступление Австрии в ЕС: последствия для экологии
Статья посвящена экологическим последствиям членства Австрии в Европейском Союзе. Автор рассматривает экономическое развитие страны в ходе реформ, проведенных правительствам Австрии в процессе подготовки к вступлению в ЕС и в рамках единой экономической политики Европейского Союза. В статье дается анализ экономических программ, направленных на улучшение экологической ситуации в стране
Ключевые слова: Австрия, Европейский Союз, экономическая политика, экология, охрана окружающей среды, транспорт, структурная программа, инвестиционный фонд

На современном этапе развития перед мировым сообществом обозначился целый круг глобальных проблем, многие из которых возможно решить лишь совмест­ными усилиями на наднациональном уровне. Одной из наиболее значимых является проблема защиты окружающей среды, что обусловлено быстрым развитием техники и интенсивным использованием природных ресурсов, в результате которого возрастает степень их истощения и загрязнения окружающей среды.
Позитивным примером успешной экологической политики может служить Австрийская республика, правительство которой при вступлении в Европейский Союз, и позднее уже в рамках данной организации, смогло путем переговоров добиться положительных результатов в защиты экологии страны.
Защита окружающей среды является одной из важнейших целей Европейского сообщества. Согласно принципу «экологической ориентированности деятельности» ЕС (ст. 6 Договора о ЕС), любая деятельность организации должна осуществляться с учетом защиты окружающей среды и содействовать устойчивому развитию *. Таким образом, ЕС подчеркивает приверженность официальной концепции устойчивого развития ООН, провозглашенной на Конференции по окружающей среде и развитию 1992 г. в Рио-де-Жанейро *.
Важность «экологической составляющей» для Авст­рии обусловлена значимостью туризма в экономике страны. По удельному весу валовых поступлений от туризма в ВНП страны (в 2001 кг. 19,4 млрд евро, что составило 9,1% от ВВП) Австрия занимает одно из ведущих мест в мире, а по среднедушевым доходам населения от сферы туризма — 1636 евро (рост за год на 7,4 %), является мировым лидером. В этой отрасли занято 220 тыс. чел, в стране создано 52 тыс. средних и мелких туристических предприятий (гостиницы, рестораны, курортно-лечебные учреждения, бассейны и пляжи, спортивные сооружения) *.
Важным моментом в процессе присоединения Авст­рии к ЕС было решение проблемы транзита через Альпы. Переговоры между Австрией и Европейским экономическим сообществом о транзитных перевозках заняли несколько лет. Австрия стремилась ограничить свободный транспортный поток через свою территорию, поскольку в этом случае, как считало австрийское правительство, резко возрастет «нагрузка на человека и окружающую среду», в то время как Евросоюз настаивал на беспрепятственном транзите через территорию Австрии. Австрийское правительство выражало опасение, что открытие границ для транзита приведет к росту грузовых перевозок из восточноевропейских стран, где стандарты в области защиты окружающей среды для транспорта значительно ниже западноевропейских. В результате переговоров стороны пришли к решению, которое, в конечном счете, основывалось на базовых принципах австрийской политики в области транспорта. Была принята «система экологических пунктов», которая предусматривала как снижение вредных выбросов на 60 % до 2003 г., так и соответствующее ограничение числа транзитных поездок по сравнению с 1991 г. Транзитный договор между Австрией и ЕС вступил в силу 1 января 1993 г. *
В ходе дальнейших переговоров о вступлении Ав­стрии в ЕС Брюссель поначалу поставил под сомнение условия транзитного договора, т.к. этот «особый статус» не соответствовал общим принципам грузоперевозок по территории ЕС (более либеральным по своей сути в сравнении с австрийскими). Однако австрийскому правительству удалось отстоять свои принципы, несмотря на активные протесты со стороны всех заинтересованных в неограниченном транзите стран Евросоюза *.
На переговорах в Брюсселе руководители ЕС предложили Австрии переходный период в три года, в течение которых сохранились бы положения Договора о транзитных перевозках. Позднее партнеры по переговорам согласились на 5-летний срок, что также вызвало отрицательную реакцию австрийской стороны. В конце концов, было достигнуто соглашение о «поэтапном решении» *. Договор должен был пересматриваться через каждые три года, в результате чего его основные положения были сохранены до 31 декабря 2003 г. Австрийское правительство предлагало продлить этот срок, однако Европейский парламент на заседании 12 февраля 2003 г. подавляющим большинством голосов и вопреки позиции австрийской делегации принял решение о новом порядке регулирования транзитных грузов через территорию Австрии. После окончания срока действия договора о транзитном сообщении было предложено ввести мягкий вариант регулирования, согласно которому до 2006 г. лишь грузовые автомобили с наихудшими параметрами вредных выхлопов (Евро 0, Евро 1, Евро 2) подпадают под квотирование, после 2006 г. отменены любые ограничения на движение грузового автомобильного транспорта на альпийских дорогах *.
Степень озабоченности правительства Австрии данной проблемой демонстрирует и тот факт, что в рамках принятого Советом министров ЕС т.н. Пакета конъюнктурных мер в Австрии проводится программа по дальнейшей модернизации транспортной инфраструктуры. В январе 2002 г. Совет министров ЕС принял Пакет конъюнктурных мер, целью которых является оживление деловой активности в экономике стран-членов ЕС. Реализация программы должна привести к повышению покупательной способности населения страны на 5,8 млрд евро. При этом из 900 млн евро выделенных средств, большая часть — 472 млн евро — должна быть израсходована на развитие транспортной инфраструктуры Австрии, и 327 млн евро — на развитие строительной индустрии *. Важно также и то, что речь идет не столько о прямом выделении финансовых средств, сколько о предоставлении налоговых льгот.
Правительство Австрии в целях реализации данной программы приняло Транспортный план, предусматривающий выделение в течение 10 лет 17,3 млрд евро на развитие транспортной инфраструктуры. Две трети суммы должны быть направлены на расширение и модернизацию железнодорожной сети и одна треть — на расширение сети автодорог с целью кардинального улучшения транспортного сообщения с соседними странам и странами-кандидатами в ЕС. По оценкам экспертов, успешная реализация данного плана приведет к созданию 10 тыс. новых рабочих мест *.
В качестве инструментов стимулирования инвестиционной деятельности через фонды используется предоставление безвозвратных ссуд, займов и кредитов под льготные проценты и гарантий по банковским кредитам, при этом наиболее распространенным является субсидирование процентов по выдаваемым банками кредитам. Операциями по кредитованию инвестиций с использованием субсидий фондов могут заниматься практически все коммерческие банки. Однако наряду с этим существуют специализированные банки, для которых эти операции являются основным видом деятельности. Наиболее крупный из них — «Инвесткредит» *.
Однако по оценкам некоторых экспертов, использование различных субсидий не всегда способствует существенным структурным преобразованиям, так как такая форма воздействия на хозяйственные процессы приводит, как правило, лишь к рационализации и модернизации уже существующей специализации, обеспечивает выход на более высокий уровень обработки традиционной продукции *.
Австрийская экономика, представленная в основном средними и малыми предприятиями, традиционно занимает ведущее место по производству экологически чистого оборудования. Совокупный оборот австрийских предприятий, специализирующихся на данном направлении, по данным департамента ЕС по охране окружающей среды, в 2004 г. составил 4% ВВП страны. По этому показателю Австрия занимала 2-е место (после Дании) среди стран-членов ЕС, значительно опережая по данному показателю Францию, Германию и Великобританию, что обусловлено ранней специализацией предприятий страны в данной «экономической нише». Согласно результатам работы, проведенной австрийским институтом экономических исследований (WIFO), 10% из 330 австрийских фирм, действующих в этой области, занимают ведущие позиции на европейском рынке природоохранного оборудования *.
Еще до вступления в ЕС, в Австрии существовал специализированный фонд стимулирования инвестиций в области охраны окружающей среды и водного хозяйства. Он включает в себя предотвращение загрязнения воздуха, снижение уровня шума, утилизацию отходов, очистку и отвод сточных вод на производственных предприятиях. Средства этого фонда также направляются на субсидирование процентов по банковским кредитам сроком до 10 лет, предоставление займов по льготным процентным ставкам и безвозвратных ссуд.
В качестве примера успешной деятельности данного фонда уже в рамках специализированных структурных программ ЕС, можно привести пример финансирования создания новых катализаторных систем для дизельных двигателей. Напомним, что в соответствии с решением Совета министров стран ЕС о снижении уровней выбросов токсичных веществ двигателями внутреннего сгорания, перед автомобильными и нефтеперерабатывающими предприятиями стран — членов ЕС была поставлена задача обеспечить достижение утвержденных норм. К 2008 г. уровень выбросов бензиновых двигателей должен быть сокращен на 40%. Первоочередное внимание при этом обращено на необходимость снижения уровня выбросов мелкодисперсной сажи, которая особенно интенсивно образуется при холодном старте двигателей.
Согласно данным австрийского комитета по охране окружающей среды, ежегодно только в Австрии в атмосферу попадает 70 тыс. т. сажи, к 2005 г. этот показатель должен был быть уменьшен в два раза. Разработанные еще в 1980 гг. керамические катализаторные системы не соответствуют современным требованиям по защите окружающей среды. Одним из возможных практических решений этой задачи может стать реализация проекта SCR (selective catalytic reduction). Данный проект предусматривает создание автомобильного фильтра — катализатора нового типа. Для предотвращения термического старения австрийская фирма Alcore совместно с Tesla разработали новый каталитический фильтр, который позволяет снизить затраты энергии, необходимые для сжигания дизельной сажи, до 130 кдж/моль, уменьшить температуру процесса окисления до 473 С *. Дальнейшее решение этой проблемы связывается с подключением австрийских фирм к конкретным научно-исследовательским проектам уже в рамках ЕС.
В международной практике нередко можно встретить случаи, когда то или иное государство при вступлении в международное объединение было вынуждено ужесточить свое внутреннее законодательство. Пример Авст­рии уникален тем, что изменение претерпели правовые нормы самой международной организации.
В целом, можно сделать вывод о том, что правительст­во Австрийской республики проводит последовательную экологическую политику, что подтверждается действиями как на национальном уровне, так и успешной реализацией программ в рамках Европейского Союза. Дальнейший успех преобразований в области защиты окружающей среды в Австрии будет во многом зависеть от гибкого взаимодействия двух основных факторов: соблюдения экологических норм отдельными предприятиями и содействующей этому экономической политики государства.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия