Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (29), 2009
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ
Беккин Р. И.
старший научный сотрудник Института Африки РАН (г. Москва),
доктор экономических наук, кандидат юридических наук


Исламские финансы в Азербайджане
В статье дан анализ современной банковской системы Азербайджана. Азербайджан — страна с традиционной банковской системой, и за исламскими банками здесь не признается особого статуса. В республике по всем официальным документам действует единственный исламский банк «Каусар банк» (Kauthar bank), фактически являющийся традиционным банком
Ключевые слова: Азербайджан, исламские финансы, банковская система

Как и многие другие бывшие советские республики СССР, Азербайджан несколько лет после Октябрьской революции был независимым государством (28 мая 1918—28 апреля 1920). Азербайджанцы гордятся, что провозглашенная 28 мая 1918 г. Азербайджанская Демократическая Республика (АДР) стала первым светским государством на мусульманском Востоке — за несколько лет до упразднения халифата в Турции. При этом азербайджанскими историками особо подчеркивается, что в отличие от кемалистской Турции, все преобразования в АДР осуществлялись исключительно демократическими методами. АДР представляла собой образец классической парламентской республики.
На момент провозглашения АДР первая мировая война еще не завершилась, и Османская империя со своими союзниками продолжала борьбу со странами Антанты. Примечательно, что первым договором, заключенным АДР с иностранным государством, был Договор о мире и дружбе с Османской империей от 4 июня 1918 г. Однако поражение Османской империи и ее союзников в войне не повредило имиджу АДР среди держав-победительниц. Представители республики принимали участие в Парижской мирной конференции 1919—1920 гг. скорее в качестве гостей, чем побежденных.
Современная Азербайджанская Республика, независимость которой была провозглашена 30 августа 1991 г., переняла от Азербайджанской Демократической Республики флаг, герб и гимн, а также политику светскости, означающую минимизацию роли ислама в общественной и политической жизни страны. В основе идеологии АДР лежали взгляды основателей партии «Мусават», считавших, что религия должна быть отделена от государства. Фактически данные взгляды на роль ислама в обществе были восприняты и в современном Азербайджане (притом, что партия, носящая название «Мусават» и считающая себя правопреемницей мусаватистов начала прошлого века, находится в оппозиции правящему режиму).
Анализируя роль ислама в современном Азербайджане, важно помнить, что в свое время противниками создания АДР выступила партия «Иттихад» («Союз»), ориентировавшаяся на исламские ценности. Идеологи «Иттихад» были подлинными панисламистами и потому призывали к объединению всех мусульманских народов Российской империи, выступая, вместе с тем, против создания национального государства азербайджанцев, или, как их называли в Российской империи «закавказских татар». В итоге, руководство партии «Иттихад» вынуждено было поддержать Советскую власть как единственную силу, способную, по их мнению, объединить мусульман распавшейся империи.
Таким образом, исторически идея национальной государственности в Азербайджане тесно связана с секуляризмом и антиклерикализмом, а не с исламом и религиозными ценностями. Даже закоренелые азербайджанские националисты признают, что семьдесят лет атеистической политики при советской власти в республике лишь укрепили национальный фундамент будущей азербайджанской государственности. Двадцать семь лет спустя после обретения независимости от Советского Союза в новом Азербайджане ислам как и прежде не играет существенной роли в общественной и политической жизни. Неудивительно, что одним из ключевых партнеров современного Азербайджана выступает Турция, жестко придерживающаяся принципов светскости, а не Иран. Иными словами, национальная близость между турками и азербайджанцами оказалась важнее общей религиозной принадлежности: как известно, в Иране, как и в Азербайджане, большинство населения составляют шииты.
Последовательно претворяя принципы светскости, азербайджанские чиновники автоматически выступают против любых проектов на государственном уровне, если при этом упоминается слово «исламский», даже если речь идет о таком явлении как исламские финансы и исламские банки в частности.
Немногочисленные инициативы по внесению необходимых поправок в банковское законодательство, которые сняли препятствие для создания и функционирования исламских банков в стране, наталкиваются на непонимание регулирующих органов, неизменно ссылающихся на Конституцию Азербайджанской Республики, ст. 7 которой гласит: «Азербайджанское государство — демократическая, правовая светская, унитарная республика», а ст. 18 провозглашает отделение религии от государства и равенство всех конфессий перед законом.
Однако в последнее время в связи с потребностью экономики страны в крупных инвестициях и наметившихся преобразованиях в банковском секторе Азербайджана появилась надежда на изменение политики Национального банка, выполняющего функции центрального банка в стране, к исламскому банковскому делу.
Банковский сектор Азербайджана характеризуется, прежде всего, недостаточным развитием рынков капитала, слабой прозрачностью банков и постепенным, пока что незначительным ослаблением доминирования государственных банков на рынке. По уровню капитализации азербайджанские банки уступают банковской системе России, Украины и Казахстана.
Азербайджан — страна с традиционной банковской системой, и за исламскими банками здесь не признается особого статуса. Поэтому по всем официальным документам «Каусар банк» (Kauthar bank) — единственный на текущий момент исламский банк в стране [*] — является типичным традиционным банком.
«Каусар банк» — один из первых коммерческих банков в Азербайджане. Он получил лицензию еще при Советском Союзе (в 1988 г.) и был известен до сентября 2001 г. как «Универсал банк». 21 октября 2002 г. Национальный банк Азербайджана выдал «Каусар банку» новую лицензию на осуществление всех видов банковской деятельности. В том же году «Каусар банк» начал процесс очистки прежнего кредитного и депозитных портфелей от риба (riba), а также прекратил участие во всех сделках, включающих в себя элемент ростовщичества. Все процентные долговые обязательства клиентов перед банком были проданы специализированной компании.
«Каусар банк» признан мировым исламским банковским сообществом в качестве исламского банка. Банк является членом Генерального совета исламских банков и финансовых институтов и Организации по бухгалтерскому учету и аудиту в исламских финансовых институтах (ААОИФИ). Вместе с тем, пока рано говорить о том, что «Каусар банк» предоставляет полную линейку исламских банковских продуктов. В настоящее время «Каусар банк» предлагает клиентам всего четыре исламских банковских продукта: 1) открытие и ведение инвестиционного счета на основе механизма мудараба (mudharabah); 2) кредитование бизнеса в соответствии с механизмом мушарака (musharakah); 3) кредитование физических и юридических лиц путем купли-продажи векселей, являющихся аналогами исламских облигаций сукук (sukuk); 4) финансирование покупки автомобилей бытовой техники и т.п. с использованием механизма иджара ва иктина’ (ijara wa iqtina’).

1) Мудараба (mudharabah). Механизм мудараба лежит в основе инвестиционных счетов в большинстве исламских банков.
В «Каусар банке» клиенту предлагают открыть текущий счет, как и в любом традиционном банке. Однако вслед за открытием текущего счета предусмотрена возможность открытия инвестиционного счета на основе механизма мудараба (mudharabah). При этом клиенту гарантирован возврат основной суммы, как если бы речь шла о простом текущем счете.
Доходность по инвестиционным счетам в исламских банках зависит от прибыльности финансируемых банком инвестиционных проектов. Доли и пропорции раздела совокупной прибыли между банком и клиентом зависят, как правило, от срока вклада [*].
2) Мушарака (musharakah). Применяя механизм мушарака, банк выступает в качестве партнера клиента, нуждающегося в финансировании. Между банком и клиентом заключается специальное соглашение, по которому полученная прибыль делится между ними в заранее оговоренных долях. Убытки подлежат распределению пропорционально вкладу в капитал. Управление проектом может осуществляться как всеми сторонами, так и одной из сторон. Однако, как правило, в качестве управляющего за дополнительное вознаграждение выступает клиент. При этом любая из сторон может отказаться от права участия в управлении в пользу другого лица.
3) Сукук (sukuk). Клиент эмитирует вексель и продает его банку по номинальной стоимости, направляя полученные от проведения данной операции средства для финансирования своей инвестиционной деятельности. Покупка векселя оформляется как репо — с обязательством клиента выкупить данный вексель на определенных условиях (с уплатой премии) и в определенный срок. Соответственно, цена обратного выкупа векселей не является фиксированной, а определялась, исходя из оценки сложившейся на момент заключения договора конъюнктуры на рынках профинансированных таким образом товаров или услуг, производимых клиентом, фактического уровня совокупной прибыли, полученной от объекта, профинансированного банком, и расчета издержек, понесенных банком [*].
4) Иджара ва иктина’ (ijara wa iqtina’) представляет собой лизинг с последующим выкупом и часто используется исламскими банками при приобретении дорогостоящего оборудования (заводов, машин), а также финансировании жилищного строительства.
Существенная проблема с точки зрения мусульманских правоведов состоит в том, что иджара ва иктина’ подразумевает заключение двух самостоятельных сделок: лизинга и затем выкупа лизингового имущества. Регулирование двух указанных сделок в рамках одного договора порождает, по мнению мусульманских правоведов, гарар (gharar) (неопределенность) в самом контракте. В связи с этим и было сформулировано условие, обязывающее стороны передать и принять имущество с переходом права собственности. Сама же передача имущества может происходить путем дарения или же осуществляться посредством продажи по остаточной стоимости. Тем не менее, мусульманские правоведы рекомендуют воздерживаться от применения иджара ва иктина’, предлагая заменять ее другими близкими договорами. По окончании срока действия договора лизинга и выплаты общей суммы арендных платежей лизингополучателю рекомендуется либо продлить договор, либо не продлевать его и вернуть предмет лизинга лизингодателю, либо выкупить предмет лизинга по рыночной стоимости по окончании срока действия контракта [*].
В «Каусар банке» иджара ва иктина’ применяется при финансировании банком покупки автомобилей, бытовой техники и др. В соответствии с условиями заключаемого между банком и клиентом договора, банк по требованию клиента покупает и сдает ему в аренду оборудование и др. Со стороны клиента банка существует обязательство выкупить автомобиль (или другой товар) к концу арендного периода (т.е. когда сумма выплат со стороны клиента достигнет уровня, соответствующего согласованной между сторонами цене продажи).
В силу действующих в законодательстве Азербайджана ограничений на осуществление банками торговой деятельности, механизм мурабаха (murabahah) не может быть применен в работе «Каусар банка».
Не имея возможности применять ряд исламских договоров, «Каусар банк» реализует свой потенциал исламского банка в финансировании халяльных (halal) секторов народного хозяйства. В качестве примера можно привести проект строительства четырех высотных зданий в Баку. «Каусар банк» выступает в качестве одного из финансистов проекта, стоимость которого оценивается в более чем 100 млн долл.
В 2004 г. было подписано соглашение между Исламской корпорацией развития частного сектора (ICD) и «Каусар банком». В соответствии с данным соглашением, корпорация взяла на себя обязательство финансировать значительную часть проекта. В качестве гарантии выступило имущество «Касуар банка» и один из высотных домов. В том же году была достигнута договоренность о покупке части акций «Каусар банка» ICD [*].
Долгое время проект не мог быть реализован, так как главным условием со стороны застройщиков было полное финансирование строительства. Впоследствии в проект вносились существенные коррективы. Так, например, вместо одного 45-этажного небоскреба застройщики решили возвести четыре 24-этажных здания. Потом было принято решение соорудить комплекс из двух 39-этажных башен общей площадью 170 тыс. кв. м. На последний вариант удалось привлечь 300 млн долл. от корейских традиционных (неисламских) банков. В итоге, участие «Каусар банка» в данном проекте свелось к минимуму, отпала и необходимость в выделении Исламской корпорацией развития частного сектора (5 млн долл).
Всю площадь небоскребов предполагается продать под офисы и апартаменты. В качестве управляющей компании выступает предприятие «Baku Pride», учрежденное корейской стороной при минимальном участии партнера из Азербайджана, близкого к руководству «Каусар банка».
Похоже, что пока именно в инвестировании в бизнес, не противоречащий шариату, а не в расширении своей продуктовой линейки исламские финансовые институты в Азербайджане могут наибольшим образом реализовать свой потенциал.
Это подтверждает создание Каспийской международной инвестиционной компании (CIIC), начавшей свою деятельность 13 июня 2008 г. Учреждение CIIC явилось следствием подписанного в 2006 г. на международной инвестиционной конференции, организованной ИБР в Баку, соглашения о создании инвестиционной компании, работающей на основе исламских принципов.
Собственниками CIIC являются Исламская корпорация развития частного сектора (75 %) и Азербайджанская инвестиционная компания, чья доля в настоящее время составляет 20 % и может быть увеличена до 25 %. Основной задачей новой компании является привлечение зарубежных инвестиций в Азербайджан и выход на международный рынок. Планируется, что в ближайшие два года капитал CIIC увеличится с нынешних 3,4 млн долл. до 70 млн долл.
Предполагается, что CIIC начнет свою деятельность с финансирования проекта в сфере логистики. В настоящее время идет анализ других перспективных проектов. Среди приоритетных направлений деятельности компании: сельское хозяйство, фармацевтика, производство строительных материалов, сектор услуг. Все инвестиции CIIC могут осуществляться лишь в дозволенные с точки зрения шариата виды деятельности, в том числе, путем приобретения доли в других компаниях и вхождения в акционеры.
Инвестиционное сотрудничество Азербайджана с исламскими финансовыми структурами не ограничивается созданием CIIC. 25 мая 2007 г. Финансовый дом Кувейта (Kuwait Finance House) и Азербайджанская инвестиционная компания подписали меморандум о намерениях. В соответствии с меморандумом, планируется учреждение инвестиционной компании наподобие CIIC, где Финансовому дому Кувейта будет принадлежать 75 %, а АИК — 25 %.
Пока же самым крупным исламским финансовым институтом, осуществляющим инвестирование в Азербайджане, остается Исламский банк развития, членом которого республика является с 1992 г. С момента начала сотрудничества с Азербайджаном объем инвестиций ИБР в республике достиг 300 млн. долл. При этом 25 % от общего объема инвестиций было направлено на финансирование аграрного сектора, одна треть — на улучшение дорожно-транспортной инфраструктуры, развитие малого и среднего бизнеса, улучшение жизненных условий выгодных переселенцев.
Вместе с тем, ИБР не оставляет планов по созданию в Азербайджане исламского банка. Директор регионального представительства Исламского банка развития в г. Алматы Ник Зейнал Абидин (Nik Zainal Abidin) неоднократно отмечал, что ИБР готов оказать Азербайджану помощь при создании исламского банка, однако инициатива при этом должна исходить от правительства страны.
Отсутствие приемлемого для исламских банков законодательства и неодобрительное отношение к исламскому банковскому делу со стороны регулирующих органов сдерживают инициативу других азербайджанских банков по применению исламских методов финансирования. Например, в октябре 2007 г. бахрейнский Международный инвестиционный банк (International Investment Bank) приобрел 49 % акций азербайджанского «Амрахбанка» (Amrahbank). Как известно, IIB активно поддерживает развитие исламского банковского дела, как в мусульманских, так и немусульманских странах. Вскоре после приобретения «Амрахбанка» руководством IIB были озвучены планы по его преобразованию в полноценный исламский банк, предлагающий полный набор исламских банковских продуктов. Однако данные намерения так и не были реализованы по причине неопределенности с правовым регулированием деятельности будущего исламского банка. Пока же на сайте банка в разделе «Islamic banking» говорится, что «Амрахбанк» планирует предложить клиентам исламские банковские услуги в ближайшем будущем.
Необходимо сказать, что информация о «Каусар банке», а также бизнесменах, пытающихся вести бизнес в соответствии с шариатом, распространяется в Азербайджане преимущественно «из уст в уста», а не посредством рекламы.
В документации «Каусар банка» практически не встречаются арабские термины для обозначения соответствующих шариату методов финансирования. Более того, в официальной информации о банке, распространяемой в Азербайджане, упоминание об его исламском характере сведено к минимуму. Например, в буклете банка на английском языке деятельность банка характеризуется как «Islamic banking», а в буклете на азербайджанском языке вместо «Islamic banking» используется термин «Faizsiz qazanc», что переводится как «Non-interest banking».
По словам председателя правления «Каусар банка» Гейдара Ибрагимова (Heydar Ibrahimov), подобное несоответствие в терминологии не конспирация, а разумная предосторожность.
— У исламского банковского дела в Азербайджане есть недоброжелатели, в том числе, в Национальном банке, — говорит Ибрагимов. — Но все-таки по сравнению с российским «Бадр-Форте банком» (Badr-Forte Bank) мы находимся в более благоприятных условиях. (Напомним, что Приказом от 4 декабря 2006 г. Центробанк отозвал у «Бадр-Форте Банка» лицензию, ссылаясь на федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»).
В ходе нашего разговора господин Ибрагимов неоднократно вспоминал российский «Бадр-Форте банк» и его председателя правления Адалета Джабиева (Adalet Jabiev). В 2002 г., когда казалось, ничего не угрожало «Бадр-Форте банку», Джабиев выступил в качестве консультанта проекта по применению исламских методов финансирования в «Каусар банке».
У двух банков действительно много общего. Подобно «Каусар банку», «Бадр-Форте банк» был ограничен в возможностях применения исламских методов финансирования. Центробанк не только не шел навстречу банку в преодолении таких проблем как участие в обязательной системе страхования вкладов, но и демонстрировал повышенное внимание к работе банка. Все это вылилось, в конечном счете, в отзыв лицензии.
Еще до отзыва лицензии у «Бадр-Форте банка», чиновники в Центробанке, также как и их азербайджанские коллеги в Национальном банке, ссылались на конституцию, светский характер государства, а также отсутствие в России необходимого механизма контроля над банковской деятельностью, основанной на принципах шариата.
Однако, справедливости ради, следует отметить, что руководство банка не спешит рекламировать свои услуги не только по политическим причинам.
— Информация о нашем банке распространяется преимущественно через систему социальных связей, —
продолжает Гейдар Ибрагимов. — Иными словами, «Каусар банк» более чем на сто процентов следует концепции Know Your Customer. Наши клиенты — люди богобоязненные и с пониманием относятся к тому, что мы не можем им, в соответствии с шариатом, безусловно гарантировать фиксированную прибыль. Наши клиенты знают нас и доверяют нам, а мы, в свою очередь, знаем, что они готовы принять как прибыль, так и убытки. Они понимают, что мудараба (mudharabah) — не гарантированный доход. Если же давать широкую рекламу в СМИ, то в банк придут клиенты, которых мы не знаем и которые не всегда с пониманием смогут отнестись к особенностям исламского банкинга. Да и нам будет не удобно перед ними, если мы не сможем обеспечить им уровень доходов не меньше чем в традиционном банке [*].
Как следствие такой осторожной политики руководства банка, можно упомянуть тот факт, что многие мусульмане в Баку просто не знают, что в стране уже более пяти лет функционирует исламский банк [*].
Расширению деятельности «Каусар банка» в Азербайджане препятствует также отсутствие достаточных финансовых ресурсов [*].
По мере расширения линейки исламских продуктов неизбежно возникает вопрос о страховании, соответствующем шариату.
По развитию страхового рынка на постсоветском пространстве Азербайджану принадлежит 4-е место после России, Украины и Казахстана. На сегодняшний день в стране функционируют 28 страховых, 1 перестраховочная компания и 7 страховых брокеров. При этом на страхование приходится лишь 1 % ВВП. Пока что ни один страховщик в республике не проявил интереса к исламскому страхованию. В марте 2008 г. вступил в силу закон «О страховой деятельности», соответствующий основным принципам Международной ассоциации страховых надзоров (МАСН).
Данный нормативно-правовой акт не учитывает особенностей исламского страхования. Похоже, что шанс внести в страховое законодательство положения, учитывающие особенности такафула (takaful), упущен и при подготовке проекта другого закона — «Об обязательном страховании». Данный законопроект разработан министерством финансов и канадской компанией Lawrie Savage & Associates.
Развитие исламского страхования существенно сдерживает отсутствие эффективных инструментов, позволяющих размещать страховые резервы, не нарушая при этом требований шариата. Так что говорить об исламском страховании в республике пока преждевременно. Не в пользу исламского страхования говорит и низкий уровень страховой культуры среди населения. Недоверие к долгосрочным видам инвестирования типа страхования жизни. Так по данным на 2007 г, в структуре страховых премий страхование жизни составило лишь 1,1 %.
Впрочем, по словам Г. Ибрагимова, сейчас на повестке дня перед «Каусар банком» в качестве одной из первоочередных задач стоит задача развития исламских страховых продуктов. Возможно, к данному проекту будут привлечены зарубежные специалисты, в том числе и из России.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия