Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (29), 2009
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ
Комилов С. Д.
заведующий кафедрой экономической теории Российского-Таджикского славянского университета (Душанбе),
доктор экономических наук, профессор


Проблемы повышения инновационной активности предприятий в республике Таджикистан
В статье рассмотрены актуальные проблемы инновационного развития Республики Таджикистан. Автором предложены меры, направленные на активизацию инновационной активности предприятий, их восприимчивости к научно-техническим новшествам. На государственном уровне предлагается принятие республиканского Закона «Об инновационной политике». Отмечена необходимость развития системы подготовки и переподготовки квалифицированных научно-технических кадров
Ключевые слова: инновации, инновационная активность, подготовка научно-технических кадров, рынок инноваций, инфраструктура инновационного развития, инновационная политика

В современных условиях глобализации национальная экономика любого государства во многом зависит от степени и масштаба использования инноваций. Дальнейшее продвижение по пути рыночных преобразований предполагает усиление инновационной деятельности предприятий и отраслей. В этих условиях необходимо повысить инновационную активность хозяйствующих субъектов, их конкурентоспособность на мировом рынке. Это делает актуальной проблему поиска путей и выработки стратегии такого развития.
Нам представляется, что задача любого государства в экономической сфере состоит в совершенствовании производительных сил, повышения их научно-технического уровня. Например, Р. Солоу при анализе долговременных рядов динамики капитала, нормы накопления и выпуска продукции США пришел к выводу о том, что 87% роста производительности труда обеспечивалось применением технологического прогресса, и только 13% — новыми инвестициями. [1]. Другие исследования показывают, что на современном этапе не менее ¾ прироста ВВП обеспечивается за счет новейших технологий. [2].
Мировой опыт свидетельствует, что инновационное развитие во многом является детерминирующим фактором в процессе социально-экономических преобразований. Инновационная активность представляет собой способность предприятий, организаций и отраслей промышленности производить, использовать и реализовать нововведения для обеспечения конкурентоспособности и удержания за собой доли рынков. Инновационная активность — это способность к постоянному расширению, совершенствованию производства, обновлению производимого продукта.
Среди условий, обеспечивающих рост экономики, важную роль играют использование нововведений, развитие инновационной инфраструктуры, уровень квалификации кадров, их знания, умения и навыки. В постиндустриальной экономике главное место заняли неосязаемые интеллектуальные продукты, уникальные технические комплексы. [3].
Важным фактором, обеспечивающим инновационную активность предприятия, является выбор государственной инновационной политики. Уровень инновационной активности предприятия должен определяться возможностью реализации основных целей стратегии инновационного развития в долгосрочном периоде. Основные составляющие инновационной активности предприятия должны корреспондироваться с его экономическими, научно-техническими, организационными, социальными и другими задачами. Концепция повышения инновационной активности предприятий должна иметь своей целью решение научно-технических и социально-экономических проблем.
Инновационная активность определяется способностью к постоянному развитию, производству, использованию нововведений. Реализация новшеств является источником конкурентных преимуществ отдельных предприятий, отраслей и промышленности
При этом рост инновационной активности предприятий, прежде всего, зависит от состояния и динамики рынка нововведений, состояния и динамики рынка технологий, ноу-хау, рынка инновационных ресурсов, рынка интеллектуального труда.
В перспективе предприятия и отрасли промышленности национальной экономики должны будут наращивать инновационную активность с учетом факторов, способствующих формированию в рыночной экономике инновационных преимуществ и рассмотреть особенности их воздействия в новых условиях. Проблема повышения инновационной активности промышленных предприятий связана с научно-техническим потенциалом страны, углублением международного научно-технического сотрудничества, уровнем образованности кадров.
Это выдвигает на первый план проблему формирования рынка инноваций, включающего совокупность организационно-экономических отношений, возникающих в процессе обмена результатами инновационной деятельности. Основной задачей в сфере промышленности является создание условий для динамичного развития предприятий, эффективной предпринимательской деятельности, повышения занятости населения и сокращения бедности. Совершенствование налоговой политики для стимулирования предприятий должно стать приоритетным направлением стратегии реформирования экономики на современном этапе. Существующая система налогообложения ведет к сдерживанию экономического развития, формирует тенденцию к простому воспроизводству и снижению инновационной активности. Предприятие ежедневно должно организовывать свою деятельность в соответствии с потребностями рынка. Задача предприятий состоит в том, чтобы расширять инновационную деятельность в целях насыщения рынка конкурентоспособными товарами и услугами. Жесткая рыночная конкуренция вынуждает предприятия наращивать инновационную активность.
Необходимым условием активизации деятельности промышленных предприятий является формирование их инновационной инфраструктуры. В ходе осуществления экономических преобразований пока не удалось создать все необходимые инфраструктурные предпосылки для инновационного развития предприятий промышленности. Можно назвать причины. Во-первых, отсутствует эффективная система мотиваций для развития инновационной деятельности. Во-вторых, отсутствует рынок научно-технической продукции. В-третьих, слабо развита сеть коммерческих банков, информационных, инвестиционных, маркетинговых структур, стимулирующих инновационное развитие промышленности. В-четвертых, не совершена система налогообложения.
Система мер по инновационному развитию должна способствовать управляемости инновационного процесса на основе формирования и развития инновационного предпринимательства. Для упорядочения инновационного процесса целесообразно закрепить принципиальные основы инновационного развития в Республике Таджикистан. В настоящее время законодательная база Республики Таджикистан в области инновационного развития включает в себя ряд законов, Постановлений Правительства, а также Стратегию Республики Таджикистан в области науки и технологий на 2007—2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства Республики Таджикистан № 362 от 01.08.2006 года.
Инновационная активность предприятий во многом определяется эффективностью реализации инновационных процессов, которые включают поиск, открытие, разработку, усовершенствование, освоение, коммерциализацию новых технологий, продуктов, организационных структур и методов организации труда, производства и управления. Эффективная реализация инновационных процессов, как справедливо отмечает А.Ф. Габитов, связана с объединением в рамках целостной воспроизводственной структуры всех элементов системы «наука — технология — производство — потребление», предусматривающей создание разветвленной системы сбытового сервисного обслуживания для стимулирования научных исследований и активизации изобретательской деятельности на основе подключения обратных связей в инновационном процессе [5].
В настоящее время в Таджикистане наблюдается относительно низкий уровень изобретательской активности. В настоящее время коэффициент изобретательской активности в Республике Таджикистан из расчета на 10 тыс. человек составляет, в среднем, 1,5%.
За период 2000—2005 гг. в Патентное ведомство страны было подано 314 заявок на получение патента на изобретение. Число выданных патентов за этот период составило 184 охранных документов.
В табл. 1 [6] приведена динамика подачи заявок и получения охранных документов на изобретение за 2000—2005 гг. Как видно из таблицы, в течение последних лет наблюдается низкая результативность научных исследований и разработок.
Таблица 1
Динамика подачи заявок и выдачи охранных документов на изобретение за 2000—2005 годы (по данным НПИ центр)
В табл. 2[7] приведены данные о количестве занятого населения в научно-технической сфере, по отношению к общей занятости в Республике Таджикистан.
Таблица 2
Уровень занятости в науке в Республике Таджикистан
Анализ данных показывает, что удельный вес занятых в науке в Таджикистане из года в год уменьшается.
Изучение структуры затрат на исследования и разработки по областям науки показывает, что в среднем около 62% составляет оплата труда, затраты на укрепления материально-технической базы — в среднем 6%, а капитальные вложения в науку составило всего 1% от общих затрат на исследования и разработки.
Данный этап социально-экономического развития страны выявил необходимость разработки новых нормативно-правовых актов, отвечающих рыночным требованиям организации инновационной деятельности. В связи с этим, целесообразно принять закон «Об инновационной деятельности в Республике Таджикистан», который бы регулировал правовые и экономические отношения субъектов инновационной деятельности с целью повышения инновационной активности и развития инновационного предпринимательства. В указанном нормативном правовом акте следует законодательно закрепить основополагающие понятия, связанные с инновационной деятельностью, основные критерии, принципы, основополагающие характеристики организации инновационной деятельности, а также методы и формы государственной поддержки этой деятельности.
Решающее значение в повышении инновационной активности предприятий играет человеческий фактор. Эффективность его использования требует постоянного поиска форм и методов активизации новаторской деятельности работников предприятия, их ориентации на ускоренное освоение нововведений в производстве. Необходимо создание благоприятного творческого климата, требующего открытого неформального стиля управления, привлечения талантливых людей с нестандартным мышлением, внедрения эффективных систем поиска новых идей. Формирование инновационного климата в экономике и его инфраструктуры предполагает наличия межотраслевых национальных служб научно-технической информации, патентования и лицензирования, стандартизации, сертификации, статистики, аналитических центров для изучения зарубежного опыта, маркетинговых служб, подготовки прогнозов научно-технического развития и формирования на их основе системы национальных приоритетов инновационной политики.
В Республике Таджикистан отсутствует единый орган, отвечающий за научно-техническую политику, организацию финансирования научных разработок внедрения их результатов, решал бы проблемы инновационного предпринимательства, осуществлял государственную инновационную политику.
Переход к рыночным отношениям в Республике Таджикистан выявил серьезные несоответствия законодательных норм условиям управления в сфере науки, техники, инновационной деятельности и развития инновационного предпринимательства. Отсутствие нормативно-правого регулирования инновационной деятельности является одним из сдерживающих факторов развития экономики. Необходимо ускорить процесс подготовки и принятия закона «Об инновационной политике в Республике Таджикистан». В законе целесообразно определить задачи, меры, способы проведения маркетинговых исследований, создание и развитие инновационной инфраструктуры, подготовку и переподготовку кадров для инновационной деятельности, осуществления, сертификации и стандартизации новых процессов, продуктов и изделий, производство товарной продукции, реализации, методы государственной поддержки инновационного предпринимательства, финансирование работ, связанных с инновационной деятельностью.
Недостаточное нормативно-правовое регулирование приводит к падению инновационной активности предприятий, является сдерживающим фактором перехода предприятий на путь инновационного развития. Опыт инновационного развития в Российской Федерации показывает, что в среднем около трети промышленных предприятий осуществляют инновационную деятельность, а в машиностроении - около половины. Это означает, что они сталкиваются с проблемами управления инновациями, в том числе с освоением и внедрением инноваций (новых изделий, технологий, оборудования и материалов). [8].
Создание условий инновационной активности предприятий является также важнейшей задачей стратегического управления на макроэкономическом уровне. Формируя и реализуя функциональные макро инновационные стратегии, государство должно создавать стимулы, заинтересовывающие предприятия вкладывать средства в решение задач инновационного развития. Одним из стимулов роста инновационной активности предприятий является налоговое регулирование инновационной деятельности.
Инновационная активность должна способствовать созданию таких условий инновационной деятельности, которые позволили бы поддерживать на необходимом уровне процесс использования нововведений, обеспечивать выпуск наукоемкой продукции. Она усиливает необходимость разработки и внедрения в производство инноваций, развитие научно-технических подразделений предприятий, повышения уровня образованности рабочих и специалистов. На современном этапе перехода к рыночной экономике реализуется «Национальная стратегия развития Республики Таджикистан на период до 2015 года», утвержденная постановлением Маджлиси намояндагони Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 28 июня 2007 г. № 704. Среди основных проблем развития науки указывается на отсутствие эффективных республиканских комплексных научно-технических программ, которые приводят к тому, что научные разработки ведутся без учета национальных приоритетов, не обеспечены необходимыми высококвалифицированными кадрами. Научный потенциал страны не ориентирован на решение приоритетных проблем социально-экономического развития.
Экономика продолжает переживать трудные времена и возобновление работы предприятий промышленности, повышение их инновационной активности потребует огромных инвестиций, которыми республика не располагает. В этих условиях требуется применение нестандартных мер и усилий на рост инновационной активности предприятий, повышения эффективности деятельности предпринимателя.
Большое значение имеет организация процесса управления инновационной деятельности промышленных предприятий. Следует отметить, что преобразования процесса управления инновационной деятельности могут стать более результативными, если они будут проводиться на базе развития научно-технологического потенциала. В процессе перехода к рынку требуется более эффективное государственное управление, поскольку государство должно решать новые задачи в области инновационного развития, выполнять функции по созданию условий для развития различных форм инновационного предпринимательства и регулированию рынка инноваций.
Экономика страны вступила в новый, сложный и противоречивый период развития, где большое значение приобретают научно-технологические преобразования. В этих условиях встала проблема активизации инновационной деятельности предприятий промышленности с целью максимального использования научно-технологического и кадрового потенциала развития национальной экономики.
Проводимые в стране социально- экономические преобразования, без обеспечения инновационного развития отраслей экономики, приводят к снижению темпов экономического роста, уровня конкурентоспособности национальных предприятий и неразвитости инновационного предпринимательства.
Важным направлением стратегии перевода экономики на инновационный тип развития является организация эффективной системы стимулирования инновационной деятельности предприятий. Повышение эффективности инновационной деятельности предприятий может быть достигнуто следующим образом. Во-первых, путем создания институтов инновационного развития, которые обеспечивают формирование национальных приоритетов инновационного развития и инновационной инфраструктуры, адекватную оценку научно-технологических ресурсов, необходимых для достижения намеченных целей. Во-вторых, укреплением научно-технологического потенциала страны путем активизации инновационной деятельности предприятий и организаций. В-третьих, формированием институциональных основ становления национального рынка инноваций. Данный подход должен стать неотъемлемой частью стратегии перевода национальной экономики на инновационный тип развития. Необходимо адресное и целевое налоговое стимулирование, позволить предприятиям уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль в части расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки.
На первый план выходят задачи совершенствования системы подготовки и переподготовки инженерно-технических кадров и специалистов в области инновационной деятельности. Организация системы подготовки, переподготовки и повышение квалификации кадров должна быть ориентирована на повышение уровня их мотивации, использования действенных стимулов, ориентирующих на достижение инновационных результатов. Объем государственных расходов на образование снизился с 8,8% ВВП в 1991 г. до 3,5% в 2005 г., и по оценкам, эти расходы составляют около 30% от необходимых потребителей. Актуальной задачей является совершенствование система подготовки кадров, формирование эффективной инновационной инфраструктуры, система охраны и рационального использования интеллектуальной собственности.


Литература
1. Sallow R.M. Growth Theory. An Exposition-oxford.
2. См.: Ленчук Е.Б., Симановский С.И., Стрепетова М.П. Научно-техническое развитие постсоциалистических стран Центральной и Восточной Европы: Проблемы и перспективы. — М., 1998. — С. 5.
3. Бляхман Л.С. Факторы конкурентоспособности экономики стран СНГ // Проблемы современной экономики. — 2007. — № 3 (23). — С. 16.
4. European Trend Chart on Innovation, European Innovation Scoreboard, EU, 2003.
5. Габитов А.Ф. Сущность инновационного процесса и основные этапы его исследования в экономической литературе // Проблемы современной экономики. — 2007. — № 2 (22). — С. 82.
6. Научно-технический потенциал Республики Таджикистан в 2005 году: (Аналитический сборник) Вып 1. — Душанбе, 2007. — С. 65.
7. Та же. — С. 29.
8. См.: Мединский В.Г. Инновационный менеджмент: Учебник. — М.: ИНФРА, 2007. — С. 48.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия