Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (29), 2009
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Сажин П. Б.
проректор по учебной и научной работе Межотраслевого института
подготовки кадров и информации (г.Санкт-Петербург),
кандидат экономических наук, доцент

Козлова И. В.
заместитель декана факультета управления Межотраслевого института подготовки кадров и информации (МИПКИ)

Система менеджмента качества: преимущества внедрения и проблемы функционирования

Современные организации, функционируя в условиях рыночной экономики, сотрудничают с множеством отечественных и зарубежных компаний, для которых качество имеет первостепенное значение. Одним из условий расширения сфер деятельности, увеличения доли рынка тоже является качество производимых продуктов или оказываемых услуг, так как конкурентоспособность предприятия зависит, в первую очередь, от удовлетворенности потребителя.
В настоящее время большинство крупных компаний отдает предпочтение тем организациям, которые построили систему менеджмента качества и считают ее основой работы своей организации, поэтому очень актуален вопрос о повышении качества предоставляемых услуг, удовлетворении потребителя, как внешнего, так и внутреннего. Исходя из сказанного, вопрос построения си­стемы менеджмента качества и поддержания ее в дейст­вующем состоянии на сегодняшний день — это один из важнейших аспектов в управлении предприятием.
В настоящее время некоторые организации России уже разработали, сертифицировали системы менеджмента качества, и поддерживают их в действующем состоянии; а некоторые организации только начали работу в данном направлении — приняли решение о необходимости построения системы менеджмента качества, отвечающей требованиям стандарта ISO 9001:2000 и приступили к ее разработке. Несмотря на существенную стоимость разработки системы менеджмента качества и ее сертификацию, количество предприятий, вступивших на этот путь, будет неуклонно увеличиваться. Преимущества компаний, уже сертифицировавших СМК, очевидны.
Сертификация СМК стала обязательным требованием для участия в большинстве тендеров, особенно при экспортных поставках. Для получения государственного заказа также требуется наличие на предприятиях сертифицированной СМК. Крупные предприятия России устанавливают для своих поставщиков жесткие условия сотрудничества, например, разработать и внедрить систему менеджмента качества, соответствующую как требованиям стандарта ISO 9001:2000, так и техническим условиям отраслевых стандартов, таких как ISO/TS 16949:2002 «Системы менеджмента качества. Поставщики предприятий автомобильной промышленности. Особые требования к применению стандарта ISO 9001:2000», и других. Соответствие ISO 9001:2000 является первым шагом достижения этой цели. Если потребителем не установлено иначе, система качества поставщиков организации должна быть сертифицирована на соответствие ISO 9001:2000, аккредитованным органом по сертификации (третьей стороной)».
Иными словами, поставщики заводов должны осуществлять закупки материалов и комплектующих у предприятий, на которых функционирует СМК, соответствующая требованиям стандарта ISO 9001:2000. Для получения подряда на выполнение строительных работ в Москве организации также должны иметь сертифицированную СМК.
Наличие у компании сертификата, выданного независимым компетентным органом, является подтверждением надежной функционирующей СМК и свидетельством стремления к непрерывному улучшению. Для многих российских компаний сертификация системы менеджмента качества в соответствии с международными стандартами является необходимым условием для подписания контрактов с иностранными и отечественными компаниями о поставке своей продукции или выполнении работ. Другие предприятия используют сертификацию системы менеджмента как инструмент в условиях рыночной конкуренции.
В части управления закупками стандарт ISO 9001:2000 открывает новые пути взаимодействия с поставщиками. Он обязывает организацию подходить к выбору поставщиков не только на основе цены на их продукцию, но и требовать подтверждений качества закупаемой продукции.
Требование о разработке и внедрении СМК может исходить от владельцев предприятий. Особенно часто это происходит, когда собственниками становятся представители других стран.
Сторонние заинтересованные стороны, а именно потребители, кредитные организации и другие третьи лица тоже выдвигают требование о наличии сертифицированной СМК потому, что им нужны гарантии стабильной (применительно к качеству продукции) работы организации. А гарантию может дать СМК, построенная в соответствии с требованиями стандарта ISO 9001:2000. В п.1.1 этого стандарта указано: «Настоящий международный стандарт устанавливает требования к системе менеджмента качества для тех случаев, когда организация нуждается в демонстрации своей способности постоянно поставлять продукцию, которая отвечает требованиям потребителя и соответствующим нормативным требованиям...».
Внедрение и сертификация системы менеджмента — это не только возможность улучшения экономических показателей компании за счет подписания новых договоров и расширения рынков товаров и услуг, но и отличная возможность оптимизировать процессы внутри компании, в частности, с помощью лучшей и более четкой организации работ и распределения полномочий и ответственности. Преимущества стандарта ISO 9001:2000 неоспоримы для внутреннего потребителя: во-первых, стандарт дает возможность построить систему управления в организации, которая своевременно и адекватно будет реагировать на внутренние и внешние изменения; во-вторых, система — это порядок! Именно это и почувствовали многие организации, приступив к построению СМК — порядка стало больше. А больше порядка — меньше потерь ресурсов.
Если попытаться очень коротко и просто объяснить суть стандарта ISO 9001:2000, то можно дать ему такое определение: это минимальный набор правил, которыми должна руководствоваться каждая организация, постоянно стремящаяся уменьшать число проблем как внутри организации (внутренние потребители), так и при взаимодействии с внешними потребителями (поставщиками и подрядчиками, инвесторами, кредиторами и др.)
Международный стандарт ISO 9001:2000 содержит минимум требований и является универсальным для всех отраслей и используется в качестве модели оценки соответствия и сертификации. Сейчас сертификация на соответствие стандарту ISO 9001:2000 ведется более чем в 150 странах мира. Сертификация по ISO серии 9000 добровольная. Вместе с тем, многие организации предпочитают пройти сертификацию, понимая, что независимая проверка их соответствия требованиям стандартов приносит и ощутимые преимущества.
В современных рыночных отношениях международным стандартам системы менеджмента качества ISO серии 9000 принадлежит особая роль. За время, прошедшее с момента публикации первых версий стандартов в 1987 г., они стали признанными эталонами организации работы по качеству на предприятиях разных отраслей, средством укрепления доверия со стороны партнеров и повышения конкурентоспособности. Разработка и внедрение системы менеджмента качества (далее СМК) дает предприятиям возможность:
— преимущества для участников конкурсов, тендеров;
— повышения конкурентоспособности компании;
— гарантии выполнения требований заказчика;
— повышения цены на продукцию (услуги);
— льготного кредитования и страхования;
— получения госзаказа;
— улучшения качества продукции, работ и услуг;
— сокращения издержек;
— рационализации бизнес-процессов;
— нормативно-технической поддержки производственного процесса;
— оптимизации процессов управления и повышения технологической дисциплины.
Для того чтобы убедиться в том, что интерес организаций к построению СМК постоянно растет, достаточно ознакомится со сводной информацией о количестве организаций, имеющих сертифицированные СМК, на официальном сайте ISO www.iso-9001.ru.
Однако нужно понимать, что стандарт ISO 9001:2000 — не волшебная палочка и не лекарство от всех болезней организации. К тому же, только правильная и неформальная реализация его требований принесет конкретную пользу предприятию: в противном случае может получиться обратный эффект.
В основе построения системы менеджмента качества лежит разработка обязательной документации, в соответствии с требованиями ISO 9001:2000. На втором этапе работы разрабатывается документация основного процесса (процессов) организации: положения о структурных подразделениях, должностные инструкции сотрудников, рабочие инструкции, карта процесса (или другое описание его выполнения) и другие документы. Решение о доскональности его разработки принимают непосредственно сотрудники организации. Документация поддерживающих процессов, тоже является неотъемлемой частью системы менеджмента качества организации. Вся совокупность процессов должна иметь необходимые ресурсы для функционирования (трудовые, финансовые, материально-технические), координироваться и управляться, иметь рынки сбыта и возможность их изучения и освоения.
Стандарты поддерживающих процессов можно разрабатывать самостоятельно в рамках собственной организации, но можно и привнести с помощью бенчмаркинга из наиболее успешных компаний, причем не обязательно профиля своей организации. Поддерживающие процессы, как правило, унифицированы.
Особенно досконально прорабатываются наиболее слабые моменты деятельности организации. Ими являются действия: при взаимосвязи процессов или на переходном этапе от одного процесса к другому.
В бизнес-процессах с момента внедрения системы менеджмента качества тоже начинаются известные трудности. Ведь внедрение нововведения может повлечь за собой перестройку ряда процессов организации. Могут возникнуть проблемы с неподготовленностью персонала работать в новых условиях. Таких проблем не возникает, или они нивелированы, когда внедрение сопровождается программой обучения персонала, но так бывает далеко не всегда.
В наш технологический век современные технологии позволяют значительно ускорить и упростить процесс разработки СМК и ее актуализации.
Если полезность и необходимость СМК уже давно ни у кого не вызывают сомнения, то методы ее построения могут значительно отличаться друг от друга. Например, большинство организаций выбирают для себя самый простой и распространенный способ — разработка регламентных документов СМК вручную, без использования средств автоматизации. Для этого формируется бюро или целый отдел, который сосредоточивается на поддержании данных документов в актуальном состоянии. Причин, почему это происходит, несколько: неосведомленность о существовании информационных систем, автоматизирующих процесс создания документации; отсутствие представления об объемах документации СМК и работ по поддержанию их в актуальном состоянии; стремление получить сертификат, а не построить эффективную систему управления.
Главной проблемой при выборе метода построения СМК является то, что не всегда руководители и специалисты организации до конца понимают, какой объем работ им предстоит осуществить уже после получения сертификата соответствия СМК требованиям стандарта ISO 9001: 2000. Именно экономия ресурсов (люд­ских и временных) на «рутинной работе» по доработке документации СМК и приводит к ситуации, когда уже внедренная СМК на практике представляет собой груду устаревшей документации, которой никто не пользуется. Например, если изменился порядок выполнения процедуры, то необходимо отразить данное изменение в документации СМК. Доработка документации в организации, которая не использует информационную систему поддержки СМК, осуществляется путем последовательной правки документов: регламента процедуры, регламента (карты) процесса, должностных инструкций сотрудников, положения о подразделении. Таким образом, необходимо просмотреть минимум четыре документа, найти и изменить устаревшую информацию, причем вручную, и затем согласовать все внесенные изменения для каждого документа. Эффективность такого способа актуализации документации очень низкая, к тому же, чем больше вносимых изменений, тем выше вероятность того, что они не будут корректно отражены во всех необходимых документах. Нельзя забывать также и о том, что чем скучнее и неинтереснее работа, тем сильнее влияние «человеческого фактора», что, в свою очередь, приводит к непредсказуемости результатов такой работы.Выходом из ситуации является использование информационной системы как на этапе разработки СМК, так и на этапе поддержания ее в актуальном состоянии.
Информационная система должна обеспечивать: возможность проектирования процессов и процедур СМК как в графическом, так и в текстовом виде; возможность автоматически формировать регламентные документы в соответствии с требованиями стандарта ISO 9001:2000 без дополнительной доработки; возможность использования информационной системы, как единой базы знаний, в которой вся необходимая информация всегда находится «под рукой» (начиная от регламентных документов СМК и заканчивая необходимой в повсе­дневной деятельности справочной документацией); про­стой и удобный способ актуализации всей документации, описывающей СМК организации.
Таким образом, использование информационной системы должно снизить трудоемкость внесения изменений в документацию СМК и позволить специалистам больше времени тратить на выполнение своих прямых обязанностей.
Предупредить возможные сложности позволяет методологический подход. При этом предполагается, что один из акцентов в процессе внедрения и встраивания нововведения в общую схему взаимодействия процессов организации будет сделан на развитие и обучение персонала фирмы.


Литература
1. Андерсен Бьерн. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования / Пер. с англ. С.В. Ариничева / Науч. ред. Ю.П. Адлер. — 3-е изд. — М.: РИА «Стандарты и качество», 2005. — 272 с.
2. Международный стандарт ИСО 9001. Системы менеджмента качества. Требования. — 4-е изд. — 2000-12-15. ISO-2000.
3. Международный стандарт ИСО 9004. Система менеджмента качества. Руководство по улучшению деятельности. ISO -2000.
4. Сажин П.Б. Процессный подход в управлении строительной фирмой. — СПб. МИПКИ, 2006.
5. Спицнадель В.Н. Системы качества (в соответствии с международными стандартами ISO семейства 9000): Учеб. пособие. — СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», 2000.
6. Управление качеством: учеб. пособие / Джеймс Р. Эванс; пер. с англ. под ред. Э.М. Короткова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
7. Шарипов С.В., Толстова Ю.В. Система менеджмента качества. — СПб.: Питер, 2004.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия