Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (28), 2008
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Чебунина Н. М.
аспирант Восточно-Сибирского государственного технологического университета

Оценка инвестиционной политики и инвестиционного климата Республики Бурятия

Инвестиционная политика Правительства Республики Бурятия (РБ) направлена на обеспечение устойчивых темпов экономического роста, повышение конкурентоспособности, усиление прогрессивных тенденций в структуре экономики. Главная ее цель — создание максимально благоприятных стабильных условий, способствующих активному притоку инвестиционных ресурсов в экономику республики, содействие повышению эффективности и конкурентоспособности реального сектора экономики на базе инновационной, технологической модернизации и развития производственного комплекса республики.
Основными задачами инвестиционной политики РБ являются: создание четкой и прозрачной схемы организации и управления инвестиционной деятельностью; формирование благоприятного инвестиционного климата; вовлечение в инвестиционную сферу незадействованного финансового потенциала; содействие повышению эффективности и конкурентоспособности реального сектора экономики; повышение эффективности использования инвестиционных ресурсов [1].
В ближайшей перспективе приоритет в развитии инвестирования принадлежит следующим основным направлениям:
1. Развитие государственно-частного партнерства как одного из рычагов привлечения внебюджетных инвестиций в экономику республики;
2. Информационная поддержка инвестиционной деятельности: информационное продвижение проектов, конкурентоспособных товаров и услуг; презентация инвестиционных возможностей республики деловой элите России и зарубежья;
3. Развитие институциональной среды, расширение сети различных финансовых институтов, организация системной работы с коммерческими банками по привлечению кредитных ресурсов в экономику республики, разработка механизмов привлечения средств страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов, развитие ипотечного кредитования;
4. Улучшение государственного регулирования вопросов землепользования, обеспечение прозрачности процедур предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам в соответствии с действующим законодательством с соблюдением интересов сторон, что в конечном итоге снизит законодательные риски в республике и будет способствовать повышению ее инвестиционной привлекательности;
5. Создание условий для привлечения инвестиций в освоение крупных месторождений полезных ископаемых, развитие инфраструктуры;
6. Расширение международного сотрудничества и торгово-экономических связей с целью привлечения иностранных инвестиций;
7. Государственная поддержка проектов общественной инфраструктуры в виде предоставления местным бюджетам субсидий для их долевого финансирования за счет республиканского бюджета [1].
Одним из важнейших источников финансирования капитальных вложений стал в 2006 г. Федеральный фонд регионального развития (ФРР), средства которого в виде субсидий предоставляются субъектам РФ и распределяются между ними в соответствии с установленным Правительством РФ порядком. ФРР образуется в составе федерального бюджета в целях долевого финансирования развития общественной инфраструктуры регионального и муниципального значения (это дошкольные, общеобразовательные учреждения, учреждения здравоохранения, объекты инженерной инфраструктуры). Обязательным условием финансирования из ФРР является совместное финансирование из бюджета субъекта РФ, а также отсутствие параллельного финансирования объекта по другим фондам (ФАИП и ФЦП).
Важное значение имеет инвестиционный климат региона, который определяет степень возможных инвестиционных рисков [2]. По итогам рейтинга инвестиционной привлекательности российских регионов, подготовленного Рейтинговым Агентством «Эксперт РА», РБ отнесена к регионам группы с «незначительным потенциалом и умеренным риском» наряду с Новгородской, Орловской, Кировской, Костромской областями, Республиками Мордовия, Хакассия и др. регионами. Такой рейтинг сохраняется в течение последних трех лет [3].
По уровню инвестиционного риска 2005–2006 гг. РБ заняла 49 место по стране в целом, улучшив свои позиции на 38 пунктов по сравнению с 1995 г. и на 14 позиций по отношению к 2004–2005 гг.
Произошло также значительное снижение законодательного риска (с 54 места в 2001 до 13 в 2006 г.), политического (с 68 места в 1999 г. до 29 в 2006 г.), финансового (с 68 места в 2001 г. до 16 в 2006 г.), социального (с 81 места в 2005 г. до 64 в 2006 г.), криминального (с 82 в 2002 г. до 65 в 2006 г.) и экологического (с 60 в 2000 г. до 43 в 2006 г.).
По уровню инвестиционного потенциала в 2006 г. республике принадлежит 53-е место, что на 7 позиций выше уровня 2005 г. (60-е место). Потребительский потенциал республики зафиксирован на уровне 57 места, финансовый — 59, природно-ресурсный — 15 места. В сравнении с 2005 г. трудовой потенциал республики поднялся с 62 до 43 места, производственный — с 64 до 63 места, инновационного — с 66 до 62 места. Туристическому потенциалу республики отведено 45 место.
В 2004 г. объем инвестиций в республику составил 5884,3 млн руб., в 2005 г. — 7072,0 млн руб., в 2006 г. — 8611,4 млн руб. При этом в структуре инвестиций в основной капитал сложилась тенденция к уменьшению собственных средств организаций и увеличению привлекаемых, также растут и иностранные инвестиции. В отраслевом разрезе наблюдается стабильный рост инвестиций в сельское хозяйство, в добычу полезных ископаемых, в образование, в безопасность, а так же в электроэнергетику и строительство.
С целью определения лучших инвестиционных проектов, претендующих на государственную поддержку в 2004 г., Министерством экономического развития и внешних связей Республики Бурятия был проведен конкурс, по результатам которого было решено предоставить государственную поддержку в форме бюджетного кредита четырем предприятиям в объеме 4178,2 тыс. рублей. Государственные гарантии Республики Бурятия были предоставлены трем предприятиям в объеме 190000,0 тыс. руб., компенсационные выплаты за пользование кредитами коммерческих банков получило 31 предприятие в объеме 49028,6 тыс. руб. 2006 г. по сравнению с 2005 г. характеризовался снижением инвестиционных рисков и повышением инвестиционного потенциала.
В 2006 г. был принят ряд нормативных правовых актов по совершенствованию порядка предоставления государственной поддержки инвестиционным проектам. Большое значение придается бюджетной и социальной эффективности проектов, претендующих на получение государственной поддержки, утвержден перечень критериев, являющихся основанием для досрочного прекращения реализации проектов.
Существенным изменением в порядке предоставления господдержки стало то, что теперь государственными распорядителями бюджетных средств на эти цели становятся отраслевые министерства, что усиливает их роль в отборе наиболее эффективных проектов и ответственность за конечный результат их реализации.
В настоящее время реализуется проект по субсидированию части затрат предпринимателей, связанных с оплатой стоимости вознаграждения по договорам поручительства перед коммерческими банками за счет средств федерального бюджета (3,6 млн рублей), полученных по результатам участия в федеральном конкурсе и дальнейшему созданию залогового (гарантийного) фонда.
В феврале 2007 г. распоряжением Правительства РФ от 8.02.2007г. № 146-р утверждена Федеральная адресная инвестиционная программа. Финансирование объектов по РБ в рамках реализации этой программы на 2007 г. было в сумме 2 836, 48 млн руб., что на 25,3 % больше, чем в 2006 г. (2263,37 млн рублей).
На софинансирование мероприятий Федеральной адресной инвестиционной программы в 2007 г. из Республиканского бюджета выделено 374,33 млн руб. (11,65 %), в том числе по республиканским целевым программам 246,03 млн руб., по лимитам капитальных вложений Правительства РБ 128,3 млн руб.
В течение трех лет в республике реализовано более 20 инвестиционных проектов, для чего было привлечено 1,5 млрд. руб. ресурсов кредитных учреждений и около 9,7 млрд. рублей собственных средств предприятий.
Положительный экономический эффект достигнут также при реализации инвестиционного проекта «Развитие системы долгосрочного ипотечного кредитования, финансирования строительства нового жилья и его реализация на условиях ипотечного кредитования» ОАО «Ипотечная корпорация Республики Бурятия» и ряд других инвестиционных проектов.
Инвестиции в основной капитал в первом квартале 2007 г. в Бурятии составили 1511,3 млн рублей. Объем работ, выполненных в сфере строительства, в январе-марте 2007 г. составил 624,3 млн руб. В 1 квартале 2007 г. сельхозпроизводители 20-ти районов и г. Улан-Удэ получили государственную поддержку в объеме 49,96 млн рублей [4].
Положительным моментом для инвестиционного климата Республики Бурятия является то, что в январе 2007 г. Правительство РФ одобрило создание семи туристско-рекреационных особых экономических зон (ОЭЗ) на территории российских регионов, в число которых входит и Бурятия, общей площадью в 700 кв.км. Создание ОЭЗ позволит привлечь в республику значительные инвестиции. Правительство Бурятии планирует, что эта сумма составит около 13,34 млрд рублей. Общий объем инвестиций в основной капитал по республике в 2007 г. составил 15,6 млрд руб., что на 12% выше уровня 2006 г. [4].
Подводя итог, можно отметить, что в настоящее время инвестиционный рейтинг РБ повышается, наблюдается положительная динамика по снижению инвестиционных рисков.
Структура инвестиций в основной капитал свидетельствует о том, что привлеченные средства превышают собственные. Положительным моментом является увеличение притока иностранных инвестиций. В отраслевом разрезе наблюдается стабильный рост инвестиций в сельское хозяйство, в добычу полезных ископаемых, в образование и безопасность, а также в электроэнергетику и строительство.


Литература
1. www.economy.buryatia.ru — сайт Министерства экономики Республики Бурятия.
2. Бабашкина Т.С. Национальная экономика. — М.: «Юристъ», 2007.
3. www.raexpert.ru — сайт агентства «Эксперт РА».
4. www.invest-buryatia.ru — Интернет-портал инвестиционный паспорт РБ.
5. Вахрин П.И. Инвестиции. — М.: Дашков и Ко , 2002.
6. Игонина Л.Л. Инвестиции. — М.: «Юристъ», 2002.
7. Крушвиц Л. Финансирование и инвестиции. — СПб.: «Питер», 2000.
8. Мировая экономика и международные отношения. — 2006. — №3.
9. ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г № 39-ФЗ.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия