Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (29), 2009
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Ушанова Н. А.
доцент кафедры экономики и управления строительством Самарского государственного архитектурно-строительного университета,
кандидат экономических наук


Совершенствование системы информационного обеспечения жилищного хозяйства города
В статье рассматриваются вопросы создания и внедрения программных комплексов оценки научно-технического и экономического уровня программ и инвестиционных проектов строительных организаций, участвующих в развитии рынка жилья города
Ключевые слова: жилищная проблема, информационное обеспечение, инвестиционный проект строительства, информационный ресурс, технико-экономический показатель, условия доступа к информации, стоимость жилья, договорная цена

В основу совершенствования информационного обеспечения жилищного хозяйства города должны быть положены принцип доступности документов и материалов специализированных министерств и ведомств, Президента, Правительства России, международных баз данных, а также принцип возможности их использования с минимальными затратами времени. Все это, естественно, направлено на повышение качества работы и экономию времени. Цель создания информационной системы при решении жилищной проблемы города – это обеспечение деятельности органов экспертизы в условиях рыночной экономики на основе использования современных технологий обработки, передачи и отображения информации. Система должна осуществлять информационный обмен между федеральным информационным фондом, объединяющим информационные ресурсы рынка жилья города, и базами данных абонентов, которые одновременно должны быть потребителями ресурсов системы и источниками первичной информации для нее. Обязательным условием подключения для всех абонентов системы является совместимый компьютер, принятый модем и телефонный канал связи.
Исходя из этих предложений, далее определены направления совершенствования системы информационного обеспечения жилищного хозяйства города (схема 1).
Схема 1. Направления совершенствования системы информационного обеспечения жилищного хозяйства города

Для внедрения информационных систем, обеспечивающих оптимальное решение жилищной проблемы города, должны быть проведены следующие работы:
- определены и классифицированы источники информации;
- проанализирован состав и содержание информации Федерального информационного фонда (ФИФ);
- разработана технология доступа к информационным ресурсам и определены экономические условия доступа к информации;
- проведен анализ и осуществлен выбор каналов и средств связи;
- разработан организационно-экономический механизм объединения информационных ресурсов и ФИФ.
В целях обработки информации для информационно-аналитического обслуживания вопросов в области решения жилищной проблемы города рекомендуется осуществить следующие работы:
- определить информационные потребности структурных подразделений;
- выявить состав информационно-аналитических услуг для руководства города;
- отработать технологию обработки информации фонда по направлениям деятельности;
- создать программные комплексы оценки научно-технического и экономического уровня программ и инвестиционных проектов строительных организаций, участвующих в развитии рынка жилья города.
Мгновенно перейти ко всему описанному выше нельзя. Поэтому весь интервал перехода должен быть разбит на три этапа:
1 этап – подготовительный. При его выполнении осуществляется выбор используемых телекоммуникационных сетей, проводятся опытные работы с использованием сетей, отрабатываются необходимые документы.
2 этап – постепенный переход на работу по телекоммуникационным сетям, начало использования удаленных баз данных в режиме поиска по запросу, расширение состава информации по решению жилищных проблем города, появление единого информационного центра.
3 этап – обеспечение всех предполагаемых возможностей, включая теледоступ к удаленным (в том числе иностранным) банкам данных, получение необходимой информации от территориальных органов, насыщение их для этого необходимой техникой и программами.
Сегодня информационные системы более половины городов России при анализе проблем и возможностей решения жилищных проблем их населения отвечают этим требованиям. Остальные города на этапе становления системы пользуются услугами центров информации, находящихся в ведении глав администрации регионов, или поддерживают связь через телекоммуникационные каналы почты.
В целях обеспечения доступа к отраслевым информационным ресурсам территориальных организаций и предоставления информации абонентам системы осуществлен выбор программно-технических средств системы обмена информацией с территориальными и центральными банками данных. Аналогичная работа ведется в Госстрое России, что позволяет включить в работу информационное обеспечение строительного комплекса страны и самим войти в него составной частью.
Переход к использованию телекоммуникационных сетей при решении жилищной проблемы города позволяет также получить широкую научную, рекламную и коммерческую информацию. Так, система SEDAB дает возможность иметь подробную информацию о более чем 200 000 предприятиях бывшего СССР и ведущих стран Запада, предлагающих оборудование, товары и услуги, вести поиск фирм-производителей строительных товаров и услуг по более чем 40 000 наименований. Телекоммуникационные сети также открывают возможность выходить на иностранные банки данных.
Говоря о совершенствовании информационного обеспечения при решении жилищной проблемы города, нужно подчеркнуть, что в практике подобной деятельности все большее место занимает система «Кодекс». Она обеспечивает доступ к обширной электронной юридической библиотеке, содержащей полные тексты законодательных и нормативных актов Российской Федерации, документов региональных органов государственной власти, международных соглашений, комментариев к нормативным документам, образцы договоров и деловых документов, а также другие правовые и информационные материалы. Разделы базы данных «Кодекс» включают более 100 тысяч документов и материалов. Средства поиска, выборки и сортировки документов позволяют искать нормативные акты по тематике, виду, принимающему органу, номеру, дате, фрагменту наименования документа или его текста, по другим признакам и произвольным их комбинациям. Приблизительный контекстный поиск позволяет эффективно отыскивать документы и материалы в условиях, когда есть затруднения в точной формулировке поискового запроса.
Кроме того, в России создана и непрерывно обновляется подсистема «Стройэксперт-Кодекс», которая включает подборку документов строительной тематики, что еще больше упрощает поиск материалов. На начало 2008 г. это новое направление включало: раздел нормативно-правовых актов (свыше 1000 документов); раздел нормативно-технических документов (свыше 500 документов). За год работы эти цифры увеличились, соответственно. до 1800 и 1400, улучшена сортировка материалов, облегчен доступ к ним.
Аккумулируя информацию, систематизируя ее, для решения жилищной проблемы города формируют банки данных городской недвижимости, представляющие ценный информационный ресурс. К использованию этого ресурса проявляют интерес заказчики, проектировщики, подрядчики, банковские структуры. Со многими из них заключены соглашения об оказании информационных услуг, и потребность в них постоянно возрастает. Поэтому расширение различных источников получения информации, повышение ее качества, оперативность передачи и т. д. – все это является важным направлением работы.
Большие сложности и полемику вызывает создание банка данных технико-экономических показателей проектов строительных организаций в области решения жилищной проблемы города. Оппоненты, в частности, ставят вопрос, насколько стоимость 1 м2 жилой площади (места в школе или в больнице и т.п.), скажем, в Хабаровском крае сопоставима с аналогичным показателем Тульской или Ростовской областей. Важность слежения за этим становится очевидной, если вопрос переводится в другую плоскость: как данный показатель изменился за последние пять или десять лет в тех же регионах, каковы тенденции других показателей. Наличие такого банка позволяет в короткие сроки получать различные «компьютерные срезы» в отношении возможностей и условий решения жилищной проблемы города.
Например, очень важны данные о: доле домов со стенами из кирпича в общем объеме жилищного строительства; проценте усадебной застройки; количестве объектов, имеющих автономное теплоснабжение; доле высокоплотной малоэтажной застройки в городах; динамике изменения этих показателей по годам; проценте снижения стоимости проектов по результатам работы экспертных органов, полученном по годам за последний ряд лет и т. п. Все эти сочетания позволяют получить сотни различных комбинаций, провести более глубокий анализ, выявить тенденции развития того или иного вопроса в области решения жилищной проблемы города.
Готовя заключения по проектам строительных организаций, различные аналитические материалы, ведя многокритериальный анализ по отраслям и направлениям решения жилищной проблемы города, следует использовать накопленный банк данных технико-экономических показателей, постоянно обновляя и совершенствуя его.
Новые экономические условия в стране вызвали необходимость создания методологии формирования договорных (контрактных) цен на строительную продукцию, а также обеспечения соответствующего контроля сметной стоимости в процессе экспертизы, проектирования и строительства. Эти задачи решаются программно-методическим компьютерным комплексом по расчету сметной стоимости строительства, в базисном, текущем и прогнозируемом уровнях цен, на базе ресурсно-индексного метода. Необходимо также постоянно накапливать и обновлять программную продукцию для расчетов инженерных конструкций, теплотехнических качеств зданий и сооружений, расчету различных линейно-протяженных систем. По сложным проектам в области решения жилищной проблемы города, где расчеты осуществлялись по специальным программам, запрашиваются эти программные средства, проводится их проверка.
Тема научной организации труда эксперта, сокращения времени на проведение оценки возможностей решения жилищной проблемы города, точности и полноты формулировок в заключениях решается программно-информационным комплексом «Блицэксперт». С помощью этой программы формируются тексты заключений на основе последовательной компоновки фрагментов из специализированного свода замечаний. «Блицэксперт» – это соединение одноименного программного средства, введенной экспертом базы данных и некоторых элементов базы знаний. Программное средство представляет собой специализированную надстройку над любым из распространенных текстовых редакторов. База данных – это, в данном случае, библиотека проблемно-ориентированных текстовых фрагментов. В качестве элементов базы данных здесь используются заложенные в алгоритмы анализа проектной документации знания и опыт специалистов. Программа обеспечивает максимальную полноту и качество подготовки экспертных заключений в области решения жилищной проблемы города, а также сокращает время их составления.
Вся базовая информация, «встроенная» в «Блицэксперт» для решения жилищной проблемы города, делится на пять групп:
- первая группа фрагментов – «штампы», т. е. различные виды утверждений и согласований;
- вторая группа фрагментов – «вводные части», которые включают основные реквизиты проектов: наименования объекта, заказчика, генпроектировщика и т. д.
- третья группа – таблицы. Как уже указывалось выше, к этой группе относятся только такие таблицы, которые размещаются первыми перед основным текстом заключения;
- четвертая группа – наборы фрагментов текстов и таблицы для формирования соответствующих локальных и сводных заключений;
- пятая группа – нормативно-справочная информация, которая также расчленена на фрагменты. Однако эти фрагменты не собираются в текст, а служат подсказками для возможного использования при работе над каждым подразделом.
С учетом всего вышесказанного целесообразно для стабильности и сбалансированности ресурсного обеспечения социальных и коммерческих строительных проектов создать банк градостроительных данных.
Как указывалась выше, информационное обеспечение решения жилищной проблемы города разбито на три этапа. Третий этап характерен тем, что в нем главное место занимает процесс разработки и внедрения программ, насыщение органов управления необходимой техникой. Создание подобной программы должно стать основой перехода к современным технологиям информационного обеспечения управленческой и проектной деятельности в области решения жилищной проблемы города. Первым реальным шагом на этом пути может стать перенос информации Генеральной схемы расселения и организации территории России на машинные носители и формирование на этой основе банка данных Генсхемы как ядра федерального БГД. Однако такой банк данных содержит, по существу, разовую информацию, тогда как для постоянно осуществляемой управленческой и проектной градостроительной деятельности необходимо постоянное обновление информации о фактическом и проектном состоянии территориальных объектов. Нужно помнить, что процесс решения жилищной проблемы города непрерывен. Одновременно изменяются производственная и социальная сферы, вся среда обитания человека. Для того чтобы управлять этими процессами, следует непрерывно обновлять информацию, систематизировать и обобщать ее, готовить новые предложения и проводить их экспертизу для принятия правильных решений. Эта взаимосвязь, непрерывность и динамичность может быть представлена условно в виде спирали. Банк данных должен содержать текущую, ретроспективную и прогнозную информацию об объекте (Федерации, субъекте Федерации, городском поселении, единице административно-территориального деления в сельской местности). БГД предназначен для информационного обеспечения территориальной деятельности в области решения жилищной проблемы города (см. схему 2).
В рамках системы информационно-аналитического обеспечения решения жилищной проблемы города целесообразно создать экспертно-аналитический блок, который является стержнем программы и предназначен для расширения функционально-технологических возможностей пользователей банка в части реализации диалоговых человеко-машинных режимов в решении информационно-аналитических и информационно-поисковых задач. Исходная информация в этот блок поступает из баз данных генеральной схемы расселения и фактографической информации.
Аналитические блоки при этом обеспечивают:
- обработку информации с целью представления ее в виде, удобном для обзора, анализа и подготовки управленческого или проектного решения (агрегирования; статистического анализа; получения интегральных показателей по разработанным и подлежащим разработке методикам; проведения расчетов с использованием математических моделей и экспертных систем; представления в виде картограмм, диаграмм, графиков, таблиц и др.);
- анализ ситуации по разработанным и подлежащим разработке методикам и программам, обеспечивающим решение жилищной проблемы города.
Схема 2. Разделы банка градостроительных данных и потребители данной информации, участвующие в решении жилищной проблемы города

Эффект банка градостроительных данных при решении жилищной проблемы города связан с повышением обоснованности управленческих и проектных решений в сфере территориальной деятельности за счет большей надежности и оперативной доступности информации. В градостроительном и других видах территориального проектирования, где в каждой работе сбор исходных данных производится заново и составляет около половины затрат времени и средств, использование БГД значительно сократит затраты на информационное обеспечение. Реальным источником дохода от эксплуатации БГД в ближайшем будущем может стать представляющая коммерческую ценность для российских и зарубежных потребителей аналитическая информация, сформированная на основе комплексных данных этого банка. Имеется в виду, прежде всего, что проекты в области решения жилищной проблемы города будут основываться на информации об инвестиционном климате, о градостроительной и потребительской ценности земель и недвижимости, об ограничениях по использованию земель и недвижимости, об условиях природопользования и экологической ситуации, рекреационных возможностях и т. п.
Потребителями такой информации могут стать различные организации, инвестиционные банки, фирмы, биржи недвижимости, инвестиционные и страховые компании, политические партии, профсоюзы, торговые палаты и ярмарки, фонды средств на охрану природы, памятников истории и культуры и др.


Литература
1. Ковалев В.В. Методы оценки инвестиционных проектов. – М., 2002.
2. Печатникова С.М. Как управлять процессами на жилищном рынке? // Менеджмент в России и за рубежом. – М., 2004. – № 4.
3. Управление проектами: Справ. для профессионалов / Под ред. И.И. Мазура, В. Д. Шапиро. – М.: Высшая школа, 2001.
4. Черняк В. З. Экономика строительства и коммунального хозяйства: Учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
5. Экономика строительства: Учеб. пособие /Под ред. В.В. Бузырева. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.
6. Яшин А. М. Законодательное обеспечение программ жилищного строительства в РФ: проблемы, задачи, пути решения // Ипотека. Опыт регионов. – 2001. – №3.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия