Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (29), 2009
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Михайлов С. А.
докторант Московского энергетического института (технического университета),
кандидат технических наук


Прогнозный топливно-энергетический баланс как компонент стратегии социально-экономического развития региона
Рассмотрены известные подходы к формирования топливно-энергетических балансов регионов. Определена роль структуры топливно-энергетических балансов для успешной реализации стратегии социально-экономического развития регионов. Предложена новая процедура составления топливно-энергетических балансов, позволяющая рационализировать потоки перераспределения топливно-энергетических ресурсов между регионами
Ключевые слова: энергетика, топливно-энергетический баланс, электроэнергетика

Переход России к рыночной экономике обусловил необходимость проведения структурных реформ в электроэнергетике, основной целью которых стало повышение эффективности предприятий отрасли, создание условий для ее развития на основе стимулирования инвестиционной деятельности, обеспечение надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей. [1] Однако даже в условиях успешного выполнения намеченного плана реформирования РАО «ЕЭС России» и создания конкурентного рынка электроэнергии актуальной остается проблема отставания темпов роста ввода генерирующих мощностей и электросетевых объектов в РФ от темпов увеличения внутреннего потребления электроэнергии, что, в целом, препятствует достижению основных целей реформирования электроэнергетики и в будущем может стать сдерживающим фактором для развития отечественной экономики. Так, в 2010 г. в результате ускоренного развития как производственной, так и непроизводственной сфер экономики страны планируется прирост внутреннего электропотребления России в централизованной зоне электроснабжения на 22% по отношению к 2006 г. Для обеспечения электроэнергоресурсами растущей экономики, выработка электроэнергии должна увеличиться к 2010 на 22,5% по сравнению с 2006 г.
Увеличение выработки электроэнергии в целом по стране приведет к росту потребления всех видов топлива (твердое топливо, газ, мазут и т.д.), при этом при прогнозировании спроса на энергоресурсы необходимо учитывать, что территория РФ характеризуется неравномерностью размещения генерирующих мощностей и источников топливных ресурсов. Топливоизбыточными являются только несколько регионов России – Западная и Центральная Сибирь, север Европейской части России. Потребности в топливно-энергетических ресурсах остальных регионов не обеспечиваются в полной мере собственной добычей и производством, что обусловило и различную структуру генерации электроэнергии по видам потребляемого топлива. Так, например, на ТЭС регионов Центрального и Приволжского федеральных округов около 90% от общего объема выработки электроэнергии произведено на основе применения природного газа. В Сибирском и Восточном федеральных округах в основном используются твердые виды топлива. [2]
Повышение энергоэффективности национальной экономики определяет актуальность задачи рационализации использования и поиска источников получения дополнительных топливно-энергетических ресурсов, как в целом по стране, так и по регионам, причем пути решения данной задачи с учетом территориальной специфики существенно различаются. В этих условиях особое значение приобретают региональные топливно-энергетические балансы (ТЭБ) как инструменты поддержки принятия решений не только по вопросам использования топливно-энергетических ресурсов, но и разработки стратегий социально-экономического развития регионов и страны в целом, успешная реализация которых невозможна без необходимого энергообеспечения.
В настоящее время разработчиками предлагаются различные методики составления прогнозных ТЭБ, основанные на итерационном подходе к формированию взаимосогласованной системы ТЭБ федерального и региональных уровней. Достоинством данного подхода является то, что он позволяет согласовать решения по управлению производством и распределением топливно-энергетических ресурсов на федеральном и региональном уровнях в соответствии с реализуемыми целевыми программами развития ТЭК. Так, например, комбинирование методов разработки «от страны к регионам» и «от регионов к стране» предполагает составление ТЭБ регионов на основе прогнозов ТЭБ страны, а также с учетом возможных сценариев социально-экономического развития страны и регионов. [3]
Построенная на основе обобщения рассматриваемых методик схема формирования и использования ТЭБ регионального уровня на основе применения итерационного подхода представлена на рис. 1.
Как видно из рисунка, при рассматриваемом варианте формирования ТЭБ регионов разработке топливно-энергетических балансов на региональном уровне предшествует достаточно сложная и объемная работа на федеральном уровне. В основе окончательно сформированных федерального и региональных ТЭБ лежат сценарии социально-экономического развития страны и регионов, разрабатываемые, как правило, федеральными научно-исследовательскими организациями.
Несмотря на достаточно проработанный методический аппарат составления и использования ТЭБ (некоторые положения которого закреплены в соответствующих нормативных документах [4]), существуют определенные проблемы, связанные с его практической реализацией с учетом специфики регионального социально-экономического развития.
Рис 1. Итерационный подход к составлению и использованию ТЭБ регионов.
Во-первых, составляемые ТЭБ на региональном уровне не учитывают в полной мере возможности других регионов, или даже сопредельных государств СНГ, по поставке топливно-энергетических ресурсов. Это в ряде случаев приводит к принятию недостаточно рациональных решений по развитию топливно-энергетической базы регионов, в то время как более целесообразно с экономической, социальной и экологической точек зрения было бы приобретать указанные ресурсы вне региона, в том числе на основе долгосрочных договорных отношений. Очевидно, детализация ТЭБ и введение в их структуру дополнительных данных, отражающих стоимостные характеристики ТЭР, позволили бы повысить эффективность использования прогнозных балансов в процессе стратегического планирования на региональном уровне. Возможное решение указанной проблемы на федеральном уровне затрудненно вследствие необходимости большого объема необходимой экономической и маркетинговой информации, которая далеко не всегда содержится в статистических отчетах.
Во-вторых, прогнозные ТЭБ еще не стали обязательной составляющей разрабатываемых и реализуемых стратегических планов развития регионов Российской Федерации. По-видимому, это вызвано отсутствием методик оценки влияния составляющих статей прогнозного баланса на экономические, социальные и экологические показатели регионального развития, а производство и использование топливно-энергетических ресурсов, учитываемое при составлении ТЭБ, рассматривается в основном только как составляющая энергетического потенциала для поддержки развития экономики.
В третьих, в поясняющих материалах к прогнозному региональному ТЭБ обычно не описываются механизмы влияния органов законодательной и исполнительной власти региона на процессы рационализации структуры выработки и потребления ТЭР с точки зрения формирования условий для устойчивого развития региональной социально-экономической системы и повышения ее конкурентоспособности. Указанное обстоятельство не позволяет в полной мере определить роль и место региональных структур в реализации Энергетической стратегии Российской Федерации, что снижает достоверность прогнозных оценок, используемых при составлении ТЭБ. Не определен в формализованном виде механизм воздействия на рынок ТЭР основных агентских групп (потребителей, финансовых структур, производителей и т.д.).
В четвертых, в региональных прогнозных ТЭБ обычно детально не рассматривается структура возможных потерь ТЭР, которые в целом могут существенно повлиять на статьи баланса. Не достаточно внимания также уделяется учету рисков при формировании ТЭБ, что в условиях динамически изменяющейся ситуации на мировых и отечественном рынке энергоресурсов, а также масштабных реформ в электроэнергетике может снизить достоверность информации, содержащейся в ТЭБ.
Повышение роли регионов при решении задач в области организации эффективного энергообеспечения экономики и социальной сферы определяет целесообразность изменения методик составления и использования региональных ТЭБ. Один из возможных вариантов распределения функций по составлению и применению ТЭБ на различных уровнях управления представлен на рис. 2.
Рис. 2. Предлагаемый вариант формирования ТЭБ регионов.
Достоинством предлагаемой схемы является наличие четкой взаимосвязи и отчетных и прогнозных ТЭБ регионов со стратегиями их социально-экономического развития. Задача рационализации использования ТЭР регионов и страны в рамках предложенной процедуры может быть решена путем пересмотра направлений и объемов межрегиональных перетоков ресурсов. Данный подход предполагает учет при составлении прогнозных ТЭБ динамики изменения цен на ТЭР, производимых или добываемых в регионе и вне его с учетом логистических издержек. Для того, что бы на практике учесть ценовой фактор, регионы должны представлять в своих ориентировочных прогнозных ТЭБ (как однопродуктовых, так и сводных) данные по себестоимости внутреннего производства или добычи каждого вида ресурсов, а также конечным отпускным ценам по различным видам ТЭР. Это необходимо для того, чтобы все поступившие к рассмотрению на федеральный уровень региональные топливно-энергетические балансы могли быть проанализированы на предмет целесообразности производства (добычи) тех или иных видов ресурсов в каждом регионе или приобретения их у других регионов. Аналогичный анализ, проведенный на региональном уровне, может использоваться для определения перспективных направлений развития ТЭК, с учетом его влияния на показатели устойчивого развития региона, а также инвестиционной деятельности в данной сфере.
В целом, задача рационализации потоков ТЭР между регионами является многокритериальной задачей, при этом в качестве критериев могут рассматриваться минимизация затрат на использование энергоресурсов, минимизация негативного влияния процессов их производства или добычи на окружающую среду, увеличение количества рабочих мест в ТЭК, максимизация налоговых поступлений от видов деятельности, связанных с производством или использованием ТЭР, и т.д.
В табл. 1 представлена структура агрегированного однопродуктового баланса региона с предлагаемыми дополнениями по себестоимости производства и ценам приобретения ТЭР.
Результаты анализа себестоимости производства каждого вида ресурса и цен их приобретения в других регионах с учетом существующей нормативной базы [5], дополненные, в том числе, характеристиками, отображающими степень их доступности во временном контексте, могут быть представлены в виде приложений к ТЭБ региона, примерный вид которого для однопродуктового ТЭБ представлен в табл. 2.
Таблица 1.
Баланс по региону, тыс. тут
Таблица 2
К-й ресурс по степени доступности для i-го региона
В табл. 2 приняты следующие обозначения: Рср – средняя по всем регионам (включая i-й регион) цена покупки одной тонны условного топлива с учетом транспортных и логистических издержек k-го ресурса; Тср – среднее время поставки 1 тонны условного топлива k-го ресурса по всем регионам (включая i-й регион); СД – интегральный показатель, характеризирующий доступность k-го ресурса по j-му региону ( с учетом весовых коэффициентов значимости).
Если в i-м регионе ресурс k не производится (не добывается), то для данного региона может быть составлена аналогичная таблица, но без учета данных по себестоимости в i-м регионе.
Степень доступности ресурса определяется в зависимости от двух факторов – цены покупки 1 тонны условного топлива в других регионах (себестоимости его производства в регионе) и времени закупки. Для удобства расчетов целесообразно использовать нормированные показатели вида:
– нормированные затраты, связанные с приобретение и поставкой k-го ресурса из j-го региона, – нормированные затраты, связанные с приобретение и поставкой k-го ресурса непосредственно в рассматриваемом регионе; T – обобщенные нормированные временные затраты, связанные с поставкой k-го вида топлива; и – весовые коэффициенты значимости.
Условно можно выделить четыре группы ТЭР исходя из степени доступности k-го ресурса для i-го региона. Критерии отнесения ТЭР, ввозимому из j-го региона, к указанным группам, представлены в таблице 3.
Таблица 3
Степени доступности ресурса по регионам
Используя данные таблиц 2 и 3, регионы могут установить необходимый объем производства каждого вида ресурса для собственного потребления, а также в каких регионах и в каких объемах следует осуществлять закупки недостающих объемов ТЭР.
После определения желаемых объемов закупок (производства) каждого ресурса регионы могут обобщить полученные данные и сформировать на их основе прогнозные ТЭБ и приложения к ним, которые затем сопоставляются и анализируются на федеральном уровне. Анализ возможностей собственного производства и рационализация межрегиональных перетоков топливно-энергетических ресурсов может проводиться также с использованием матрицы, представленной в таблице 4.
Таблица 4
Соотношение объемов необходимого ввоза, собственного производства и возможного вывоза k-го ресурса согласно данным ТЭБ регионов, тыс. тут
Количество регионов принимается равным от 1 до n, пометки ставятся в тех ячейках, в которых соответствующие пары регионов удовлетворяют друг друга по объемам продаж и покупок данного вида ресурсов.
При проведении указанного анализа должны учитываться социально-экономическое положение каждого региона и его роль в реализации стратегии социально-экономического развития страны. Для этого могут быть использованы вспомогательные матрицы, представленные в таблицах 5 и 6.
В табл. 6 представлен примерный состав основных показателей, характеризующих социально-экономическое состояние и развитие регионов с расчетом интегрального показателя.
Таблица 5
Сопоставление себестоимости собственного производства вида ресурсов и цен его покупки у других регионов, руб./тыс. тут
Таблица 6
Показатели социально-экономического состояния и развития региона
Рис. 4. Процедура принятия стратегических решений
на основе использования региональных ТЭБ
Данные таблицы 6 могут использоваться с целью выделения регионов, которым требуются льготные условия поставки ТЭР, или регионов, имеющих наибольшую значимость для стратегического развития страны.
Действуя по предложенной схеме, можно моделировать различные направления межрегиональных перетоков всех видов ТЭР, что в свою очередь станет основой для составления взаимосогласованной системы прогнозных ТЭБ федерального уровня. При этом результаты анализа себестоимости внутреннего производства и цен приобретения внешних ресурсов по каждому региону, могут привести к значительному изменению изначально определенного регионом процентного соотношения в структуре баланса между статьями «производство на предприятиях» и «ввоз – всего (по субъектам РФ)».
Обобщенная схема принятия управленческих решений стратегического характера по разработке и использованию ТЭБ регионов представлена на рисунке 4.
Как представляется, предложенные направления развития методического аппарата построения и использования прогнозных ТЭБ позволят в большей степени учесть региональную специфику и повысить обоснованность решений по управлению предприятиями и комплексами, связанными с производством, добычей и потреблением ТЭК. Это, в свою очередь, приведет к повышению эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в интересах социально-экономического развития регионов Российской Федерации.


Литература
1. Федеральный закон «Об электроэнергетике» № 35-ФЗ от 26.03.2003.
2. Функционирование и развитие электроэнергетики Российской Федерации в 2006 году: Информационный доклад Агентства по прогнозированию балансов в электроэнергетике – М.: 2007.
3. Отчет о научно-исследовательской работе «Разработка методики и программного обеспечения для формирования региональных балансов ТЭР и их апробация в субъектах Российской Федерации». – М.: ИНЭИ РАН, 2007.
4. Приказ Федеральной службы по тарифам «Об утверждении порядка формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации» №225-э/4 от 4.09.2007 г.
5. Постановление Правительства РФ «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии» №109 от 26 февраля 2004 г.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия