Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (29), 2009
ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Логинова В. А.
доцент кафедры экономики и менеджмента Тихоокеанского государственного университета (г. Хабаровск),
кандидат экономических наук


Теоретические аспекты конкурентоспособности экономических систем
В статье содержится сравнительный анализ позиций и подходов различных исследователей к проблеме конкурентоспособности, ее сущности, показателям, субъектам и объектам. Обосновывается необходимость дифференцированного подхода к конкуренции и конкурентоспособности в зависимости от характера рынка и экономических систем, участников конкурентного процесса
Ключевые слова: рыночная экономика, экономическая система, конкурентоспособность

В экономической литературе еще не выработано единое понятие «конкурентоспособность», несмотря на пристальное внимание к этой проблеме как за рубежом, так и в России. По мнению М. Портера, «не существует общепринятого определения конкурентоспособности. Для фирм конкурентоспособность означала возможность конкурировать на мировом рынке при наличии глобальной стратегии. Для многих конгрессменов конкурентоспособность означала положительный внешнеторговый баланс. Для некоторых экономистов конкуренто­способность означала низкие производст­венные затраты на единицу продукции, приведенные к обменному курсу» [1 c.13]. Данная мысль, высказанная М. Портером в конце 80-х годов, не утратила своей актуальности до настоящего времени. Основные причины, обусловливающие множественность трактовок данной категории, кроются в различии подходов к тому, что рассматривать в качестве субъекта отношений — предприятие, отрасль, регион или экономическую систему страны в целом. Определения привязаны к различным объектам, субъектам и предмету оценки.
Обычно термин «конкуренция» трактуется как соперничество, борьбу за достижение наилучших результатов. По определению, данному в Законе «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» «конкуренция — состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке». Исходя из этих определений, можно предположить, что конкурентоспособность — это наличие потенциала (предпосылок) для победы в состязании. При таком подходе конкурентоспособность является свойством практически любых экономических объектов, как товаров, так и экономических систем, продуцирующих эти товары.
Никем не ставится под сомнение применение термина «конкурентоспособность» к товару. Разногласия и разночтения связаны с применением данного термина к экономическим системам, как производственным, так и территориальным. При этом к дискуссионным вопросам относятся понятие конкурентоспособности экономических систем, предмет, объекты и субъекты конкурентоспособности, методики оценки уровня конкурентоспособности.
В различных исследованиях понятие «конкуренто­способность» используется в характеристиках различных экономических систем: предприятия, производящего товары и услуги; отрасли, как группы предприятий; города, отдельных регионов, страны, группы стран. Однако подобная, предельно широкая трактовка встречает возражения. В частности, П. Кругман, относится к «увлечению конкурентоспособностью» критично, считая, что конкурентоспособность — «атрибут компаний» [2, с.21]. А. Воронов в классификацию субъектов конкурентоспособности не включает такой субъект, как страна, на основе того, что «не существует примера (за исключением мировых военных конфликтов), где за любой объект конкуренции конкурировали бы целые страны» [3, с.19]. В. Андрианов не включает в сферу исследования конкурентоспособности регионы [4]. Таким образом, до настоящего времени остается дискуссионным, к каким объектам и субъектам применимо свойство конкурентоспособности. Вместе с тем, все производственные и территориальные экономические системы являются предметом исследования в теории конкурентоспособности.
По всей вероятности, каждое из авторских определений отражает определенный аспект «конкурентоспособности». При всех различиях в определениях можно сказать, что конкурентоспособность может определяться только в сравнении, т.е. является понятием, характеризующим сравнительные преимущества одного объекта оценки над другим.
Следует отметить, что существует тесная взаимосвязь между конкурентоспособностью товара и уровнем конкурентоспособности различных экономических систем, начиная от предприятия и до экономической системы отдельной страны в целом, которую отмечают практически все исследователи конкурентоспособности. Но вместе с тем сохраняются расхождения позиций по проблеме соотношения между различными уровнями конкурентоспособности. Так, по мнению В. Андрианова, «...за позицией страны в мировой экономике стоят прежде всего позиции ее реального сектора на мировом рынке как внутри, так и за пределами территории страны. Возможность страны занять достойное место в глобальной экономике зависит от возможностей ее фирм занять (удержать) достойные места на товарных рынках мира» [5, с.9]. Аналогичной точки зрения придерживается С.В. Емельянов [6, с.34].
Другие исследователи настаивают на обратной зависимости. В частности, М. Портер отмечает, что «...успех фирмы в состязании с конкурентами, прежде всего, зависит от положения дел в стране» [1, c.13]. «Конкуренто­способный товар не появится без эффективного гибкого производителя. Конкурентоспособная фирма может родиться лишь в условиях экономической системы, стимулирующей ее в борьбе за преимущества над соперниками. Конкурентна не та страна, которая располагает идущим нарасхват товаром, а та, что имеет динамичный потенциал выпуска новых и новых изделий — лидеров мирового рынка. Конкурентоспособным должен быть хозяйственный механизм страны» [7, с.12].
Вместе с тем является спорным, на наш взгляд, утверждение, что «синтетическим показателем, объединяющим конкурентоспособность товара, товаропроизводителя, отраслевую конкурентоспособность и характеризующим положение страны на мировом рынке, является показатель страновой конкурентоспособности» [6, с.39], т.к. для этих субъектов существует различное конкурентное поле. Даже имея определенную группу конкурентоспособных товаров, страна не может быть отнесена к конкурентоспособным. Например, отдельные российские товары являются конкурентоспособными на мировых рынках, в частности, военные самолеты, другие виды вооружений, энергоресурсы, но страна в мировых рейтингах конкурентоспособности находится на последних местах. Так, по оценке The International Institute For Management Development (IMD) в 2008 году Россия получила 47 место из 55 [9]; по данным Мирового экономиче­ского форума (The World Economic Forum (WEF)) рейтинг России в 2007–2008 годах составил 58 из 131 [10]. Кроме того, для оценки конкурентоспособности различных субъектов используются различные показатели.
Безусловно, существует связь между эффективно­стью функционирования национальной экономической системы и конкурентоспособностью, как на рынке спроса, так и на рынке предложения. Так как производителем конкурентных товаров являются предприятия, то все другие экономические системы создают условия для развития конкурентных преимуществ в той или иной группе предприятий. В числе ведущих факторов повышения конкурентоспособности товаров и фирм, их производящих, являются промышленная политика, национальное и региональное законодательство, обеспечивающие благоприятную среду для развития конкурентных производств, внутренняя политическая и социальная стабильность, наличие родственных и поддерживающих отраслей в экономике страны, активность конкурентов и т.д.
Разнообразие подходов к определению конкурентоспособности связано с неопределенностью в предметной области данного понятия. На наш взгляд, разнообразие подходов вытекает из смешения понятий объекта, субъекта и предмета конкуренции, а также направлений конкуренции (соревнование за спрос или соревнование за предложение).
Объекты конкуренции — это явления внешнего мира, на которые направлены действия, в данном случае, за которые ведется конкурентная борьба. В работе А. Воронова [3] к объектам конкуренции отнесены потребительский спрос (внутренний и мировой рынки) и факторы производства (труд, земля, капитал, информация и власть). При этом в качестве предмета конкуренции автор рассматривает продукцию, работу, услуги. На наш взгляд, такое разделение объектов не совсем корректно, так как в сфере обращения факторы производства являются товаром и скорее относятся к понятию «предмет конкуренции».
Фатхутдинов Р.А. [11] в одном перечне приводит как предметы конкуренции (товар и услуги), так и субъект конкурентоспособности — персонал, являющийся носителем специфического товара «рабочая сила». По мнению В.Л. Лунева, предметом конкуренции являются товары (услуги), а объектом — потребители и покупатели. Данное разделение указывает на две сферы воздейст­вия в конкурентной борьбе: товар (предмет) и потребитель (объект) [12].
По мнению Ю. Кормнова «универсального определения конкурентоспособности для всех субъектов и объектов нет. Все зависит от того, применительно к какому объекту (предмету) или субъекту оно относится» [13], т.е. автор разделяет понятия объекта и субъекта конкурентоспособности, но ставит знак тождества между объектом и предметом конкурентоспособности.
На наш взгляд, все действия субъектов направлены на борьбу за потребителя и (или) на борьбу за продавца. Следовательно, к объектам конкуренции можно отнести спрос (рынок спроса) и предложение (рынок предложений). При соревновании за возможность продажи своего товара (рынок спроса) субъекты предлагают товар с определенными свойствами, которые, чтобы быть востребованными, должны в наибольшей мере отвечать по­требностям (требованиям) данного рынка потребителей, т.е. иметь сравнительные преимущества перед товарами других субъектов. Конкурируя за возможность получить тот или иной товар (инвестиции, квалифицированная рабочая сила и т.п.) на рынке предложения, субъекты должны обеспечить наилучшие условия принятия (работы, функционирования) данного товара.
Предмет конкуренции — носитель определенных свойств, которые представляют интерес для различных субъектов. Предметом конкуренции может быть только товар в расширительной его трактовке (собственно товар, работы, услуги, рабочая сила, капитал, инвестиции и т.д.). Обладателями (носителями) предметов конкуренции могут быть люди, предприятия, регионы, страны, которые могут располагать определенным товаром. Субъектами конкуренции могут выступать физические или юридические лица, ведущие борьбу за объекты конкуренции и располагающие предметами конкуренции.
В связи с различными целями, которые стоят перед субъектами конкуренции относительно различных объектов конкуренции, на рынке спроса и рынке предложения будут находиться различные субъекты. Располагать товаром, предлагаемым для потребления, могут только производители (собственники) данного товара: люди, предприятия, и производный субъект — отрасль.
Так, человек располагает рабочей силой того или иного качества (уровень образования, квалификации, опыт работы и т.д.); организация располагает производимым товаром, технологиями производства, информацией, капиталом и т.п. Вместе с тем такая производственная система как предприятие (организация) конкурирует как за спрос, т.е. за покупателя производимой продукции, так и за предложение, в частности, за получение инвестиций, выгодного поставщика ресурсов или необходимую по квалификации рабочую силу.
Во многих работах, включая классическую работу М. Портера «Международная конкуренция», субъектом конкурентоспособности называется отрасль. На наш взгляд, отрасль можно рассматривать лишь как производную конкурентоспособности, так как, являясь группой предприятий, отрасль сама по себе не является обладателем (собственником) предметов конкуренции. При этом предприятия одной отрасли могут производить продукцию различного уровня (степени) конкурентоспособности и включаться в «двойную» конкуренцию: между предприятиями одной отрасли и с предприятиями других отраслей, предлагающих товары-аналоги.
Безусловно, такие субъекты как территории (город, регион, страна) располагают определенными товарами, в частности, сырьевыми ресурсами, инвестициями. Однако данные субъекты в условиях рыночной экономики передают функции производителя отдельным предприятиям на конкурсной основе и не выступают, как правило, субъектами рыночных отношений. Следовательно, они не могут быть субъектами конкуренции с данными предметами конкуренции на рынке спроса.
Таким образом, на рынке спроса субъектами конкуренции могут быть только люди и фирмы, а все другие субъекты создают предпосылки для проявления, развития и поддержания конкурентных преимуществ того или иного производителя товара или группы товаров. Данную мысль отчасти подтверждают Л. Берг, Е. Браун и Дж. Меер, считая что «в мировой экономике, производственная инфраструктура которой во все большей степени складывается из информационных потоков, города и регионы все более становятся ключевыми акторами экономического развития, выдвигая себя на роль предпринимателей. Их руководители хотят вовлечь свой регион в конкурентную борьбу, привлекая новые виды деятельности в форме инвестиций и различного рода визитеров. Они также стремятся создать лучшие условия для местных фирм, которые и являются участниками конкурентной борьбы» [14, с.20].
Отрасль как группа предприятий конкурентов, производящих товары или услуги и непосредственно соперничающих между собой, стимулирует развитие той или иной продукции, борьбу за снижение издержек, повышение качества продукции, иногда предприятия отрасли объединяют усилия по научным разработкам, направленным на развитие товара.
Регион страны является местом базирования, экономической средой обитания предприятия, формируя определенный предпринимательский климат в регионе, инфраструктуру бизнеса, обеспечивая трудовыми ресурсами того или иного качества предприятия.
Конкуренция за предложение — это конкуренция за привлечение (размещение) не столько обычных товаров, сколько за специфический товар — факторы производства (трудовые ресурсы, капитал, информацию и т.д.). Субъектами такой конкуренции являются предприятия, муниципальные образования, регионы, страны, которые могут создавать определенные условия для привлечения более квалифицированной рабочей силы, значительных объемов капитала, инвестиций и т.д. Таким образом, такие субъекты как муниципальные образования, территория отдельной страны (регион), страна, группа стран могут конкурировать, на наш взгляд, только за привлечение на свою территорию как факторных, так и нефакторных товаров. Данная мысль прямо или косвенно проходит во многих публикациях. В частности, по мнению Н.Т. Чертко, «... почти все страны соперничают между собой за привлечение иностранных капиталов» [15, с.55].
Нельзя не отметить определенные отличительные особенности территориальной системы как субъекта конкуренции.
Во-первых, в целом конкурентный процесс приводит к «созидательному разрушению» экономических систем, не обладающих конкурентоспособностью и уступающих свое место конкурентоспособным системам [16]. Страна или регион, даже не будучи конкурентоспособными, не прекращают своего существования; что отличает его от таких субъектов, как предприятия, которые в силу своей неконкурентоспособности могут перепрофилироваться или прекратить существование. Не может обанкротиться территория как таковая, т.е. она остается, остаются природная среда, некоторые ресурсы. Вместе с тем как субъект экономических отношений территориальная система (край, область, муниципальное образование) может перестать существовать. Например, военные городки, которые существовали исключительно из политических интересов государства, перестали существовать, или муниципальные образования, из которых постепенно ушел бизнес, и выехало трудоспособное население. Имеются взаимосвязанные процессы перевода активов бизнесом и миграцией рабочей силы, т.е. факторных ресурсов, без которых само производство невозможно.
Во-вторых, конкурентоспособность на территориальном уровне не предусматривает «игры с нулевым результатом», когда успех одних происходит в ущерб другим, как на микроэкономическом уровне. На самом деле, успех одного региона создает также возможно­сти для других регионов, в особенности — соседних. Эти регионы, в числе прочего, могут получить преимущества от эффекта полюса роста, созданного динамичным регионом [17, с.8].
Таким образом, формирование конкурентоспособной экономики требует в первую очередь развития теории конкурентоспособности, формирования системы оценочных показателей, выработки как государственной, так и региональной политики конкурентоспособности экономических систем.


Литература
1. Портер М. Международная конкуренция. — М.: «Международные отношения», 1993.
2. Krugman P. Making sense of the competitiveness debate. // Oxford Review of Economic Policy. — 1996. — № 12. — P. 17–25.
3. Воронов А.А. Конкуренция в XXI веке // Маркетинг. 2001. № 5.
4. Андрианов В. Конкурентоспособность России в мировой экономике // Мировая экономика и международные отношения. — 2000. — № 3. — С.47–57.
5. Андрианов В. Конкурентоспособность России в мировой экономике // Экономист. — 1997. — № 10 — С.33–42.
6. Емельянов С.В. США: международная конкурентоспособность национальной промышленности. 90-е годы ХХ века. — М.: «Международные отношения», 2001.
7. Дубинин С.К. Все дальше на «Дальний Запад». — М.: Мысль, 1990.
8. Основы внешнеэкономических знаний / Под ред. И.П. Фаминского. — М.: Международные отношения, 1994.
9. World Competitiveness Yearbook. 2008. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://www.overallgraph.pdf
10. The Global Competitiveness Report 2008–2009: World Economic Forum. — Geneva, 2008.
11. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. — М.: ИНФРА-М, 2000.
12. Лунев В.Л. Тактика и стратегия управления фирмой: Учебное пособие. — М.: Финпресс, НГАЭ и У, 1997.
13 Кормнов Ю. Ориентация экономики на конкурентоспособность // Экономист. — 1997. — № 1 — С.39.
14. Ворота в глобальную экономику. — М.: ФАЗИС, 2001.
15. Чертко Н.Т. Инвестиции — важнейший фактор национальной конкурентоспособности // Вопросы статистики. — 2000. — № 7.
16. Дьяченко А.В. Эволюционная трансформация экономики в конкурентную форму. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1999.
17. Сепик Д. Конкурентоспособность регионов: некоторые аспекты М.: РЕЦЭП, 2005 — [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://www.recep.ru

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия