Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (29), 2009
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Скобельцына А. С.
доцент кафедры культурологии Балтийской академии туризма и предпринимательства,
кандидат культурологии


Экскурсионные услуги: проблемы подготовки и повышения квалификации экскурсоводов
В статье дан анализ современной системы подготовки и повышения квалификации экскурсоводов. Выделены формы повышения квалификации, в частности, такая введенная правительствами субъектов РФ форма как аккредитация экскурсоводов и гидов переводчиков. Названы возможные пути совершенствования этой системы
Ключевые слова: туристический бизнес, экскурсия, экскурсовод, повышение квалификации, аккредитация, гид-переводчик

Профессия «экскурсовод» имеет огромное значение в организации турбизнеса. Эта профессия требует наличия таких профессиональных свойств и умений, как широкий кругозор, устойчивое хорошее настроение, потребность в общении, способность понимать намерения, помыслы, настроения людей, умение находить общий язык с разными людьми и др.
В эпоху СССР, когда профессия «экскурсовод» сформировалась и приобрела четкие контуры, профессиональные обязанности экскурсовода регулировались «Положением об экскурсоводе туристско-экскурсионных учреждений системы Центрального совета по туризму и экскурсиям» и «Должностной инструкцией экскурсовода туристско-экскурсионного учреждения». В числе прочих на экскурсовода накладывалась обязанность регулярно (один раз в 3–5 лет) повышать квалификацию, что объяснялось высокими требованиями к образовательному, теоретико-методологическому и практическому уровню подготовленности экскурсоводов, работающих в системе профсоюзного туризма.
В советское время во всех рабочих планах экскурсоводов городских экскурсионных бюро был пункт «взаимопосещение экскурсий». Новые экскурсии создавались коллективно, обсуждались на секциях. Все экскурсии детально разбирались методистами, которые, в свою очередь, проводили учебно-показательные экскурсии. Каждый месяц в бюро проводились тематические лекции. В Ленинградском Городском экскурсионном бюро (ГЭБ), старейшем в СССР, был один из лучших в стране методических кабинетов, где скрупулезно подбирались все новинки экскурсионной литературы1.
Сегодня повышение квалификации также является важным и необходимым условием деятельности экскурсоводов. Повышению профессионального мастерства экскурсовода способствуют: учебно-тренировочные экскурсии (без участия группы под руководством опытного методиста), учебно-показательные экскурсии (проводятся опытными методистами), выездные занятия «у объекта», специальные упражнения на развитие памяти, наблюдательности. Повышение квалификации на базе каких-либо организаций, учебных центров, подтверждаемое соответствующими документами (свидетельством, сертификатом), осуществляется, как правило, на платной основе.
Существуют разные формы повышения квалификации экскурсоводов. Рассмотрим некоторые из них. Во-первых, это семинары, которые могут быть организованы центрами занятости, комитетами по туризму при правительствах субъектов РФ, факультетами повышения квалификации при вузах, отдельными субъектами туриндустрии. Тематика таких семинаров – частные вопросы экскурсионной деятельности, например, этика общения с экскурсантами и туристами, безопасность на экскурсиях и вопросы страхования от несчастных случаев, проблемы составления договоров на экскурсионные услуги, ответственность сторон (экскурсионных бюро, музеев, транспортных предприятий) за нарушения договора. В таких семинарах участвуют, как правило, экскурсоводы с опытом работы. Продолжительность таких семинаров – один-два дня.
Вторая форма – курсы повышения квалификации экскурсоводов (20–70 академических часов в течение 3-4-х месяцев). В программы обучения входит, как правило, изучение новых экскурсионных маршрутов, новых тем, программ индивидуальных туров.
В-третьих – курсы подготовки экскурсоводов для начинающих. Объем курсов для начинающих – не менее 100 академических часов. Обучение завешается выдачей свидетельства. Примерный план подготовки и переподготовки экскурсоводов и гидов-переводчиков (154 акад. часа) представлен, в частности, в Распоряжении от 1 июля 2005 г. N 170-РЗМ «О совершенствовании системы подготовки гидов-переводчиков и экскурсоводов в городе Москве». Программа обучения включает основы экскурсоведения, методики подготовки и техники ведения экскурсий разных видов, основы регионоведения, культуры речи и общения, изучение достопримечательностей музеев и культурных центров, правые вопросы туристской индустрии, основы экономики туризма и др.
Формой повышения квалификации экскурсоводов является аккредитация, процедура которой организовывается правительствами субъектов РФ. Аккредитация экскурсоводов введена в Москве (Распоряжение №224-РЗП от 20.03.98 г.) Санкт-Петербурге (Постановление Правительства №1330 от 27.10.2008), Екатеринбурге, Калининградской, Нижегородской областях, Тобольске, других субъектах РФ. Такая процедура существует также во многих зарубежных странах. Например, Национальное агентство по туризму Республики Беларусь согласно приказа Министерства спорта и туризма проводит профессиональную аттестацию экскурсоводов и гидов-переводчиков. Цель этих мероприятий – повышение качества работы экскурсоводов. Аккредитация осуществляется на добровольной основе отдельно для экскурсоводов и для гидов-переводчиков, имеющих высшее образование и стаж работы по специальности не менее 2-х лет. По результатам выдается свидетельство об аккредитации (на 3 года) и нагрудный знак. Процедура аккредитации осуществляется на платной основе. Очевидные преимущества от ее прохождения заключаются в наделении аккредитованных экскурсоводов и гидов-переводчиков определенными правами. В Санкт-Петербурге – это возможность получать в подразделениях Администрации актуальную информацию о текущих событиях в городе. В научно-методическом отделе Санкт-Петербургского государственного учреждения «Городской туристско-информационный центр» получать консультации по вопросам профессиональной деятельности; участвовать на приоритетных началах в мероприятиях, проводимых с участием Администрации; размещать информацию о своей деятельности в официальных туристских каталогах, издаваемых Администрацией.
Предоставлять услуги по подготовке и повышению квалификации могут: турфирмы, экскурсионные бюро, учебные центры, центры занятости, средние и высшие профессиональные учебные заведения, комитеты по туризму при правительствах субъектов РФ в сотрудничестве с образовательными учреждениями.
С 1970 г. в Москве существует Центр подготовки туристических кадров (в прошлом Зональные курсы по подготовке и повышению квалификации туристско-экскурсионных кадров при совете по туризму и экскурсиям г. Москвы в системе ВЦСПС)2. Когда-то Центр ежегодно выпускал до 3000 специалистов – экскурсоводов, гидов-переводчиков, руководителей туристских групп на всех транспортных маршрутах для Московского городского и областного советов по туризму и экскурсиям, Бюро международного молодежного туризма «Спутник», Интурбюро. Сегодня центр предлагает, в частности, программу «Теория и методология подготовки и проведения экскурсий» в объеме более 200 академических часов и продолжительностью обучения 4,5 месяца.
Совместный проект Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) и Правительства Москвы – подготовка экскурсоводов с углубленным изучением основ москвоведения. В рамках реализации программы «Московский экскурсионный институт» в РГГУ создается учебно-научный центр «Экскурсионного дела и изучения исторических памятников Москвы». В планах центра на ближайшее будущее – реализация нового образовательного цикла по подготовке экскурсоводов-методистов со знанием основ москвоведения, рассчитанного на 400 учебных часов.
В Санкт-Петербурге высшее образование в области музейного и экскурсионного дела можно получить в Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств (СПбГУКиИ) на факультете музееведения и экскурсоведения. Специальность «музейное дело и охрана памятников» включает несколько соответствующих специализаций: экскурсоведение со знанием иностранных языков; экскурсионное регионоведение; менеджмент и маркетинг экскурсионно-туристской деятельности. Срок обучения по специальности – 5 лет, обучение завершается выдачей диплома о высшем образовании.
Примерно та же система подготовки существует в Санкт-Петербургском государственном университете на историческом факультете на кафедре музеологии. Кафедра предлагает обучение по специализации «организация экскурсионно-туристической деятельности», а также дополнительную образовательную программу «Экскурсоведение» на базе общеисторического образования с особым вниманием к изучению истории и культуры России и Санкт-Петербурга.
Другие вузы Санкт-Петербурга, в которых есть образовательные программы, связанные с туризмом (Балтийская академия туризма и предпринимательства, Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет (факультет туризма и гостиничного хозяйства), Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов (факультет культуры) и др.), реализуют учебные программы по специальностям «менеджмент организации» (со специализацией в сфере туризма), «социально-культурный сервис и туризм», «туризм», что имеет к экскурсионному делу прямое отношение. В учебные планы этих специальностей входят дисциплины «Экскурсоведение», «Технологии и организация экскурсионных услуг».
Курсы подготовки и повышения квалификации экскурсоводов существуют при многих государственных и негосударственных организациях.
При кафедре музееведения и экскурсоведения СПбГУКиИ существует постоянно действующая Школа подготовки и повышения квалификации экскурсоводов. В программе школы подготовка экскурсоводов для проведения обзорной экскурсии по городу, трассовых экскурсий к петербургским пригородам (Пушкин, Павловск, Гатчина, Петергоф, Ораниенбаум), экскурсий по Петропавловской крепости, а также некоторых тематических экскурсий. Занятия проводят преподаватели – крупные практики экскурсионного дела, разработчики основ методики проведения экскурсий: И.И. Лисаевич, Р.А. Зубатин, Н.П. Нилова, В.П. Яковлев, Ю.М. Пирютко, В.Б. Фридман, а также старшие научные сотрудники музеев.
Городской туристско-информационный центр Санкт-Петербурга (ГТИЦ) (создан в 2000 г. при Управлении по туризму Администрации Санкт-Петербурга, курирует процедуру аккредитации экскурсоводов) ежегодно приглашает экскурсоводов на мастер-классы, семинары, учебно-методические или авторские экскурсии. Например, базовый курс подготовки экскурсовода для обзорной экскурсии по Санкт-Петербургу длится 100 часов и стоит около 7 тыс. руб. (по данным 2008 г.) Профессиональным экскурсоводам предлагаются авторские экскурсии в рамках программы «Мастер-класс»: «Маннергейм в Петербурге», «Распутин в Петербурге» (экскурсовод – научный сотрудник Эрмитажа В.И. Федорук), «Доходные дома», «На крыльях Меркурия», «Особняки и их обитатели» (разработала и проводит экскурсовод-методист ГЭБа, автор ряда книг по истории Санкт-Петербурга И.И. Лисаевич). Часть проектов ГТИЦ осуществляется совместно с Институтом культурных программ.
Государственное учреждение «Институт Культурных Программ» – один из крупнейших в Санкт-Петербурге центр непрерывного образования и информационной поддержки отрасли культуры3. Институт организует курсы дополнительного профессионального образования, курсы повышения квалификации, семинары для различных специалистов, консультации, тренинги. Курс подготовки по программе «экскурсовод» включает 96 академических часов теоретических и практических занятий. В теоретическую часть входит изучение истории Санкт-Петербурга, архитектуры города по стилям от петровского барокко до неоклассицизма и модерна начала ХХ в., основы культуры речи, методология и методика проведения экскурсий (особенности экскурсий как формы познания, приемы показа и рассказа в экскурсионной работе, требования к речи и жестам экскурсовода, работа с группой, показ объектов, приемы активизации внимания экскурсантов). В практической части обучающиеся проходят экскурсионный практикум, включающий подготовку обзорной экскурсии по Санкт-Петербургу с ведущим педагогом курса, демонстрацией различных методических приемов и их разбором.
Городское экскурсионное бюро (ГЭБ) Санкт-Петербурга предлагает курсы в объеме около 100 часов и стоимостью около 6 тыс. руб. (данные 2008 г.) по программам «Обзорная экскурсия по Санкт-Петербургу», «Экскурсия по рекам и каналам», а также экскурсии в пригороды Петергоф, Пушкин, Павловск, Ломоносов, трассовые экскурсии в Финляндию и Швецию.
Несмотря на достаточно широкий спектр предложений, современная система подготовки экскурсионных кадров имеет один существенный недостаток – отсутствие наглядности. Из-за дороговизны автобусов, слушатели курсов не всегда имеют возможность отработать полученные теоретические знания на практике. Когда-то все начинающие экскурсоводы в обязательном порядке проводили пробную автобусную экскурсию. Сегодня же, как с горечью отмечает И.И. Лисаевич, «слушатели почти не получают необходимую практическую подготовку. Это приходится компенсировать, например, пешеходными экскурсиями по отдельным районам, когда экскурсию проводят сами учащиеся. Или занятиями на слайдах…»4. Но занятия на слайдах проблему не решают. Проблема заключается в том, что на этапе сдачи экскурсии даже хорошо подготовленные учащиеся, умеющие применить все свои знания и навыки в аудитории, умело анализируют статичное изображение экскурсионного объекта, но теряются, оказываясь в ситуации «реального времени», в автобусе, двигающемся по маршруту. Например, постоянно вызывает сложность рассказ во время проезда по Невскому проспекту: за 7–10 минут реального времени проезда необходимо дать представление об улице, чрезвычайно насыщенной историко-культурными памятниками, которые мелькают за окнами автобуса слишком быстро. Учащиеся не успевают ориентироваться. Поэтому для успеха экскурсии жизненно необходимы многократные тренировки на маршруте.
Сегодня в наступающий век информационных технологий в данной ситуации решением проблемы может стать создание видеозаписи маршрута экскурсии в реальном времени из окна автобуса в двух вариантах: со звуком (экскурсионным рассказом) и без него. Целесообразно использовать эту запись как во время занятий, так и для самостоятельной тренировки учащихся в компьютерном классе или дома. Оцифровка видеозаписи и запись ее на CD или DVD-ROM создает целый ряд преимуществ: это позволяет существенно улучшить качество записи с помощью соответствующих компьютерных программ; можно разбить запись на отдельные фрагменты, что сэкономит время на практических занятиях, избавляя от необходимости многократной перемотки кассеты; можно также включить в видеоряд вставки, например, изображения объектов в разных ракурсах, общие виды ансамблей, оцифрованные материалы «портфеля экскурсовода» (т.е. дополнительные наглядные пособия, использующиеся на экскурсии). И, наконец, фильм, записанный на CD-ROM, более удобен для копирования и просмотра.
В перспективе учебная видеоэкскурсия может стать полноценным мультимедийным учебно-методическим комплексом, включающим не только озвученную видеозапись маршрута, но и полный текст экскурсии, технологическую карту экскурсии, фотографии объектов, подробную информацию о каждом объекте, «портфель» экскурсовода (в т.ч. фотографии, аудио- и видеоматериалы), библиографию и любой другой необходимый материал. В этом один из вариантов развития и совершенствования системы подготовки экскурсионных кадров на современном этапе.
Сегодня экскурсоводы, обслуживающие туристов в Санкт-Петербурге, сталкиваются и с такой проблемой. Будучи сертифицированными или даже аккредитованными экскурсоводами, они, тем не менее, не имеют права показывать и вести экскурсии в городских музеях, экспозиция которых входит в большинство стандартных программ пребывания туристов в городе. Это Эрмитаж, Русский музей, Петропавловская крепость, музеи-заповедники Петергоф, Царское село, Павловск, Гатчина, Исаакиевский собор, храм Воскресения Христова (Спас на крови). Экскурсоводы поставлены перед необходимостью прослушивания дополнительных лекций и сдачи экзаменов на курсах при музеях с целью получения сертификата (удостоверения, пропуска, свидетельства, разрешения), дающего право вести экскурсии в музее. Наличие такого права приветствуется турфирмами, так как дает возможность избежать необходимости дополнительно оплачивать услуги музейного экскурсовода. Стоимость специальных курсов при музеях, дающих право на ведение экскурсий, высока и колеблется от 2-3 до суммы более 20 тыс. руб. Срок действия сертификата – от 1 до 3-х лет. После этого необходимо продление, которое осуществляется после следующего краткосрочного повышения квалификации на базе музея, опять-таки на собственные средства экскурсовода.
Об этих и других проблемах экскурсоводы открыто говорят на ежегодной информационно-деловой встрече экскурсоводов и гидов-переводчиков Санкт-Петербурга, которую организовывает Городской туристско-информационный центр перед началом туристского сезона. Эти встречи дают возможность создания единого информационного пространства туристско-экскурсионного рынка услуг, позволяют подвести итоги прошлого сезона, обсудить проблемы создания условий для повышения качества экскурсионного обслуживания туристов и экскурсантов в Санкт-Петербурге. Во время встречи все экскурсоводы обеспечиваются рекламно-информационными материалами, необходимыми им в работе. В Москве аналогичные встречи проводятся в мэрии, их тема – актуальные вопросы развития туриндустрии в Москве. Такие встречи, безусловно, можно рассматривать как еще одну форму повышения квалификации экскурсоводов.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия