Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (29), 2009
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Ускова С. И.
доцент кафедры бухгалтерского учета Омского экономического института

Программирование как основа стратегического планирования
В статье иллюстрируется применение метода многомерного прогнозирования цепями Маркова. Инвестиции рассматриваются как стратегический ресурс, определяющий перспективы предприятия. Автор характеризует метод формирования оптимальной структуры инвестиций
Ключевые слова: инвестиции, прогнозирование, теория цепей Маркова, стратегическое планирование

В условиях конкуренции стратегические решения должны концентрироваться на разрешении выявленных проблем. Кроме того, стратегия зависит от складывающейся ситуации на рынке. Таким образом, стратегия должны иметь рыночную направленность. Только в этом случае можно рассчитывать на эффективность принимаемых решений, на успешную реализацию стратегии.
Cтратегический план, в зависимости от обстоятельств, требует постоянной корректировки и обновления. Это связано с тем, что экономическая обстановка может изменяться слишком быстро. Наличие стратегии дает возможность удерживать в поле зрения грядущие изменения и своевременно корректировать действия. Главное здесь — обеспечить развитие предприятия.
Таким образом, стратегию можно рассматривать как основное связующее звено между тем, чего предприятие хочет достичь — ее целями, — и линией поведения, выбранной для достижения этих целей.
Стратегию можно рассматривать как итеративный или линейный процесс. Схематично модель стратегического управления представлена на рис. 1.
Рис. 1. Простая модель стратегического управления

При стратегическом управлении важно найти правильное соотношение между решением и действием, чтобы достичь успеха. Соотношение это остается неизменным, оно зависит от многих обстоятельств, главным из которых является конъюнктура рынка, на котором разворачиваются стратегии. Следует отметить, что решение и действие необходимы в равной степени для стратегии.
Люди не всегда обладают способностями в аналитической работе, что затрудняет выработку эффективной стратегии. В тоже время имеется опасность увязнуть в анализе, но самым пагубным является отрицание его необходимости. Таким образом, наступило время содейст­вовать развитию анализа, учитывая, что он существует в симбиозе с действием.
Стратегическое управление требует целостного представления об управляемом объекте, окружающей его среде, рынке, включая понимание природы потребительских оценок продукции. Именно последнее может представлять определенную проблему. Стратегия — это искусство конкурировать, определяемое целями и задачами, комплексом средств, последовательностью действий во имя достижения конкурентного преимущества предприятия.
Данное определение указывает на цель развития, отражает комплексный характер принимаемых решений, определяет место, где будут осуществляться действия, и относительный характер стратегии. Приведенное определение стратегии характеризует ее в широком плане.
В более узком понимании под стратегией обычно подразумевают план действий предприятия, предусматривающий распределение ресурсов для достижения конкурентного преимущества.
Для эффективного стратегического управления предприятием необходим прогноз его развития. Прогноз есть некое вероятностное суждение относительно будущих событий и состояний. Научное предвидение будущего, как и прогнозирование перспектив развития — насущная потребность предпринимательства.
В настоящее время прогнозированием занимается большинство предпринимателей, однако делается это не всегда осознанно и квалифицированно. Прежде чем заняться каким-либо бизнесом, предприниматель должен изучить ситуацию, определить, какие товары или услуги будут пользоваться спросом на рынке, сможет ли он окупить затраты. В большинстве случаев прогнозные оценки принимаются на основе интуитивных рассуждений, исходя из слухов, случайных мнений, положительного или отрицательного опыта других предпринимателей. Ошибки в таких упрощенных прогнозах зачастую приводят к разорению не только мелкие, но и крупные компании. И, наоборот, предприниматели, умеющие предугадывать развитие событий, как правило, увеличивают свои капиталы. Поэтому знание основных методов научного экономического прогнозирования и умение применить их на практике является обязательным условием деятельности любого предпринимателя.
Прогнозирование — это процесс, технология разработки прогноза, научное исследование возможных, ожидаемых перспектив какого-либо явления, события.
Для научных прогнозов характерны следующие условия:
1. Четкое определение всех используемых терминов, не допускающих двусмысленности, в том числе по поводу объекта прогнозирования, времени, показателей, характеристик, методов, ожидаемых результатов.
2. Возможность и доступность проверки процесса прогнозирования, хода рассуждений прогнозиста любым независимым экспертом.
3. Возможность, хотя бы гипотетической, проверки прогноза. Полное совпадение прогноза с действительностью маловероятно, необходимо определить допустимую величину ошибки. Слишком широкий интервал прогнозов не имеет практического значения при принятии решения, так как прогноз сбудется в любом случае.
4. Согласованность множественных прогнозов: если прогнозируется несколько характеристик одного и того же объекта, то эти характеристики не должны противоречить друг другу.
Отметим, что прогноз, в отличие от плана, показывает, как может развиваться ситуация без учета неконтролируемых и неуправляемых данным предприятием факторов. Прогноз показывает, что нас ожидает в будущем, тогда как план, программа, проект определяют, что надо делать.
В то же время, несмотря на принципиальные различия между планом и прогнозом, они взаимосвязаны между собой. Во-первых, хороший план может быть разработан на основе прогноза, который позволит учесть объективные тенденции и закономерности. Во-вторых, прогноз может показать, как изменится ситуация при реализации какого-либо конкретного плана или программы, насколько достижимы цели, поставленные предприятием. Это позволяет составить многовариантный план, оценить его с учетом прогнозных ситуаций и выбрать наилучший вариант действий. Программа может быть тесно связана с нормативным прогнозом и построена на его основе.
Прогноз необходим и при принятии тактических управленческих решений, и тем более — при определении стратегии развития предприятия. Залогом успешного руководства экономическими объектами является принцип: управлять — значит предвидеть.
В рамках системного подхода и комплексного прогнозирования развития хозяйствующего субъекта как системы утрачивают свою актуальность такие методы прогнозирования, как построение трендов, регрессионных моделей, прогнозирование на основе темпов роста и т. д. Индивидуальный прогноз каждого показателя системы искажает общую тенденцию в прогнозе развития хозяйствующего субъекта. Здесь нарушается принцип эмерджентности. Суть его заключается в том, что все признаки системы взаимосвязаны, а их искусственное разделение нарушает целостность системы и вызывает рост погрешности прогноза.
Из этого следует вывод, что необходимо в решении данной задачи применять методы многомерного прогнозирования. Одним из таких методов является метод многомерного прогнозирования цепями Маркова.
Суть метода прогнозирования цепями Маркова заключается в том, что эволюция развития объекта за два последних периода ретроспективы переносится на перспективу.
Для одного временного шага прогноз показателей осуществляется по формуле:
X(t) = B X(t0) , (1)
где t0 — начало периода прогноза (оно же является концом ретроспективного периода);
Х(t0) — значения показателей, описывающих объект исследования, в начале периода прогноза;
Х(t) — искомые прогнозные значения признаков через один временной шаг (в данном случае через один год);
B — матрица перехода признаков, описывающих исследуемый объект.
Таблица 1
Состояния ЗАО «Орбита» в 2006–2007 гг. и прогноз на 2008 г.

В табл. 1 представлены показатели деятельности предприятия за 2006–2007 гг. и прогнозные их значения на 2008 г., полученные с использованием методики многомерного прогнозирования цепями Маркова.
Используя формулу (1) методики прогноза цепями Маркова, получено, что в 2008 г. прогнозное значение выручки достигнет 19,12 млн руб., прибыли — 1,82 млн руб., а инвестиции 1,69 млн руб. При этом уровень рентабельности увеличится до 9,52%.
Следует сказать, что метод прогнозирования цепями Маркова предполагает инерционность развития процесса. Однако темпы роста прогнозируемых показателей совсем не совпадают с темпами их роста за последний год исследуемого периода. Здесь в неявной форме учитывается взаимосвязь и взаимозависимость показателей в системе, поскольку они описывают один и тот же объект в процессе его развития и принцип эмерджентности не нарушается. Система исследуемого предприятия прогнозируется как единое целое или как система, не дифференцируя ее на отдельные показатели.
Однако в процессе предпринимательской деятельности необходимо активное управление экономическими процессами, и те результаты хозяйственной деятельности, которые получены при инерционном подходе развития предприятия, зачастую не соответствуют современным реалиям. Следовательно, необходимо выработать стратегии предпринимательской деятельности. Для реализации намеченных стратегий следует определить методы управления.
Нами используется метод оптимального управления, лежащий в основе формирования инвестиционной политики предприятия. Преимущество данного метода перед инерционным подходом в развитии хозяйствующего субъекта заключается в том, что он является продолжением инерционного подхода, но при этом объем инвестиционного фонда распределяется оптимально, согласно вектору цели и определяет траекторию кратчайшего пути в достижении этим хозяйствующим субъектом поставленной цели.
В качестве рабочей модели выступает матричное уравнение теории оптимального управления:

F — матрица перехода показателей X;
G — матрица перехода управляющих параметров U в показатели X.
В качестве показателей, описывающих объект исследования, в данной задаче выступают результаты хозяйственной деятельности организации (например, выручка, прибыль), а в качестве управляющих параметров выступают инвестиции в основные фонды и оборотные средства.
Для определения оптимальной структуры инве­стиций, необходимо предварительно найти эталонные значения инвестиций U* путем решения матричного уравнения:

Допустим, объем инвестиционного фонда, который ожидается в следующем году, равен К.
Тогда поэлементно он будет распределен следующим образом:
Uj1 = gjK (5)
При данном объеме инвестиционного фонда и его структуре показатели результатов деятельности хозяйствующего субъекта рассчитываются по формуле:
X1 = F•X0 + G•U1 , (6)
По сути X1 = (X11, X21, ... Xn1) — значения показателей результатов деятельности хозяйствующего субъекта, которые он может достичь, если оптимально распределить объем инвестиционного фонда
Таким образом, формирование оптимальной структуры инвестиций согласно сформированному вектору цели представляет собой инвестиционную политику предприятия.
Для определения оптимальной структуры инвестиций необходимо сформировать вектор цели. Естественно, что каждый хозяйствующий субъект заинтересован в повышении рентабельности своей деятельности. В частности, целесообразно в качестве первой компоненты взять сумму выручки, а в качестве второй — чистую прибыль предприятия. Таким образом:
x1 — выручка;
x2 — прибыль.
В качестве управляющих параметров выступают инвестиции в основные фонды и оборотные средства.
Итак, u1 — инвестиции в здания и сооружения;
u2 — инвестиции в машины и оборудование;
u3 — инвестиции в транспортные средства;
u4 — инвестиции в инструменты и инвентарь;
u5 — инвестиции в материальные оборотные средства
u6 — инвестиции в денежные оборотные средства.
Используя формулы (3 и (4), получим оптимальную структуру инвестиций. При этом нужно отметить, что согласно прогнозу на 2008 г., в форме инвестиций в основные фонды и оборотные средства будет направлено 1,69 млн руб.
Оптимальная структура инвестиций, которая получена согласно выбранному вектору цели, представлена в табл. 2.
Таблица 2
Оптимальная структура инвестиций ЗАО «Орбита» на 2008 г.

Согласно оптимальному управлению, в 2008 г. произойдет перераспределение структуры инвестиций в пользу транспортных средств и материальных оборотных средств. Удельный же вес денежных оборотных средств в структуре инвестиций увеличится крайне незначительно. Доля инвестиций в машины и оборудование, а также в инструменты и инвентарь сократится по сравнению с 2007 г.
Распределение инвестиций согласно оптимальной структуре будет соответствовать вектору цели, который предполагает рост уровня рентабельности. В частности, согласно данной стратегии развития, уровень рентабельности ЗАО «Орбита», рассчитанный по формуле (6) составит в 2008 г. 10,03%.
Поскольку инвестиции являются стратегическим ресурсом, то в определенной мере именно они будут определять стратегию развития предприятия. При выработке стратегии развития необходимо определить оптимальную структуру инвестиций, согласно которой будут распределяться инвестиции в основные фонды и оборотные средства.
Таким образом, прогнозирование можно считать одной из стадий управления, предшествующей другим его стадиям — определению целей, планированию, программированию, проектированию, финансированию, использующим в процессе принятия решений прогнозную информацию.


Литература
1. Шаланов Н.В. Моделирование основных аспектов предпринимательской деятельности / Н.В. Шаланов. — Новосибирск: СибУПК, 2002. — 84 с.
2. Соколов Г.А., Чистякова Н.А. Теория вероятностей. Управляемые цепи Маркова в экономике. — М.:ФИЗМАТЛИТ, 2005. — 18 с.
3. Математические методы анализа экономики / Под ред. А.Я. Боярского. — М.:МГУ, 1983. — 150 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия