Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (28), 2008
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Батин С. Л.
старший преподаватель Института экономики, управления и права (г.. Казань)

Особенности социального менеджмента в крупном производственном объединении

Более полутора десятилетий преобразований в России ознаменовались сравнительно быстрым изменением отношений собственности на базе формирования принципиально нового хозяйственного уклада — частного сектора в экономике. В 90-е гг. прошлого столетия приоритет — и на государственном уровне, и на уровне подавляющего большинства предприятий — отдавался выполнению неотложных обязательств, главным образом в сфере межправительственных отношений и в производственном секторе. Увы, о сколько-нибудь заметных шагах в области социальной политики обществу пришлось забыть на долгие годы. Задержка по выплате пенсий и пособий в этот период достигала в среднем четырех месяцев, а по зарплате в бюджетной сфере — до полугода.
В последние несколько лет ситуация заметно улучшилась: государство в своих преобразованиях все более активно учитывает социальный фактор, что обозначено в недавних программных выступлениях лидеров страны [1; 2; 3]. В бизнес-сообществе обсуждается социальная составляющая новой экономики на долгосрочную перспективу.
Роль государства в социальном преобразовании общества неуклонно возрастает. Это — пенсионное обеспечение, зарплата в бюджетной сфере, реализация приоритетных национальных проектов. Основной упор при разработке стратегии развития страны на период до 2020 г. Правительство должно сделать на человека, чутко отзываясь на все его чаяния и запросы.
Как представляется автору, социальная политика, ее главное содержание должны разрабатываться на двух уровнях. К первому уровню относится государственное регулирование социальных процессов в обществе, внедрение механизмов эффективной социальной защиты для наиболее уязвимых в этом плане слоев населения. Здесь задаются правила действий не только для исполнительных органов, но и для всех бизнес-структур, и подобная нормативно-правовая основа должна быть едина для всех.
Иное дело — решение вопросов социальной политики на уровне хозяйствующих субъектов. Здесь в практиче­ской плоскости преломляются нормативные документы, подзаконные акты и инструкции. К сожалению, выполняются они не всегда. Причины этого заключаются чаще всего в объективных факторах, связанных с экономическими возможностями предприятий. Однако, иногда социализации отношений на местах противодействуют сами собственники, рассматривая дополнительные вложения в человеческий капитал как чрезмерный риск или необоснованную нагрузку на основные виды хозяйственной деятельности.
Недальновидность такого подхода очевидна. И не только потому, что государство само давно указывает на вектор повышения социальной ответственности в деятельности бизнес сообщества и использования механизмов государственно–частного партнерства.
По мнению автора, менеджмент как современная система управления предприятием, действующего в рыночной экономике, безусловно, предполагает создание условий, необходимых для эффективного функционирования и развития производственно-хозяйственной деятельности. Скорее всего, можно вести речь о такой системе управления, которая порождается объективной необходимостью и закономерностями современных экономических отношений, связанными с ориентацией предприятия на спрос и потребности рынка, на обеспечение заинтересованности работников в наивысших конечных результатах, на использование новейших научно-технических достижений и т.д. Именно поэтому особенность современного менеджмента состоит в его направленности на рациональное ведение хозяйства в условиях относительного дефицита ресурсов (в первую очередь финансовых) и необходимости достижения высоких конечных результатов. При этом система управления должна быть гибкой, отвечающей в полной мере современному этапу развития общества и функционирующей в русле внутренней политики, опосредованной государством. Социальный менеджмент как важнейшая составляющая управленческой парадигмы любого хозяйствующего субъекта должен органично дополнять всю систему текущих и стратегических решений на уровне предприятий.
Конечно, многое будет зависеть от возможностей той или иной компании, степени адаптации к рыночной среде, поддержки социальных инициатив со стороны государственных и муниципальных исполнительных органов. Однако ясно одно: эпоха абстрагирования, а попросту прямого ухода от решения насущных социальных проблем, прошла.
Перед менеджментом крупных и средних предприятий уже давно не стоит вопрос о том, нужно ли участвовать в реализации социальных программ. Важно, по нашему мнению, другое — четкое разделение между тем, что может и должно сделать для решения социальных задач государство, а что следует оставить за хозяйствующими субъектами. Деятельность ОАО «Казанское моторостроительное производственное объединение» (далее — ОАО «КМПО») в определенной степени дает ответы на многие актуальные вопросы.
Более пятнадцати лет назад — на заре экономиче­ских преобразований — перед крупными предприятиями, ранее входившими в сферу оборонно-промышленного комплекса, объективно встал вопрос о путях перехода от всеобъемлющей патерналистской политики государства к социальной защите работников в условиях будущих рыночных отношений.
Это был, безусловно, трудный период. Резкое снижение объемов государственного оборонного заказа (в целом по стране — на 60% только в 1992 году) привело к деградации многих производств и даже научных школ. В это же время была в значительной степени разрушена социальная инфраструктура, формировавшаяся десятилетиями в промышленном секторе. К концу 90-х годов еще более серьезное положение сложилось в оборонных отраслях в плане обеспечения квалифицированным кадровым потенциалом инженерно-технических специали­стов и, в особенности, профессионально подготовленных рабочих. Большинство хозяйствующих субъектов фактически отказалось от подготовки квалифицированных кадров, и в настоящее время это тормозит выполнение важных народнохозяйственных программ.
К слову сказать, многие вопросы в этом направлении не решены до сих пор. В связи с этим нельзя не согласиться с мнением О. Роговой, отмечающей, что «разрыв в уровне среднедушевого дохода 10% богатых и 10% бедных в России составил в 2007 г., по данным официальной статистики, 16,8 раза, по данным Мирового банка — 20 раз. Интеллектуальный слой населения России, определяющий основу экономики знаний, сосредоточен в основном в группе с относительно низким уровнем дохода на душу и ограниченным удовлетворением потребностей, что делает понятной перспективу снижения интеллектуального потенциала в развитии инновационной экономики» [4, с.32].
Нынешняя неустроенность интеллектуальной элиты восходит к началу 1990-х гг, когда многие руководители предприятий ОПК, НИИ и КБ чрезмерно уповали на ускоренное возрождение гособоронзаказа или, во всяком случае, взяли своеобразный тайм-аут вместо поэтапного перехода хозяйствующих субъектов на рельсы либеральной экономики. Справедливости ради следует отметить, что среди «выжидающих» немало было и тех, кто по объективным причинам не мог перестроить производство ввиду взятых Россией международных обязательств и закрытия по политическим мотивам целого ряда научно-производственных программ в ОПК. Подобная ситуация была характерна для знаменитого Казанского авиационного объединения и ряда других предприятий города.
Тем более весомый результат имеет практический опыт ОАО «КМПО», который убедительно подтверждает, что существует некий алгоритм трансформации крупных производственных структур в современное экономическое сообщество. Начаться такой переход должен с преобразования организационно-правовой формы, далее следует искать новые рынки для приложения интеллектуального и производственного потенциала. Также необходимо вдумчивое отношение к имеющимся объектам недвижимости, включая социальный сектор, и, наконец, серьезная работа с персоналом предприятия.
Резкое сокращение гособоронзаказа (в последние годы в ОАО «КМПО» этот показатель практически отсутствует) сразу поставило предприятие в жесткие условия рыночного механизма хозяйствования. Выручил процесс диверсификации продукции и выход на новые рынки. В настоящее время наметились два основных «локомотивных» направления товарной продукции: разработка и серийное производство газоперекачивающих агрегатов (ГПА), основным потребителем которых является ОАО «Газпром», и газотурбинных энергоустановок (ГТЭ). Последняя разработка — новое направление на внутреннем рынке, требующее комплексного маркетингового подхода для продвижения к потребителю. В соответствии с предварительными расчетами реализация этих и ряда других проектов обеспечит уже к 2010 г. двукратное повышение объемов производства.
Своевременная переориентация на рынок и закрепление в его отдельных сегментах позволила и в последующем поддерживать на относительно приемлемом уровне ранее сложившуюся социальную инфраструктуру, а также продолжить осуществление многих социальных программ по так называемому «социальному пакету». Среди них особо следует отметить финансовую помощь в улучшении жилищных условий, участие в предложении льготных жилищных кредитов, реализацию бесплатного питания для работников отдельных профессий, дотацию на лечение в заводском санатории-профилактории и многое другое. Только в 2007 г. совокупный объем расходов на эти цели, включая затраты на содержание объектов соцкультбыта, составил более 90 млн руб. В 2007 г. активизировалась деятельность и других промышленных предприятий авиастроительного комплекса г. Казани, участвующих в строительстве жилья для работников — площадь возведенных жилых домов по титульным спискам предприятий возросла по сравнению с 2006 г. почти в 4 раза.
Как известно, основным документом, регламентирующим деятельность менеджмента предприятия в социальном направлении, является коллективный договор, разрабатываемый в объединении [5]. Этот документ, в строгом соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, определяет минимальные пороговые значения важнейших социальных показателей предприятия, обязанности администрации и профсоюзной организации по его выполнению. Главное, что характерно для коллективного договора ОАО «КМПО» — это гарантии, базирующиеся на объективной экономической оценке возможностей компании и, следовательно, высокая степень ответственности топ-менеджеров за реализацию разработанных социальных программ.
Особое значение приобретает выполнение обязательств по оплате труда. На предприятии фактически начало реализовываться направление развития по формированию классовой социальной группы, которая должна стать основой для углубления преобразований на производстве, роста инновационной активности и технологической модернизации. С этой целью, в соответст­вии с коллективным договором, принимаются меры по доведению средней зарплаты работников объединения до уровня, обеспечивающего не менее 3,5 прожиточных минимумов трудоспособного населения в Республике Татарстан [5]. В пересчете на показатель за июль 2007 г. это составляло не менее 11 500 рублей в месяц, и в последующем будет возрастать. Понятно, что решение этой непростой задачи подразумевает особую ответственность и целеустремленность менеджмента на всех уровнях.
Как известно, в настоящее время преобладающая часть населения проживает в «текущем режиме», не имея не только долгосрочной, но и среднесрочной перспективы. Однако такая ситуация весьма опасна для экономики в целом и крупных предприятий в частности. Продолжающееся расслоение населения, усиливающаяся имущественная поляризация могут стать питательной средой для социальных конфликтов. Руководители ОАО «КМПО» вполне осознают негативные последствия такого явления. В связи с этим на предприятии предполагается обеспечить соотношение в уровнях оплаты труда 10% работников с наиболее низкой зарплатой и 10% с самой высокой не более чем 1:5 [5].
Органично дополняют рассмотренные выше критерии социальной деятельности на предприятии все девять разделов коллективного договора. В них конкретизируются важнейшие параметры социальной жизни крупного промышленного объединения. Таким образом, указанный документ, предназначенный для обязательного исполнения всеми подразделениями, становится важнейшим инструментом современной социальной политики. И каждый год в нем подтверждается взятый на предприятии курс на взаимное партнерство администрации и трудового коллектива, стабильность и высокую социальную ответственность менеджмента.


Литература
1. Путин В.В. Жить по-человечески // Российская газета. — 2008. — 9 февр.
2. Премьера Путина // Российская газета. — 2008. — 15 февр.
3. Наступление на бедность // Российская газета. — 2008. — 9 мая.
4. Рогова О. О монетарных факторах торможения инновационной модернизации // Экономист. — 2008. — № 4. – С.31–36.
5. Коллективный договор открытого акционерного общества Казанского ордена Ленина и ордена Октябрьской революции моторостроительного производственного объединения на 2007 год.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия