Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (29), 2009
МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ
Смирнов С. А.
аспирант кафедры экономики и логистики Санкт-Петербургского государственного технологического института (Технического университета)

Распределение ресурсов на предприятии с использованием информационных систем
В статье показана важность использования информационных систем на этапе становления малого предприятия, приведены цели и задачи информационной системы по распределению ресурсов на предприятии, приведена классификация информационных систем в зависимости потребностей предприятия и решаемых задач
Ключевые слова: малое предприятие, информационная система, информационная технология, система управления, бизнес-процесс

В настоящее время функционирование многих предприятий и организаций всe больше зависит от правильности и своевременности принятия решений. В связи с бурным развитием информационных технологий создание компьютерных информационных систем и систем автоматизированного управления кадровыми ресурсами организаций стало наиболее актуальным.
Руководители многих коммерческих организаций в Западной Европе осознают необходимость модернизации схем управления с использованием новых информационных технологий.[3] Различные компании прикладывают много усилий к внедрению передовых технологий привлечения клиентов на предприятиях и в коммерческих организациях, и предлагают современные технологии автоматизации документооборота — от простых программных пакетов до пакетов уровня управления предприятием, от технологических служб до бухгалтерии и дирекции.
Актуальные вопросы, связанные с изучением отдельных сторон исследуемой проблемы, нашли своe отражение в научных трудах известных западных экономистов, таких как Брейли Р., Майерс С., Бхимани А., Каплан Р.С., Туми Дж., Нортон Д.П., и др.
Целью создания информационных программных продуктов для западных компаний является комплексное решение управленческих, финансовых, аналитических, кадровых, информационных задач, задач связи, мониторинга и автоматизации бизнес-процессов.
Как правило, подобная информационная систе‑
ма — это сложный программный комплекс, охватывающий и решающий множество проблем управления.[1] Также встречаются варианты систем управления, которые наиболее полно решают одну конкретную задачу (например, задачу привлечения новых клиентов), при этом, естественно, в них зарезервирована поддержка решений и остальных задач, но в меньшей степени.
На европейском рынке программного обеспечения подобные системы называют CRM системами [2] (от слов Customer Relationship Management) — это типичные программные системы, решающие конкретную задачу в рамках бизнес-процесса для конкретной организации.
Все существующие на сегодняшний день информационные экономические системы можно разделить на три больших группы.[4]
Во-первых, группа систем, ориентированных на огромное число потенциальных пользователей (клиентов системы). Такие системы, как правило, включают в себя многие и многие компоненты, которые могут понадобиться пользователям для решения именно их задач. Как правило, эти системы разрабатываются довольно продолжительное время; их созданием занимаются целые команды разработчиков (отдельные организации по разработке информационных систем), эти системы реализуют или автоматизируют множество различных бизнес задач. Отличительными особенностями этих систем являются: их высокая стоимость разработки и внедрения, сложность установки и настройки под конкретный бизнес-процесс, необходимость привлечения квалифицированного персонала для запуска и внедрения информационной системы в конкретный процесс.
Вторая группа систем также ориентирована на большое число потенциальных пользователей (клиентов системы), но решает группу задач из какой-то конкретной определeнной области экономики. Эти системы также, обычно, представляют собой готовые пакеты программ или сервисов, в которые уже на этапе разработки включены все компоненты, которые могут понадобиться потенциальным клиентам для того, чтобы внедрить информационную систему у себя на предприятии. Чаще всего, в реальной жизни, после внедрения таких систем и по прошествии определeнного времени пользования подобной системой, выясняется, что на самом деле работниками компании используется не более 30—40% всей функциональности системы. А остальные функциональные куски системы так и остаются неиспользуемыми на протяжении всего существования бизнес-процесса. Отличительными особенностями таких систем является то, что их стоимость сравнительно ниже, чем у систем первой группы, но, тем не менее, на начальном этапе становления бизнеса цена подобной системы оказывается слишком высокой. И затраты на приобретение и внедрение системы в малый бизнес оказываются слишком велики. Лишь впоследствии, когда предприятие наберeт необходимый оборот, вложения в данную информационную систему начнут окупаться.
Третья группа информационных систем в экономике — это узкоспециализированные системы. Такие системы изначально разрабатываются с учeтом конкретного бизнес процесса, и призваны решать именно те задачи, которые необходимо решать в данном бизнес процессе или на данном предприятии. Идея, положенная в разработку таких систем, состоит в том, что система разрабатывается для конкретного заказчика и уже на основе бизнес модели предприятия заказчика. Основной целью создания таких систем является минимизация затрат при запуске всего процесса на начальном этапе ведения бизнеса. Поэтому на начальном этапе разработки системы целесообразным является то, что в информационной системе разрабатываются именно те узлы и компоненты, которые точно будут нужны для решения задач на данном этапе развития бизнеса. Это, несомненно, сказывается и на стоимости разработки всей информационной системы. Впоследствии по требованию организации-клиента такие системы получают развитие. Таким образом затраты на разработку системы минимальны, а сама система на всей продолжительности еe жизни используется на 90—100% своей функциональности. Одновременно с этим основное достоинство таких информационных систем — их узкая специализация — одновременно является и их общим недостатком: такие системы не могут быть в дальнейшем использованы для решения других экономических задач, так как создавались именно для решения конкретной бизнес задачи.
Разработка информационных систем для решения экономических задач является непростой и нетривиальной задачей.[3] Сложность разработки таких систем определяется следующими факторами:
– неоднозначность и нелинейность решаемой задачи;
– постоянно изменяющиеся внешние условия, в которых должна функционировать система;
– большое количество изменяющихся внешних параметров и требований к системе;
– нелинейная взаимосвязь входных и выходных параметров;
– архитектурная сложность разработки; архитектура системы должна учитывать всевозможные требования к функционированию системы;
– структурная сложность системы, обусловленная текущим положением дел в IT-индустрии и в программировании многопользовательских систем.
Информационную систему предполагается использовать в тесном переплетении с бизнес-процессом на каждой стадии его функционирования.
На этапе запуска и становления бизнеса предполагается использовать информационную систему как средство для привлечения первых клиентов в бизнес. Часть IT-системы — а именно: разработанный интерактивный Web-портал, система рейтингов и целевой таргетинг Интернет-аудитории — будет использоваться для поиска клиентов и привлечения их внимания.
На этапе начального функционирования бизнеса предполагается использовать информационную систему главным образом как средство оперативного взаимодействия с потенциальными и реальными клиентами. Развитие информационных технологий в настоящее время позволяет организовать систему таким образом, что она будет настраиваемой, интерактивной и многопользовательской, и функционировать таким образом, чтобы обеспечить максимальную обратную связь с клиентом.
На этапе стабильного функционирования бизнеса разрабатываемая информационная система будет использоваться постоянно для целей бизнеса, обеспечивая всю необходимую работу по организации информационных потоков внутри бизнес-системы. Можно сказать, что разрабатываемая информационная система автоматизирует и берeт на себя все основные функциональные узлы бизнес-процесса. Таким образом обеспечивается непрерывная интерактивная связь между собственником бизнеса, менеджерами, клиентами и другими участвующими в бизнесе сторонами. А информационная система выступает здесь, как “информационное ядро” [5], координирующее и автоматизирующее все возможные действия всех сторон, участвующих в бизнесе.
Таким образом, получается, что весь бизнес-процесс изначально ориентирован на использование информационной системы. И без неe его существование невозможно. Поэтому и многие цели и задачи управления и логистики, которые включает в себя бизнес-идея, будут также ориентированы на использование IT-системы.


Литература
1. Гайфуллин Б.Н., Обухов И.А. Автоматизированные системы управления предприятиями стандарта ERP/MRP II. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 104 с.
2. О’Шоннесси Дж. Принципы организации управления фирмой. — М.: МТ Пресс, 1999. — 296 с.
3. Розаренов А.А. Новое программное обеспечение для промышленных предприятий на пороге нового века. [Электронный ресурс]. — 2000. — Режим доступа: http://www.optim.ru
4. John W. Toomey MRP II: Planning for Manufacturing Excellence — Chapman&Hall, 2006. — 256 p.
5. Kaplan R.S., Norton D.P. The strategy-focused organization: how balanced scorecard companies thrive in the new business environment — Boston: Harvard Business School Press, 2000. — 392 p.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия