Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (28), 2008
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Цыремпилон Д. О.
ассистент кафедры общей экономической теории и регионоведения Восточно-Сибирского государственного технологического университета

Реформирование системы предоставления бюджетных услуг в общественном секторе экономики Республики Бурятия

Центральной функцией государства в условиях рыночной экономики является предоставление из государственного бюджета общественных благ своим гражданам.
В этой связи начавшаяся в России в последние годы реформа системы государственного управления общественными финансами направлена на оптимизацию расходов, повышение эффективности и экономичности государственных институтов, работающих в общественном секторе экономики.
Одним из основных направлений реформы является внедрение методов бюджетирования, ориентированного на результат, суть которого состоит в смещении акцентов бюджетного процесса от «управления бюджетными ресурсами (затратами)» на «управление результатами» путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств в рамках четких среднесрочных ориентиров. Распределение бюджетных ресурсов между администраторами бюджетных средств и реализуемыми ими бюджетными программами должно производиться с учетом или в прямой зависимости от достижения конкретных результатов (предоставления услуг) в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической политики и в пределах прогнозируемых на долгосрочную перспективу объемов бюджетных ресурсов.
В ходе реализации концепции «управления результатами» бюджетные ассигнования должны быть привязаны к функциям (услугам, видам деятельности), при их планировании основное внимание необходимо уделять обоснованию конечных результатов в рамках бюджетных программ.
Внедрение методов управления результатами предусматривает соблюдение нескольких обязательных условий. Это:
— обеспечение потребностей общества в государственных и муниципальных услугах соответствующих стандартам качества;
— наличие у потребителей возможности давать оценку качеству предоставляемых государственных услуг;
— достижение заданных результатов с минимальными затратами.
В настоящее время в Республике Бурятия проводится реформа системы общественных финансов, внедряются методы бюджетирования, ориентированного на результат.
Реформирование проводится по нескольким направлениям:
1. Перевод бюджетных организаций и учреждений, предоставляющих социальные услуги, в форму автономных учреждений.
2. Создание системы учета потребности в предоставляемых бюджетных услугах.
Федеральным законом «Об автономных учреждениях» создана правовая основа для преобразования бюджетных учреждений в автономные учреждения в тех сферах предоставления социальных услуг, где это может создать существенные стимулы для повышения эффективности деятельности.
С этой целью в Республике Бурятия определены отрасли, в которых будет начата работа в этом направлении. Это — образование, культура, социальная защита населения. В республике была проведена оценка возможности перевода бюджетных организаций и учреждений, предоставляющих социальные услуги, в форму негосударственных организаций.
Анализ действующей системы предоставления социальных услуг бюджетными учреждениями выявил ряд положительных и отрицательных моментов.
Преобразование бюджетных организаций в негосударственные должно обеспечить:
— расширение хозяйственной самостоятельности учреждений (организаций) социальной сферы,
— переход от традиционного финансирования потребностей сети бюджетных учреждений к оплате за предоставленную услугу,
— расширение источников финансирования текущей деятельности организаций,
— создание условий легализации для софинансирования населения в оплате социальных услуг,
— повышение заработной платы работников социальной сферы.
Большую часть платных образовательных услуг в Бурятии предоставляют учреждения дополнительного образования. В организациях же культуры «коммерче­ский потенциал», то есть возможность существовать в рыночных условиях, очень разный. Кроме того, некоторые функции организаций культуры вообще не могут осуществляться на рыночных принципах, т.к. не зависят от спроса (или востребованности).
В сфере социальной защиты перевод в форму автономных учреждений наиболее перспективен в учреждениях, работающих с гражданами преклонного возраста и инвалидами. Так, в 2008 г. в Республике Бурятия два государственных учреждения были переведены на автономную форму — Закаменский дом ветеранов и Посольский дом-интернат для престарелых и инвалидов.
Бюджетирование, ориентированное на результат, предполагает внедрение в практику современных методов оценки эффективности бюджетных расходов, направленных на последовательное повышение качества жизни граждан. В этих целях уже на этапе разработки отдельных мероприятий и комплексных программ должны быть определены конечные цели реализуемых действий и процедуры оценки последствий этих действий.
В рамках реализации данного направления в Республике Бурятия была поставлена задача разработать перечень оказываемых бюджетных услуг, с одновременным указанием критериев оценки эффективности и результативности их оказания. Разработка и утверждение перечня бюджетных услуг позволит создать систему информирования потребителей бюджетных услуг о качестве и результативности деятельности общественного сектора. Разработке перечня предшествовала оценка потребности в предоставляемых бюджетных услугах (отдельно по видам бюджетных услуг). Проведенный анализ потребности в предоставлении бюджетных услуг в социальных сферах показал, что в полном объеме финансируется только заработная плата с начислениями и оплата коммунальных услуг. Другие статьи расходов (питание, медикаменты, мягкий инвентарь; приобретение оборудования; текущий и капитальный ремонт) недофинансируются.
Увеличение расходов на оплату труда и снижение расходов на приобретение оборудования, текущий и капитальный ремонт, привели к ухудшению ситуации в части обеспечения санитарно-эпидемиологических норм и пожарной безопасности в образовательных учреждениях.
В Республике был разработан и утвержден перечень бюджетных услуг, по которым должен производиться учет в натуральном и стоимостном выражении и порядок проведения ежегодной оценки. Так, результаты произведенной оценки потребности в предоставлении бюджетных услуг были учтены при формировании расходной части проекта республиканского бюджета Республики Бурятия на 2008 финансовый год.
Таким образом, в бюджетном процессе республики начато внедрение результатов оценки реальных потребностей общества в бюджетных услугах, что позволяет обеспечить эффективность использования бюджетных средств, исходя из интересов населения республики.
Вышеперечисленные мероприятия являются только первыми шагами на пути внедрения в бюджетный процесс современных методов управления расходами. Эта работа должна проводиться в целях повышения жизненного уровня людей, с тем, чтобы население имело реальную возможность получать доступные и качественные бюджетные услуги.


Литература
1. Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ (ред. от 18.10.2007) «Об автономных учреждениях» (принят ГД ФС РФ 11.10.2006) // Собр. законодательства РФ. — 2006. — № 45 — С. 4626.
2. Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики. Экономическая теория и политика — М.: ГУ ВШЭ, 2000. — 24 с.
3. Основы управления общественными финансами: Руководство по управлению общественными финансами на региональном и муниципальном уровне / Под общ. ред. А.М. Лаврова. Т.I. — М.: ООО «Издательский дом «Деловая и профессиональная литература», 2007. — 190 с.
4. Постановление Правительства Республики Бурятия от 28.10.2005 г. № 343 «О Программе реформирования региональных финансов Республики Бурятия»(в ред. Постановлений Правительства РБ от 19.01.2006 № 18, от 13.03.2006 № 71, от 12.02.2007 № 46, от 26.03.2007 № 90, от 29.06.2007 № 212) — 7 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия