Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (29), 2009
ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. МАКРОЭКОНОМИКА
Хурсан Л. В.
заведующий кафедрой экономики филиала Столичной финансово-гуманитарной академии (г. Уфа),
кандидат экономических наук


Теоретико-методологические проблемы регулирования молодежного рынка труда
В статье содержится критический анализ различных научных школ и концепций рынка труда и занято­сти. Выявлены и проанализированы теоретические позиции, практическое применение которых сдерживает развитие молодежного сектора экономики как значимой сферы развития интеллектуального капитала России
Ключевые слова: рынок труда, демография, теория занятости, регулирование рынка труда

Современные условия развития рынка труда требуют активного участия молодежи. Это обусловлено следующими основными моментами. Во-первых, молодежь быстрее адаптируется к новым рыночным условиям хозяйствования по сравнению с другими категориями трудоспособного населения. Во-вторых, она является главной потенциальной рабочей силой, что обусловлено растущей нагрузкой на трудоспособное население в связи с сокращением численности работающих пенсионеров и лиц более младшего возраста. В-третьих, молодежь активно заполняет рыночные ниши, гибко реагирует на новшества и инновации.
Реальная ситуация на рынке труда такова, что именно молодежь попадает в разряд безработных и не имеет возможности реализовать свои профессиональные способности. Исследование специалистов Департамента стратегии занятости МОТ «Мировые тенденции занятости среди молодежи» показало, что на долю молодых людей, составляющих 25% трудоспособного населения, приходится 47% из 186 млн безработных во всем мире [4]. По тем же расчетам установлено, что при сокращении безработицы среди молодежи вдвое можно обеспечить прирост мирового ВВП по меньшей мере на 2,2 триллиона долларов США, что равно 4% мирового ВВП. Государственные программы, действующие в области молодежной политики, не дают реальной отдачи, а средства, выделяемые на эти цели имеют тенденцию к снижению, о чем свидетельствует таблица 1.
Таблица 1
Соотношение затрат федерального бюджета РФ на мероприятия по обеспечению занятости населения безработных граждан в 2007 и в 2008 гг., млн руб. [9]
Средства федерального бюджета, предусмотренные на реализацию мероприятий в 2008 г. по активной политике содействия занятости населения, значительно сокращаются. При этом наблюдается и снижение объемов финансирования мероприятий, направленных на трудоустройство безработных граждан, что, как следствие, приводит к увеличению затрат на выплату пособий по безработице и другим негативным социально-экономическим последствиям.
Понятие «молодежный рынок труда» формировалось с позиций понимания сущности самого рынка труда и специфики занятости в нем молодежи. В исследовании данной проблемы заметно преуспели зарубежные социологи и экономисты. Но и в нашей стране эта тема не осталась без внимания специалистов. Уже в двадцатых годах XX века, данная тема рассматривалась такими авторами, как Н.М.Блинов, В.П.Шубин и др. [3]. По общим проблемам молодежи проводятся конференции, конкурсы, организовываются беседы за круглым столом и другие мероприятия. В конце XX века в связи с реформированием России и обострением проблем безработицы заметно возросло количество работ, посвященных общим проблемам занятости, в том числе и молодежи. Однако большинство работ касается лишь отдельных аспектов проблем безработицы среди молодежи. К числу наиболее известных исследователей проблем занятости молодежи в современной России можно отнести П.А. Чукреева.
В экономической теории можно сложились четыре основных концептуальных подхода к анализу функционирования рынка труда: классический, неоклассический, кейнсианский, марксистский, монетаристский и институциональный. Теоретические основы исследования проблем занятости населения, как известно, заложены в классической экономической теории А.Смита и Д. Рикардо, полагавших, что рынок труда в полной мере регулируется механизмом спроса и предложения во вмешательстве государства не нуждается.
Согласно неоклассическому подходу (П. Самуэльсон, М. Фелдстайн, Р. Холл, Д. Гилдер, А. Лаффер и др.) [3], рынок труда, как и все прочие рынки, действует на основе ценового равновесия, т.е. основным рыночным регулятором служит цена труда в форме заработной платы. С помощью этого рыночного элемента, по их мнению, регулируется спрос и предложение рабочей силы, поддерживается их равновесие. Инвестиции в образование и квалификацию (в человеческий капитал) — это аналоги инвестиций в машины и оборудование, которые осуществляются до тех пор, пока не понижается норма прибыли на эти вложения. Цена рабочей силы гибко реагирует на потребности рынка, увеличиваясь или уменьшаясь в зависимости от спроса и предложения. Безработица невозможна, если на рынке труда существует равновесие.
Под механизмом функционирования рынка труда понимается взаимодействие и согласование разнообразных интересов работодателей и трудоспособного населения, желающего работать по найму на основе информации, получаемой в виде изменений цены труда (функционирующей рабочей силы). Основными элементами этого механизма являются: спрос на труд, предложение труда, цена труда и конкуренция.
Полная занятость, согласно неоклассическим представлениям, является нормой для капитализма. Предлагаемые аргументы сводятся к тому, что совокупное предложение в экономике определяет уровень реального объема производства при полной занятости, а совокупный спрос — уровень цен. Кроме того, в рыночной экономике существует эластичность соотношения цен и заработной платы. Даже если и произойдет временное сокращение общих расходов, то оно будет компенсировано снижением цен и заработной платы. В результате реальный объем производства, занятость и реальный доход не снизятся.
Поскольку всерьез говорить об изменении заработной платы в точном соответствии с колебаниями спроса и предложения, а тем более об отсутствии безработицы, не приходится, сторонники этой концепции ссылаются на некие несовершенства рынка, которые и приводят к несоответствию их теории с жизнью. К ним относят влияние профсоюзов, установление государством минимальных ставок заработной платы, отсутствие информации и т.п.
Выдвигается также тезис о якобы добровольном характере безработицы. Однако если безработица носит такой характер, то возникает вопрос, почему она колеблется в зависимости от фазы экономического цикла. Выдвигается и тезис о «поиске» рабочего места как явления, вызывающего нестабильность рынка. Суть его заключается в том, что наемные работники очень разборчивы и стремятся к максимально выгодной работе. Однако и в этом случае не ясно, почему таких работников бывает то 4-5%, то все 15%? Но главный вопрос, на который не могут ответить сторонники неоклассического подхода, — почему все наемные работники в случае превышения предложения над спросом не предлагают свою рабочую силу по более низкой цене.
Кейнсианцы рассматривают рынок труда как сферу постоянного и фундаментального неравновесия. Именно Дж. Кейнс является родоначальником современной теории занятости. Главный вывод этой теории состоит в том, что при капитализме не существует механизма, гарантирующего полную занятость. Причины безработицы кроются в отсутствии полной синхронности в принятии основных экономических решений, в частности решений о сбережениях и инвестициях. Кроме того, кейнсианцы ставят под сомнение положение об эластичности цен и заработной платы. При этом и цены на продукцию, и заработная плата устойчивы к понижению вследствие наличия целого ряда факторов (влияние профсоюзов, монополий, законодательства о минимальной заработной плате и др.).
Поскольку цена (заработная плата), согласно данной концепции, не является регулятором рынка, она должна регулироваться извне. Эта роль отводится государству, которое, уменьшая или увеличивая совокупный спрос, может устранить данное неравновесие. Так, снижая налоги, увеличивая заработную плату, государство стимулирует спрос и потребление товаров и услуг. Это, в свою очередь, приводит к росту производства и занятости. Таким образом, спрос на рабочую силу по этой модели регулируется не колебаниями рыночных цен на труд, а совокупным спросом или объемом производства.
В марксистской политической экономии рынок труда определяется как рынок особого рода. Если рабочая сила в процессе труда создает стоимость, то все прочие виды ресурсов, лишь переносятся на новую стоимость самим трудом. Это кардинально отличает рабочую силу от всех прочих ресурсов, обеспечивает ее ключевое значение в общественном производстве. Кроме того, марксисты полагают, что рынок рабочей силы, хотя и подчиняется общим рыночным закономерностям, имеет существенные особенности, поскольку сама рабочая сила как субъективный фактор производства, будучи товаром, может в то же время активно влиять на соотношение спроса и предложения.
Представители школы монетаристов (прежде всего М. Фридмен) исходят из жесткой структуры цен на рабочую силу и, более того, из предпосылки их однонаправленного движения к росту. По мнению представителей данной школы, для рынка труда негативными факторами, усиливающими рыночное неравновесие, являются установление государством минимального уровня заработной платы, сильные позиции профсоюзов, отсутст­вие необходимой информации о наличии вакансий и резервной рабочей силы. Для уравновешивания рынка монетаристы предлагают использовать инструменты денежно-кредитной политики. Речь, в частности, идет о необходимости использовать такие рычаги, как учетная ставка центрального банка, размеры обязательных резервов коммерческих банков на счетах центрального банка, что позволяет, в частности, стимулировать инвестиционную и деловую активность, тем самым увеличивая занятость в стране. По мнению монетаристов, денежная политика в конечном счете должна быть направлена на достижение естественного уровня безработицы, отражающего структурные диспропорции на рынке труда, не связанного с циклической конъюнктурой в экономике.
Еще один распространенный теоретический подход к механизму функционирования рынка труда представлен школой институционалистов (Дж. Данлоп, Л. Ульман и др.). Основное внимание в ней уделяется анализу профессиональных и отраслевых различий в структуре рабочей силы и соответствующих уровней заработной платы. Здесь прослеживается отход от макроэкономического анализа и попытка объяснить характер рынка особенностями динамики отдельных отраслей, профессиональных демографических групп.
В настоящее время прочно утвердилось представление о том, что рынок труда — это безработица; предложение труда ассоциируется с незанятым населением, а спрос на труд — с вакантными рабочими местами. Подобное смещение понятий приводит к серьезным искажениям в оценке сложившейся ситуации в области занятости и перспектив становления рынка труда в России.
В соответствии с современными научными представлениями существование и функционирование полноценного, конкурентного рынка труда предполагает ряд взаимосвязанных условий:
большое количество независимых субъектов, представляющих сторону спроса и сторону предложения на рынке труда;
рыночные мотивации поведения экономических субъектов на рынке труда;
экономическая свобода, или свобода выбора для субъектов на рынке труда;
высокая степень потенциальной мобильности субъектов на рынке труда;
общая рыночная (конкурентная) среда в экономике.
Большинство исследователей приходит к выводу о двойственности современного рынка труда, где функционируют, по крайней мере, два не конкурирующих друг с другом рынка рабочей силы, или два сегмента единого рынка рабочей силы.
Один сегмент охватывает рабочие места специалистов с инновационным образованием: управляющих и администраторов всех звеньев, высококвалифицированных работников. Это — высокооплачиваемые группы рабочей силы, имеющие высокий уровень квалификации, надежные гарантии занятости. К примеру, сеть сервисных центров Rolsen, которая является одной из самых разветвленных в России, предлагает следующие вакансии, представленные в таблице 2.
Таблица 2
Вакансии компании Rolsen [8]
К этому элитному рынку, в котором наблюдается значительная конкуренция за рабочие места, примыкают рабочие места техников, административно-вспомогательного персонала и работников средней квалификации.
Другой сегмент рынка труда охватывает рабочие места, как правило, не требующие специальной подготовки и значительной квалификации. Их занимают работники обслуживания (к ним относят поваров, официантов, медицинский обслуживающий персонал, полицейских, пожарников, прислугу, уборщиков и т.д.), неквалифицированные рабочие, низшие категории служащих. Этот рынок характеризуется высоким уровнем безработицы и текучестью кадров, слабыми карьерными перспективами.
Проблемы регулирования рынка труда и занятости слабозащищенных слоев населения, в том числе молодежи, стали активно разрабатываться в 70-е годы, в так называемых моделях двойного рынка труда, состоящего из двух секторов: первичного и вторичного. Модель была разработана Доурингеном и Фларом. Предприниматели платили высокую заработную плату и предлагали хорошие перспективы карьеры лишь постольку, поскольку стремились сохранить устойчивую группу рабочих первичного сектора, обладающих необходимой квалификацией и гарантией сохранить конкурентоспособность фирме путем адаптации к любым технологическим изменениям. Именно по этой причине первичный сектор находится в крупных корпорациях, вкладывающих капитал в поддержание их преобладания на рынке через применение технологических новшеств. Однако политика сохранения ядра рабочих первичного сектора дорогостояща и для своей жизнеспособности другие группы рабочих должны иметь более низкую заработную плату или менее хорошие условия занятости. Во вторичном секторе предприниматели могут допустить намного более высокие коэффициенты текучести рабочей силы, ибо выполняемые ими задачи в целом считаются менее квалифицированными и менее важными для процесса производства. Как правило, он характерен для более мелких фирм, находящихся в отношениях субподряда с крупными корпорациями.
С переходом в России на международную систему классификации рабочей силы обозначились некоторые специфические особенности учета экономически активного населения.
Основным субъектом экономической активности на рынке труда являются занятые лица, относящиеся к рабочей силе. По статистике к рабочей силе в развитых странах, в том числе и в России, относят всех занятых, включая военнослужащих и безработных. В российской статистике под ней обычно подразумевается граждан­ская рабочая сила, за исключением военнослужащих.
К занятым в России относятся лица, которые в рассматриваемый период:
• выполняли работу по найму за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также приносящую доход работу не по найму, самостоятельно или с компаньонами, как с привлечением, так и без привлечения наемных работников;
• выполняли работу без оплаты на семейном предприятии;
• временно отсутствовали на работе из-за болезни, ухода за больными, ежегодного отпуска или выходных дней, обучения, учебного отпуска, отпуска без сохранения или с частичным сохранением содержания по инициативе администрации, забастовки и др. причин.
Все занятые подразделяются на работающих полную и неполную рабочую неделю. В США, например, к первой категории относятся лица, проработавшие 35 час. и более в течение недели, ко второй — проработавшие от 1 до 34 час. в неделю. Исходя из этого применяются различные показатели занятости: общая численность занятых, численность занятых в пересчете на полный рабочий день, отработанные за определенный период человеко-часы. В наиболее развитых странах с рыночной экономикой наемные работники составляют в среднем около 90% всей рабочей силы [3]. Такой же процент их и в России. Определенную часть рабочей силы составляют так называемые самостоятельные работники, являющиеся в своей массе мелкими предпринимателями, не использующими, как правило, наемный труд, и многие лица свободных профессий (адвокаты, журналисты, писатели, художники, врачи и другие, не работающие по найму).
В изменениях, происходящих в отраслевой структуре рабочей силы развитых стран в последние десятилетия, прослеживаются две важнейшие тенденции: резкое сокращение численности занятых в сельском хозяйстве и существенное увеличение их в сфере услуг в связи с ее расширением и превращением в ведущую сферу приложения общественного труда.
В России пока отраслевая структура занятости заметно отличается от той, которая сложилась в развитых странах: в материальном производстве у нас занято более 49% экономически активного населения, а в сфере услуг — около 51% [3]. Отраслевая структура занятости в России показана в таблице 3.
Таблица 3
Отраслевая структура занятости в России
Отраслевая структура занятости показывает, что она изменилась в сфере материального производства в направлении снижения с 57% в 1990 г. до 46,4% в 2007 г. за счет увеличения доли сферы услуг с 43% до 53,6% за соответствующий период. При этом доля промышленности имеет тенденцию к снижению, за счет сокращения доли строительства, сельского и лесного хозяйства.
Регулирование рынка труда в современных условиях осуществляется с помощью эффективной политики занятости.
Субъектами спроса на рынке труда выступают бизнес и государство. При совершенной конкуренции количество нанимаемых предпринимателями работников определяется двумя показателями — размером заработной платы (но необходимо принять во внимание, что на практике в условиях несовершенной конкуренции на величину заработной платы влияют неэкономические показатели) и ценностью (в ее денежном выражении) предельного продукта труда. С увеличением количест­ва нанимаемых работников происходит уменьшение величины предельного продукта (по закону убывающей доходности). Привлечение дополнительной единицы труда прекратится тогда, когда предельный продукт труда в денежном выражении сравняется с величиной заработной платы. Такая модель развития и использования квалифицированной, дорогой и мобильной рабочей силы ориентирована на переоценку ее возрастающих материально-бытовых потребностей. Большую роль в реализации концепции эффективной занятости играют государственная служба трудоустройства, учрежденный государством фонд улучшения занятости (отчисления на него составляют 1% от фонда заработной платы независимо от формы собственности). Особая роль отводится службе прогнозирования процессов, которая призвана разрабатывать программы преобразования всех форм, уровней образования и обучения, подготовки и переподготовки кадров. Считается, что политика эффективной занятости является рациональной и социально направленной, отвечает требованиям современного рынка рабочей силы. Однако в области занятости со стороны спроса на рабочую силу существует ряд серьезных проблем.
Во-первых, совокупный спрос на труд остается низким из-за недостаточного объема инвестиций (прежде всего в материальном производстве). Кроме того, сохраняется явная территориальная неоднородность спроса. Основная часть вакансий сосредоточена в Центральном федеральном округе, причем на Москву и Московскую область приходится 30% общероссийских регистрируемых вакансий.
Во-вторых, низкий уровень и нерегулярность оплаты труда в государственном секторе экономики дестимулируют работников, вынужденных искать работу в рыночном секторе. Это увеличивает, в свою очередь, структурную безработицу.
В-третьих, из-за недостаточного бюджетного финансирования по-прежнему снижается численность занятых в науке и образовании.
В-четвертых, занятость в негосударственном секторе экономики носит нестабильный характер из-за частых банкротств коммерческих предприятий, особенно малых и средних. Кроме того, государство волевым решением закрывает отдельные организации (филиалы вузов и пр.) и поддерживает другие (закрепление предприятий при выплате заработной платы за отдельными банками), что способствует созданию искусственных нерыночных институтов.
В-пятых, в сфере малого предпринимательства обычно нарушается трудовое законодательство, нередко можно говорить и о криминализации бизнеса. В настоящее время малый бизнес нельзя считать полноценным источником легальной и достойной занятости, реальной альтернативой трудоустройства для работников, увольняемых с крупных и средних предприятий.
В-шестых, в силу сложившейся дифференциации заработной платы по отраслям и профессионально-квалификационным группам, а также изменений ценностных ориентиров, происходивших в последние десять лет, уменьшился приток молодежи в отрасли, требующие высокой квалификации труда. Этот приток не восполняет и не может восполнить значительную потерю кадров (особенно рабочих). Отток работников из отраслей промышленности и науки в условиях инвестиционной пассивности не компенсируется организационно-технологическими инновациями.
Предложение труда отражает готовность работников продавать свой труд за существующее на рынке вознаграждение. На величину предложения труда и его структуру (численность занятых и безработных) оказывают непосредственное воздействие демографические тенденции и качество трудового потенциала. Предложение труда, как и спрос, может быть объектом государственного регулирования. Субъектами предложения на рынке труда являются безработные и занятые в домашнем хозяйстве. Величина предложения труда зависит от величины заработной платы, получаемой за оказанные услуги, так как чаще всего заработная плата — основной источник доходов. На формирование предложения на рынке труда России влияют и будут влиять следующие основные демографические тенденции:
• снижение численности населения;
• общее старение возрастной структуры населения (ожидаемая демографическая нагрузка при этом до 2008 года будет снижаться, а затем начнет расти и к 2014 году превысит текущий уровень примерно на 10%. Численность населения в возрасте старше трудоспособного в период после 2007 года будет ежегодно увеличиваться в среднем на 300 тысяч человек [4]);
• преобладание женщин в гендерной структуре населения (такая ситуация сохранится до 2016 года, хотя до 2004 года прирост трудоспособного населения обеспечивался за счет мужчин).

Из вышеизложенного следует, что проблемы регулирования молодежного рынка труда непосредственно связаны с проблемами общего рынка труда как соотношение части и целого. Попытки различных научных школ найти универсальный механизм регулирования сопровождались некоторыми позитивными изменениями, характерными для определенных периодов развития. Определенный вклад этих школ сделан и в современное состояние развития рынка.
Однако реальная практика применения современных теорий не дает должных результатов в области регулирования рынка труда. Отсутствие действенного механизма сдерживает развитие молодежного и общего рынка труда, обостряет финансово-экономический кризис и приводит к росту социальных противоречий.
Становление рынка труда в России проходит не только в результате усилий реформаторов, но и благодаря развитию общества, вставшего на путь развития рыночной экономики. Совместные усилия общественных и государственных институтов позволят решить проблему рационального распределения бюджетных средств на мероприятия по трудоустройству и социальную адаптацию безработных, на создание условий для эффективной адресной поддержки людей в социальной сфере [7].


Литература
1. Гимпельсон В. Нестандартная занятость и российский рынок труда // Вопросы экономики. — 2006. — № 1.
2. Котляр А. Теоретические проблемы занятости остаются актуальными // Человек и труд. — 2006. — № 5.
3. Мазин А.Л. Экономика труда. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 575 с.
4. Малыгин Е.А. Молодежная безработица: проблемы и пути решения // Молодежь на рынке труда: занятость и безработица: Межрегиональная науч.-практ. конф. — Уфа: Вагант, 2008. — 140 с.
5. Молодежь: Будущее России / НИЦ при Институте молодежи. — М.: НИЦ, 2006. — 234 с.
6. Соболева И., Четвернина Т. Масштабы безработицы в России и способы ее измерения // Вопросы экономики. — 2007. — № 11.
7. Медведев Д.А. Послание Президента РФ Федеральному Собранию // Российская газета. — 2008. — 6–12 ноября. www.kremlin.ru.
8. http://www.domtechnika.ru/product 335/index.html
9. Социальные аспекты проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на 2007 г. и плановый период 2008 и 2009 гг. Материалы аналитического вестника Совета Федерации: http://www.socpolitika.ru/rus/social_policy_monitoring/document4777.shtml.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия