Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (6), 2003
ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Вахитов Д. Р.
доцент кафедры экономической теории и права
Казанского государственного технического
университета (КАИ) им.А.Н.Туполева,
кандидат социологических наук


ЛИЗИНГ В УСЛОВИЯХ ТРАНЗИТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ: ПРЕИМУЩЕСТВА И ПРОБЛЕМЫ

Интерес к лизинговой деятельности в России усиливается. Увеличивается число лизинговых компаний, расширяются объемы и номенклатура оказываемых услуг, готовятся к выходу на отечественный лизинговый рынок зарубежные компании.
Этому способствует изменение экономической ситуации в стране. Произошли, в частности, изменения в структуре спроса, особенно в технологически сложных производствах, где доля импортных комплектующих стала сокращаться, а отечественных расти. Многие отечественные предприятия впервые за 10 лет начали наращивать объемы производства. Иностранные же компании, стремящиеся сохранить или даже расширить свое присутствие на российском рынке, вынуждены искать нестандартные варианты решения проблемы.
В данной ситуации интерес к лизингу возрастает и у потребителей, и у производителей, и у государства и приобретает новое качество.
Инвестирование в форме имущества в отличие от денежного кредита снижает риск невозврата средств, так как за лизингодателем сохраняется право собственности на переданное имущество, которое в отличие от денег выступает в качестве залога. Поэтому в случае невозврата средств и прекращения лизинговых выплат лизинговая компания возвращает себе переданное оборудование, которое может быть передано другому лизингополучателю.
Конечно, в условиях переходной экономики исключить риск невозврата средств нельзя. Например, многие российские сельхозпроизводители, взяв оборудование в лизинг, не вернули его, не осуществляли и лизинговые платежи. Это серьезно подорвало финансовое положение компании "Росагроснаб" (входящей в концерн "Рослизинг"), осуществлявшей достаточно масштабные лизинговые сделки в регионах РФ. Компания "Росагроснаб" является государственной, но, к сожалению, государство не пошло на процедуру банкротства должников, не применило в ряде случаев даже обычных административных санкций. Коммерческие же банки практически не занимаются кредитованием сельского хозяйства без государственных гарантий, так как справедливо рассматривают такие операции как высокорискованные. А отсутствие определенности в отношении собственности на землю затрудняет претензии лизинговых компаний к должникам.
Преимущество лизинга состоит в том, что он предполагает 100%-ое кредитование и не требует немедленного начала платежей. Это позволяет без резкого финансового напряжения обновлять производственные фонды, приобретать дорогостоящее оборудование. У Сберегательного банка РФ, например, в большинстве кредитных договоров предусмотрено, что в случае предоставления залога сумма выдаваемого кредита составляет не более 50-60% от стоимости залога. В результате потенциальный покупатель оборудования должен вложить сначала двукратный эквивалент получаемой суммы. Выплата процентов начинается со следующего месяца после получения кредита, реже - через квартал. В лизинговых же контрактах предоставляется отсрочка на год и более, что позволяет предприятиям, прежде всего малым и средним, накопить на первоначальном этапе определенные средства, сделать менее напряженным погашение долга.
За рубежом некоторые лизинговые компании вообще не требуют от арендатора оборудования никаких дополнительных гарантий, так как обеспечением сделки является само оборудование. Важна и экономия времени при оформлении залога в банке, не требующего решения кредитного комитета.
Мелким и средним предприятиям в ряде стран предоставляются специальные льготы при осуществлении лизинговых операций. Например, в Южной Корее действует государственная программа поощрения деятельности таких предприятий, согласно которой специализированные лизинговые компании обязаны не менее 35% объема лизинговых операций осуществлять с ними.[1] И в России Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства решает аналогичные задачи. В частности, им заключено соглашение с "Дрезднер банк", о выделении средств для приобретения в лизинг оборудования предприятиями в сельском хозяйстве, при создании стоматологических поликлиник и т.д.
По взаимной договоренности сторон лизинговые платежи могут осуществляться после получения выручки от реализации товаров, произведенных на взятом в лизинг оборудовании. Например, использование лизинговых схем позволяет авиакомпаниям эксплуатировать современные модели гражданских самолетов, приобрести которые за полную стоимость трудно.
Лизинг дает возможность приобрести оборудование, которое нужно лишь в течение какого-то срока, либо для выполнения какой-то определенной работы, по окончании которой необходимость в оборудовании отпадает. Фирмы-подрядчики в основном берут оборудование в краткосрочный лизинг. При этом лизингодатель при наличии соответствующей оговорки в соглашении доставляет оборудование к месту назначения, что снижает транспортные расходы подрядчика.
Лизинговое имущество не числится у лизингополучателя на его балансе, что освобождает от уплаты налога на это имущество. Так как имущество учитывается по балансу лизингодателя, то лизингополучатель может расширить свои производственные мощности, использовать эту ситуацию для получения банковского кредита, не нарушая законодательства о соотношении собственных и привлеченных средств.
Для учета лизинговых операций в соответствии с принципами "Евролиза" (Европейского объединения национальных лизинговых союзов) необходимы только опубликование арендатором своих финансовых обязательств, вытекающих из лизинговых соотношений, и осуществление учета и амортизации лизингуемого имущества по балансу предприятия. Информация по обязательствам на дату составления баланса может быть представлена в форме приложения к балансу. При этом следует указывать сумму арендных платежей в данном финансовом году, общую сумму арендных платежей за период контракта, их текущую стоимость на дату составления баланса.
Платежи по лизингу осуществляются из прибыли и не подлежат налогообложению, так как являются арендной платой. Финансирующая организация оставляет за собой право изменять размер взносов. Вместе с тем, общая сумма платежей по лизингу фиксируется при подписании договора и не зависит от колебаний валютного курса и изменений банковского процента по долгосрочным кредитам.
В России предприятия, заключившие лизинговые контракты до 17 августа 1998 года, оказались в выигрыше, так как сумма лизинговых платежей в валютном выражении существенно уменьшилась. Особенно выгодной такая ситуация оказалась для экспорториентированных предприятий, имеющих стабильные валютные поступления. А тогда, когда лизинговый контракт предусматривал право покупки имущества по остаточной стоимости, размер выигрыша увеличивался в связи с ростом рыночных цен на большинство товаров.
Следует подчеркнуть, что в международных лизинговых операциях арендатор получает налоговые льготы страны лизингодателя, дополнительные услуги арендодателя или его представителей по техническому обслуживанию и ремонту лизингуемого оборудования в виде консультаций по его обслуживанию, передачи новых технологий, поставки запчастей и т.д. Этими же льготами пользуются и лизинговые компании.
Амортизационные и налоговые льготы для лизингодателя ведут и луизингополучателя к уменьшению размера лизинговых платежей. В этом случае говорят о лизинге на налоговой основе, который составляет большую часть лизингового бизнеса. Поскольку право собственности остается за лизингодателем, он имеет возможность частично компенсировать стоимость приобретения с помощью льгот по амортизации, инвестиционных льгот. Предприятия с низкими доходами зачастую не могут воспользоваться своими налоговыми льготами. Но арендуя имущество, они передают данные льготы лизингодателю, который снижает за это процентную ставку. Лизинг на налоговой основе требует от арендодателя довольно больших финансовых ресурсов. Поэтому многие лизингодатели являются специализированными филиалами банков, банковских групп или крупных корпораций.
Промышленная фирма, предоставляющая оборудование в лизинг, тем самым рекламирует его. Она же, как правило, берет на себя обязательство осуществлять техническое обслуживание оборудования. Лизинг позволяет оперативно выявлять конструктивные недостатки оборудования и устранять их, повышать качество и конкурентоспособность продукции. В РФ, в частности, при лизинге военных самолетов большую часть расходов по рекламе и продвижению продукции на мировой рынок берет на себя компания "Росвооружение", а техническое обслуживание ведется специалистами авиастроительных фирм.
Лизинг ускоряет темпы развития производства, внедрения научно-технических достижений, способствует созданию новых рабочих мест. В транзитивной экономике он выступает и как фактор, способствующий решению социально-экономических проблем. Например, правительство Республики Татарстан приняло решение передать в АПК по лизинговой схеме более 100 комбайнов, а расчет по лизинговым платежам разрешить осуществлять в натуре за счет будущего урожая.
Преимуществом лизинга является и то обстоятельство, что Международный Валютный Фонд не учитывает сумму лизинговых сделок в общей национальной задолженности. Соответственно возможно превысить лимиты кредитной задолженности, устанавливаемой Фондом для отдельных стран. Задолженность России МВФ превышает 40 млрд. долл. Лизинг в этой ситуации позволяет обеспечить дополнительный приток современной техники и технологий в нашу экономику.
Срок лизингового договора, как правило, превышает сроки банковского кредита. В условиях российской экономики данное преимущество лизинга весьма существенно. Хотя в конце 90-х годов ситуация на финансовом рынке начала меняться, стали снижаться процентные ставки и увеличиваться сроки кредитов, но банки предоставляют кредит только не менее, чем на 3 года. В лизинг же предоставляются, например, самолеты (прежде всего, "Ту-204", "Ил-114", "Ил-96") на 5-8 лет, что превышает обычные сроки банковских кредитов. Лизинг к тому же дает возможность в течение срока действия лизингового договора ознакомиться с работой оборудования, испытать его в процессе эксплуатации, а затем приобрести в собственность. Причем покупка в этом случае будет осуществляться с учетом ранее уплаченных взносов, то есть на льготных для лизингополучателя условиях.
Что касается проблем лизинговой деятельности, то, во-первых, следует отметить, что лизинговая фирма не выигрывает на повышении остаточной стоимости объекта лизинга. Механизм переоценки основных фондов в этом случае неприменим, поэтому в сделке с правом выкупа по окончании срока договора лизингополучателю передается имущество по относительно небольшой или даже нулевой остаточной стоимости.
Правда, данный недостаток сделок для лизинговых компаний ряд из них успешно преодолевают. Например, компания БМВ предусматривает четырехлетний срок лизинга для потребителей в Мексике. Чтобы заинтересовать как можно больше клиентов в своих услугах и сделать их на долгие годы лизингополучателями, разработана схема, по которой по истечении срока лизинга старый автомобиль принимается в зачет первого платежа по новому договору лизинга уже новой машины. В течение четырех лет происходит амортизация автомобиля и он выкупается у лизингополучателя по остаточной стоимости в размере около 2%.[2]
Остаточная стоимость, однако, не увеличивается и по причине инфляции. В связи с этим при высоких темпах инфляции лизинговые сделки могут оказаться для лизинговых компаний убыточными.
Во-вторых, при долгосрочном контракте возникает риск, связанный с моральным износом оборудования. Лизинговые же платежи не прекращаются до конца контракта. Прежде всего это затрагивает отрасли, где научно-технический прогресс имеет наиболее высокие темпы, в частности, сферу компьютерных технологий, в которой обновление продукции происходит каждые год-полтора.
В-третьих, поскольку в лизинговых сделках участвуют три участника, это усложняет правовое обеспечение операций.
Риск от использования устаревающего оборудования в таких странах, как Россия, является, на наш взгляд, главным препятствием для развития лизинговой деятельности.
Высокие темпы инфляции и нестабильность экономической ситуации к тому же приводят к повышению процентных ставок по кредитам. Лизинговые же платежи имеют в своей основе банковский процент. Поэтому их уровень с учетом комиссионных еще выше.
Тем не менее опыт и России, и других стран с транзитивной экономикой подтверждает важную роль лизинга в повышении конкурентоспособности и обновлении производства, расширении сбыта продукции и активизации инвестиционной деятельности. Его преимущества значительно превосходят отмеченные недостатки.


1 См.: Кабатова Е.В. Лизинг: правовое регулирование, практика. - М.: Инфра-М, 1998. - С. 129.
2 См. Газман В.Д. Рынок лизинговых услуг. -М., Фонд "Правовая культура", 1999. -С.54.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия