Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (28), 2008
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Ахтариев Р. Р.
старший преподаватель кафедры экономики и управления на предприятии пищевой промышленности Уфимского филиала Оренбургского государственного университета

Инфраструктура рынка молочных продуктов

Инфраструктура рыночной экономики — это исторически обусловленная конкретная форма хозяйства со всеми его сферами, уровнями, отраслями, секторами, сегментами. В то же время рыночную инфраструктуру можно рассматривать как обслуживающую сам механизм рынка, который регулирует производство и потребление через обмен и распределение факторов и продуктов.
Рынок молочных продуктов во все времена является одним из важнейших секторов продовольственного рынка. Из российских производителей молочных продуктов наибольшая доля рынка принадлежит молочной промышленности, которая насчитывает более 3000 молокоперерабатывающих предприятий. Основное число этих предприятий приватизировано, их экономика тесно связана с местной сырьевой базой.
Молочная промышленность вырабатывает более 300 видов готовой молочной продукции, укрупненная номенклатура которых включает в себя такие виды, как животное масло, цельномолочная продукция, молочные консервы, сухое молоко, различные виды сыров, мороженое, казеин и т.д. Молочные продукты относятся к продуктам питания первой необходимости и повседневного спроса. Спрос на основные молочные продукты (молоко, кефир, творог, сметана) неэластичен по цене, вместе с тем при повышении доходов населения возрастает спрос на более дорогие молочные продукты, такие как сыр, йогурты с различными наполнителями.
Одним из крупных производителей молочных продуктов является молочная промышленность Республики Башкортостан. Непосредственно переработкой молочных продуктов заняты около 50 крупных предприятий (молкомбинатов, маслозаводов, масло-сырзаводов и т.д.). На переработку поступает ежегодно более 600 тыс. т молока, из которого производится более 200 наименований молочной продукции. В то же время производственные мощности молочных предприятий используются не полностью. Уровень использования производственных мощностей в 2006 г. составил: 58% по производству цельномолочной продукции, 46% — животного масла, 66% — сычужного сыра.
Производители молочных продуктов Республики Башкортостан переживают сложный период становления рыночных отношений, в результате чего возникли и обострились экономические и социальные проблемы, которые привели к сокращению производства. Экономика молокоперерабатывающих предприятий находится в кризисном состоянии. В подавляющем большинстве предприятий из-за отсутствия собственных накоплений, дороговизны кредитов и резкого сокращения государственной поддержки произошло старение основных производственных фондов. В 2006 г. степень износа основных фондов составила 35%. В 2006 г. введено в действие производственных мощностей по выпуску цельномолочной продукции на 20 тонн в смену, что составляет 0,5% от производства. В 2005 г. новые производственные мощности не были введены вообще. Экономическое и финансовое положение предприятий усложняется постоянным повышением цен на энергоносители, автомобильные перевозки, а также сокращением объема поставок молока.
В определенной мере такое положение связано с тем, что производители молочных продуктов по ряду объективных причин не могут использовать преимущества рыночных механизмов, которые предполагают наличие развитой инфраструктуры этого рынка. Уровень и темпы ее развития далеко не отвечают современным требованиям. В системе товародвижения сохраняется многозвенность, наличие большого количества торговых посредников, нерациональность и неэффективность перевозок. Положение усугубляется тем, что приватизация объектов инфраструктуры существенно изменила ситуацию. Потребовались существенные материальные и финансовые вложения, которые возможно было получить только за счет повышения тарифов на оказываемые услуги. Однако это привело к сокращению пользователей этих услуг. Одной из причин сокращения является то, что недостаточно уделяется внимания и средств поддержке инфраструктуры рынка молочных продуктов.
В странах с рыночной экономикой инфраструктура рынка продовольственных товаров является основой, на которой фактически держится вся продовольственная система. Она тесно связывает производство товаров с торговлей, выполняя торговые, логистические и информационные услуги, а также услуги по хранению, складированию, транспортировке, упаковке, создает благоприятные условия для ускорения удовлетворения потребностей населения в продуктах питания необходимого объема, ассортимента и качества.
Инфраструктура рынка молочных продуктов нашей страны значительно уступает зарубежной, что в определенной мере определяет низкую конкурентоспособность наших товаров. В условиях дореформенного периода сфера обращения, развитие ее материально-технической базы также недостаточно оценивалась по сравнению со сферой производства. В условиях рыночных отношений требования к созданию современной рыночной инфраструктуры, которая позволит ускорить поставку потребителям высококачественных молочных продуктов в необходимом количестве и по доступным ценам и при этом без потерь повышаются. В этой связи необходимо рассмотреть сущность инфраструктуры рынка молочных продуктов.
В переводе с латинского языка infra означает, подструктура. В научных публикациях само понятие «инфраструктура» имеет широкий спектр мнений. Например, в современном экономическом словаре: «инфраструктура представляет собой совокупность отраслей, предприятий и организаций, входящих в эти отрасли, видов их деятельности, призванных обеспечивать, создавать условия для нормального функционирования производства и обращения товаров, а также жизнедеятельности людей». В инфраструктуру включают «дороги, связь, транспорт, складское хозяйство, внешнее энергоснабжение, водоснабжение» [4].
Имеется и другое определение: инфраструктура — это «составная часть общего устройства рыночной системы, которая носит вспомогательный характер и обеспечивает нормальную деятельность всего рыночного механизма. Она состоит из совокупности учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий, предназначенных для обслуживания рыночного хозяйства» [2].
Интерес представляет понятие «инфраструктура рыночного сектора экономики», которое дано в новой экономической энциклопедии. Инфраструктура определяется как совокупность материальных и организационно-правовых условий, обеспечивающих устойчивое экономическое развитие. К материальным условиям ее относится наличие развитой сети путей сообщения, средств связи, сетей электро- и водоснабжения и т.д., а к организационно-правовым — наличие развитых государственных и частных институтов, а также устойчивой законодательной базы [5, с.168].
Примерно такое же понимание сущности и содержания инфраструктуры встречается и в других работах, рассматривающих ее применительно к рынку продуктов. В частности, ее называют «комплексом отраслей и служб, обеспечивающих связь между товаропроизводителями и потребителями продукции АПК и содействующих продвижению, сохранению и рациональному использованию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» [1].
Основой для понимания сущности, содержания и функций инфраструктуры продовольственного рынка в целом, в том числе, и рынка молочных продуктов, является «Концепция комплексной программы развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1998–2005 гг.» Основными подсистемами инфраструктуры продовольственного рынка можно считать следующие подсистемы:
— оптово-посреднических организаций и складского хозяйства;
— тароупаковочной службы;
— транспортного обслуживания;
— кредитно-финансового и организационного обеспечения;
— нормативно-правовой регламентации деятельно­сти участников рынка [3].
Применительно к рынку молочных продуктов подсистема оптово-посреднических организаций и складского хозяйства включает в себя организации, обеспечивающие продвижение товара от товаропроизводителей к потребителям посредством создания оптовых рынков, биржевой торговли, проведения выставок, ярмарок.
Подсистема тароупаковочной службы предусматривает использование тароупаковочных материалов отвечающих международным стандартам, в то же время существенно не повышающих стоимость произведенной продукции.
Для рынка молочных продуктов особое значение имеет подсистема транспортного обслуживания. Это связано с особенностями молочных продуктов. В частности, они являются социально значимыми, и должны ежедневно присутствовать в рационе питания человека, особенно в детском и пожилом возрасте. Спрос на молочные продукты (сыры, сливочное масло) характеризуется высокой эластичностью, что определяет относительно устойчивую реализацию. Молочные продукты выпускаются ежедневно, однако, в основном, выпускается продукция скоропортящаяся, которая хранится в определенных условиях только несколько часов. Несвоевременная ее реализация приводит к существенным потерям. Поэтому произведенную продукцию необходимо реализовать в строго установленное время с минимальными затратами.
Подсистему кредитно-финансового и организационного обеспечения рынка молочных продуктов целесообразно рассматривать как организацию рационального товародвижения на основе безналичных денежных расчетов по товарным поставкам, развития различных видов кредитования, страхования, финансовых рынков, подготовки кадров.
Подсистема нормативно-правовой регламентации деятельности участников рынка предполагает разработку новых нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность участников рынка молочных продуктов их совершенствование и внесение в них необходимые изменения.
Следует отметить, что инфраструктура рынка молочных продуктов представляет собой обслуживающую систему, которая состоит из взаимодействующих подсистем. Состав подсистем показывает, что они выполняют торгово-производственную деятельность, которая не создает нового продукта, а только сохраняет его качество и ускоряет продвижение от производителя к потребителю. Вместе с тем, стоимость произведенных молочных продуктов при продвижении от производителя к потребителю увеличивается от 35 до 100 и более процентов. Оценка каждой подсистемы инфраструктуры по уровню обеспеченности, динамики, факторов, способствующих развитию, эффективности использования, позволит выявить резервы снижения затрат, обеспечить эффективное функционирование инфраструктуры.
Следовательно, инфраструктура рынка молочных продуктов, оказывает существенное влияние на конкурентоспособность производимой продукции. В этой связи, создание условий для продвижения продукции от производителя к потребителю с наименьшими затратами позволит повысить конкурентоспособность товаров отечественных товаропроизводителей и обеспечить население молочными продуктами собственного производства.


Литература
1. Анализ эффективности службы рыночной информации, созданной в рамках проекта АРИС // Научные труды ВИАПИ. — 2002. — Вып. 8.
2. Коваленко Н.Я. Экономика сельского хозяйства: Курс лекций. — М.: ЭКМОС, 1999. — 446 с.
3. Концепция Комплексной программы развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1998–2005 гг. // Собр. законодательства РФ. — 1996. — № 33. — Ст.4005.
4. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь — 2-е изд., исп. — М.: ИНФРА-М, 1998. — 479 с.
5. Румянцева Р. Новая экономическая энциклопедия. — М.: ИНФРА, 2005 — 724 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия