Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (29), 2009
МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ
Кузьмин А. Ю.
аспирант Санкт-Петербургской академии управления и экономики

Проблемы выбора, обоснования и оценки комплекса программных мероприятий социально-экономического развития дотационного региона
Статья посвящена проблемам выбора комплекса программных мероприятий социально-экономического развития дотационного региона с учетом его особенностей — ресурсных, законодательных, социальных. Предлагается методика определения инвестиционной привлекательности региона на основе корреляционно-регрессионной модели и комплекса показателей. Рассматриваются возможные приоритеты, на которых нужно сфокусироваться в экономическом и социальном развитии региона. Анализируются подходы к оценки эффективности мероприятий
Ключевые слова: дотационный регион, региональная экономика, показатели социально-экономического развития, эффективность инвестиционного процесса, инвестиционная привлекательность региона

Известно, что каждый регион имеет свои особенности, которые делают его уникальным, прежде всего, в выборе потенциальных рынков и ресурсов. Используя имеющиеся на территории субъекта РФ ресурсы, государственные органы власти и управления могут формировать региональную политику, результатом которой является определенный уровень социально-экономического развития региона. Чем рациональнее используется потенциал субъекта РФ, тем выше уровень его развития. Следовательно, приоритеты в социально-экономическом развитии дотационного региона определяются целями и задачами региональных властей в использовании существующей и развиваемой путем проведения инвестиционной политики ресурсной базы.
В Российской Федерации законодательством не определена конкретная методика, которой должны руководствоваться соответствующие региональные органы власти, для выбора, обоснования и оценки комплекса программных мероприятий социально-экономического развития региона, направленного на снижение его дотационности. Рассмотрим предлагаемый нами алгоритм и блок-схему его реализации при выборе приоритетов в социально-экономическом развитии дотационного региона (см. рис. 1).
В блоке 1 осуществляется анализ состояния социально-экономического развития региона и дается оценка ограничений, связанных с реализацией поставленных целей и задач, а также ресурсных возможностей органов государственной власти субъекта РФ. Предполагается, что результаты анализа станут основой для оптимального использования финансового, ресурсного и организационного потенциалов региона, т.е. возможности внедрения всего спектра существующих инвестиционных механизмов, технологий и инструментов.
В блоке 2 дается оценка ресурсного потенциала, в основе которого рассматриваются мобилизация и наращивание конкурентных преимуществ, связанных с возможностями более активного вовлечения в воспроизводственный процесс факторов, обусловленных ресурсным потенциалом региона, под которым следует понимать совокупность природных и экономических ресурсов территорий, участвующих в достижении конечного народно-хозяйственного результата.
Блок 3 предназначен для проверки условия достаточности ресурсного потенциала, необходимого для решения задач социально-экономического развития региона. Если результаты оценки укажут на имеющийся дефицит в ресурсах территории, то могут приниматься решения, направленные как на уточнение состава задач и времени на их выполнение, так и возможное привлечение дополнительных источников финансирования, включая средства государственного бюджета.
Рис. 1. Блок-схема алгоритма формирования и выбора приоритетов социально-экономического развития региона
Блок 4 предназначен для обоснования системы показателей социально-экономического развития региона в соответствии с поставленными задачами исследования. Очевидно, что, несмотря на большое разнообразие территориальных, экономических, социальных, экологических и других особенностей в развитии субъектов Российской Федерации, возможен единый системный подход к их изучению.
Одной из основных проблем является выбор адекватного показателя, характеризующего эффективность инвестиционного процесса. Возможны два принципиальных подхода: использование абсолютных показателей (объем инвестиций в регионе) или относительных, например, объем инвестиций на душу населения, на единицу основных фондов, на единицу валового регионального продукта и т.д. Большинство относительных показателей оказываются нерепрезентативными на достаточно больших промежутках времени (например, в результате периодической переоценки основных фондов) или имеют четко прослеживающуюся взаимосвязь (например, валовой региональный продукт — доходы бюджета — объем инвестиций).
Могут также использоваться наиболее важные показатели развития, к примеру, Псковской области в сравнении с РФ, а также расширенная группировка показателей, характеризующих социально-экономическое развитие региона.
Количество отбираемых показателей должно определяться статистической отчетностью. Причем на первом этапе формирования корреляционно-регрессионной модели можно включать все показатели, имеющие количественные значения и, возможно, связанные между собой. Затем, на основе корреляционной матрицы следует провести отсев факторов, связанных между собой определенной зависимостью.
Таким образом, на основе системы показателей, будет возможно оценивать влияние и эффективность будущих мероприятий с помощью экономико-статистической модели. Как показали наши исследования, наиболее универсальным показателем, отражающим влияние и эффективность мероприятий, является показатель инвестиционной привлекательности регионов.
Для определения инвестиционной привлекательности региона рекомендуется использовать следующую формулу [18, с.142]:
Определение значений весовых коэффициентов является наибо­лее ответственным этапом расчета. Поэтому для того, чтобы свести к минимуму элемент субъекти­визма, ежегодно проводится опрос экспертов из российских и зарубежных компаний и банков. Получаемые и в последующем используемые весовые коэффициенты отражают усредненное представление хозяйственных субъектов о важности тех или иных показателей.
Выбор приоритетов социально-экономического развития региона осуществляется в 5 блоке. Возможными приоритетами в увеличении регионального валового внутреннего продукта могут быть:
– создание благоприятных условий для развития бизнеса;
– привлечение в регион новых производств;
– обновление структуры производства;
– развитие имеющихся производств;
– развитие производственной инфраструктуры и ее информационной составляющей;
– создание новых высокооплачиваемых рабочих мест.
К социальному блоку регионального развития следует отнести:
– увеличение площади жилья, приходящейся на одного человека;
– увеличение численности врачей;
– сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
– сокращение доли населения региона с доходами ниже прожиточного минимума;
– увеличение заработной платы работающих и размера пенсий пенсионеров.
Блок 6 предназначен для проверки условия реальности достижения цели социально-экономического развития региона и тем самым решения поставленных задач в заданные сроки и с учетом выделенных ресурсов. Для этого рекомендуется уточнить выбор и обоснование приоритетов социально-экономического развития региона, в том числе в отраслевом (по видам экономической деятельности) и территориальном разрезе.
Если выбранные приоритеты не соответствуют требованиям стратегии социально-экономического плана развития региона, то выполняется процедура их корректировки, заключающаяся в пересмотре задач, сопровождающих поставленные цели и методы их решения в соответствии с выделенными ресурсами. По сути, при всех корректировках принятого сценария развития региона, задачи экономического и социального развития региона остаются неизменными, а способы их решения с учетом принятых приоритетов подлежат пересмотру.
Таким образом, сформированные и принятые региональными законодательными и исполнительными органами субъекта Российской Федерации экономические и социальные приоритеты могут создать принятому стратегическому плану не только необходимую поддержку (налоговые льготы, защита интересов инвестора), но и гарантии управления для соответствующего уровня региона.
Разработка мероприятий и механизмов по реализации намеченных приоритетов выполняется в 7 блоке.
Как показали наши исследования, программы социально-экономического развития регионов, разрабатываемые и реализуемые сегодня, имеют ряд методологических просчетов, не позволяющих оптимально использовать финансовый, ресурсный и организационный потенциалы региона, т.е. возможности всего спектра существующих инвестиционных механизмов, технологий и инструментов. Следовательно, они не могут реально способствовать привлечению в регион дополнительных инвестиционных ресурсов, включая использование внебюджетных источников финансирования региональных программ.
Формирование основных вариантов социально-экономического развития региона должно предусматривать возможные сценарии реализации предлагаемых мероприятий с целью снижения дотационности региона и влияния при этом внешних факторов. Реальное развитие региона может происходить в процессе практической деятельности, т.е. при реализации принятой стратегии на практике, где необходимо, чтобы результаты разработки сбалансированной системы показателей (индикаторов) для оценки степени и точности выполнения необходимых мероприятий соответствовали принятой стратегии. Система показателей, определяющих использование необходимых ресурсов для реализации поставленных целей, позволяла проводить своевременный и качественный мониторинг всех этапов реализации стратегии, осуществлять ее своевременную корректировку в соответствии с изменившейся внутренней и внешней ситуацией, объективно оценивать место региона в России.
Блок 8 предназначен для формирования перечня инвестиционных проектов и программ социально-экономического развития региона и проверки их на реализуемость.
В блоке 9 осуществляется проверка программ на их на реализуемость, результаты которого дают основание для разработки системы контроля и внедрения их при выполнении поставленных задач (блок 10).
В результате будет разработан комплекс программных мероприятий, учитывающий ресурсный потенциал дотационного региона, определяющий приоритеты социально-экономического развития этого региона. Мероприятия и механизмы по реализации намеченных приоритетов обеспечат приращение бюджета региона, а оценка влияния и эффективность этих мероприятий будет оцениваться с помощью экономико-статистической модели.


Литература
1. Закон РФ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития в Российской Федерации» // Собр. законодательства РФ. Изд. офиц. — М.: Юридическая литература,1995. — Ст. 2871.
2. Постановление Правительства РФ от 11 октября 2001 г. № 717 «О федеральной целевой программе “Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002—2010 годы и до 2015 года)”» (с изменениями на 20 октября 2006 года).
3. Указ Президента РФ от 3 июня 1996 года № 803 «Об основных направлениях региональной политики в Российской Федерации».
4. Федеральный закон РФ № 115-Ф3 от 20 июля 1995 года «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации на 1996—2000 годы».
5. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
6. Федеральный закон № 131 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» // Российская газета. — 1999. — 4 марта.
8. Федеральный закон от 24.07.2002 № 104-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ».
9. Федеральный закон от 30.07.2002 № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ».
10. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
11. Постановление Правительства РФ от 6 марта 2005 года № 118 «Об утверждении Положения о разработке перспективного финансового плана РФ и проекта федерального закона о федеральном бюджете».
12. Методические рекомендации по разработке и реализации федеральных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация // Собр. законодательства РФ. Изд. офиц. — М.: Юридическая литература,1995. — Ст. 3453.
13. Методические рекомендации по оценке инвестиционных проектов (редакция вторая), утвержденные Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ, Государственным комитетом РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике № ВК 477 от 21.06.1999 г.
14. Методические рекомендации по разработке и реализации федеральных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация // Собр. законодательства РФ. Изд. офиц. — М.: Юридическая литература, 1995. — Ст. 3453.
15. Агалов В.К. Регулирование инвестиционной деятельности в депрессивных регионах.— СПб.: Изд-во СПб. гос. ун-та экономики и финансов, 2000.
16. Алексеева Н.А. Принципы моделирования социально-экономического развития региона // Менеджмент: теория и практика. — 2004. — № 1—2.
17. Богачева О. Бюджетные механизмы в мировой практике развития депрессивных и остальных регионов // Вопр. экономики. — 1996. — № 6.
18. Гришина И.В. Анализ и прогнозирование инвестиционных процессов в регионах России. — М.: СОПС, 2005. — 256 с.
19. Регион: проблемы планирования и управления / Под ред. А.С. Новоселова; РАН. Сиб. отд-ние. Ин-т экономики и организации пром. производства. — Новосибирск, 2002. — 390 с.
20. Региональная экономика: Учеб. Пособие для ВУЗов / Под общ. ред. Т.Г. Морозовой. — М.: ЮНИТИ, 1998. — 468 с.
21. Регионы России. — Социально-экономические показатели 2003. Стат. Сб. / Госкомздат России. — М., 2003. — 895 с.
22. Рейтинг дотационных регионов // Информац.-аналит. строительный Интернет-журнал. — 2007. — январь.
23. Рейтинг инвестиционной привлекательности российских регионов 2002—2004 годы // Эксперт. — 2003. — № 43–45.
24. Рохчин В.Е., Знаменская К.Н. Стратегическое муниципальное планирование в России: научные и методические аспекты. — СПб.: ИРЭ РАН, 2000.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия