Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (29), 2009
ЭКОНОМИКА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
Бражник М. В.
докторант кафедры менеджмента и маркетинга Уральской государственной сельскохозяйственной академии (г. Екатеринбург),
кандидат экономических наук


К вопросу изучения системы информационно-консультационного обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей: зарубежный опыт
В статье освещаются предпосылки создания системы информационно-консультационного обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей за рубежом, обобщается накопленный опыт организации и функционирования информационно-консультационных служб, систематизируются их общие и отличительные черты применительно к условиям деятельности в таких странах как Великобритания, Германия, Голландия, Дания, Испания, Канада, Польша, США
Ключевые слова: информационно-консультационная служба, сельскохозяйственный товаропроизводитель, внедрение, результат научного исследования, повышение квалификации кадров, Великобритания, Германия, Голландия, Дания, Испания, Канада, Польша, США

Мировой опыт показывает, что половина фермерских хозяйств разоряется из-за нехватки информации и знаний, поэтому с 1950-х гг. во всех развитых странах начала активно создаваться сеть консультационных и инжиниринговых фирм, действующих как на коммерческой основе, так и за счет государственного финансирования. Создание консультационной службы, финансируемой за счет государственного бюджета, — одна из форм государственной поддержки сельских товаропроизводителей. [5, с. 20]
Во многих странах мира успешная работа консультационных служб в значительной степени обусловили высокий уровень развития сельского хозяйства, что заслуживает изучения и использования накопленного опыта. [4, с. 27]
Различные аспекты системы организации и функционирования консультационных служб в Великобритании, Германии, Голландии, Дании, Испании, Канаде, Польше, США и других странах получила освещение в отечественной в литературе [5, с. 20—24; 4, с. 27—28; 6, с. 12—13; 7, с. 28; 1, с. 33; 3, с. 47—48; 8, с. 38; 2, с. 19—27; 9, с. 51—52].
Как отмечают Л. Колотов и Г. Демишкевич, различия в их построении сводятся к следующему:
• структурные построения (в одних странах в составе государственных есть коммерческие группы, например, в ФРГ и Канаде, в других — они действуют самостоятельно);
• разная доля государственной поддержки (от 20 до 100 %);
• дифференциация оплаты услуг (рутинные задачи по широкому кругу вопросов предоставляются бесплатно за счет бюджета, узкопрофильные — на коммерческой основе);
• формирование инновационной информации (в большинстве стран основным ее источником являются научные центры и высшие учебные заведения);
• методы распространения информации (преобладающей как для государственных служб, так и для частных фирм является личное знакомство с товаропроизводителем, знакомство с его хозяйством, обучение на курсах переподготовки, специализированных семинарах, выставках и т.д.);
• способы распространения информации (все страны поэтапно идут к глобальной телекоммуникационной системе; в США и Австралии она действует в полном объеме, в Канаде завершается ее оформление; в небольших странах не форсируют ее реализацию; типовой технической идеологии нет).
Общим для всех консультационных служб является то, что с момента создания и до типового оформления все они находились на содержании государства и осуществляли услуги бесплатно. К началу второй половины 90-х г. в среднем по всем странам доля государственной поддержки составила 40 % [5, с. 21—22].
В Дании консультационная служба, действующая с 1970 года, состоит из двух уровней — общенационального и местного. Общенациональный уровень представлен Консультационным центром сельского хозяйства, который самостоятельно проводит опыты и научные исследования, сообщает местным центрам о новых научных разработках. Местный уровень — это сеть из 90—95 фермерских центров, охватывающих территорию всей страны и работающих в контакте с крестьянскими ассоциациями и ассоциациями мелкоземельных крестьян. Управление консультационной службой осуществляется ассоциациями фермеров. Ассоциации в работе консультантов определили два направления: хозяйственно-политическое, служащее интересам фермеров в отношении правительства и парламента, и профессиональное, охватывающее консультационную службу сельского хозяйства. [5, с. 21; 4, с. 27]
До 1988 г. государство оплачивало 70 % заработной платы консультантов, а с 1990 г. — 50 % и то не по всем направлениям работы. Такое направление, как, например, оказание помощи по ведению учета в фермерских хозяйствах не финансируется государством. Доля бюджетного финансирования по другим направлениям составляет 30 %. [4, с. 27—28]
В целом, государственные субсидии консультационной службе составляют 40—50 % расходов ассоциаций, остальные расходы оплачивают фермеры, то есть остальные затраты компенсируются за счет взносов в местные союзы фермеров и путем осуществления непосредственной оплаты за услуги. [5, с. 21; 4, с. 28]
Датская сельскохозяйственная консультационная служба характеризуется следующими особенностями:
• управляется пользователями консультационных услуг;
• в значительной степени субсидируется государством;
• пользуется официальным и всеобщим признанием как беспристрастная сторона;
• оказывает консультационные услуги по всем производственным отраслям;
• не выполняет контрольных функций от имени государства.
В структуре консультационной службы Дании трудится более тысячи основных консультантов, в том числе около 60 специалистов на общенациональном уровне, а с помощниками — около трех тысяч. [5, с. 21; 4, с. 28]
Основными задачами консультационной службы являются:
• обеспечение фермеров самыми современными специальными знаниями, необходимыми для эффективного ведения хозяйства;
• выдача советов в конкретных ситуациях;
• регистрация и обработка экономических данных;
• составление счета прибылей и убытков с целью оптимизации налогообложения и управления фермой;
• проведение анализа хозяйственной деятельности фермерского хозяйства и выдача рекомендаций по ее улучшению, испытание новых машин и технологий непосредственно на ферме;
• разработка проектов по практическому обучению фермеров;
• создание эффективной связи между фермерами и исследовательскими институтами. [4, с. 27]
Анализ консультационного обслуживания показал, что 77 % фермеров крупных хозяйств с площадью пашни 100 га и выше прибегают к услугам консультантов, с площадью пашни до 10 га — лишь 22 % фермеров. [5, с. 21]
Увеличение персонала датской консультационной службы и расширение масштабов ее деятельности рассматривается как одно из свидетельств возросшей потребности сельскохозяйственных товаропроизводителей в данных видах услуг. Основную часть расходов, связанных с расширением работы службы, берут на себя товаропроизводители. Государственные субсидии на эти цели в последние годы не только не увеличились, но даже несколько уменьшились, хотя стартовая позиция составляла 50 %. [6, с. 13]
Консультирование в сельском хозяйстве Германии имеет более чем 150-летнюю историю. Сложившаяся практика сельскохозяйственного консультирования является главным рычагом в производстве продукции растениеводства и животноводства. Производственные вопросы и проблемы получения экологически чистой продукции и нахождения рынков сбыта (в силу отсутствия проблемы обеспечения населения продуктами питания) во многом решаются в единой экономической цепочке консультационной службой. [3, с. 47]
Развитую сеть консультационной службы в Германии можно разделить на две формы обслуживания: государственную и частную, которые почти не отличаются друг от друга по своим функциям. Главное отличие заключается в источниках финансирования. [3, с. 47]
Организаторами государственной консультационной службы в ФРГ выступают крестьянские земельные союзы, действующие либо через Министерство сельского хозяйства с подчиненными ему структурами, либо через другие учреждения. Среди южно-немецких крестьянских союзов консультационная служба внедряется преимущественно благодаря компетентности Министерства сельского хозяйства и подчиненных ему сельскохозяйственных управлений; в северных землях внедрение консультационной службы возлагается на Сельскохозяйственную палату с подчиненными ей округами. [5, с. 21]
Частная консультационная служба, действующая наряду с государственной службой, функционирует все же под покровительством государства, субсидирующего до 50 % услуг частных консультантов. [5, с. 21]
Консультирование производителей в ФРГ осуществляется группами консультационной службы. Число основных (государственных) групп консультационной службы значительно колеблется по отдельным объединенным землям. При организации групп определяются направления консультирования, группы обслуживают предприятия с родственным производством (свиноводство, скотоводство и т.д.) или с различными основными производственными отраслями. На одного консультанта группы приходится 15—40 клиентов. [5, с. 21]
В Канаде консультационное обслуживание традиционно осуществлялось государственными организациями, однако в последнее время участие фермеров в организации и финансировании консультационных услуг расширяется. Фермеры пользуются услугами консультантов при решении тактических и стратегических задач. Подавляющее большинство фермеров Канады обращается к консультантам службы Министерства сельского, рыбного хозяйства и продовольствия, фирм-поставщиков средств производства и бухгалтерских служб. [5, с. 21]
Консультационная служба США (Consulting service), функционирующая в составе Министерства сельского хозяйства, включает 15 тысяч человек. Региональная консультационная служба в США существует при университетах, где сосредоточена исследовательская и учебная (образовательная) деятельность. Преподаватели университетов специализируются по двум направлениям работы: преподавательская и научно-исследовательская или научно-исследовательская и консультационная. Финансирование исследовательских и консультационных программ осуществляется как из федерального бюджета, так и правительствами штатов. В региональных штатах в службе внедрения и пропаганды работает более 2 млн. человек. [5, с. 20]
В отечественной литературе в рамках изучения западного опыта информационно-консультационного обслуживания сельских товаропроизводителей широкое отражение нашла сельскохозяйственная служба «Экстеншн» (от англ. extension — расширение, распространение. University Extention — популярные лекции и практические занятия, организуемые университетом для лиц, не являющихся студентами [11, с. 275]. — М.Б.), являющаяся одним из трех компонентов сельскохозяйственной науки: научные исследования, обучение и экстеншн.
Можно было бы говорить о последней как о службе внедрения. Но в целом эта служба несет более широкие функции, не ограничиваясь передачей сельскохозяйственному товаропроизводителю новой техники или технологии. [10, с. 26]
Служба «Экстеншн» занимается следующими видами деятельности:
• консультационная работа (в различных областях сельского хозяйства);
• повышение квалификации кадров на местах;
• профессионально-техническое обучение (одно-, двух-, трехмесячные курсы). [9, с. 51]
Работа этой службы очень эффективна для американских фермеров и предпринимателей, о чем свидетельствуют лишь некоторые из положительных моментов еe деятельности:
• консультационные услуги оказываются бесплатно (в отличие от частных консультационных фирм, аудиторских контор) и на высоком уровне, так как на вопросы фермеров, используя электронную почту, отвечают специалисты — работники вузов, а материальное обеспечение частично осуществляется на федеральном уровне;
• благодаря службе «Экстеншн» в сельском хозяйстве своевременно внедряются новейшие технологии в области науки и техники;
• квалификационное юридическое и экономическое обслуживание позволяет фермерам и предпринимателям действовать «по букве закона», имея при этом максимальную выгоду для своего производства;
• служба «Экстеншн» позволяет повышать квалификацию без отрыва от производства и дополнительных материальных затрат;
• служба «Экстеншн» оказывает реальную помощь государству в обеспечении занятости населения. [9, с. 51]
Консультационная служба работает в режиме «интерком», и консультант может дать ответ на любой вопрос клиента, от глубины вспашки и оптимального срока посева до расчета бизнес-плана и возможностей выхода на мировой рынок. [9, с. 51]
В Голландии внедрение передового опыта в сельскохозяйственное производство с целью повышения его эффективности осуществляет фирма DLV — государственная организация, финансирование которой осуществляется из средств бюджета (80 %). Остальную часть финансирования обеспечивают фермерские союзы, потребители которых заинтересованы в развитии консультационно-информационных служб. [6, с. 13]
Охват всех отраслей сельского хозяйства по стране позволяет фирме DLV быстро распространять информацию и полученные знания по всем регионам. Это также означает, что новые знания и передовой опыт, полученные в одном районе страны, оперативно становятся известными во всех регионах. Такая обширная территориальная и отраслевая информационная сеть обеспечивает прогрессивное развитие сельского хозяйства Голландии. Количественный состав в группах экспертов-консультантов определяется спросом со стороны сельскохозяйственных товаропроизводителей: если нет спроса, то и эксперт или консультант по определенной проблеме не нужен. Информационный поток не заканчивается на том, что работник службы внедрения передает информацию в форме совета фермеру. Товаропроизводитель, который применил рекомендации на практике, лучше, чем кто-либо другой, может определить состоятельность исследования в целом, его положительные стороны и недостатки. Для научных работников очень важно знать его мнение. [6, с. 13]
В Испании специализированная государственная организация, ответственная за распространение и внедрение результатов научных исследований в сельскохозяйственном производстве и консультирование фермеров по различным аспектам хозяйственной деятельности, — Служба сельскохозяйственной пропаганды (Servicio de Extension Agraria, SEA) была создана в 1956 г. (позднее по сравнению с другими западноевропейскими странами), и уже через три года она стала структурным подразделением Министерства сельского хозяйства в составе его Главного управления по сельскохозяйственному обучению и пропаганде (Capacitation y Extension Agrarias).
До конца 1970-х г. SEA основное внимание уделяла распространению среди фермеров знаний о современных методах производства. Были организованы образовательно-пропагандистские кампании, касающиеся снижения издержек производства, применения удобрений, методов защиты растений, использования новых сортов, машин и оборудования и т.д. Учитывая низкий в то время технический уровень сельского хозяйства, эта деятельность оценивалась положительно. [8, с. 38]
Специалисты SEA изначально действовали скорее как профессиональные инструкторы, чем консультанты. Значительное внимание они уделяли практическому обучению, так как мастерство и «ноу-хау» представляли большую ценность для фермеров. В дальнейшем программы SEA все более ориентировались на помощь в решении технологических и экономических проблем фермерских хозяйств, внешкольную работу с фермерской молодежью — обучение ее сельскохозяйственному труду на основе современных знаний.
В настоящее время SEA совместно с Национальным институтом сельскохозяйственных исследований (INIA) подчиняется Главному управлению по сельскохозяйственным исследованиям, пропаганде и подготовке кадров. Объединение этих двух автономных структурных подразделений в рамках одного Главка осуществлено с целью обеспечения ускоренного внедрения результатов научных исследований в производство. Основное внимание в подготовке сотрудников SEA уделяется вопросам экономики и управления фермерским хозяйством, кооперации и сотрудничества в области сельскохозяйственного производства и маркетинга. Считается, что советник по общим вопросам не может охватить все области сельскохозяйственных знаний, но он должен быть хорошо информирован и знать, как эффективно использовать способы и средства, предлагаемые экспертами и специалистами в узкой области знаний. Основная цель работы советника заключается в том, чтобы повысить потенциал фермеров в управлении и контроле процессов модернизации аграрного сектора, в которых фермерам отведена ведущая роль. [8, с. 38]
Основными целями Главного управления по сельскохозяйственным исследованиям, пропаганде и подготовке кадров являются:
• повышение способности фермеров к решению проблем модернизации хозяйства;
• обучение фермеров и членов их семей эффективному использованию ресурсов при посредничестве специалистов-консультантов, работающих в сельской местности; улучшение общественной среды в фермерском окружении;
• обеспечение профессионального образования фермеров и распространение новых знаний и методов производства на основе результатов прикладных исследований, проводимых научными учреждениями Министерства сельского хозяйства;
• кооперирование в сельскохозяйственном производстве с другими министерствами и фермерскими ассоциациями. [8, с. 38]
Основной упор в своей деятельности SEA делает на повышение способности фермера принимать эффективные решения в хозяйственной практике. Служба использует учебно-экспериментальную базу и кадры сельскохозяйственных профессиональных учебных заведений; организационно их связь закреплена посредством единого руководства. [8, с. 38]
В каждом из сельскохозяйственных регионов, на которые разделена Испания, имеется центр, ответственный за деятельность по сельскохозяйственной пропаганде на региональном уровне. Задача региональных центров заключается в поддержке, контроле и оценке работы местных бюро пропаганды, координации внедренческой работы с исследовательской, а также с деятельностью по сельскохозяйственному образованию в регионе. Персонал регионального центра представлен помимо директора техническим координатором, руководителями среднего уровня (инспекторами), в подчинении которых находятся группы специалистов и специализированные советники. Также в структуре цента имеется административный отдел. [8, с. 38]
На местном уровне основными структурными подразделениями SEA являются коммунальные бюро, размещенные непосредственно в деревнях. Сотрудники бюро являются государственными служащими, имеют соответствующую квалификацию, позволяющую осуществлять программы по содействию и руководству деятельностью фермеров; как правило, этих специалистов называют советниками по сельскому хозяйству. В состав каждого бюро обычно входит главный советник по сельскому хозяйству, а также советник по вопросам домоводства и его помощник. Главный советник в дополнение к своей основной консультационной работе обеспечивает руководство и координацию деятельности всей группы сотрудников местного бюро. Коммунальные бюро группируются в окружные отделения, возглавляемые руководителями среднего звена (инспекторами). [8, с. 38]
Благодаря такой организации своих представительств на местах SEA, по оценкам, проникает в районы глубже, чем другие агентства и структуры Министерства сельского хозяйства Испании: почти в каждой деревне имеется представитель SEA (зачастую являющийся единственным представителем государственных учреждений на местном уровне), к которому фермеры могут обратиться за консультациями и разъяснениями. [8, с. 38]
В сельском хозяйстве Великобритании сформировалась развитая система информационно-консультационного обслуживания сельских товаропроизводителей: консультационная служба сочетает государственную и частную.
Государственная (правительственная) служба (агентство) сельскохозяйственных консультаций и научных исследований (ADAS, ANDA), учрежденная Министерством сельского хозяйства, рыболовства и продовольствия (МСХРП) и действующая в системе МСХРП, была создана в 1944 году как Национальная консультационная служба (NAAS). [7, с. 28; 5, с. 20; 4, с. 28]
ANDA объединяет Британский институт консультантов по сельскому хозяйству (BIAC), Королевский институт привилегированных экспертов и другие научные учреждения.
Частную консультационную службу составляют многообразные консультационные фирмы — от крупных многофункциональных фирм до мелких узкоспециализированных. В частных фирмах агробизнеса консультационной деятельностью занимаются около 70 тысяч человек. [5, с. 20]
Сфера деятельности ADAS — сельскохозяйственная пропаганда, оказание консультационных услуг, исследования и разработки для развития пищевой промышленности, фермерства, земледелия и индустрии отдыха по всей Англии и Уэльсу, административная работа, выполняемая по заказу правительства. [1, с. 33; 4, с. 28]
Консультационная работа проводится для фермеров, а также различных организаций и фирм, связанных с сельским хозяйством. Последние составляют около 30 % от общего объема работ. Консультирование ведется по следующим направлениям:
• производство продукции животноводства;
• основные сельскохозяйственные культуры;
• садоводство;
• окружающая среда;
• менеджмент и ведение фермерского хозяйства;
• управление земельными ресурсами и развитие;
• маркетинг продукции;
• строительство, сооружения и оборудования;
• исследования;
• проведение лабораторных анализов;
• специализированные проекты. [4, с. 28]
Исследовательская работа финансируется как государством, так и из фондов корпораций производителей (например, производителей минеральных удобрений, сельскохозяйственной техники). [4, с. 28]
По заказу правительства ADAS предоставляет бесплатные консультации для фермеров по таким направлениям, как контроль за загрязнением в фермерских хозяйствах, охрана природы, оптимальное применение органических и минеральных удобрений с целью сохранения источников питьевой воды. [4, с. 28]
ADAS обслуживает правительственные департаменты, национальные и международные корпорации, фермеров, садоводов, компании, занимающиеся развитием сельского хозяйства, а также работающие на спортивной и развлекательной арене.
Большой опыт и знания в области сельского хозяйства ставят ADAS в уникальное положение, дающее возможность предоставлять техническую помощь клиентам в странах Центральной и Восточной Европы. ADAS уже предоставляет и планирует оказание ряда профессиональных и технических услуг для Чешской и Словацкой Республик, Болгарии, Польши, Венгрии, России и Украины. Эта работа связана с крупномасштабной сельскохозяйственной приватизацией и обучением инструкторов для будущих служб сельскохозяйственной пропаганды и обеспечения консультативных услуг, главным образом, для возникающих секторов частного фермерского хозяйства. Другая работа связана с приватизацией и преобразованием производства продуктов питания, обработкой, организацией распределения и маркетинга в хозяйствах с рыночной ориентацией. Опыт ADAS, особенно по вопросам приватизации в Центральной и Восточной Европе, показывает, что полное вовлечение местных менеджеров и персонала — необходимое условие для обеспечения успеха любого проекта. [1, с. 33]
ADAS располагает уникальными возможностями: исследовательские центры; лаборатории специальной аналитической химии, микробиологии и диагностики растений; компьютерные и инженерные службы, что позволяет предложить широкий круг услуг и специальных знаний в соответствующих областях:
Штат ADAS составляет 2 тысячи человек, их которых 1500 имеют профессиональную, научную или техническую квалификацию, служба пользуется услугами около 1800 специалистов и научных работников в Англии и Уэльсе. [4, с. 28; 1, с. 33]
Национальная штаб-квартира ADAS занимается вопросами маркетинга, политики, финансов, кадрового комплектования и информационными технологиями. Ниже на структурно-организационном уровне находятся 6 консультационных центров, расположенных по географическому принципу, а также 10 исследовательских центров. В целом, консультационные центры имеют 54 группы специалистов, в каждой из которых 12—15 консультантов. В исследовательских центрах работает 48 групп несколько большего размера. Каждая группа функционирует как коммерческий центр, ставя перед собой задачи получения прибыли и снижения затрат. Исследовательские группы, как правило, базируются в экспериментальных центрах, функционирующих на основе фермерских хозяйств. [4, с. 28]
Помимо службы ADAS фермер в Англии может воспользоваться услугами кредитных коммерческих организаций, включая банки, для которых консультационные услуги являются либо частью, либо самостоятельным пакетом услуг по продаже, или же обратиться к услугам профессионалов — консультантов, работающих в специализированных консультационных фирмах и агентствах. [7, с. 28]
Ведущее место в обслуживании клиентов занимают крупные фирмы: профессиональные объединения, союзы и ассоциации, оказывающие комплексные услуги, обеспечивающие взаимозаменяемость и равномерное распределение нагрузок на консультантов. Среди крупных фирм выделяется Ассоциация независимых консультантов по полеводству (AICC), в ней 78 % специалистов имеют стаж работы более 13 лет, 21 % ранее работали в правительственной консультационной службе, 67 % специалистов имеют высшее образование; численность специалистов ежегодно увеличивается до 20 %. [5, с. 20—21]
Организации сельскохозяйственных товаропроизводителей, сознавая трудности эффективного управления производством, связанные с территориальной изолированностью предприятий, принимают меры по консультационному обслуживанию своих членов, расширяя тем самым для фермеров выбор источников консультационных услуг. Определенный вклад в консультационное обслуживание сельскохозяйственной отрасли вносят университеты и колледжи. [7, с. 28]
Наиболее распространенной организационной формой предприятий, специализирующихся на консультационном обслуживании фермеров, являются фирмы, находящиеся в единоличной собственности. Развивается и такая организационная форма, как обычные партнерства, которые создаются членами-консультантами, имеющими небольшую практику. При увеличении объемов работ консультационные предприятия могут преобразовываться в крупные партнерства и компании. [7, с. 28]
В Великобритании имеется несколько объединений профессиональных консультантов по сельскому хозяйству. Старейшее из них, созданное в 1957 г. профессиональное объединение независимых квалифицированных специалистов по сельскому хозяйству, — Британский институт консультантов по сельскому хозяйству (BIAC). Членами BIAC могут стать лица, отвечающие формальным требованиям квалификации, прошедшие строгий отбор при собеседовании и соблюдающие профессиональный этический кодекс в своей деятельности. В этой организации объединены специалисты по разным научным дисциплинам, но их интерес связан с сельским хозяйством (биологи, почвоведы, экономисты, инженеры, а также топографы, землеустроители, ветеринарные врачи и другие). В связи с этим члены BIAC могут оказывать консультации по различным отраслям сельского хозяйства и смежным с ним областям деятельности. Члены этой организации кооперируются между собой, если при обслуживании клиента требуются специальные знания по нескольким областям. [7, с. 28]
В Польше базисом для создания информационно-консультационной службы является государственная политика в области развития сельской местности, а не только аграрного производства. Система сельскохозяйственного консультирования охватывает сельскохозяйственное производство, развитие связи, транспорта, экологию, работу с сельской молодежью, выявление лидеров, развитие сельского предпринимательства, создание новых рабочих мест в сельской местности. [2, с. 19]
Государственное консультирование, финансируемое из государственного бюджета, призвано выполнять одну из ключевых ролей в осуществлении политики государства в области сельского хозяйства, села в целом, смягчать возникающие проблемы, связанные с реформированием сельского хозяйства. Центр тяжести информационно-консультационной службы (ИКС) переносится с технологического на организационно-экономическое и социальное консультирование. К наиболее существенным условиям эффективного функционирования консультирования и полного использования его возможностей следует отнести:
• систему информации о результатах исследований и методах их распространения;
• региональную политику и ее связь с сельскохозяйственной политикой государства;
• развитие знаний в области технологии производства, экономики, бухгалтерского учета, маркетинга;
• активность науки, службы консультирования и просвещения;
• многофункциональное развитие сельских районов;
• развитие предпринимательства в аграрном секторе;
• поиск различных форм альтернативных источников доходов в деревне;
• выдвижение и поддержку сельских лидеров;
• работу с сельской молодежью;
• консультирование по социально-бытовым и правовым вопросам;
• переквалификацию крестьян и подготовку их к выполнению других работ. [2, с. 20]
Становление системы сельскохозяйственного консультирования (СК) в Польше произошло еще перед Второй Мировой войной. В послевоенный период консультационная служба (КС) получила дальнейшее развитие. Ее основными задачами являлись тесное сотрудничество с научными учреждениями и адаптация результатов научных исследований к условиям отдельных воеводств, консультирование, обучение и информация. [2, с. 20]
В свете начавшейся в 1989 году радикальной экономической реформы, затронувшей и сферу сельскохозяйственного консультирования, значение консультационной службы по сравнению с периодом плановой экономики значительно возросло: на нее было возложено осуществление мер по поддержке крестьян в трудном процессе трансформации польской деревни. В Министерстве сельского хозяйства и продовольствия (МСХ и П) Польши было принято решение о финансировании сельскохозяйственного консультирования из государственного бюджета. [2, с. 20]
Главное в системе консультирования — завоевание доверия крестьян, убеждение их в целесообразности и эффективности контактов с консультантом. Основные положения преобразования системы консультирования выглядели следующим образом:
• расширение общественной базы консультирования — крестьяне получили возможность влиять на содержание и форму консультирования;
• бесплатность и доступность сельскохозяйственного консультирования для всех крестьян;
• высокая квалификация консультантов, соответствующая потребностям крестьян в системе рыночной экономики;
• финансирование сельскохозяйственного консультирования главным образом на основе дотаций из бюджета. [2, с. 21]
В рамках польской государственной системы сельскохозяйственного консультирования можно выделить три уровня.
Первый уровень — это Министерство сельского хозяйства и продовольствия Польши, Всепольский совет сельскохозяйственного консультирования (ВССК) и Центр консультирования и просвещения в сельском хозяйстве (ЦК и П в СХ). Министерство играет роль координатора системы, разрабатывая и осуществляя стратегические направления развития сельскохозяйственного консультирования. ВССК является консультативным органом Министерства. Он состоит из председателей советов воеводского (регионального, районного) уровня (уровня административно-территориальных единиц Польши).
Главными задачами ЦК и П в СХ являются:
• программирование стратегических решений в сельскохозяйственном консультировании;
• методическая, организационная и практическая поддержка центров сельскохозяйственного консультирования (ЦСК);
• координация сотрудничества с зарубежными странами в области сельскохозяйственного консультирования;
• повышение квалификации работников сельскохозяйственного консультирования;
• создание системы информации для сельскохозяйственного консультирования, издание книг и учебных материалов;
• налаживание контактов с сельскохозяйственной наукой. [2, с. 22]
Центр консультирования и просвещения в сельском хозяйстве сотрудничает с институтами, опытными предприятиями, сельскохозяйственными академиями и другими учебными заведениями, сельскохозяйственными школами, учреждениями, занимающимися сельскохозяйственным консультированием, и другими организациями в стране и за рубежом.
Центр консультирования и просвещения в сельском хозяйстве издает журнал для консультантов «Вопросы сельскохозяйственного консультирования». Кроме того, издает большое количество тематических публикаций в области методики сельскохозяйственного консультирования, коммуникаций в консультировании, прогресса в технологиях сельскохозяйственного производства, информационных материалов для нужд сельскохозяйственного консультирования и т.п. [2, с. 22]
На втором уровне находятся Центры сельскохозяйственного консультирования, ответственные за работу с крестьянами и сельскими жителями, воеводские управления, непосредственно контролирующие работу ЦСК, и воеводские общественные советы сельскохозяйственного консультирования (ВОССК), влияющие на реализацию программ консультирования и оценивающие работу ЦСК. [2, с. 22]
На третьем уровне функционируют районные центры сельскохозяйственного консультирования (РЦСК), контролирующие работу местных консультантов, и районные общественные советы сельскохозяйственного консультирования (РОССК). [2, с. 22]
Типичная организационная структура ЦСК является двухуровневой. Первый уровень — это работники Центра и руководящие кадры. Второй уровень — районные центры и местные консультанты, которые, как правило, являются консультантами широкого профиля. На обоих организационных уровнях с ЦСК тесно сотрудничают упомянутые выше общественные советы, состоящие, по крайней мере, на 70 % из крестьян. Количество занятых в ЦСК — 4415 человек. Число хозяйств, приходящихся на одного консультанта, в отдельных воеводствах колеблется от 200 до 1200, а площадь земельных угодий от 1600 до 9000 га. Более 63 % консультантов имеют диплом о высшем образовании, причем большинство из них — это выпускники сельскохозяйственных вузов (около 87 %). [2, с. 22]
Основная цель ЦСК — оказание помощи сельскому населению в решении его проблем и стимулирование развития сельских районов. Три главные функции ЦСК: образовательная, внедрение и распространение, информационная. [2, с. 21]
Первая функция реализуется через организацию разнородных образовательных консультационных программ в форме индивидуального и группового консультирования, встреч с сельскими жителями, курсов, семинаров, лекций, стажировок и распространения специальной литературы.
Вторая функций реализуется через поддержку и продвижение новых технических, технологических, организационных и экономических решений.
Третья функция реализуется через сбор, обработку и распространение среди крестьян информации, прежде всего, рыночной, доступной в форме приложений к местным газетам, бюллетеней, листовок, радио- и телепередач. [2, с. 21]
В ближайшем будущем одним из наиболее важных вопросов становится для ЦСК повсеместное внедрение унифицированной системы сельскохозяйственного бухгалтерского учета в индивидуальных хозяйствах. [2, с. 21]
ЦСК являются бюджетными единицами, финансируемыми на 90 % из государственного бюджета. Остальными источниками финансирования выступают: дополнительные средства воеводств, дотации местного самоуправления, поступления за выполнение работ по бизнес планированию, анализу почв или кормов, оказание гостиничных услуг. [2, с. 21]
ЦСК осуществляют сбор, обработку и передачу крестьянам информации о разработках институтов и рыночной информации (цены, спрос, предложение). Стали создаваться банки рыночной информации. Диапазон накапливаемой информации систематически увеличивается, для многих видов информации были унифицированы методы накопления и обработки. Поступающая теперь в ЦСК информация служит не только крестьянам. Ею пользуются предприниматели, начинающие деятельность в новых направлениях, а также банки при принятии решений о предоставлении кредитов на новые начинания. [2, с. 22]
Консультирование сельской молодежи по вопросам ведения домашнего хозяйства, организации агротуризма осуществляется по программе 4H (Head — голова, Heart — сердце, Hands — руки, Health — здоровье). Девиз клубов 4H — «Хорошее изменить на лучшее».
4H — это образовательная программа, предназначенная для детей и молодежи и осуществляемая в форме внешкольных занятий. Она помогает молодежи выработать такие взгляды, оценку и умения, которые делают их полезными членами демократического общества. Это учеба через действия, связанная с выполнением различных задач во время клубных встреч. [2, с. 24]


Литература
1. АДАС — консультационная служба в сельском хозяйстве Великобритании / Бизнес — клуб // Экономика сельского хозяйства России. — 1995. — №4. — С. 33.
2. Баутин В., Аронов Э. Организация сельскохозяйственного консультирования в Польше // Международный сельскохозяйственный журнал. — 1996. — № 2. — С. 19 — 27.
3. Бычков М.Ф., Беляков А.М. Консультационная служба в Германии // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 1994. — № 9. — С. 47 — 48.
4. Клименко Ю.И. О создании консультационной службы // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 1996. — № 11. — С. 26 — 28.
5. Колотов Л., Демишкевич Г. Информационно — консультационное обслуживание сельских товаропроизводителей // АПК: экономика и управление. — 1996. — № 7. — С. 20 — 24.
6. Литвак А.М. О создании Российской информационно-консультационной службы // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 1996. — № 3. — С. 12 — 16.
7. Мурая Л. Консультационные услуги для фермеров в Великобритании // Экономика сельского хозяйства России. — 1995. — № 4. — С. 28.
8. Мурая Л. Организация консультационного обслуживания фермеров в Испании // Экономика сельского хозяйства России. — 1996. — № 8. — С. 38.
9. Полутина Т. Организация консультационных служб для АПК: опыт и проблемы // Международный сельскохозяйственный журнал. — 1997. — № 5. — С. 51 — 52.
10. Шкапеков С. Формируем консультационную службу области // Экономика сельского хозяйства России. — 1996. —№ 11. — С. 26.
11. Extension // Мюллер В.К. Англо-русский словарь. 70000 слов и выражений. - СПб.: «Академический проект», 1996. — С. 275.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия