Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (28), 2008
МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ
Лисина М. И.
начальник отдела маркетингового анализа ОАО «Нэфис Косметикс» (г. Казань),
соискатель кафедры экономической теории Казанского государственного университета


Гиперконкуренция как современная среда обитания фирм
В статье дана характеристика современного состояния конкуренции, ее нового облика — гиперконкуренции. Приводятся отличительные признаки гиперконкуренции и основные предпосылки ее возникновения. Переход от умеренной конкуренции к гиперконкуренции влечет за собой и ряд изменений. Автор рассматривает новые тенденции, происходящие на рынке: увеличение числа малых фирм, появление виртуальных форм организаций
Ключевые слова: конкуренция, гиперконкуренция, глобализация

Современная экономика — это экономика изменений. В полной мере это относится и ко всей рыночной инфраструктуре мирового хозяйства. Несмотря на информационную прозрачность глобализации, динамика мировых рынков — это не синхронный процесс, а взаимодействие конкурентов, когда постоянно происходит смена лидера, никому не гарантировано почивать на лаврах.
Глобальность рыночных принципов означает не что иное, как глобальность конкуренции. В свою очередь конкурентная борьба не позволяет никому расслабляться, требует и напряжения всех сил, и оптимизации использования ресурсов на каждом этапе развития и воспроизводства. Конкурентный отбор выступает как неугасающий для всех стимул максимизировать результаты и минимизировать затраты своей экономиче­ской деятельности. Обострение конкуренции отмечается практически на всех рынках. Как никогда раньше, экспортная ориентированность национальных производств и конкурентоспособность их товаров на мировом рынке стали важнейшим условием успеха хозяйственной деятельности. О возросших масштабах экспортной направленности современного производства свидетельствуют такие данные. За период с 1970 по 1999 г. мировой валовый общественный продукт увеличился почти в 12 раз, а международный экспорт товаров вырос в 18 раз.
В условиях новой экономики конкуренция наполнилась новым, более сложным содержанием, появилась ее новая форма — гиперконкуренция.
Во второй половине 1990-х гг. одним из внешних проявлений глобализации стало разделение рынков по признаку типа конкуренции — умеренной конкуренции или гиперконкуренции. По мнению ряда экономистов, большинство компаний в настоящее время движется от рынков с умеренной конкуренцией к рынкам с гиперконкуренцией, в которых сами позиции компаний находятся в агрессивном противоречии между собой. В первую очередь, это рынки высокотехнологичных отраслей производства, таких, как компьютеры, мобильные телефоны, микропроцессоры, телекоммуникации, программные продукты, на которых непрерывно растет количество глобально действующих потребителей и сбытовых посредников.
Швейцарский профессор Манфред Брун выделяет следующие отличительные признаки гиперконкуренции:
1) Во-первых, гиперконкуренция одновременно охватывает несколько областей, важнейшими из которых являются издержки, качество, сроки, «ноу-хау», создание рыночных барьеров, укрепление финансового положения. Эти сферы конкурентной борьбы и ранее были в центре внимания фирменного руководства. В условиях же гиперконкуренции менеджмент не может сосредоточивать усилия только на одном из конкурентных параметров, всех их необходимо учитывать одновременно.
2) Во-вторых, предприятия должны принимать во внимание многоаспектный характер гиперконкуренции. Она может протекать на разных уровнях — на товарных рынках; в области ресурсов; между разными предпринимательскими концепциями; в составе объединения предприятий, когда компания борется с соперниками не в одиночку, а заключив союз с другими производителями, поставщиками, партнерами по кооперации, торговыми посредниками и т.п.
3) Третьим признаком гиперконкуренции следует назвать динамизм развития рынка. Позиции конкурентов и расстановка сил меняются с нарастающей скоростью. Динамика рынка отражается в непрерывном проникновении новых и уходе с рынка старых конкурентов, появлении новых видов услуг (кредитные карточки и пр.), большом количестве слияний и покупок предприятий и пр. Прогнозировать ситуации все труднее и проблематичнее, сроки прогнозов становятся короче.
4) Наконец, признаком гиперконкуренции является растущая агрессивность участников рыночного соперничества. Поведение предприятий становится менее миролюбивым. Ведутся прямые атаки для ослабления конкурентов, причем с нарушением правовых установок. Цель подобной агрессии состоит в нарушении равновесия в раскладке сил конкурентов. Особенно часто для этого используется агрессивная политика цен.
Появление рынков с гиперконкуренцией и вытеснение ими рынков с устойчивой конкуренцией, по мнению экспертов, обусловлено «подогревом» конкурентной среды, который, в свою очередь, вызван: глобализацией рынков, ослаблением их регулирования, сокращением жизненного цикла технологий, появлением технологий, которые снижают барьеры на вход в рынки как новых конкурентов, так и конкурентов, имеющих устойчивые позиции в других отраслях производства.
Активизировавшаяся на рубеже столетий глобализация экономических связей и либерализация мировой торговли привили к распространению конкуренции далеко за пределы национальных границ, придав ей международный характер. Новое место, где разворачивается борьба между производителями — это глобальные рынки. Потребительские рынки становятся глобальными в силу всеобщего распространения отдельных товаров, их торговых марок и брендов, а также вследствие появления и охвата все большего круга сетями из сотен и тысяч промышленных и торговых центров, ресторанов, магазинов, сервисных центров и т.п. Примеры тому — джинсы, жевательная резинка, напитки, электронное оборудование, автомобили и многие десятки или сотни одинаковых по всему миру товаров.
В первую очередь используют возможности глобализации рынков транснациональные компании (ТНК), отличительные черты которых — это глобальное видение рынков и осуществление конкуренции в мировом масштабе, раздел мировых рынков с немногими такими же глобальными ТНК, обеспечение контроля в важнейших сегментах мирового рынка, преимущественное участие в высокотехнологичных отраслях, координация действий филиалов на базе новых информационных технологий, гибкая корпорация, единая организация бухгалтерского учета и аудита, объединение своих филиалов, заводов, совместных предприятий в единую международную сеть управления, осуществление экономического и политического влияния на государства, в которых действуют ТНК.
ТНК обеспечивают глобализацию капитала и децентрализованную концентрацию производства и труда. Они способствуют образованию всемирного информационно-финансового пространства. Деятельность международных субъектов глобального рынка с неизбежностью порождает новые формы их рыночного поведения, свойст­венные им масштабы и приемы конкурентной борьбы за сохранение и расширение своей доли рынка. Успех ТНК основан на том, что они могут позволить себе направить значительные средства на исследования и разработки, продвижение торговых марок, развитие технологий. Основные конкурентные схватки разворачиваются на поле производственных и управленческих технологий. Для поддержания своей конкурентоспособности ТНК ведут непрерывную борьбу за обновление продуктов с более низкими издержками и более совершенными потребительскими свойствами на основе новейших технологий, инновационных разработок и быстрого обновления производственных мощностей.
Превращение конкуренции в гиперконкуренцию стало возможным вследствие снижения высоты барьеров, препятствующих участию компаний во всемирной торговле. Начиная с 90-х годов ХХ в. появляется отчетливая тенденция увеличения числа мелких фирм. И если в условиях традиционной экономики власть ТНК на мировых рынках была практически безграничной, то развитие информационных и сетевых технологий позволили мелким фирмам почти на равных конкурировать в борьбе за потребителя не только на локальных рынках, но и за рубежом, что непосредственно привело к ужесточению конкуренции.
Информационные технологии дали возможность быстро реагировать на запросы клиентов, менять или модифицировать продукцию и услуги. Дистанционные трудовые отношения позволяют небольшим фирмам экономить на транспортных расходах, электроэнергии, офисных помещениях, преодолеть дефицит квалифицированных кадров, заменить постоянный штат сотрудников временными исполнителями. Для проникновения на мировой рынок малые фирмы используют целый арсенал приемов и методов: от заключения прямых контактов при наличии стабильных покупателей за рубежом, до использования услуг торговых посредников, частных специализированных контор. Широко распространены экспортные объединения мелких фирм типа консорциумов или синдикатов. Другим направлением внедрения мелких фирм на глобальные рынки является создание совместных предприятий с местными партнерами.
Тенденция увеличения числа малых фирм прослеживается во многих странах и, прежде всего, экономически развитых. В этих странах проводится активная политика по поддержке малых и средних форм бизнеса. Так в «Белой книге» ЕС (1993) малым фирмам отводится ключевое место в современной европейской модели экономического роста. Прослеживая данную тенденцию, Р. Райх приходит к следующим выводам: доля крупных корпораций в занятости и в затратах на исследования и разработки уменьшается, лицо бизнеса ныне представляет не ряд крупных фирм, а множество мелких организаций, объединенных в сетевые структуры, «бизнес является сложной сетью самых разнообразных коммерческих организаций, связанных между собой различным образом». Хотя крупные корпорации с их иерархической системой управления, контролирующей тысячи работников, все еще существуют, преобладание переходит к сетям предприятий. В них администрация не столько контролирует и навязывает свою волю всей корпоративной империи, сколько «проводит новые идей сквозь новую сеть предприятий» [6]. Недостатки мелких организаций по отношению к крупным с лихвой компенсируются преимуществами деятельности в сети. Сети обладают большей степенью гибкости и быстрее приспосабливаются к изменениям рыночной ситуации.
Динамизм и агрессивность гиперконкуренции во многом объясняются и появлением новых форм предприятий — виртуальных. Интеграция рыночных партнеров в виртуальные сети приобретает возрастающее значение в организации экономической деятельности. Временная корпоративная сеть — виртуальная организация — является ответом на быстро изменяющуюся внешнюю среду, с которой сталкивается современная компания. Создание виртуального предприятия означает интеграцию уникального опыта, производственных возможностей и передовых технологий ряда предприятий-агентов вокруг некоторого проекта, который не может быть выполнен каждым из них в отдельности. В частности, образование виртуального предприятия из разнородных предприятий обеспечивает взаимную компенсацию их недостатков и усиление преимуществ. Виртуальная компания представляет собой сообщество функциональных партнеров, управляющих проектированием, производством и реализацией продуктов и услуг, а также заказчиков, с использованием современных технологий и системы контрактов с независимыми рабочими группами и структурами. Это позволяет сформировать гибкую и динамичную организационную систему, наиболее приспособленную к скорейшему выпуску и оперативной поставке новой продукции на рынок.
С включением заказчиков и исполнителей в единую открытую сеть границы между взаимодействующими организациями становятся нечеткими, прозрачными подвижными. Таким образом, важнейшей характеристикой виртуальной организации является гибкая, адаптивная, динамичная сетевая структура. Поскольку такая сеть не существует в реальном физическом пространстве, а создается путем информационной интеграции ресурсов партнеров, ее нередко называют квазипредприятием [7]. Многие компании с целью обеспечения гибкости и для того, чтобы избежать различных перемещений создают виртуальные команды, в которых служащие находятся там, где это им больше всего подходит.
Движущей силой гиперконкуренции является и процесс размывания отраслевых границ, который идет в двух направлениях. Во-первых, стираются границы между разными отраслями, происходит их срастание (например, банковского и страхового секторов). Во-вторых, исчезают внутриотраслевые границы, что особенно наглядно наблюдается в автомобилестроении, где компании стремятся расширить гамму выпускаемых автомобилей. Все компании в мире, работающие на аналогичных, смежных и даже на различных рынках, имеющие или не имеющие схожий опыт, могут и должны рассматриваться в качестве потенциальных конкурентов. Открытие национальных рынков позволяет им вступить в непосредственное конкурентное взаимодействие в любой момент времени.
Подводя итог вышесказанному, гиперконкуренцию можно охарактеризовать как динамично изменяющуюся, агрессивную среду обитания предприятий, сложность функционирования в которой объясняется, с одной стороны, необходимостью преодолевать «стандарты» транснациональных корпораций, с другой — наиболее гибко приспосабливаться к современным требованиям виртуализации и информатизации, присущим небольшим фирмам.
Совершенно очевидно, что экономика России не может развиваться изолированно от мировой экономики, а значит, она должна также активно воспринимать эти прогрессивные процессы и участвовать в них. Российские компании уже сейчас — в преддверии вступления страны во Всемирную Торговую Организацию — сталкиваются лицом к лицу с гораздо более подготовленными конкурентами из-за рубежа. В связи с этим, для обеспечения конкурентоспособности в новых условиях отечественным предприятиям необходимо постоянно совершенст­воваться с учетом технологических нововведений и внедрять их; стремиться к выполнению большинства процессов на уровне мировых стандартов; постоянно снижать затраты и улучшать качество обслуживания; разработать стратегию, ориентированную на обучение и управление знаниями.


Литература:
1. Глобализация мирового хозяйства и место России / Под ред. В.П. Колесова, М.Н. Осьмова. — М: ТЕИС, 2000.
2. Стрелец И.А. Сетевая экономика. — М.: Эксмо, 2006. — 208 с.
3. Субботин А.К. Границы рынка глобальных компаний. — М: Едиториал УРСС, 2004. — 328 с.
4. Сулимова А.К. Трансформация форм организации экономической деятельности. — Казань: КГУ, 2003.— 120 с.
5. Брун Манфред Гиперконкуренция: характерные особенности, движущие силы и управление // Сайт об управлении http://vasilievaa.narod.ru/ptpu
6. Riech RB The Work of Nations: Preparing ourselves, to 21 Century Capitalism. NJ: Vintag-e Book. — 1992. — Р. 82–86.
7. Vutrich HA. Forms of Virtual Enterprise // Management Today. — 1997. — №6. — Р. 35–37.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2018
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия