Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (29), 2009
ЭКОНОМИКА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
Радченко В. П.
доцент кафедры прикладной экономики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург),
кандидат экономических наук


Востребованность потенциала маркетинга в механизмах развития человеческих ресурсов села
Человеческие ресурсы являются динамической составляющей социально-экономической системы сельской экономики. Они реализуют ресурсную, инвестиционную и консьюмеристскую функции в производственной системе и отношениях распределения. Для эффективной реализации функций человеческих ресурсов в сельской системе, а также их преобразования в человеческий капитал, востребованной оказывается концепция маркетинга, в частности маркетинг трудовых ресурсов, маркетинг инвестиционных ресурсов и традиционного маркетинга с использованием элемента маркетинга клиентского капитала для реализации консьюмеристской функции человеческих ресурсов села
Ключевые слова: село, маркетинг, человеческие ресурсы, социальная инфраструктура

Сельское хозяйство играет большую роль в обеспечении экономического роста, продовольственной безопасности и продовольственной независимости страны. Сельская экономика как подсистема национальной хозяйственной системы не только производит сельскохозяйственное сырье, востребованное рядом сопряженных отраслей, и продовольствие для удовлетворения базовых потребностей российского общества; но и обеспечивает воспроизводство общественно-значимых ценностей, в числе которых особое место занимают человеческие ресурсы.
Современный вектор развития страны предполагает системное решение проблемы выбора инструментов и реальных источников возрождения села. В настоящее время «село» рассматривается как приоритетный объект регулирования и управления, представляющий собой территорию проживания устойчивых социальных общностей (сельских социумов), характеризующуюся единством условий жизнедеятельности людей, наличием ресурсной базы для ведения хозяйства преимущественно аграрной специализации и формирующейся в рамках локализованного пространства общей культуры. Подобный подход обеспечивает возможность выявления и управления пространственно-социальными взаимодействиями в рамках модели интегрированного маркетингового регулирования «территория — социум — хозяйство», в которой социальный фактор является ключевым, обеспечивающим динамику остальных факторов.
Включение рынка в качестве основополагающего элемента сельской экономики трансформирует систему взаимодействий между основными ее агентами: потребителями, индивидуальными предпринимателями, корпорациями, властными структурами, учреждениями общественного сектора по поводу использования потенциала территории и ресурсов для ведения хозяйственной деятельности и воспроизводства человеческого капитала. В воспроизводственных механизмах сельской экономики все большее значение приобретает фаза обмена: ресурсами, товарами, инновациями, информацией, знаниями, компетенциями. Значительную роль в развертывании рыночных отношений на селе играет совершенствование системы институтов, прежде всего института частной собственности, которая создает предпосылки и условия для реализации экономических инициатив собственников, свободы в выборе форм занятости в отраслях сельской экономики (аграрной и неаграрной специализации), а также направлений миграции человеческих ресурсов. Либерализация сельской экономики, с одной стороны, усложнила положение крестьянства, с другой, провоцирует истощение человеческого потенциала села:
1) конкурентная и хозяйственная несостоятельность крупных сельскохозяйственных организаций в условиях рыночной экономики, уход работодателей создает трудности в обеспечении организованного труда на селе, что подкрепляется отсутствием адекватных рынку механизмов регулирования занятости и уровня заработной платы в отраслях аграрной специализации;
2) альтернативой организованной занятости на селе является квазизанятость (заготовки, труд в личных подсобных хозяйствах, занятость в новых нетипичных для села отраслях — агротуризм). Самозанятость не развивает структуру спроса и предложения на сельском рынке труда, что стимулирует отходничество трудовых ресурсов из села (контрактная служба в армии, учеба в городе с последующей занятостью в городской экономике, вахтовая занятость). Кроме того, на селе развивается неформальная занятость (поденщики), ориентированная на получение случайных заработков;
3) демографический спад также выступает фактором снижения ценности человеческого капитала в сельской экономике;
4) социальная деградация трудовых коллективов — низкая заработная плата, диспаритет цен (доля оплаты труда низкоквалифицированного работника в закупочной цене сельскохозяйственного продукта составляет 3—4%, в розничной цене — 1%). Налицо эксплуатация труда селян, что значительно снижает мотивацию занятости в аграрных отраслях, обусловливая либо самозанятость, либо миграцию трудоспособного населения в более благоприятные территории. На большинстве сельских предприятий отсутствуют механизмы контроля за соблюдением трудовых прав работников. Социологические исследования [1, с. 87] показывают появление на селе особой касты низкоквалифицированных работников «летунов». Предприятиям выгодно сохранять эту группу работников, отказываясь от реструктуризации и переориентации на более компетентные трудовые ресурсы;
5) большинство сельскохозяйственных организаций сложили с себя социальные обязательства, характеризуются отсутствием механизмов социальной ответственности бизнеса за условия воспроизводства рабочей силы, что также служит фактором истощения человеческого капитала села.
Важнейшей закономерностью сохранения и развития человеческого капитала села является его включенность в социально-экономические отношения, человеческие ресурсы должны выступать субъектами социального действия, лишь в этом случае, по мнению М. Токсонбаевой, происходит «воспроизводство личного капитала работника, совокупного человеческого капитала социально-экономической системы» [2, с. 112]. Включенность человеческих ресурсов села в социально-экономические и хозяйственные взаимодействия обеспечивается на основе формирования адекватной рынку мотивации и потребностей селян в хозяйственных взаимодействиях с целью формирования условий для воспроизводства семьи в ареале территориальной сельской системы. Базовыми факторами социальной включенности человеческих ресурсов села, по мнению К. Оксинойда, выступают [3, с.101]:
— социальный состав и структура сельского населения;
— факторы трудоспособности и работоспособности;
— материальная удовлетворенность работников;
— уровень образования и квалификации работников, трудовая активность и качество труда;
— мобильность человеческих ресурсов;
— организационная субкультура сельской экономики;
— сплоченность сельского населения и его склонность к кооперации в хозяйственных и социальных взаимодействиях;
— активная гражданская позиция и вовлеченность в общественные инициативы сельского муниципалитета.
Мотивация вовлеченности человеческих ресурсов в территориальные сельские системы выстраивается в матрице: дом (местожительство), место работы (организация), место извлечения ресурсов (территория извлечения сельскохозяйственных угодий), хозяйственное и личностное общение. Основой для развития системы мотивации человеческих ресурсов сельских территорий, обусловливающих ориентацию на проживание и хозяйственную включенность, является производственная и социальная инфраструктура.
Как совокупность элементов материализованной и нематериализованной среды обитания, социальная инфраструктура создает условия для воспроизводства человеческого потенциала села. Будучи динамически встроенной в систему социально-экономических и хозяйственных отношений сельской экономики, социальная инфраструктура является механизмом создания и развития социальных форм жизнедеятельности населения и агентов экономических отношений.
Социальная инфраструктура также рассматривается как часть производительных сил общества, создающих условия для эффективного вовлечения и функционирования трудовых ресурсов в процессе производства. Однако отрасли социальной инфраструктуры (жилищно-коммунальное хозяйство, культурно-бытовая инфраструктура, учреждения социальной защиты, инфраструктура рынка труда) напрямую не участвуют в создании продукта производственной системы села, но они опосредуют стадии производственного процесса, обеспечивая развитие компетентностей работников, условия для закрепления работников необходимой квалификации на селе, создают предпосылки и среду для охраны труда. Важной функцией социальной инфраструктуры является создание условий для демографического прогресса в сельских системах, развития сельской семьи не только как социальной ячейки, но и активного агента сельской экономики, имеющего мотивацию к предпринимательству. Особенностью социальной инфраструктуры на селе является рассредоточенность объектов по территории сельской системы, что затрудняет их эффективное содержание и использование. Сезонный характер производства в отраслях сельской экономики предопределяет особенности использования социальной инфраструктуры, а также формирования источников финансирования ее подразделений.
При исследовании направлений развития человеческих ресурсов и их вовлеченности в социально-экономические отношения территориальной сельской системы важно обратить внимание на следующее обстоятельство, которое остается вне поля зрения современных исследователей. С одной стороны, человеческие ресурсы села, реализуя свою трудовую функцию, выступают субъектами предложения рабочей силы (трудовыми ресурсами), которые в результате покупки ее работодателями (коммерческими агентами сельской экономики) закрепляются за предприятием, фермой, хозяйством и, используя производственные ресурсы хозяйственной единицы, создают продукт сельской экономики. С другой стороны, проживая в ареале сельской территориальной системы, будучи закрепленными в определенном месте проживания, человеческие ресурсы (население) потребляют продукт сельской экономики, то есть реализуют спрос на товары и услуги, производимые на данной территории или аккумулируемые на локальном рынке. Наконец, особенности сельского расселения и типа застройки, а также приватизационные процессы, осуществленные в отечественном сельском хозяйстве в последние десятилетия ХХ века, предопределили наличие в собственности (пользовании) сельских домохозяйств земельных и других производственных ресурсов (капитала) для ведения индивидуальной хозяйственной (предпринимательской) деятельности. Таким образом, человеческие ресурсы, дополненные другими факторами производства, есть капитал сельской семьи, создающий основу для экономического воспроизводства в сельской экономике посредством упомянутых механизмов вовлечения. На рис. 1 представлены три функции человеческих ресурсов в сельской экономике, предопределяющие как направления использования, так и возможности увеличения потенциала на перспективу.
Рис. 1. Функциональная направленность человеческих ресурсов сельской экономики [4, с. 96—99; 5, с. 137—140]
Рассмотрим выделенные функции. Ресурсная функция заключается в предложении рабочей силы на рынке труда сельской экономики. Вовлекаясь в трудовые отношения в качестве рабочей силы, человек предопределяет (соглашается в рамках трудового контракта) свое место работы, набор должностных обязанностей, основанных на имеющихся у него компетенциях. При этом работник передает работодателю функцию совершенствования его профессиональных качеств, компетенций. Таким образом, в соответствии со стратегией развития компании работодатель составляет программу повышения квалификации сотрудников, создает климат «обучающей организации». Трансформирует трудовые ресурсы предприятия в капитал.
Современная управленческая наука располагает достаточно диверсифицированным арсеналом инструментов для реализации подобной задачи. Востребованным в настоящее время является потенциал маркетинга. Концепция маркетинга трудовых ресурсов села базируется на следующих методологических положениях:
1) на уровне территориальных сельских систем востребована теория эффективного формирования профессиональной рабочей силы [6, с. 48—53], согласно которой важными характеристиками рабочей силы в сельской экономике является ее доступность и низкая цена. Задача маркетинга состоит в обеспечении «серийности», вовлечения трудоспособного населения в трудовые отношения через различные виды занятости (например, на основе добавления в сельскую экономику не аграрных отраслей). Существование подобного подхода обусловлено низкой покупательной способностью на рынках труда сельских территорий, а также высокими расходами на поддержание уровня занятости на селе (профессиональную ориентацию, подготовку, переориентацию и переобучение, распределение и т.п.) и необходимостью поиска быстрого сокращения их с целью достижения большей рыночной доли.
2) на уровне крупных хозяйственных единиц (преимущественно агрокорпораций) востребована концепция внутриорганизационного маркетинга [7, с.12]. Внутренний маркетинг рассматривает персонал сельскохозяйственной организации как внутрифирменный рынок, который завоевывает руководство средствами рационального, справедливого распределения функций и видов деятельности, а также фирменных ресурсов. Важнейшими аспектами внутреннего маркетинга являются: связь с планированием и принятием решений и согласование с организационным потенциалом фирмы; параллельная ориентация на внешних потребителей и собственный персонал; рассмотрение маркетинга в качестве не классической функции предприятия, а его философии. Внутриорганизационный маркетинг предполагает взаимоувязку кадровой политики и сбытового маркетинга. Сбыт компании выступает в качестве приоритета, в то время как кадровая политика нацелена на мотивирующее влияние на персонал для повышения их компетенции; это позволяет развивать философию маркетинга в компании. Внутренний маркетинг предполагает использование трех групп инструментов:
— кадровая политика;
— внутренние коммуникации, вовлекающие персонал в стимулирование сбыта;
— внешние коммуникации.
Использование внутреннего маркетинга в аграрной сфере предопределено иммобильностью и неразвитостью организационных структур сельскохозяйственных организаций, а также децентрализованными структурами агрокорпораций.
3) маркетинг персонала [8, с. 20] с одной стороны, рассматривается как маркетинг ресурсов — снабжения предприятия трудовыми ресурсами. Но, с другой стороны, он рассматривается как инструмент эффективного обмена между предприятием и рынком рабочей силы. Основная задача маркетинга персонала — сформировать условия для идентификации работника со своим предприятием и предпосылки для увеличения трудовой отдачи, развития культуры предприятия.
Таким образом, маркетинг трудовых ресурсов является эффективным управленческим инструментарием, позволяющим субъектам трудовых отношений оценивать состояние рынка, тенденции его изменения и принимать обоснованные решения в сфере найма или трудоустройства в сельской экономики, и как следствие, содействия занятости и эффективного использования человеческого капитала. Важнейшей задачей маркетинга трудовых ресурсов является доведение результатов исследований до субъектов трудовых отношений, которые на основе данной информации могут выстроить свое поведение на рынке труда сельской экономики, скорректировать свое поведение, переориентироваться на другие профессии, востребованные на селе. Кроме того, централизованные информационные системы институтов рынка труда и предприятий, функционирующих в сельской экономике, позволят снизить неопределенность на рынке труда и риски, связанные с поиском работы и развитием собственных профессиональных компетенций работников.
Закономерным результатом использования концепции маркетинга для реализации трудовых функций человеческими ресурсами села должно стать обеспечение гарантий стабильности положения субъектов на рынке (при сохранении конкурентных механизмов), посредством совершенствования институциональной составляющей рынка труда (развития контрактных отношений между работодателем и работником), а также соответствующей инфраструктуры (биржи труда, центры профессионального консультирования селян, образовательные центры и пр.). Существенное значение имеет использование маркетинга в продвижении и пропаганде миссии трудовых ресурсов села как динамической составляющей хозяйственной системы сельской экономики.
Вторая функция человеческих ресурсов, реализуемая в сельской экономике — инвестиционная. Ее суть состоит в том, что, располагая ресурсами как собственностью, селянин или сельская семья ориентирована на их простое воспроизводство (в рамках натурального хозяйства для удовлетворения собственных потребностей), или расширенное воспроизводство (в рамках собственного товарного хозяйства, для реализации товаров на рынке, или посредством передачи ресурсов в производительное пользование другим агентам сельской экономики (управляющим)). Управляя ресурсами самостоятельно, селянин использует предпринимательство как технологию повышения эффективности использования собственных ресурсов. Безусловно, можно говорить о природных способностях некоторых людей и их склонности к предпринимательству. Однако в большинстве случаев предпринимательские способности являются результатом целенаправленной профессиональной подготовки в учебных заведениях или практического использования опыта родителей или других предпринимателей. В любом случае, предприниматель, по мнению Й. Шумпетера, ориентирован на инновации, которые являются результатом воспроизводства и развития знаний в обществе [9, с. 16]. Заинтересованный в развитии капитала своей семьи, сельский предприниматель склонен к наращиванию потенциала не только производственных или финансовых ресурсов, имеющихся у него в собственности, но, прежде всего своего индивидуального капитала личности, а также человеческого капитала своей семьи. Социологические исследования [4, с. 90—95; 10, с. 69—78], проведенные в ряде регионов России, показывают, что в семьях сельских предпринимателей довольно высоко ценится высшее образование, которое, как правило, получают дети предпринимателя. Нередки случаи, когда сам предприниматель получает высшее образование в области права, экономики, сельского хозяйства, менеджмента.
В случае, когда селянин, имеющий в распоряжении ресурсы, передает их в пользование (аренду) управляющим, его заинтересованность в генерировании личного интеллектуального и профессионального потенциала может быть ниже, чем у предпринимателя (функция рантье), либо он ориентирован на миграцию и занятость в отраслях городской экономики.
С целью преобразования человеческих ресурсов в человеческий капитал в сельской экономике достаточно эффективным является использование инструментария маркетинга инвестиционных ресурсов (человеческого капитала), базирующегося на следующих методологических основах:
1) теории человеческого капитала [11, с. 121—124], согласно которой человеческий капитал представляет собой результат целенаправленных затрат — накопленный человеческий труд, характеризующийся воспроизводимостью, самовозрастанием стоимостных, качественных и количественных составляющих, возможностями инвестирования (производительного накопления) и включенностью в отношения рыночного обмена (ликвидностью). Таким образом, маркетинг человеческого капитала направлен на формирование потребительной стоимости человеческих ресурсов села, непрерывное их совершенствование. Он может быть использован корпорациями для повышения стоимости привлеченных в производственный процесс трудовых ресурсов, а также сельскими предпринимателями для преумножения личного потенциала (предпринимательского, интеллектуального, профессионального), а также человеческого потенциала семьи;
2) маркетинге организационного капитала [12, с. 517—519], представляющего собой методологию эффективного соединения имеющихся ресурсов в рамках хозяйственной единицы (предприятия, корпорации, индивидуального хозяйства). Организационный потенциал предприятия является ключевым нематериальным ресурсом компании, включает в себя: организационный потенциал компании, культуру и ценности организации, потенциал технического и программного обеспечения, товарные знаки, патенты и другие инновации. Будучи нематериальными активами компании, элементы организационного капитала являются результатом воспроизводства интеллектуального потенциала человеческих ресурсов. Поэтому маркетинг человеческого и организационного капитала тесно связаны;
3) концепции эго-, самомаркетинга [13, с. 44], который представляет собой системный подход к реализации потенциала личности в социально-экономической системе, предпринимательских отношениях. Она основана на изучении направлений позиционирования человека в различных сферах общественной жизни в условиях конкуренции, когда определенное положение личности достигается на основе максимальной мобилизации энергии и инициативы, природных дарований, приобретенных знаний и умений, личной предприимчивости и активной жизненной позиции. В зарубежных источниках концепция самомаркетинга предполагает использование потенциала лидерства, когда человек принимает на себя задачи забот о личном благополучии и благополучии общества, в котором он живет;
4) теории потребительского выбора [6, с. 76], которая заключается в управлении экономическими агентами с помощью функции полезности человеческих ресурсов, в соединении трудовой деятельности с капиталом в условиях их ограниченности. Согласно теории, выбор предполагает соотнесение дополнительных затрат и выгод от использования ресурсов в производстве, и равенство между ними. Важный аспект применения концепции маркетинга человеческих ресурсов села — вкусы и предпочтения потребителя человеческих ресурсов. В сегодняшних условиях, это может выразиться, например, в переориентации ряда сельских предпринимателей на отрасли не аграрной специализации, что обусловливает особенности их потребности в рабочей силе, иной специализации. В условиях применения данной концепции в управлении человеческими ресурсами села, важна социальная ответственность предпринимателей, ведущих бизнес в территориальном ареале сельской системы — их заинтересованность в привлечении трудовых ресурсов села, а в случае их несоответствия потребностям предпринимательской структуры, организация программ переобучения или профессиональной адаптации.
Таким образом, маркетинг инвестиционных ресурсов (в данном случае человеческого капитала) ставит своей задачей вовлечение человеческих ресурсов в производительное потребление в хозяйственной системе сельской экономики, обеспечение их расширенного воспроизводства и самовозрастания в механизмах инвестирования и рыночного обмена.
Третья функция человеческих ресурсов сельской системы — консьюмеристская. Селяне выступают первичными потребителями продукта сельской экономики — сельскохозяйственного сырья и продовольствия. Важно, чтобы локальный рынок максимально удовлетворял потребности сельских жителей в товарах и услугах, причем важно, чтобы эволюционировала структура потребностей, развивались рыночные механизмы распределения товаров, домашние хозяйства вовлекались в товарно-денежные отношения. Потребляя продукт своей хозяйственной системы, селяне могут рассматриваться в качестве потребительского или клиентского капитала, под которым К. Свейби понимает «капитал отношений, основой которого выступают устойчивые связи производителей с потребителями продукции, когда потребители продукции компаний, функционирующих в сельской экономике, и впредь будут отдавать ей предпочтение» [14, с. 86].
Теория маркетинга изначально была ориентирована на удовлетворение общественных потребностей. Применительно к реализации консьюмеристской функции человеческих ресурсов представляется целесообразным рассмотреть содержание следующих концепций:
1) концепции традиционного маркетинга [15, с. 18], основанной на значимости определения структуры потребностей целевой группы потребителей и предоставлении желаемой полезности более эффективными, чем у конкурентов способами. Важность традиционного маркетинга состоит в непрерывном изучении потребностей и удовлетворенности потребителей (реальных и потенциальных) и использовании системы маркетинговых коммуникаций для обеспечения информированности потребителей о товаре и тестировании их лояльности к торговому предложению предпринимателя;
2) концепции социальных предпочтений [8, с.56], которая сводится к тому, что рынок заставляет участников социально-экономических отношений приспосабливаться друг к другу, прежде всего производителей товаров к потребностям сельского социума, соблюдая принципы социальной ответственности бизнеса перед обществом;
3) маркетинга потребительского капитала [16, с.72], предполагающего достижение синергетического эффекта между отдельными составляющими интеллектуального капитала села: человеческим капиталом, организационным капиталом компаний, а также базовыми элементами инфраструктуры сельской экономики. Если синергия достигнута, то знания и информация достаточно эффективно перетекают из внешней среды (рыночной среды сельской экономики) во внутреннюю среду компаний, тем самым, обеспечивая им знания о потребительских предпочтениях селян. В условиях развитых коммуникаций, которые предполагает маркетинг потребительского капитала, информация внутренней среды компаний попадает во внешнюю среду, формируя потребительские ориентиры, подстраивая ожидания селян под возможности сельской экономики.
Таким образом, предназначение маркетинга в поддержании консьюмеристской функции человеческих ресурсов села состоит в согласовании производственных возможностей и ассортиментных, ценовых стратегий производителей с потребностями сельского населения. Эффективное удовлетворение спроса сельского населения за счет потенциала локального рынка обеспечит, с одной стороны, условия для жизнедеятельности сельского социума, вовлечение потребителей в адекватные рынку товарно-денежные отношения. С другой стороны, развитый локальный рынок создаст условия для дальнейшего развития предпринимательства, и как следствие — рост человеческого и экономического потенциала сельской экономики.


Литература
1. Серова Е., Лерман Ц., Звягинцев Д. Диверсификация источников дохода сельских домохозяйств и альтернативная занятость: результаты обследования // Вопр. экономики. — №6. — 2008. — С. 84—98.
2. Токсанбаева М. Социальные интересы работников и использование трудового потенциала. — М.: Наука, 2006.
3. Оксинойд К. Управление социальным развитием организации. — М.: Флинта, 2007.
4. Пациорковский В. Сельская Россия: проблемы и перспективы // Социологические исследования. — № 1. — 2007. — С. 90—99.
5. Соболева И. Человеческий потенциал российской экономики: проблемы сохранения и развития / Институт экономики РАН. — М.: Наука, 2007.
6. Саруханов Э.Э., Сотникова С.И. Маркетинг рабочей силы: социально-экономический анализ. — СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1995.
7. Браверманн А. Маркетинг и полный хозяйственный расчет. — М.: Тиса, 1989. — С.12.
8. Томилов В., Семеркова Л. Маркетинг рабочей силы. — СПб.: СПГУЭиФ, 1997.
9. Шумпетер Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. — М.: Антология экономической мысли, 2007.
10. Ильин Е. «Великий перелом» в чувашском селе. Результаты и следствия аграрной реформы // Соц. исслед. — 2007. — № 11. — С. 69—78.
11. Коулман Дж. Капитал человеческий и социальный // Общественные науки и современность. — 2001. — № 3. — С. 121—138.
12. Панкрухин А. Маркетинг: Учебник. 4-е изд. — М.: Омега—Л., 2006.
13. Постма П. Новая эра маркетинга: пер. с англ. — СПб.: Питер, 2002.
14. Sveiby K.E. The New Organizational Wealth-Managing and Measuring Knowledge-based Assets. San Fransisco, 1997.
15. Третьяк О.А. Маркетинг: новые ориентиры, модели управления. — М.: ИНФРА-М., 2005.
16. Дойль П. Маркетинг, ориентированный на стоимость. — СПб.: Питер, 2001.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия