Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (29), 2009
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Никитина Т. И.
доцент кафедры государственного управления и финансов Брянской государственной инженерно-технологической академии
Салова Н. Ю.
аспирант кафедры государственного управления и финансов Брянской государственной инженерно-технологической академии

Активизация социальных инвестиций компаний как фактор регионального инновационного развития
В статье рассматривается феномен социальных инвестиций, понятие корпоративной социальной ответственности бизнеса. Вниманию читателей предлагаются результаты проведенного авторами исследования социальных инвестиций брянских компаний: виды социальных инвестиций, мотивы участия брянских компаний в области социальных инвестиций. Показано, что активизация социальных инвестиций определяется фактором регионального инновационного развития для «проблемного» региона
Ключевые слова: социальные инвестиции, региональное инновационное развитие

Для обеспечения подъема экономики России необходимо эффективно использовать все факторы и ресурсы экономического роста, в том числе и ресурс социальных инвестиций. Государство, его федеральные и региональные органы власти призваны создать благоприятные экономические, политические, социальные, правовые условия для формирования такого хозяйственного механизма, который бы содействовал инновационному развитию региона, устойчивости всей экономической системы в целом.
Феномен социального инвестирования проявляется в трех органически взаимосвязанных аспектах: информационном, количественном и качественном. Социальные инвестиции определяются не только инвестиционным климатом в регионе, параметрами осуществляемой и намечаемой макро- и микроэкономической политики, но и состоянием социального развития общества, бюджетными ограничениями.
Исходным пунктом анализа социальных инвестиций компаний является понятие «корпоративная социальная ответственность». Обобщая множество имеющихся на сегодняшний день трактовок и подходов к пониманию корпоративной социальной ответственности, следует отметить, что корпоративная социальная ответственность представляет собой концепцию выстраивания деловым сообществом, компаниями своей деятельности с акцентом на следующие ориентиры:
– производство качественной продукции и услуг для потребителей;
– добросовестное следование налоговому, трудовому и экологическому законодательствам;
– вклад в формирование гражданского общества через партнерские программы и проекты развития местного сообщества;
– учет общественных ожиданий и общепринятых этических норм в деловой практике.
В результате многовековых традиций в западном обществе сформировалась сложная система регламентации взаимоотношений и ролей частного, правительственного и неправительственного секторов. Эта сбалансированная система функционирует как саморегулируемый механизм, в котором за каждой из сторон закреплены свои собственные права и обязанности, делающие их, с одной стороны, самостоятельными, а с другой стороны, взаимозависимыми.
В таких условиях схема взаимоотношения бизнеса и общества становится если не понятной и прозрачной, то, по крайней мере, прямо или косвенно регламентированной. Участие бизнеса в жизни общества либо жестко регулируется в рамках действующего коммерческого, налогового, трудового и экологического законодательств, либо осуществляется самостоятельно под воздействием специально созданных стимулов и льгот. В первом случае государство устанавливает «коридор взаимодействия» бизнеса и общества, в котором государственные механизмы наравне с гражданскими структурами создают необходимые условия для участия бизнеса в жизни общества. Во втором случае государство под давлением гражданских инициатив создает эффективные механизмы стимулирования бизнеса для осуществления вклада в общественное развитие.
Российская концепция корпоративной социальной ответственности характеризуется добровольным инициированием бизнеса и желанием предприятий получить от государства четкие законодательные рамки корпоративной социальной ответственности. Cоциальные инвестиции являются практической формой реализации корпоративной социальной ответственности.
По нашему мнению, социальные инвестиции бизнеса – это материальные, технологические, управленческие или иные ресурсы, а также финансовые средства компаний, направляемые по решению руководства на реализацию социальных программ, разработанных с учетом интересов основных внутренних и внешних заинтересованных сторон в предположении, что в стратегическом отношении компанией будет получен опре­деленный социальный и экономический эффект.
Существенным моментом является «стратегичность» понятия социальных инвестиций. Осуществление социальных инвестиций предполагает получение определенного эффекта, этот эффект проявляется, как правило, лишь в долгосрочной перспективе.
Социальные инвестиции определяется множеством факторов:
– менеджментом руководства компаний;
– причастностью компании к данной территории;
– наличием стратегии развития компании;
– наличием четкого законодательства в области социального инвестирования;
– наличием свободных финансовых ресурсов;
– другими факторами.
В проведенном авторами исследовании рассматривались организации Брянской области, успешно действующие на региональном рынке и существующие не менее 5 лет.
Анализ компаний Брянской области выявил, во-первых, нежелание крупных и средних компаний сотрудничать с администрацией области1 при проведении исследования, во-вторых, большую активность брянских компаний в осуществлении внутренних социальных инвестиций, чем внешних, что напрямую не является первоочередной задачей повышения корпоративной социальной ответственности.
Брянскими компаниями указываются следующие виды социальных инвестиций: прежде всего это – охрана здоровья и безопасные условия труда работников, затем добросовестная деловая практика, природоохранная деятельность. Очень редко отмечаются развитие местного сообщества (благотворительность и спонсорство), социально ответственная реструктуризация и развитие образования и науки. Незначительный процент компаний выделяет такие направления социальной политики, как благоустройство города, искусство и культура, поддержка национальных, религиозных и иных социальных групп. Приоритеты компаний в отношении осуществления в них социальной политики отражены на рис. 1.
Среди основных мотивов, побуждающих участвовать брянские компании в социальных проектах, на первом месте оказалось улучшение социальной среды обитания и улучшение имиджа компании, на втором – рост клиентской базы и налоговые льготы. Улучшение отношений с местной властью, маркетинговые выгоды и уважение сотрудников брянские компании называют как второстепенные мотивационные факторы социальных инвестиций, что также подтверждает необходимость развития взаимодействия власти и бизнеса.
Рис. 1. Приоритеты компаний в отношении осуществления в них социальной политики, в %

Моральное удовлетворение, гражданская ответственность, религиозные соображения, конкурентные преимущества не оказывают практически никакого воздействия на поведение предприятий. Процентное распределение ответов компаний представлено на рис. 2.
Рис. 2. Мотивы участия предприятий Брянской области в социальных инвестициях (процент положительных ответов)

Как показывает исследование, предприятия области не стремятся проявлять собственную инициативу ради развития местного сообщества. Никогда не пытались проявить собственные инициативы по осуществлению социальных инвестиций 73% организаций; почти половина компаний (45,5%) не планирует социальные направления в своей деятельности, участвуя в благотворительных акциях и социальных проектах лишь в случае возникновения хорошей идеи и наличия средств.
Отвечая на вопрос о причинах неэффективного участия бизнеса в реализации социальной политики местного сообщества, большинство представителей компаний называют неосознанность преимуществ грамотной социальной политики для успешного развития бизнеса (45% опрошенных предприятий). Другими факторами выступают неэффективная политика государства в области поддержки и поощрения социально ответственных компаний и неразвитость законодательной базы, недостаточно благоприятные условия для социально ответственного бизнеса (около 40% предприятий).
Данное исследование свидетельствует о том, что бизнес – структуры готовы к социально-экономическому партнерству, это подтверждает внутренняя политика предприятий (наличие внутренних социальных инвестиций), но для развития партнерства необходима инициатива со стороны органов власти, что подчеркивает необходимость создания и реализации специальной программы сотрудничества. Исследование также выявило, что 90% предприятий ориентированы на такое взаимодействие с властью, при котором государство и бизнес совместно определяют приоритеты социальной политики, в которых бизнес может нести социальную нагрузку с максимальным учетом своих интересов. Данная модель взаимодействия является наиболее оптимальной не только для бизнес – сообщества Брянской области, но и в масштабах всей страны, что подтверждает исследование Ассоциации российских менеджеров: наиболее эффективная для бизнеса модель взаимодействия с государством – совместное определение приоритетов социальной политики; сторонниками этой модели выступили 52,94% опрошенных руководителей высшего звена.
Для эффективного сотрудничества власти и коммерческих структур необходимо разъяснить представителям бизнеса социальный эффект от их деятельности в области развития общественной сферы, а также обеспечить достаточную государственную поддержку (налоговые льготы) и гарантии целевого использования средств. Развитие такого сотрудничества поможет бизнесу упорядочить и планировать объем своих социальных инвестиций, отслеживать их эффективность, учитывать свои интересы, что, в свою очередь, повысит результативность взаимодействия с властью и местным сообществом, снизит вероятность возникновения социальной напряженности. Позитивным бизнес – эффектом от социальных инвестиций будет повышение лояльности и мотивации персонала, а в конечном счете – рост производительности труда, что благоприятно повлияет на социально-экономическое и инновационное развитие области.
Одним из важнейших показателей, характеризующих конкурентоспособность региона, является объем инвестиций, привлекаемых в производственную и социальную сферу. Объем инвестиций в основной капитал Брянской области в 2006 г. увеличился на 12,2% к 2005 г. и составил 10972,8 млн руб.
Основные направления социальных инвестиций в области сосредоточены на реализации национальных проектов «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», «Здравоохранение», «Образование». В 2004 г. Администрацией области была разработана Программа повышения качества жизни населения и создан совет по контролю ее реализации. На территории области реализуется программа экономического и социального развития на 2006–2008 гг. Главным условием реализации Программы является привлечение в экономику и социальную сферу области достаточных финансовых ресурсов. Особое внимание в ходе выполнения программы уделяется проектам, обеспечивающим создание новых рабочих мест. Планируется осуществление ряда мероприятий социального характера, призванных смягчить наиболее острые проблемы в области образования, здравоохранения, обеспечения социальных стандартов жизни. В структуре расходов консолидированного бюджета области 50% – расходы социальной направленности, причем на 2006 г. они были запланированы с ростом к уровню 2005 г. на 30%. Эти средства позволяют обеспечить бесперебойное функционирование 264 областных социальных учреждений и финансирование мероприятий по областным целевым программам социальной направленности на общую сумму 400 млн руб.
Возросший экономический потенциал области, концентрация бюджетных и административных ресурсов на решении задач, способствующих повышению качества жизни населения, позволили за два года существенно продвинуться в решении важных проблем. Среднедушевые доходы населения области возросли за 2006 г. на 27,2% и составили 6063 руб.; при этом реальные располагаемые доходы населения увеличились на 12,8%. По величине средних душевых доходов на душу населения Брянская область в 2005 г. находилась примерно на одном уровне с Рязанской и Орловской областями, также входящими в ЦФО. По этому показателю область занимала 65 место среди всех субъектов Российской Федерации. Коэффициент дифференциации доходов в 2006 г. составлял 10,8 против 15,3 в среднем по Российской Федерации. Характерно также, что в области несколько выше доля лиц со средним уровнем доходов по сравнению с показателями в целом по России. Все это свидетельствует о меньшем социальном расслоении и большей социальной устойчивости в Брянской области, что в свою очередь является результатом эффективной инвестиционной политики. В составе всех денежных доходов населения области в 2006 г. свыше 37% занимала оплата труда, 22% – социальные выплаты, 18% – доходы от собственности и предпринимательской деятельности, 23% – прочие виды доходов.
В 2006 г. ввод нового жилья в области составил более 238 тыс. кв. м. общей площади. Число семей, состоящих на учете в очереди на получение жилья, за последние годы систематически и значительно снижалось. Благоустройство жилищного фонда в области по основным характеристикам несколько ниже среднероссийского уровня. В 2007 г. решением областной Думы выделено дополнительно 26,5 млн руб., которые будут потрачены на газификацию населенных пунктов области. 13,9 млн руб. предполагается направить на реализацию Программы «Обеспечение населения Брянской области питьевой водой».
Для Брянской области с ее тяжелой демографической ситуацией ускоренное развитие здравоохранения имеет решающее значение. Исходя из этого, в 2006 г. в области был принят бюджет с увеличением финансирования здравоохранения на четверть по сравнению с 2005 г.
Из федерального бюджета выделено 21,5 млн руб., из них на оснащение диагностическим оборудованием лечебных учреждений – 183,5 млн руб.; из средств областного бюджета – 164,3 млн руб., из них на приобретение оборудования – 40,8 млн руб. и 74,1 млн руб. – на высокотехнологичные виды медицинской помощи. В рамках национального приоритетного проекта «Здоровье» область получила в 2006 г. 110 машин скорой помощи.
Таким образом, несмотря на существующие проблемы, в области социальных инвестиций в последнее время наблюдается активизация. Следует отметить, что инновационное развитие любого региона, в том числе и «проблемного» региона2, каковым является Брянская область, невозможно без такой активизации. По-прежнему основной целью региональной политики России является сглаживание неравномерности экономического территориального развития, поэтому органам государственного управления следует изыскивать дополнительные резервы для интенсификации регионального экономического развития, которыми вполне может стать инновационное развитие региона через активизацию социальных инвестиций.


Литература
1. Доклад о социальных инвестициях в России за 2004 г. / Под общей ред. С.Е. Литовченко. – М: Ассоциация Менеджеров, 2004. – 232 с.
2. Кашина Н. Инвестиции – условие развития области. // Экономист.- 2004. – № 2. – С.49-54.
3. Лексин В., Шевцов А. Общероссийские реформы и территориальное развитие //Рос. экон. журн. – 2004. –
№ 11-12. – С. 35-42.
4. Об итогах инвестиционной деятельности в Брянской области в 2006 г.: Аналитическая записка Брянскстата. – Брянск, 2007. – 36 с.
5. Семенов П. Актуальные проблемы регионального развития // Экономист. – 2004. – № 6. – С. 56-61.
6. Социально-экономическое развитие Брянской области в 2004 г.: Аналитическая записка Брянскстата. – Брянск, 2005. – 66 с.
7. Социально-экономическое развитие Брянской области в 2005 г.: Аналитическая записка Брянскстата. – Брянск, 2006. – 59 с.
8. Типология субъектов Российской Федерации с точки зрения регионального развития / Под ред. В.В. Климанова. – М.: ИРОФ, 2007. – 208 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия